Правовое регулирование ликвидации юридических лиц в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Правовое регулирование ликвидации юридических лиц в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2022
251.00 BYN
Правовое регулирование ликвидации юридических лиц в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и признаки юридических лиц
1.2 Источники правового регулирования ликвидации юридических лиц
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Историческое развитие законодательства о ликвидации юридических лиц
2.2 Понятие, правовая природа ликвидации
2.3 Виды ликвидации юридических лиц
2.4 Основания и порядок ликвидации юридического лица
3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
3.1 Защита прав кредиторов при ликвидации юридических лиц
3.2 Опыт зарубежных стран в сфере ликвидации юридических лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Юридические лица – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах с рыночной экономикой предпринимательство, в том числе в форме формирования юридического лица, получило широкое распространение и составляет подавляющее большинство всех форм организаций.
В Республике Беларусь деятельность юридических лиц вносит наиболее значительный вклад в развитие экономики страны. И ежегодно их роль и значение возрастают. Развитие предпринимательства является одной из важнейших предпосылок формирования конкурентной среды, развития общественной инициативы и социальной стабилизации общества.
Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица. Даже в максимально благоприятных экономических условиях «жизнь» организации не длится вечно, иными словами, субъект предпринимательской деятельности рано или поздно может быть ликвидирован в добровольном либо принудительном порядке.
В отличие от физического лица, для которого рождение и уход из жизни – естественный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица требует выполнения определенной, установленной законом процедуры.
Актуальность данной темы связана с тем, что в нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в Республике Беларусь, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм, вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает особую значимость.
Регулярно меняющееся законодательство и, как следствие, отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему прекращения деятельности юридических лиц в полном объеме, а также наличие некоторых недостатков в правовом регулировании, и, как следствие, проблемы его практического применения, делают изучаемую тематику особенно актуальной. Поэтому исследование, направленное на раскрытие и анализ правовых проблем ликвидации юридических лиц, безусловно, имеет научный и практический интерес.
Об актуальности избранной темы говорят следующие цифры.
По данным Национального статистического комитета, в 2018 году было ликвидировано 9 779 юридических лиц, что на 21,2% больше, чем в 2017 году. Вместе с тем в 2018 году было зарегистрировано 10 479 юридических лиц (без учета реорганизации 9 906), что на 19,7% меньше, чем в 2017 году [1, с.43].
Наибольшее количество ликвидированных организаций было зафиксировано в Минске (3 395), что на 17,0% больше, чем в 2017 году. В целом количество ликвидированных предприятий увеличилось во всех регионах. Так в Витебской области количество ликвидированных организаций увеличилось на 33,8% (на 208 организаций) по сравнению с 2017 годом, в Гомельской области – на 31,2% (на 243 организации), в Могилевской области – на 30,6% (на 167 организаций), в Гродненской области – на 22,5% (на 141 организацию), в Минской области – на 18,3% (на 186 организаций) [1, с. 46].
Регулярно меняющееся законодательство и, как следствие, отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему прекращения деятельности юридических лиц в полном объеме, а также наличие некоторых недостатков в правовом регулировании, и, как следствие, проблемы его практического применения, делают изучаемую тематику особенно актуальной. Поэтому исследование, направленное на раскрытие и анализ правовых проблем ликвидации юридических лиц, безусловно, имеет научный и практический интерес.
Объект исследования: правоотношения, возникшие в процессе ликвидации юридических лиц в Республике Беларусь, как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Предметом настоящего исследования являются нормы законодательства, регулирующие понятия, основания и порядок ликвидации юридических лиц, а также статьи периодических изданий и научная литература.
Цель работы: на основе положений законодательства проанализировать понятие, виды, основания и порядок ликвидации юридических лиц в Республике Беларусь, а также выявить пути совершенствования законодательства в данной области.
Задачи исследования:
– исследовать понятие и признаки юридических лиц;
– охарактеризовать источники правового регулирования ликвидации юридических лиц;
– рассмотреть историческое развитие законодательства о ликвидации юридических лиц;
– проанализировать понятие, правовую природу ликвидации;
– изучить виды ликвидации юридических лиц
– исследовать основания и порядок ликвидации юридического лица.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и признаки юридических лиц
Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально созданные для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот носит материальный, товарный характер, в нем могут участвовать только независимые, независимые собственники товара, имеющие собственное имущество. Следовательно, юридические лица должны иметь свою собственность отдельно от имущества их создателей (учредителей, участников). С этим имуществом они будут нести ответственность перед своими кредиторами (контрагентами) [2, с.16].
Участие в рыночных товарно-денежных отношениях часто требует значительного капитала, которым отдельные лица не обладают. Только объединяя капитал многих участников рыночных отношений, вы сможете планировать и реализовывать масштабные проекты.
Эта особенность рыночных отношений привела к участию в них искусственных образований, действующих на рынке как самостоятельных субъектов хозяйствования. Их называют юридическими («моральными», «искусственными», «фиктивными») лицами. Эта форма бизнеса позволяет быстро сконцентрировать значительный капитал, при этом учредители (участники) юридического лица не несут ответственности по его обязательствам всеми его активами. Они рискуют только своим вкладом в уставной капитал юридического лица. Это позволяет заранее определить, чем рискует учредитель (участник) юридического лица в случае его несостоятельности [3, с.18].
В гражданском обороте множество юридических лиц. Некоторые из них не стремятся получить прибыль. Они участвуют в гражданском обороте для достижения своих уставных целей и связанных с ними потребностей. Подавляющее большинство юридических лиц работают на рынке с целью получения прибыли. Все юридические лица должны соответствовать определенным требованиям как самостоятельные субъекты гражданского права.
Юридическое лицо – это организация, которая владеет отдельным имуществом на праве хозяйственного или оперативного управления, несет независимую ответственность за свои обязательства, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, государственной регистрации в качестве юридического лица или признан таковым законодательным актом [4, с.49].
Для осуществления необходимых экономических отношений юридические лица наделены способностью быть субъектами осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. При этом предприятия (организации), имеющие статус юридического лица, должны быть зарегистрированы и внесены в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они также могут иметь штамп банковского счета. Однако такие факторы не отражают сущность юридического лица как субъекта гражданских правоотношений [4, с.50].
Юридическим лицом является не любая организация, а только та, которая обладает определенными характеристиками:
1) Организационное единство. Юридическое лицо имеет определенную структуру, подчинение его структурным подразделениям и структурным подразделениям, систему государственных органов с соответствующей компетенцией, осуществляющих внутреннее управление и действующих от имени юридического лица за его пределами [5, с.32].
Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Организационное единство закрепляется в уставе юридического лица, либо в уставе и учредительном договоре, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.
В юридической науке практически отсутствует фундаментальное исследование организационного единства как обязательного признака юридических лиц. Для юридических исследований, с точки зрения изучения институтов юридических лиц, с одной стороны, традиционно определение сущности последних в целом, с другой стороны, правовой системы, объясняющей феномен организационного единства, широко применявшийся в советское время с позиций государственного планового хозяйства [6, с. 32].
Организационное единство юридических лиц – одна из наименее развитых и малоизученных категорий гражданского права в юридической науке.
Организационное единство юридических лиц является неотъемлемой и основной их чертой.
Организационное единство юридических лиц – это правовая структура, определяющая систему внутренних организационных отношений, обеспечиваемая с формальной стороны через наличие учредительных документов, через волю и волеизъявление институтов юридического лица в системе внешних гражданских отношений.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Историческое развитие законодательства о ликвидации юридических лиц
Институт несостоятельности (банкротства) является одним из ключевых элементов экономических рыночных систем, так как влияет на формирование макроэкономических пропорций в сфере занятости, социального обеспечения, уровня доходов населения, создания совокупного внутреннего продукта.
Рассматриваемая экономико-правовая категория имеет огромную историю.
В самом общем виде вся история развития законодательства Республики Беларусь в данной сфере делится на 4 этапа:
– славянский период;
– период с 1800 по 1917 года;
– период с 1917 по 1991 года;
– начало 90-х годов – современный период.
Итак, славянский период берет свое начало еще с древнейших времен. Уже в древнейшем римском праве существовала предусмотренная возможность обращения одновременно нескольких взыскателей к одному и тому же должнику с единым требованием оплаты долгов. В случае если такой должник был неспособен удовлетворить требования кредиторов, у таких взыскателей возникала возможность разрубить тело должника на части и делить их между собой.
Если рассматривать состав имущества должника, то следует отметить следующее: к такому имуществу римляне относили не только само имущество, вещи, но и права требования должника к третьим лицам. При этом не включались в конкурсную массу расходы, предназначенные на погребение самого должника, а также тех лиц, которых он обязан был хоронить. В такое имущество не включались и долговые требования, обеспеченные залогом или ипотекой, подлежащие преимущественному удовлетворению перед всеми личными, даже привилегированными требованиями кредиторов. Соответственно, явка ипотечных кредиторов в соответствии с римским правом могла устранить конкурсных кредиторов от всякого участия в продаже имущества должника [22, c. 69].
Как и в современном законодательстве множества государств мира, древнеримский закон при удовлетворении требований кредиторов отдавал предпочтение казне по недоимкам в податях. И только после удовлетворения таких требований могли быть удовлетворены те требования, которые вытекали из договоров с казной, а также законная ипотека жены на все имущество мужа в обеспечение приданого. Лишь после удовлетворения всех перечисленных привилегированных требований удовлетворялись все другие требования исходя из времени установления залога.
Уже с древних времен делались попытки объяснить соответствующий отрывок из Законов XII таблиц в пользу обращения взыскания на имущество должника, подразумевая при этом равный раздел имущества, принадлежащего должнику. Интересная особенность римского процесса банкротства – это то, что кредитор, который первым подал ходатайство о наложении ареста на имущество должника, вовсе не обязан был вызывать других кредиторов для участия в производстве, так как это противоречило бы основному началу римского права, в соответствии с которым каждый свободный человек должен заботиться исключительно о своих собственных интересах, а не обеспечивать чужие выгоды [23, с.57].
Исторические корни белорусского института экономической несостоятельности и банкротства присутствовали также в «Русской правде». «Русская правда» - это один из самых древних памятников российского правоведения, который дошел до наших времен.
Ст. 68-69 Русской правды были посвящены непосредственно несостоятельности купцов. В них раскрывается понятие дворянской несостоятельности, случайной (несчастной) и той, что произошла по вине самого купца, а также данные нормы указывали на способ предупреждения несостоятельности. Также Русская правда раскрывала порядок распределения имущества должника между кредиторами [24, с. 57].
Следует отметить, что история развития российского законодательства о банкротстве имеет непосредственное отношение и к Республике Беларусь, так как, как известно, что последняя до 20-х годов XX века входила в состав России [24, c. 59].
Законодатель того времени выделял два вида несостоятельности (банкротства), а именно:
– несчастная (невиновная) несостоятельность, которая возникала не по вине должника (к примеру, такая несостоятельность имела место в случае наступления различного рода форс-мажорных обстоятельств: пожара, стихийного бедствия и так потом);
– злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая могла наступить, например, в случае легкомысленного поведения купца (пример: растрата вверенных средств, потеря товара в результате пьянства и других предосудительных действий).
3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
3.1 Защита прав кредиторов при ликвидации юридических лиц
При наличии ситуации, когда вместо исполнения решения суда о взыскании долга кредитору становится известно о том, что должник принял решение о ликвидации, судебный исполнитель в таком случае возвращает взыскателю исполнительный документ [40].
Как только принято решение о ликвидации все права по управлению предприятием переходят к назначаемому ликвидатору или ликвидационной комиссии (ликвидатор). Соответственно все требования о взыскании задолженности кредиторы должны предъявлять ликвидатору.
Законодательством предусмотрена обязанность ликвидатора публиковать сведения о начале процедуры ликвидации в журнале «Юстиция Беларуси» с обязательным указанием срока для предъявления требований кредиторами, который не может быть менее 2 месяцев.
Для того чтобы заявить свои требования, необходимо обратиться в письменной форме к ликвидатору.
Выплата причитающихся денежных средств кредиторам производится ликвидатором начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам четвертой очереди — по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Требования, которые будут заявлены после истечения срока, установленного ликвидатором для их предъявления, подлежат удовлетворению из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно.
Важно предъявить требование кредитора вовремя, так как ликвидатор может отказать в удовлетворении требований кредиторов, если они предъявлены после утверждения ликвидационного баланса.
Как уже отмечалось, при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
– в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
– во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
– в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
– в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами ликвидируемого юридического лица [12].
Удовлетворение требований кредиторов при ликвидации юридического лица вследствие экономической несостоятельности (банкротства) производится в порядке, установленном законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве):
Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом № 415-З, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, в том числе по:
– требованиям физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;
– выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;
– уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [19].
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Юридическое лицо является одним из самых сложных институтов и явлений гражданского права. Этот институт занимает самую большую нишу в современной гражданско-правовой жизни общества. Из него состоят практически все рыночные отношения на сегодняшний день. Без юридических лиц немыслимо современное гражданское общество в целом.
Юридическим лицом является не любая организация, а только та, которая обладает определенными характеристиками:
– организационное единство;
– имущественная обособленность;
– самостоятельная ответственность по всем своим обязательствам со своим имуществом;
– самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.
В современной зарубежной юридической литературе проблемам сущности юридического лица уделяется не так много внимания, как в прошлом, поскольку они считают, что многочисленные теории юридического лица не имеют практической ценности и не имеют большой познавательной ценности.
История развития законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) включает 4 этапа:
- славянский период;
- период с 1800 по 1917 года;
- период с 1917 по 1991 года;
- начало 90-х годов – современный период.
Каждый из указанных периодов характерен принятием и действием определенных нормативных актов, регулирующих экономическую несостоятельность и порядок ее преодоления.
Институт ликвидации не является исключительно и ограниченно гражданско-правовым, моноотраслевым институтом. Это комплексный институт, поскольку множество норм и правил, которые определяют основания, порядок и последствия ликвидации, содержатся в нормах административного, финансового и трудового права.
Ликвидация – это форма прекращения деятельности юридического лица, которая представляет собой процедуру, цель которой состоит в прекращении правосубъектности юридического лица без перехода прав и обязанностей такого юридического лица к иным лицам в порядке правопреемства.
Экономическая сущность ликвидации организации (предприятия) состоит в полном прекращении хозяйственной деятельности такого юридического лица посредством завершения производственной деятельности. Ликвидированное юридическое лицо перестает быть субъектом хозяйствования, исчезая из рынка предоставления товаров и услуг.
Все основания, при наличии которых возможна ликвидация, делятся на три группы:
– решение собственника имущества (учредителей) – добровольный порядок ликвидации;
– решение экономического суда – принудительный порядок ликвидации;
– решение регистрирующего органа – принудительный порядок ликвидации.
Так, ликвидация организации (предприятия) может быть осуществлена в добровольном порядке, то есть по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной. В таком случае ликвидация осуществляются в общем порядке ликвидации юридических лиц.
Законодательством определен ряд оснований для принятия решения о ликвидации, однако он не является исчерпывающим, а содержит лишь те из них, наличие которых может повлечь какие-либо негативные последствия для других субъектов хозяйственных отношений. Так, наибольшее количество норм, регулирующих процесс ликвидации, служат защите публичных интересов, а также интересов кредиторов и контрагентов.
Ликвидация организации (предприятия) может быть осуществлена лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательством, а также лишь посредством определенной процедуры, установленной законом.
Процесс ликвидации за рубежом практически аналогичен белорусскому порядку ликвидации предприятия. Различаются основания для такой ликвидации. В частности, законодательство Украины вовсе не предусматривает возможности ликвидации предприятия по решению регистрирующего органа. Законодательство Германии предусматривает различные основания, при наличии которых возможна ликвидация предприятия.
1. Беларусь в цифрах : статистический справочник / редкол И. Ф. Медведева, И. С. Кангро [и др. ]. – Минск : Нац. статистический комитет Респ. Беларусь, 2019. – 71 с.
2. Дерюгина, Т.В., Маликов, Е.Ю. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Часть первая: Т. 1 / Т.В. Дерюгина, Е.Ю. Маликов. – М. : Зерцало-М, 2015. – 400 с.
3. Серова, О.А. Классификация юридических лиц / О.А. Серова. – М: Юрист, 2019. – 232 с.
4. Витушко, В.А., Филипчик, Р.И. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник / В. А. Витушко, Р. И. Филипчик. – Минск: Книжный Дом, 2015. – 461 с.
5. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Д. А. Колбасин. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. – 495 с.
6. Герваген, Л.Л. Развитие учения о юридическом лице / Л. Л. Герваген. – Санкт-Петербург: Тип. И.Н. Скороходова, 2018. – 91 с.
7. Гражданское право Республики Беларусь: в 3 т. / А.В. Каравай [и др.]. – Т.1. – Минск: Амалфея, 2017. – 611 с.
8. Ястребов, О.А. Концептуальные подходы к пониманию юридического лица в правовой науке / О.А. Ястребов // Российская юстиция. – 2016. – № 4. – С. 15 -18.
9. Юкша, Я.А. Гражданское право: учебное пособие / Я. А. Юкша. – 4-е изд. – Москва: РИОР, 2017. – 398 с.
10. Шматков, И. И. Гражданское право. Общая часть / И. И. Шматков, В. И. Пушкин. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. – 126 с.
11. Сидорчук, И. П. Гражданское право (особенная часть): краткое изложение курса / И. П. Сидорчук, Ю. Н. Гайдук. – Минск : Амалфея, 2016. – 342 с.
12. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2022.
13. Бондаренко, Н. Л. Гражданское право. Общая часть : для студентов вузов и средних специальных учебных заведений / Н. Л. Бондаренко. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – Минск : ТетраСистемс, 2018. – 157 с.
14. Савина, И. В. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / И. В. Савина. – Минск : Академия МВД, 2015. – 383 с.
15. Чигир, В.Ф. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации Республики Беларусь) / В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2016. – 145 с.
16. Об экономической несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 423-3 (утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
17. О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 (утратил силу) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
18. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 года № 140/206 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
19. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 415-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
20. О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2013 года № 63 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
21. О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2015 г. № 7 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
22. Бойко, А. Ликвидация юридического лица / А. Бойко // Юрист. – 2018. – № 3. – С. 69–70.
23. Кулаковский, С. Последний шанс предприятия или история одной ликвидации / С. Кулаковский // Юрист. – 2017. – № 5. – С. 57–59.
24. Правовое регулирование хозяйственной деятельности : учеб. / В. В. Авдеев [и др.] ; под ред. В. А. Витушко, Р. И. Филипчик. – Минск : Кн. Дом, 2016. – 832 с.
25. Войткевич Е. А. Правовые основы ведения бизнеса в Республике Беларусь / Е.А. Войткевич [и др.]. – Минск : Интерпрессервис, 2019. – 832 с.
26. Годунин, О. Р. Хозяйственное право : учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей / О. Р. Годунов. – Минск : БГУ, 2014. – 114 с.
27. Краткий конспект лекций по хозяйственному праву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkmog.by/docs/logist/konsprct_xoz.pdf.
28. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 688 с.
29. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
30. Гражданское право : учебник. В 3 т. / А. В. Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск : Амалфея, 2018. – Т. 1. – 864 с.
31. Филипчик, Р. И. Некоторые вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц / Р. И. Филипчик // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2016. – № 22. – С. 19–25.
32. Вабищевич, С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь / С. С. Вабищевич. – Минск : Молодежное, 2015. – 436 с.
33. Северин, Д. Добровольная ликвидация или как повернуть процесс вспять, если вы рассчитались с долгами / Д. Северин // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. – 2017. – № 21. – С. 15.
34. В 2017 году количество ликвидированных юридических лиц выросло на 21,2 % [Электронный ресурс] / Бизнес новости. – Режим доступа: http://doingbusiness.by/likvidaciyaregistraciya.
35. Справка по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), находящимся в производстве экономических судов в период с 01.03.2018 по 01.04.2018 [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/online-elp/bankr_inf/1ebfc4c3e9474153.html.
36. О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 апр. 2009 г., № 469 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
37. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
38. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
39. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 июня 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
40. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 декабря 1998 г., № 219-З : принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
41. Об обращениях граждан и юридических лиц : Закон Респ. Беларусь, 18 июл. 2011 г., № 300-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
42. Гражданский кодекс Республики Казахстан 1994 года [Электронный ресурс] // Информационные системы Параграф. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061.
43. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств [Электронный ресурс] // Информационная правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002198_.
44. Гражданский кодекс Украины 2003 года [Электронный ресурс] // Pravo.ua. – Режим доступа: http://pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/biblioteka/civil-pravo/grazhdanskoe-pravo-ukrainy-uchebnik-dzera-v.
45. Закон КНР «О банкротстве предприятий» 2006 года [Электронный ресурс] // Законодательство Китая. – Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
46. Гражданский кодекс Германии 1896 года [Электронный ресурс] // Pravo.ua. – Режим доступа: drjv.org.
47. Смольский, А. Банкротство как общественный институт: возникновение, развитие и особенности функционирования / А. Смольский // Эковест. – 2019. – № 3–4. – С. 601–620.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты