Операция Багратион: историко-методический аспект
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Операция Багратион: историко-методический аспект»
по дисциплине: «История и обществоведческие дисциплины»
2022
251.00 BYN
Операция Багратион: историко-методический аспект
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История и обществоведческие дисциплины
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Фото.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Фото.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 2. БЕЛОРУССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ «БАГРАТИОН»: ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ
2.1 Начало освобождения республики от германских захватчиков в осенне-зимний период (сентябрь 1943 г. – февраль 1944 г.)
2.2 Планирование, подготовка и проведение наступательной операции
2.2.1 Окружение и разгром германских войск под Витебском, Могилевом, Бобруйском. «Минский котел»
2.2.2 Боевые действия белорусских партизан и подпольщиков. «Рельсовая война»
2.2.3 Изгнание германских захватчиков с территории Беларуси. Боевые действия на территории Латвии и Литвы
2.2.4 Историческое значение разгрома войск вермахта в Беларуси летом 1944г.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ОСВОБОЖДЕНИЕ БЕЛАРУСИ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность темы работы определялась важностью историографического исследования эволюции исторических знаний отечественных и зарубежных ученых о Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г. и отсутствием обобщающих историографических трудов, посвященных анализу научных доработок по этой проблематике. Вместе с тем существовала необходимость выявление недостаточно исследованных военно-исторической наукой аспектов Белоруской наступательной операции 1944 г., которые имеют существенное теоретическое и практическое значение установление дискуссионных вопросов и нерешенных проблем и определения перспективных направлений дальнейших исследований.
Именно поэтому выбрано историографическое направление исследования Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г., учитывая его актуальность и важность для развития современной военно-исторической науки.
В работе выполнено научное задание, которое заключалось в исследовании историографического процесса, выяснении состояния, полноты и достоверности научного наследия ученых относительно подготовки, проведения и результатов Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является установление состояния раскрытия заявленной темы, выявления дискуссионных аспектов и нерешенных исторической наукой проблем, связанных с Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г., выяснение основных результатов научного поиска в этой тематической нише представителями различных научных школ и определение направлений дальнейших исследований.
Для достижения цели исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
- выяснить состояние научной разработки темы, охарактеризовать источниковую базу и методологию исследования;
- установить полноту и достоверность о планировании, подготовке, проведении и результатов Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г.;
- установить методологию изучения темы «Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» на уроках истории на второй и третьей ступени общего среднего образования.
Объектом исследования является Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г.
Предметом исследования выступает историография Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г.
Методы исследования. Методологическую основу работы составляют фундаментальные научные принципы объективности, историзма, системности, комплексности, детерминизма и т. Общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение) позволили штудировать предмет диссертации в непрерывной динамике и диалектической взаимосвязанности его временно-пространственных составляющих. Специфика предмета работы предусматривала применение специальных методов военно-исторического исследования (историко-системного, проблемно-хронологического, историко-сравнительного, историко-генетического), что способствовало освещению важных аспектов военного искусства в Белоруской наступательной операции «Багратион» 1944 г. историографический вектор исследования нуждался в комплексном использование специальных методов штудирования интеллектуальной истории (историографического анализа и синтеза, социокультурного, ретроспективного, исторической периодизации, историко-культурной атрибуции).
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Белорусская стратегическая наступательная операция обогатила теорию и практику военного искусства новыми приемами и способами вооруженной борьбы, о чем свидетельствует историография Второй мировой войны, которая насчитывает многочисленные источники и научные труды, мемуарную и популярную литературу. Одной из самых многочисленных историографий из раскрытие операции «Багратион» есть советская, которая раскрывает общий характер подготовки и проведения операции.
Операция «Багратион» в советской историографии рассматривается как самая выдающаяся стратегическая операция за весь 1944 г. отведенное и танковым войскам, где исследуется роль и место советских танковых войск в крупнейших сражениях Второй мировой войны, анализируются способы ведения боевых действий танковых войск, особенно заслуживают внимания труда непосредственных участников тех событий, и прежде всего, командующих танковых армий А. П. Ротмистрова (5 гв. и) [38, C.135] и А. И. Радзиевского (2 ТА) [36, C.35], которые основное внимание уделяют роли советских танков, обобщают опыт боевого применения танковых армий в наступательных операциях во время Второй мировой войны и искусству управление танковыми войсками.
Важное место в комплексе источников исследования развития военного искусства в Белорусской операции принадлежит мемуары от обеих воюющих сторон, особенно произведения выдающихся военачальников, при непосредственном руководстве которых готовилась и проходила операция «Багратион». Прежде всего это воспоминания представителей Ставки ВГК, которым было поручено координировать деятельность трех белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов, маршалов Советского Союза А. М. Василевского и Г. К. Жукова, командующих 1 БФ К. Рокоссовского и 1 ПФ И. Баграмяна, а также начальника Оперативного управления Генштаба С. Штеменко, который принимал участие в разработке плана операции. С немецкой стороны — Вернера Хапта, бывшего офицера вермахта, на основе документов и воспоминаний очевидцев кратко и содержательно описывает ход боевых действий группы армий «Центр» и командующего 4 а вермахта Курта фон Типпельскирха, который оценивает деятельность государственных и военных руководителей противоборствующих сторон.
Современная историография в исследовании вопросов Советского военного искусства и собственно операции «Багратион» характерна критическим анализом, которому подвергается советская военная стратегия и оперативное искусство и основывается на документальной базе.
Особую ценность для исследования военного искусства по взаимодействия войск в Белорусской стратегической наступательной операции имеют архивные материалы [17, C.45].
Историографическая аналитика не является популярной в научной практике, а сама историография, как отрасль познания, не находится на передовых позициях исторической науки [26, C.3].
Ученые больше ориентируются на конкретно-исторические факты, чем источниковедческие, теоретико-методологические и историографические. Итак, историографических трудов в Беларуси действительно мало. Как говорится о трудах, охватывающих обобщенную историю Беларуси в годы Второй мировой войны, так и те, которые посвящены непосредственно исследованию проблем военной истории.
Исходя из позиций о том, что историография, помимо всего прочего, это совокупность исследований, научной литературы, посвященных определенной эпохе, периода, проблеме, событию, региону или стране, заметим, что относительно военно-исторического исследования всего несколько историографических разведок, принадлежащих одному нескольким авторам, очерки которых содержаться в научных сборниках — «Страна в огне. Освобождение. Очерки» [43], «Страна в огне. Освобождение.
ГЛАВА 2. БЕЛОРУССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ «БАГРАТИОН»: ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ
2.1 Начало освобождения республики от германских захватчиков в осенне-зимний период (сентябрь 1943 г. – февраль 1944 г.)
Подготовка советских войск к летнему наступлению 1944 года на территории Беларуси занимала чрезвычайно важное место в планах командования. Боевая и тактическая подготовка включала мероприятия по достижению внезапности, агитационно-пропагандистскую работу, инженерное и материально-техническое обеспечение, медико-санитарное обслуживание. Прежде чем детали наступления были отработаны, советская разведка провела очень кропотливую работу, чтобы убедить фашистов в том, что именно Румыния, а не Белоруссия, будет целью предстоящей кампании. Эти мероприятия, спланированная атака очень заинтересовала Иосифа Сталина — именно он выбрал день начала атаки и ее условное название. Операцию по освобождению Белоруссии пришлось отнести ко временам наполеоновских войн. Кодовое название «Багратион» относилось к герою наполеоновских войн грузинскому князю Петру Ивановичу Багратиону, погибшему от ран в Бородинском сражении (7 сентября 1812 г.). К той эпохе относилась и дата — 22 июня не только дата нападения Германии на СССР, но и 132-я годовщина нападения наполеоновской Великой армии.
План операции предусматривал одновременный удар по шести направлениям с целью овладения четырьмя городами: Витебск, Орша, Могилев и Бобуйск, которые могли быть организованной системой обороны войск фельдмаршала фон Буша. Русские, помня об огромных потерях памятного лета 41-го, не пытались атаковать немецкие части в лоб. Стало отдавать предпочтение уничтожение вражеских группировок путем окружения [18, C.35].
В тот момент, когда эти города должны были вернуться на Родину, армии Белорусских фронтов должны были направиться на Минск, а 1-й Белорусский фронт продолжить наступление на Вильнюс. После завоевания столицы Белоруссии планировалось вместе с Львовско-Сандомирской операцией (запланированной) на юге выйти на польскую территорию по линии Вислы [25, C.65].
Для выполнения этой задачи Красная Армия выделила силы четырех фронтов (1-й Прибалтийский фронт генерала Ивана Баграмяна, 1-й Белорусский фронт генерала Константина Рокоссовского, 2-й Белорусский фронт генерала Матвея Захарова, 3-й Белорусский фронт генерала Ивана Черняховского), общей численностью 1 400 000 солдат., организованных в 166 дивизий, имеющих 5 200 танков и САУ, 31, 7 тыс. орудий и минометов. Поддержку с воздуха обеспечивали 6334 самолета (Приложение 1).
2.2 Планирование, подготовка и проведение наступательной операции
2.2.1 Окружение и разгром германских войск под Витебском, Могилевом, Бобруйском. «Минский котел»
В результате успешно проведенных наступательных операций Красная Армия (далее — КА) разгромила сильные стратегические группировки войск вермахта, создала благоприятные условия для ликвидации центральной группировки, действовавшей на территории Белоруссии. Белорусское выступление образовалось в результате разгрома северной группировки вермахта под Ленинградом и Новгородом и южной — на Правобережной Стране зимой и весной 1944 г. Северный конец опирался на Полоцк и Витебск, а Южный — на бассейн реки Припять. Необходимо было ликвидировать выступ, чтобы исключить возможность флангового удара вермахта.
Учитывая обстановку, сложившуюся на германо-советском фронте к концу мая 1944 года, Ставка Верховного Главнокомандование (СВГ) на летне-осеннюю кампанию планировала подготовить и провести ряд стратегических наступательных операций на всем германо-советском фронте.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ОСВОБОЖДЕНИЕ БЕЛАРУСИ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «methodike», что означает «путь исследования», «способ познания». Метод-способ достижения цели, решение конкретной задачи, система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления. В педагогике под методом понимают способ практического и теоретического освоения действительности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта.
Известный российский историк и историограф XIX в. В. Ключевский отмечал: «Методом... мы называем совокупность приемов изучения определенной области человеческой мысли. Эти приемы различаются по характеру задач, которые выдвигаются перед изучением любой сферы, а задачи всегда определяются предметом изучения... Метод является совокупностью приемов для раскрытия любой истины; ...метод решает вопрос, не зная в чем он есть; ...метод ищет результатов; ...метод дает способ обнимать предмет из всех сторон;...метод имеет дело с разумом;...метод - необходимое вооружение научного исследования...».
На уроке истории на второй и третьей ступени общего среднего образования по теме «Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» учитель объединяет учащихся в малые группы и ставит перед группами задачи: «проанализируйте текст представленных документов и фрагментов текста учебника, обсудите и определите причины и последствия Соглашения, оцените его значение. Подготовьтесь к представлению результатов работы группы. Ученики начинают выполнять задания.
Совокупность методов, направленных на достижение определенной цели, является методикой. Как определяет толковый словарь, с учебной точки зрения, методика — это учение о методах преподавания определенной науки, предмета.
Эффективность и качество обучения истории зависит от того, насколько учитель владеет методами обучения и применяет их на практике. Известный методист-историк начала XX в. с., говоря о слабых учителей, объяснял их появление «не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не полностью овладели методикой предмета».
Начальные элементы методики обучения истории зародились с введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания, об отборе исторического материала, которому обучали учеников, и приемы его раскрытия. Методика истории как наука прошла сложный путь развития.
Современный период выдвинул перед методикой истории новые цели и поставил ученых, методистов, учителей-практиков перед необходимостью переосмысления основных положений методической науки. Расхождение между целями и результатами обучения стала очевидной. Возникла насущная необходимость реформирование всей системы образования, в частности исторической.
Процесс обучения истории имеет целью прежде всего развитие индивидуальности школьника, его личностных качеств. Он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание).
Понятие обучения, воспитывает, содержит в себе понятие обучения, закладывает основы самостоятельного мышления учащихся. Единство обучения, воспитания, развития достигается лишь при условии активизации работы самих учеников на всех этапах процесса обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Беларусь – одно из немногих государств, которое не стремится «поделить победу». Наверное, поэтому о «республике-партизанке» сегодня с уважением готовы говорить исследователи из разных регионов. Страна, потерявшая в войне более чем одну треть населения, не может недооценивать значение операции «Багратион», предать забвению имена погибших.
В первой главе рассмотрены научные труды, в которых авторы касались историографии Белорусской наступательной операции 1944 г. Отдельно историография Белорусской наступательной операции в советское время не рассматривалась. Такой же вывод касается современной русской, немецкой и англоязычной историографии. Историографические работы современных отечественных ученых освещают преимущественно общие аспекты истории Беларуси периода Второй мировой войны. Специально историографической проблематике Белорусской наступательной операции 1944 г. посвящены лишь несколько научных статей. В работе осуществлен анализ разнообразной по происхождению, степени информативности, видовыми признаками и содержанием источниковой базы исследование. Историографические источники по освещению Белорусской наступательной операции 1944 г. систематизированы по видам: фундаментальные коллективные издания, монографии, исторические очерки, диссертации, научные статьи, материалы научных конференций, учебная и учебно-методическая литература и т.д.
Анализ научных трудов по истории Белорусской наступательной операции 1944 г. осуществлялся через осмысление нарратива и установление полноты и достоверности использованных предыдущими учеными исторических источников.
Во второй главе был сделан анализ хода операции «Багратион» и ее результаты, которые позволяют утверждать, что произошедшие события в целом соответствовали плану. На первом этапе операции, начавшейся 23 июня 1944 года, были окружены и разгромлены немецко-фашистские группировки под Витебском, Бобруйском, Минском при активных действиях 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского, 2-го Белорусского и 1-го Белорусского фронтов.
3 июля 1944 года Минск освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В «котле» под Минском оказалось 80 тыс. немецких солдат и офицеров группы армий «Центр».
На протяжении второго этапа операции с 5 июля по 29 августа 1944 года продолжалось изгнание захватчиков с территории Беларуси.
Вал советского наступления стремительно катился на запад. В рамках операции «Багратион» были проведены еще пять: Шауляйская, Вильнюсская, Каунасская, Белостокская, Люблинская. Яркой страницей в истории операции «Багратион» стало участие в ней французской эскадрильи «Нормандия».
Итоги операции «Багратион» были поистине масштабными. За 68 дней завершено освобождение Беларуси, восстановлена государственная граница на протяженности 400 км, начато освобождение Литвы, Латвии и Польши. Операция позволила советским вооруженным силам развить наступление, в том числе и на Берлинском направлении. В ее ходе потерпела сокрушительное поражение мощная немецкая группировка. Из 179 дивизий и 5 бригад вермахта, действовавших тогда на советско-германском фронте, 17 дивизий и 3 бригады были полностью уничтожены, а 50 дивизий лишились более 50 % своего боевого состава. Операция «Багратион» дала яркие примеры зрелого и высокого мастерства советских полководцев и военачальников. Она внесла заметный вклад в развитие стратегии, оперативного искусства и тактики. В борьбе за освобождение Беларуси советские воины проявили массовый героизм и высокое боевое мастерство. 1500 ее участников удостоены почетного звания Героя Советского Союза, сотни тысяч награждены орденами и медалями СССР.
1. Баграмян И. (1977). Так шли мы к победе. Москва: Воениздат, 608 с.
2. Балашов А. И., Рудаков Г. П. История Великой Отечественной Войны. - СПб.: издательство «Питер», 2006.
3. Бешанов В. (2005). Десять сталинских ударов. Москва: АСТ, Мн.: Харвест. —768 с.
4. Василевский А. (1978). Дело всей жизни. Издание третье. Москва: Политиздат. —552 с.
5. Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. – Т. 4: Освобождение территории СССР. 1944 год. — М.: Кучково поле, 2012. — 864 с.
6. Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне / А.М. Литвин [и др.]; редкол.: А.А. Коваленя (гл. ред.). – Минск: Беларуская навука, 2015. — 495 с.
7. Воробьев Ф.Д., Кравцов В.М. (1953). Победы Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. 1941-1945 (Краткий очерк). Москва: Воениздат. —433 с.
8. Воронкова, И.Ю. Минск: лето 1941, лето 1944 / И.Ю. Воронкова. – Минск: Беларуская навука, 2014. — 234 с.
9. Глухарев, Н.Н. К вопросу о месте советско-германского фронта Второй мировой войны в англо-американской историографии / Н.Н. Глухарев // Историография, источниковедение и методы исторического исследования. – 2015. — № 1. — С. 59—71.
10. Гусаков, В. Общество должно знать и помнить правду о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] / В. Гусаков // Белорусское телеграфное агентство. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/obschestvo-dolzhno-znat-i-pomnit-pravdu-o-velikojotechestvennoj-vojne-gusakov-353661-2019/.
11. Дайнес В. (2009). Бронетанковые войска Красной Армии. Москва: Яуза: Эксмо. —640 с.
12. Дайнес В. (2010). Советские танковые армии в бою. Москва.: Яуза: Эксмо, —800 с.
13. Данилович: Победа в Великой Отечественной войне имеет огромное значение для белорусской государственности // СБ.Беларусь сегодня. — 2020. — 9 апр.
14. Жилин, П. А. (1986). История военного искусства. Москва.: Воениздат. —446 c.
15. Жилин, П. А. (1988). Боевой состав Советской Армиии. Часть IV (Январь – декабрь 1944 г.). Москва.: Воениздат. —376 c.
16. Жуков Г. К. (1983). Воспоминания и размышления. Т. 3. Москва: Издательство Агентства печати Новости. —352 с.
17. Земке, Э. От Сталинграда до Берлина. Операции советских войск и вермахта, 1942—1945 / Э. Земке. — М.: Центрполиграф, 2010. – 603 с.
18. Исаев А. Операция «Багратион». «Сталинский блицкриг» в Белоруссии. (2014) Москва: Яуза. —448 с.
19. Исаев, А.В. Операция «Багратион». Взлом «белорусского балкона» / А.В. Исаев. — М.: Яуза, 2019. — 448 с.
20. История белорусской государственности: в 5 т. – Т. 4: Белорусская государственность накануне и в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939– 1953 гг.) / [А.А. Коваленя и др.]; отв. ред. тома Н.Б. Нестерович; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. — Минск: Беларуская навука, 2019. — 567 с.
21. Карамаев С. Народные мстители в тылу врага. - Статья из газеты «Дуэль». —2004. — №46. —URL: http: // vip. Lenta.Ru / topic / victory / partizanen.html.
22. Князьков А. Историческое значение партизанского движения 1941– 1945 гг. и его роль в разгроме фашистской Германии. – Статья из газеты «ориентир». —2007. —№4.
23. Кривошеев Г. (1993). Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. Москва.: Воениздат. —415 с.
24. Лотоцкий С. С. (1970). История войн и военного искусства. Учебник для высших военных учебных заведений. Москва: Воениздат. —560 с.
25. Национальный исторический архив Республики Беларусь. — Фонд архива БШПД. Д. 6. Л. 1—411.
26. Новікаў, С. Вызваленне Беларусі ад германскіх захопнікаў 1943–1944 гг. у сучасных айчынным і замежным гістарыяграфічных наратывах / С. Новікаў // Векапомныя дні вызвалення: материалы Респ. науч.-практ. конференции, посвященной 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (Гомель, 2 мая 2019 г.) / под общ. ред. Е.Г. Кириченко. — Гомель, 2019. — С. 3—11.
27. Обращение глав государств – участников Содружества Независимых Государств к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: http:// cis.minsk.by/news/12416.
28. Операция «Багратион». Освобождение Белоруссии. (2004) Москва: Олмапресс. —488 с.
29. Операция «Багратион»: материалы международной научной конференции. — М.: Яуза, 2020. — 256 с.
30. Освобождение Беларуси. 1943–1944 / [В.В. Абатуров и др.]; редкол. И.И. Басик [и др.]. — Минск: Беларуская навука, 2014. — 943 с.
31. Пархитько, Н.П. Рецензия на книгу А.В. Исаева «Операция «Багратион». Взлом «белорусского балкона» / Н.П. Пархитько // Постсоветские исследования. — 2019. — Т. 2. — № 8. — С. 1627—1629.
32. Платонов С. П. (1958). Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. —Т. 3. —Москва. —182 с.
33. Победа – одна на всех: материалы IIМеждународной науч.-практ. конференции, Витебск, 23–24 апреля 2020 г. — Витебск, 2020. — 182 с.
34. Поспелов П. Н. (1962). История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 4. Москва.: Воениздат. —726 c.
35. Программа Международной научной конференции, посвященной, 75-летию освобождения Беларуси. — Минск: НАН Беларуси. — 2019. — 20 с.
36. Радзиевский А.И. (1977). Танковый удар: танковая армия в наступательной операции фронта по опыту Великой Отечественной войны. Москва.: Воениздат, —290 с.
37. Рокоссовский К. К. (1988). Солдатский долг. Москва: Воениздат. —367 с
38. Ротмистров П. А. (1972). Время и танки. Москва: Воениздат. —336 с.
39. Ротмистров П. А. (ред.) (1963). История военного искусства. Т. 2. Москва: Воениздат. —720 c.
40. Русский архив: (1999). Великая Отечественная: Ставка ВГК: Документы и материалы: 1944-1945. Т. 16(5-4). Москва: ТЕРРА, —368 с.
41. Семиряга М. И. (ред.) (1978). История Второй мировой войны 1939–1945 гг. Т. 9. Москва.: Воениздат. —574 c.
42. Советские танковые войска 1941-1945. Военно-исторический очерк. (1973). Москва.: Воениздат. —334 с.
43. Страна в огне: в 3 т. — Т. 3: Освобождение, 1944–1945: в 2 кн. – Кн. 1: Документы и материалы / А.А. Коваленя, А.О. Чубарьян, М.Ю. Мягков [и др.]; отв. ред. А.М. Литвин, М.Ю. Мягков; ред.-сост.: Д.В. Суржик. — М.: Олма Медиа Групп, 2017. — 717 с.
44. Страна в огне: в 3 т. — Т. 3: Освобождение, 1944–1945: в 2 кн. – Кн. 2: Очерки / отв. ред.: А.М. Литвин; ред.-сост.: Д.В. Суржик. – М.: Олма Медиа Групп, 2017. — 510 с.
45. Строков А. А. (ред.) (1966). История военного искусства. Москва: Воениздат. —656 c.
46. Тельпуховский Б. С. (1959). Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Краткий очерк. Москва.: Государственное издательство политической литературы. —577 c.
47. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. (1999). —Москва: АСТ. 796 с.
48. Третьяк, С.А. Трудный путь к Победе / С.А. Третьяк. — Минск: Беларуская навука, 2015. — 287 с.
49. Фуллер Дж. (1956). Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор. Москва: Иностранная литер. —550 с.
50. Хаупт В. (2006). Сражение группы армий «Центр». Взгляд офицера вермахта. Москва: Яуза, Эксмо. —347 с.
51. Штеменко С. (1975). Генеральный штаб в годы войны. Книга 1. Москва: Воениздат. —486 с.
52. Веllamy, C. Absolute War: Soviet Russia in the Second World War. — London: Macmillan, 2007. — 813 р.
53. Roberts, G. Stalin’s Wars: From World War to Cold War. 1939–1953 / G. Roberts. — New-Haven: Yale University Press, 2006. — 468 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Фото.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Фото.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты