Институт президентства в современном мире и республике Беларусь: сравнительный анализ
БИП - Университет права и социально-информационных технологий
Диплом
на тему: «Институт президентства в современном мире и республике Беларусь: сравнительный анализ»
по дисциплине: «Политология»
2022
251.00 BYN
Институт президентства в современном мире и республике Беларусь: сравнительный анализ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Политология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
1.1 Становление и развитие института президентства
1.2 Понятие и содержание института президентства
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1 Институт президентства в Республике Беларусь
2.2 Президент и его правовой статус в Российской Федерации
2.3 Место и роль главы государства в США, ФРГ и Франции
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Место Президента Республики Беларусь в системе разделения властей
3.2 Конституционно-правовой статус Президента по Конституции 1994 года и его изменение с принятием дополнений и изменений
3.3 Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь по результатам республиканского референдума об изменениях и дополнениях Основного закона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Возникновение и развитие института президентства имеет сложную историческую судьбу. Его формирование происходило по разным причинам, в той или иной степени, под влиянием исторических и национальных особенностей, традиций страны, разумеется, с учетом необходимости и целесообразности создания этого политического института в конкретных исторических условиях. Поэтому неудивительно, что высший орган государственной власти в лице Президента был создан в разных странах в разное время.
Предложение ввести президентство еще находилось в процессе подготовки проекта Конституции СССР в 1936 году. Это предложение как «чуждое социалистическому государству» не было принято. Более того, по сути, функции президента в то время выполнял генеральный секретарь большевистской партии.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности США решения в области национальной и, следовательно, экономической безопасности, принимает президент США, полномочия которого определены в Конституции США, а также в действующем законодательстве страны. Президент имеет право использовать все имеющиеся экономические и военные ресурсы для защиты национальных экономических интересов.
Установление президентства в Республике Беларусь было достаточно сложным.
Распад СССР, возникновение независимого государства Республики Беларусь, фундаментальные экономические и политические преобразования, национальное возрождение, необходимость реальной гарантии прав и свобод граждан привели к совершенно иной роли высших органов власти. государственная власть в обществе.
Некоторые политические организации, в том числе Белорусский народный фронт, считали, что введение президентства в нашей стране было поддержано «промосковскими группами в парламенте».
Должность Президента Республики Беларусь в качестве главы государства и исполнительной власти была введена Конституцией Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.
В современном значении Президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время Президент Республики Беларусь – это не только должностное лицо, возглавляющее наше государство, но и тот субъект, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, он представляет белорусское государство на международной арене, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь. Все это свидетельствует о важности конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь.
Объект исследования составили общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования института президентства в современном мире и Республике Беларусь.
Предметом исследования выступили соответствующие нормы белорусского и международного законодательства, регламентирующие правовой статус президента, а также учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях по теме исследования, материалы судебной практики.
Цель исследования – комплексные и всесторонний анализ института президентства в современном мире и республике Беларусь.
Задачи исследования таковы:
- изучить историю становления и развития института президентства;
- проанализировать понятие и содержание института президентства;
- дать общую характеристику институту президентства в Республике Беларусь;
- установить правовой статус президента в Российской Федерации;
- определить место и роль главы государства в США, ФРГ и Франции;
- выявить основные тенденции развития института президентства в Республике Беларусь.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы исследования: историко-правовой, юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Республики Беларусь, Конституция Российской Федерации, Основной закон ФРГ, Конституция Французской Республики, Конституция США, Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и другое.
Научно-теоретической основой исследования выступили учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования таких авторов, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Г.А. Василевич, Д.М. Демичев, М.А. Козак, Л.А. Левская, С.Г. Паречина, О.О. Полещук и других.
Структура дипломной работы предопределена целями и задачами исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Дипломная работа включает 54 страницы, 55 источников.
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
1.1 Становление и развитие института президентства
Возникновение и развитие института президентства имеет сложную историческую судьбу. Его становление происходило, в силу различных оснований, в той или другой степени под влиянием исторических и национальных особенностей, традиций той или иной страны, разумеется, с учетом необходимости и целесообразности создания данного политического института в конкретных исторических условиях. Неудивительно поэтому, что высший орган государственной власти в лице Президента был создан в различных странах в разное время [53, c. 125].
С принятием в 1994 г. Конституции суверенного белорусского государства в Республике Беларусь зарождается институт президентства. Закрепленный на конституционном уровне статус Президента был схож с правовым положением главы государства в республиках президентского типа, например, в США. При данной форме правления президентскую власть образуют президент республики и исполнительный государственный аппарат, так как президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому в Конституции Республики Беларусь первоначально отсутствовала отдельная глава, посвященная правительству, а в 106 статье указывалось, что Кабинет Министров создается при Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления. Президент, избираемый народом путем прямых выборов, наделялся не номинальными, как в парламентарных республиках, а достаточно широкими реальными полномочиями. Однако в соответствии с существующей в президентских республиках системой сдержек и противовесов он не мог досрочно распускать Парламент, но в то же время у Парламента отсутствовало право выражать вотум недоверия Правительству. Вместе с тем в Конституции Республики Беларусь указывалось, что Верховный Совет вправе был заслушивать отчет любого члена Кабинета Министров по вопросам исполнения законодательства и в случае нарушения им Конституции или законов ставить перед Президентом вопрос о досрочном освобождении [28, c. 112].
В отличие от американской модели республики президентского типа, в Беларуси учреждается должность Премьер-министра, осуществлявшего «непосредственное руководство деятельностью Кабинета Министров» (ст. 107). Назначал Премьер-министра и его заместителей, а также министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя КГБ и освобождал их от должности Президент с согласия Верховного Совета.
Сравнивая Конституцию Республики Беларусь, принятую в 1994 г., с конституциями других стран с аналогичной формой правления и государственным режимом, мы наблюдаем как наличие общих характерных черт, так и ряда особенностей. И это понятно. Ведь используя зарубежный опыт конституционного строительства, наше молодое государство не копировало его слепо, а стремилось найти свой путь.
Значительные изменения в системе органов государственной власти в целом и правовом статусе Президента в частности произошли в 1996 г., когда на республиканском референдуме в Конституцию Республики Беларусь вносятся поправки и дополнения. Они были столь существенными, что в некоторых иностранных изданиях говорится о двух Конституциях Республики Беларусь: 1994 и 1996 гг. Хотя у нас официально признается существование одной, принятой в 1994 г., с изменениями и дополнениями 1996 и 2004 гг.
С вступлением в силу в 1996 г. новой редакции Конституции Беларусь по форме правления оказалась ближе не к государственному режиму президентской республики, который впервые был установлен в США, а к модели V французской республики, которую многие характеризуют как республику смешанного типа. Здесь с 1958 г. Президент является только главой государства стоит над тремя ветвями власти и исполняет роль арбитра. Аналогичное положение в системе органов власти стал занимать и Президент Республики Беларусь. Хотя в нашей Конституции нет понятия «президент-арбитр», вместе с тем в 79 статье указывается, что Глава государства обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти и осуществляет посредничество между ними. Изменившийся правовой статус Президента нашел отражение и в структуре IV разделе Конституции. Ранее он включал последовательно главы «Верховный Совет Республики Беларусь», «Президент Республики Беларусь», «Суд». Теперь добавилась новая глава, посвященная Правительству как высшему исполнительному органу государства, а сами главы стали располагаться в следующем порядке: «Президент Республики Беларусь», «Парламент – Национальное собрание», «Правительство – Совет Министров Республики Беларусь», «Суд» [35].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1 Институт президентства в Республике Беларусь
Республика Беларусь – это молодое суверенное государство, которое движется на пути построения демократического правового государства, которое основано на базе развитого гражданского общества. Это достаточно сложный и длительный по времени процесс, который предусматривает изменение ранее существующей тоталитарной системы, пересмотр действовавшей ранее Конституции и создание новых властных структур [2, c. 64].
Именно поэтому вовсе не является случайным то, что после приобретения независимости главной задачей Республики Беларусь являлось принятие Конституции и создание новой структуры власти – института президентства.
Институт президентства также именуется институтом главы государства. Он является неотъемлемой частью механизма государственного управления любого современного государства. Глава государства – это официальное лицо (орган), которое занимает, по общему правилу, высшее место в существующей иерархии государственных институтов. Глава государства осуществляет верховное представительство государства во внутриполитической жизни, а также в отношениях с иными странами [45, c. 151].
В современных государствах, в том числе и в Республике Беларусь, главой государства выступает Президент.
Права, обязанности, ответственность Президента как Главы государства в каждой стране различны. В зависимости от объема полномочий определяется и форма правления (президентская, парламентарная или иная модель республики).
Мировая практика свидетельствует, что концентрация в руках одного человека общегосударственных функций и задач обусловливается рядом факторов, а именно:
– необходимость упрочения государства и всего общества, обеспечение равновесия социальных, национальных, региональных и других интересов, выражаемых отдельными гражданами, их объединениями, трудовыми коллективами, регионами и на этой основе единства государства;
– обеспечение более действенного решения жизненно важных для государства и общества вопросов;
– требование наиболее оптимального и оперативного управления за счет установления персональной ответственности за положение дел в стране, что порой «размывается» при коллективном руководстве [25, c. 37].
Так, ст. 79 Конституции Республики Беларусь закреплено, что Глава государства, гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является непосредственно Президент Республики Беларусь.
В нынешнем понимании Президент государства – это единоличный глава государства, который получает свои полномочия путем выборов.
Институт президентства впервые был оформлен Конституцией США в 1787 году. В настоящее время данный институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти – из 192 государств-членов ООН – свыше 130 имеют в государственном механизме пост президента [11, с. 157].
Ввиду существования различных форм правления, институт президентства также различается. Республика Беларусь – это государство с президентской формой правления.
Особенности статуса президента, следующие:
– президент избирается населением независимо от парламента путем прямых выборов;
– президент – это глава государства. Исполнительная власть президентом осуществляется совместно с главой государства-президентом;
– президент назначает правительство, но оно в таком случае должно пользоваться доверием парламента;
– правительство несет ответственность перед парламентом и в некоторой части перед президентом. При этом президент наделен правом роспуска парламента [27, c. 130].
Правовой статус Президента Республики Беларусь закреплен Конституцией Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь» [33].
Статья 1 Закона определено, что Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями [33].
Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Место Президента Республики Беларусь в системе разделения властей
Республика Беларусь представляет собой молодое суверенное государство, которое движется на пути построения демократического правового государства, которое основано на базе развитого гражданского общества. Это достаточно сложный и длительный по времени процесс, который предусматривает изменение ранее существующей тоталитарной системы, пересмотр действовавшей ранее Конституции и создание новых властных структур.
Именно поэтому вовсе не является случайным то, что после приобретения независимости главной задачей Республики Беларусь являлось принятие Конституции и создание новой структуры власти – института президентства.
Институт президентства также именуется институтом главы государства. Он является неотъемлемой частью механизма государственного управления любого современного государства. Глава государства – это официальное лицо (орган), которое занимает, по общему правилу, высшее место в существующей иерархии государственных институтов. Глава государства осуществляет верховное представительство государства во внутриполитической жизни, а также в отношениях с иными странами.
Мировая практика свидетельствует, что концентрация в руках одного человека общегосударственных функций и задач обусловливается рядом факторов, а именно:
– необходимость упрочения государства и всего общества, обеспечение равновесия социальных, национальных, региональных и других интересов, выражаемых отдельными гражданами, их объединениями, трудовыми коллективами, регионами и на этой основе единства государства;
– обеспечение более действенного решения жизненно важных для государства и общества вопросов;
– требование наиболее оптимального и оперативного управления за счет установления персональной ответственности за положение дел в стране, что порой «размывается» при коллективном руководстве.
Институт президентства является новым институтом в белорусской конституционной практике. Он появился в государственно-правовом механизме Республики Беларусь с принятием 15 марта 1994 г. Конституции [19].
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он по праву занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов государственной власти.
Более того, Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность.
Глава белорусского государства обладает обширными полномочиями. При их выполнении перед ним ставятся определенные цели, которые имеют общегосударственный характер, так как напрямую касаются всех направлений осуществления всей государственной власти.
Таким образом, Президент Республики Беларусь – Глава государства – высшее должностное лицо, не входящее в какую-либо ветвь власти и осуществляющее посредничество между органами государственной власти, представитель государства внутри страны и в сфере внешних сношений, символ государства и единства нации.
Президент Беларуси осуществляет преемственность и взаимодействие органов государственной власти, а также посредничество между ними. По мнению многих белорусских ученых и исследователей, он занимает положение некоего «арбитра» («посредника», «попечителя») для других органов, которые осуществляют государственную власть.
Примечательно, что в конституциях некоторых стран СНГ указано, что Президент обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти (Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), а в Армении – нормальное функционирование законодательной, исполнительной, судебной властей. Глава государства в этих странах призван олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное (то есть согласованное, нормальное) функционирование всех ветвей власти.
Представляется, что Глава белорусского государства также обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти, осуществляя взаимодействие, посредничество между ними, эффективный порядок функционирования законодательной, исполнительной, судебной властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Возникновение и развитие института президентства имеет сложную историческую судьбу. Его становление происходило, в силу различных оснований, в той или другой степени под влиянием исторических и национальных особенностей, традиций той или иной страны, разумеется, с учетом необходимости и целесообразности создания данного политического института в конкретных исторических условиях. Неудивительно поэтому, что высший орган государственной власти в лице Президента был создан в различных странах в разное время.
Президент – это глава государства. Он является высшим должностным лицом Республики Беларусь, которое избирается непосредственно народом и олицетворяет его единство, гарантирует реализацию Конституции, в том числе закрепленных в ней прав и свобод граждан, основных направлений внутренней и внешней политики, представляет государство, в том числе за его пределами, обеспечивает суверенитет государства, национальную и территориальную целостность, стабильность, взаимодействие между органами государственной власти, а при необходимости – посредничество между ними.
Институт президентства включает в себя несколько аспектов:
- президент – это «хранитель» Конституции. То есть он должен следить за соблюдением данного Основного Закона всеми органами государства. Данная миссия Президента обосновывает такие его полномочия как назначение 6 членов Конституционного Суда, с согласия Совета Республики — Председателя Конституционного Суда; право инициировать производство о проверке конституционности нормативных актов, а также вопрос об изменении и дополнении Конституции;
- президент – это гарант прав и свобод человека и гражданина. Данная функция президента реализуется посредством издания Декретов, Указов, инициирования издания законов;
- президент – это гарант государственности. Это состоит в том, что на него возложена обязанность по принятию мер по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности. Охрана суверенитета может быть обеспечена только путем взаимодействия всех ветвей власти, преемственности органов государственной власти.
Статья 84 обновленной Конституции дополнена весьма важным положением, которое позволяет Президенту вводить на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение в том числе в случаях попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа.
Урезаны полномочия Президента при назначении отдельных должностных лиц: председателей судов, судей Конституционного суда, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии.
Сегодня институт президентства является неотъемлемым элементом политической системы общества в большинстве стран с республиканской формой правления. Однако, статус, объем полномочий и реальный политический вес президента в том или ином государстве существенно отличаются. Речь идет о различных моделях президентской власти. Ученые выделяют следующие модели: американскую, латиноамериканскую, европейскую и восточноевропейскую.
Отметим, что существует определенная взаимосвязь не только между моделями президентства и системами республиканского правления (президентская, парламентская и «смешанная»), но и характеристикой таких элементов политической системы как развитость институтов гражданского общества (прежде всего, политических партий), тип политического лидерства и тип политической культуры, наличие демократических традиций, исторический опыт становления государственности.
Американская модель являет собой классическую президентскую республику, где президент – глава государства, возглавляет и единолично руководит исполнительной властью, а, главное, выступает реальным политическим лидером страны, обладающим существенными полномочиями.
В тоже время Конституция США закрепляет «систему сдержек и противовесов», которая эффективно функционирует благодаря высокому уровню правовой и политической культуры граждан, независимой судебной власти, сильным демократическим институтам и традициям. Любые попытки президентов усилить свою власть встречают сопротивление, как со стороны Конгресса, так и со стороны американского общества. В итоге, даже сильные президенты США, особенно действовавшие в военное время, уважали Конституцию и не пытались установить режим личной власти.
В Западной Европе, где сильны традиции парламентаризма, американская модель не получила своего распространения. После второй мировой войны на Европейском континенте утвердились, в основном, парламентские системы правления, в которых глава государства обладал незначительным объемом полномочий и выполнял представительские функции. Однако острая политическая борьба в парламенте в некоторых странах приводила часто к смене правительства и кризису всей системы госуправления.
1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: учебный курс: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»: в 2 т. / С.А. Авакьян; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юридический фак. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2014. – Т. 2. – 911 с.
2. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / М.В. Баглай, Ю.И Лейбо. – М.: Норма, 2014. – 832 с.
3. Борисов, Н.А. Институт президентства в постсоветских государствах: методика анализа, факторы формирования и трансформации моделей / Н.А. Борисов // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – № 1(94). – С. 88-99.
4. Валиахметова, И.Д. Развитие института президентства в РФ / И.Д. Валиахметова // Молодежь. Образование. Экономика: сборник научных статей / Башкирский государственный аграрный университет. – Уфа: Издательство ООО «Полиграфдизайн», 2018. – С. 377-379.
5. Вардомацкий, А.П. Выборы первого Президента Белоруссии / А.П. Вардомацкий // Социс. – 1995. – № 9. – С. 45-46.
6. Вележев, С.И. Французская модель института президентства / С.И. Вележев // Юридическая наука и практика: Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России, Самара, 30 сентября – 10 2019 года. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. – С. 41-46.
7. Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2016. – 192 с.
8. Василевич, Г.А. Полномочия Президента Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск: «Право и экономика», 2018. – 232 с.
9. Гаджиакаева, А.Я. Президент в политической системе США / А.Я. Гаджиакаева // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 36. – С. 780-784.
10. Делицой, А.И. Институт президентства в США в Новое и Новейшее время / А.И. Делицой, В.А. Борисова // Студенческий молодежный клуб «ПУТЬ» Сургутского государственного университета : сборник докладов / Департамент образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет». – Сургут: Сургутский государственный университет, 2018. – С. 117-125.
11. Демичев, Д.М. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2014. – 351 с.
12. Дёгтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дёгтев. – М.: Юристъ, 2005. – 237 с.
13. Елисеев, Б.П. Система органов государственной власти в Российской Федерации / Б.П. Елисеев. – М.: Юрист, 2000. – 357 с.
14. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года № 370-З (с изм. и доп. по сост. на 04.06.2015 г) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2022.
15. Ипатов, В.Д. Становление института президентства в Республике Беларусь / В.Д. Ипатов, Д.Г. Полещук // Право.by. – 2016. – № 6(44). – С. 5-9.
16. Каллагов, Т.Э. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций / Т.Э. Каллагов. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 85 с.
17. Касаткина, Е.М. Особенности становления и развития института президентства ФРГ / Е.М. Касаткина // Журнал юридических исследований. – 2018. – Т. 3. – № 3. – С. 17-20.
18. Козак, М.А. Становление института президентства в Беларуси и за рубежом / М.А. Козак // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы. – Минск, 2018. – С. 1-17.
19. Конституция Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2021. – 62 с.
20. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
21. Конституция США принята 17 сентября 1787 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bankstoday.net/wp-content/uploads/2020/01/konstitutsiya-SSHA.pdf.
22. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 665-682.
23. Котляров, И.В. Беларусь на пути в лучшее будущее (социологические тренды) / И.В. Котляров // Социологический альманах. – 2018. – № 9. – С. 9-14.
24. Краснов, М.А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства» / М.А. Краснов // Гражданское общество и правовое государства. – 2008. – № 6. – С. 27-38.
25. Круглов, В.А. Основы права Республики Беларусь / В.А. Круглов. – Минск: Изд-во МИУ, 2018. – 203 с.
26. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях: справочное пособие / А.И. Курак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Белтаможсервис, 2016. – 288 с.
27. Куратева, А.О. Институт президентства в Республике Беларусь: эволюция полномочий в сфере внешней политики в 1994-2000 гг. / А.О. Куратева // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2019. – № 18. – С. 128-134.
28. Левская, Л.А. Становление и развитие института президентства в Республике Беларусь / Л.А. Левская // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 111-115.
29. Лошкарев, И.О. Место и роль института президентства в системе органов государственной власти: зарубежный и российский опыт / И.О. Лошкарев, Е.С. Кученин // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 4. – С. 68-72.
30. Маклаков, В.В. Иностранное конституционное право / под ред. проф. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.
31. Мамишева, З.А. Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов России и Франции / З.А. Мамишева, А.М. Келигов // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований : Материалы XXII международной научно-практической конференции, North Charleston, 02–03 марта 2020 года. – North Charleston: LuluPress,Inc., 2020. – С. 99-101.
32. Никулин, В.В. Конституционное право: учебное пособие / В.В. Никулин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 332 с.
33. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XII: в ред. Закона от 6 октября 2006 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2022.
34. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. – М.: Прогресс, 1991. – Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. –М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 181-234.
35. Паречина, С.Г. Эволюция института президентства в Республике Беларусь / С.Г. Печерина [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream.
36. Паречина, С.Г. Модели президентства в современном мире / С.Г. Паречина // Современная государственность и право: теоретические и практические проблемы формирования и успешного функционирования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения заслуженного юриста Республики Беларусь доктора юридических наук, профессора А.М. Абрамовича, Минск, 24-25 мая 2019 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2019. – С. 107-109.
37. Паречина, С.Г. Характеристика и классификация президентской системы правления / С.Г. Паречина // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2020. – № 19. – С. 176-184.
38. Першиков, А.И. Особенности и тенденции развития института президентства в Российской Федерации / А.И. Першиков // Энергия науки : Электронный сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической Интернет-конференции, Ханты-Мансийск, 24–28 мая 2017 года. – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2017. – С. 960-964.
39. Полещук, О.О. Теоретические истоки формирования президентской ветви власти / О.О. Полещук // Право.by. – 2017. – № 1(45). – С. 37-43.
40. Полещук, О.О. Президент Республики Беларусь – гарант Конституции / О.О. Полещук // Актуальные вопросы современной юридической науки: теория, практика, методика: сборник материалов II Международной заочной научной конференции, Могилев, 19 мая 2017 года / Ответственный редактор В.Е. Бурый. – Могилев: Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2017. – С. 423-424.
41. Прокофьев, В.Н. Конституционно-правовой опыт регламентации президентской власти во Французской Республике (история и современность) / В.Н. Прокофьев // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 4. – С. 74-80.
42. Cаевич, В.В. Особенности становления и развития современного белорусского государства / В.В. Cаевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2020. – № 4 (141). – С. 111-118.
43. Сапаргалиев, Г. Правовые проблемы унитаризма в Республике Казахстан / Г. Сапаргалиев, Б. Мухамеджанов, Л. Жанузакова, Р. Сакиева. –Алматы: Жеты-жаргы, 2000. – 312 с.
44. Сахаров, Н.А. Институт президентства в современном мире / Н.А. Сахаров. – М.: Юридическая литература, 1994. – 176 с.
45. Скороход, И.Г. Глава государства – функция Президента Республики Беларусь / И.Г. Скороход // Lex russica (Русский закон). – 2021. – № 7(176). – С. 148-160.
46. Стукалова, М.Н. Институт президентства в современном мире и Российской Федерации / М.Н. Стукалова // Инновационный потенциал современной науки, Оренбург, 20-26 октября 2018 года / Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Оренбург: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Межрегиональный образовательный центр, 2018. – С. 26-31.
47. Сулейманова, Э.М. Институт президентства в Республике Беларусь: право и практика / Э. М. Сулейманова // Студенческий вестник. – 2019. – № 27-3(77). – С. 6-7.
48. Травкина, Н.М. Институт президентской власти в США: нарастающая дисфункциональность / Н. М. Травкина // Политическая наука. – 2019. – № 4. – С. 262-283.
49. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г., № 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
50. Уразгалиева, А.К. Институт президентства в США и Германии: сравнительный анализ / А.К. Уразгалиева // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2021 : Сборник трудов IV Международного научно-технического форума: в 10 т., Рязань, 03-05 марта 2021 года. – Рязань: РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Ф.УТКИНА, 2021. – С. 162-165.
51. Хутинаев, И.Д. Институт Президента и проблемы формы государства / И.Д. Хутинаев // Реферативный журнал. Серия 4 «Государство и право». – 1995. – № 2. – С. 9-24.
52. Чиркин, В.Е. Публичная власть / В.Е. Чиркин. – М., 2005. – 437 с.
53. Чиркин, В.Е. Институт президентства в Республике Беларусь: теоретические и конституционные / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2011. – № 11. – С. 125-126.
54. Ямилев, И.Р. Институт президентства в США / И.Р. Ямилев // Студенческий. – 2020. – № 38-4(124). – С. 85-89.
55. Яшкова, Т.А. Определение и содержание термина «институт президентства» / Т.А. Яшкова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015. – № 16. – С. 44-48.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты