Связь защитно-совладеющего поведения и агрессии у студентов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Связь защитно-совладеющего поведения и агрессии у студентов»
по дисциплине: «Практическая психология»
2022
251.00 BYN
Связь защитно-совладеющего поведения и агрессии у студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты изучения связи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов
1.1 Механизмы психологической защиты и их характеристики
1.2 Понятие совладающего поведения
1.3 Понятие агрессивности в зарубежной и отечественной психологии
2. Эмпирическое исследование связи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования защитно-совладающего поведения у студентов
2.3 Результаты исследования агрессивности у студентов
2.4 Анализ результатов исследования связи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях на первый план выходит проблема адаптационных возможностей студенческой молодежи. Все чаще студенты попадают в стрессовые и фрустрирующие ситуации, требующие от них актуализации внутренних сил для дальнейшего функционирования. Выбор неконструктивных форм защитно-совладающего поведения может негативно отразиться на личности студента, привести к дезадаптации.
В студенчестве личность становится более зрелой, автономной и целеустремлённой. Юношеский возраст является сложным периодом жизни, так как появляются новые возрастные задачи, усложняется социальное поведение, повышаются требования к внутренним ресурсам и адаптивным способностям. Для того, чтобы студенты могли реализовывать свои возрастные задачи, важно наличие у них определённых свойств личности, навыков конструктивного реагирования и преодоления стрессовых ситуаций в процессе обучения в вузе.
Специалисты отмечают сегодня рост агрессивного поведения в студенческой среде [1; 9; 16; 37]. Часто первокурсники, которые только вошли в стены университета, не владеют иными способами реагирования на трудные ситуации, конфликты со сверстниками. Часто агрессия может быть способом защиты своей самооценки и личности перед кажущимся враждебным миром. Также агрессивность может быть связана с защитно-совладающим поведением студента.
Феномен психологической защиты изучали З. Фрейд, Р. Лазарус, Ф.В. Бассин, С.Л. Богомаз, Р.М. Грановская, А.И. Заикина, Е.Р. Исаева, Э. Киршбаум, О.В. Кружкова, Е.В. Лапкина и др.
К вопросу совладающего поведения обращались Р Лазарус, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Л.А. Пергаменщик, С.К. Нартова-Бочавер, С.А. Станибула, М.В. Сапоровская, Е.И. Рассказова, В.М. Ялтонский, А.Л. Церковский, С.А. Хазова и др.
Понятия агрессии и агрессивности изучали российские авторы (С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк и др.), белорусские (И.А. Фурманов и др.), зарубежные ученые (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц и др.).
Однако, проблема изучения связи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов в современной психологии требует своего дальнейшего изучения.
Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов.
Задачи:
1. На основании изучения психолого-педагогической литературы определить теоретические основы исследования.
2. Определить особенности защитно-совладающего поведения студентов.
3. Определить особенности агрессивности студентов.
4. Проанализировать особенности связи защитносовладающего поведения и агрессивности у студентов.
Объект исследования – поведение студентов.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов.
Теоретическая и методологическая основа исследования:
- научные представления о защитно-совладающем поведении Р. Лазаруса, С. Фолкмана, Т.Л. Крюковой, Р. Плутчика;
- подходы к изучению агрессивности А. Басс, А. Дарки.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Механизмы психологической защиты и их характеристики
Под психологической защитой в большом психологическом словаре понимается «система регуляторных механизмов в психике, направленных на устранение или сведение к минимуму отрицательных, травмирующих личность переживаний, связанных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» [27].
Защитное поведение появляется благодаря механизмам психологической защиты (на бессознательном уровне). Как правило, психологическая защита актуализируется в таких ситуациях, которые предполагают угрозу для целостности личности, ее самоуважению. При этом, угроза может исходить как виз внешнего мира, так и внутреннего мира субъекта. Главная функция различных механизмов состоит в стабилизации состояния и личности [23, с. 232].
В зарубежной психологии механизмы психологической защиты изучали З. Фрейд, А. Фрейд, Н. Мак-Вильямс, Р. Плутчик и др. При этом, как правило, защитные механизмы рассматривались как малоадаптивные или патогенные формы регуляции личности.
З. Фрейд полагал, что психологическая защита позволяет разрешить внутриличностный конфликт между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами [41, с. 41].
По определению Анны Фрейд, «защитные механизмы – это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» [42, с. 64]. Также Анна Фрейд считала, что механизмы психологической защиты формируются на фоне тревоги перед притязаниями инстинктов бессознательного, чувства вины и стыда, а также страха перед требованиями реальности [42, с. 67].
Н. Мак-Вильямс писал, что «личность, чье поведение носит защитный характер, бессознательно стремится решить следующие задачи: 1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством - тревогой, горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; 2) сохранить самоуважение» [26, с. 183].
В теории Р. Плутчика признается, что механизмы психологической защиты являются производными эмоций. Так, реакция инкорпорации порождает страх, на фоне отвержения формируется эмоция гнева, в основе радости лежит протекция, печаль основана на разрушении, принятие выступает следствием такой реакции, как воспроизводство, а отвращение - реинтеграции, к ожиданию приводит ориентация, а к удивлению – реакция исследования. Определив онтогенез механизмов защиты, Р. Плутчик пишет, что сначала формируются перцептивные защиты, такие как отрицание и регрессия. Затем появляются механизмы, связанные с процессами памяти (вытеснение и подавление). Более зрелые механизмы, основанные на мышлении и переработке информации, являются рационализация, интеллектуализация [51].
Разработкой проблемы психологической защиты в советской психологии занимался Ф.В. Бассин [3]. По его мнению, «главное в психологической защите – снижение субъективной значимости травмирующего фактора. Психологическая защита способна предупредить дезорганизацию поведения человека, устанавливающуюся не только при столкновении сознательного и бессознательного, но и в случае противоборства между вполне осознаваемыми установками» [3, с. 82].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью изучения особенностей взаимосвязи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов было проведено эмпирическое исследование.
Для реализации цели были поставлены следующие практические задачи:
1. Определить и сравнить способы совладающего поведения у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
2. Изучить и сравнить механизмы психологической защиты у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
3. Исследовать и сравнить формы проявления агрессии у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
4. Установить характер взаимосвязи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существуют особенности взаимосвязи защитно-совладающего поведения и агрессивности у студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе УО «Гродненский государственный медицинский университет».
Выборка исследования: 120 студентов, из них 60 студентов 1 курса и 60 студентов 4 курса.
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
Цель: выявлений стратегий совладающего поведения.
Методика включает в себя следующие шкалы: 1) конфронтация; 2) дистанцирование; 3) самоконтроль; 4) поиск социальной поддержки; 5) принятие ответственности; 6) бегство-избегание; 7) планирование решения проблемы; 8) положительная переоценка (Приложение А).
2. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
Цель: выявить механизмы психологической защиты «Я».
Измеряется восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции, возникающие в различных ситуациях (Приложение Б).
3. Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Цель: диагностика уровня и форм проявления агрессивности.
С помощью методики можно выявить следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Также опросник позволяет выявить уровень агрессивности и уровень враждебности (Приложение В).
Методы математико-статистической обработки данных:
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0. Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что защитное поведение представляет собой совокупность регуляторных механизмов в психике, направленных на снижение отрицательных переживаний, связанных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта, что появляется благодаря механизмам психологической защиты на бессознательном уровне. Защитные механизмы меняются в зависимости от возраста.
Совладающее поведение представляет собой особый вид социального поведения человека, который направлен на сохранение психологического благополучие, позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий, направлено на активное взаимодействие с ситуацией – ее изменение или
Агрессивность рассматривается как свойство личности, отражающее готовность к проявлению агрессии. Агрессивность связана с негативным отношением к людям, непереносимостью фрустрации, другими личностными особенностями. Агрессия может выступать средством адаптации индивида, сохранения самооценки, способом удовлетворения его актуальных потребностей в стрессовой ситуации.
Эмпирическое исследование показало, что студенты 1 курса на достоверном уровне более склонны обращаться к таким способам совладающего поведения, как: конфронтация и бегство-избегание, а студенты 4 курса – самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности и планирование решении проблемы. Преобладающими механизмами психологической защиты у студентов 1 курса являются: компенсация, замещение и отрицание, а у студентов 4 курса - рационализация, компенсация и реактивные образования. сравнительный анализ показал, что у студентов 1 курса достоверно выше выраженность таких механизмов психологической защиты, как: отрицание замещение, а у студентов 4 курса – рационализация и реактивные образования. У студентов наблюдается различная степень выраженности агрессивных реакций. У студентов 1 курса выше выраженность физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности, а также выше индекс агрессивности и индекс враждебности, а у студентов 4 курса более выражена косвенная агрессия.
Выявлены следующие показатели связи способов совладающего поведения и агрессии у студентов: чем выше чем выше выраженность конфронтация, тем выше уровень физической агрессии, раздражения, негативизма и обиды и ниже уровень косвенной агрессии. Чем выше выраженность дистанцирования, тем выше уровень подозрительности и ниже уровень негативизма. Чем выше выраженность самоконтроля, тем выше уровень косвенной и вербальной агрессии, и ниже уровень физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности. Чем выше выраженность поиска социальной поддержки, тем выше уровень косвенной агрессии, и ниже уровень физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности. Чем выше выраженность принятия ответственности, тем выше уровень косвенной агрессии, и ниже уровень физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности. Чем выше выраженность бегства-избегания, тем выше уровень физической агрессии и раздражения, и ниже – косвенной агрессии. Чем выше выраженность планирования решения проблемы, тем ниже уровень физической агрессии, раздражения и подозрительности. Чем выше положительная переоценка, тем выше уровень обиды.
1. Абдусатторова, К.Ш. Проявление агрессивности студентов в коммуникативном взаимодействии / К.Ш. Абдусатторова // Студенческая наука Подмосковью. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. – С. 5-8.
2. Ахмедханов, А.М. Агрессивное поведение и проявление гнева в юношеском возрасте / А.М. Ахмедханов, Р.А. Ахмедханова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2011. – № 5. –С. 59-64.
3. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 79–86.
4. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. –№1 – С. 100-111.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2001. – 352 с:
6. Вознюк, А.В. Теория человеческой агрессивности / АВ. Вознюк. – Житомир. - 2018. – 294 с.
7. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2010. – 476 с.
8. Ермакова, Е.С. Совладающее поведение и личностные характеристики студентов технического вуза / Е.С. Ермакова, В.Ю. Татищева // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. – Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет, 2014. – С. 521-525.
9. Задорожная, И.А. Особенности проявления агрессии у студенческой молодежи / И.А. Задорожная, Д.Р. Багандова, Ю.Д. Артемова // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. – 2021. – № 1. – С. 40-44.
10. Заикина, А.И. Психология защитных механизмов личности / А.И. Заикина, А.Ю. Красникова, Ж.Н. Мустафионова. // Молодой ученый. – 2019. – №11 (249). – С. 219-220.
11. Иванова, А. А. Особенности психологической защиты студентов в конфликтной ситуации / А. А. Иванова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 32. – С. 56-58.
12. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
13. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
14. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология (сихология развития) / Л.Ц. Кагермазова. – М.: Академия, 2008. –159 с.
15. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Смысл, 2005. – 239 с.
16. Карабинская, О.А. Агрессивность и ее уровень в студенческой среде / О.А. Карабинская, В.Г. Изатулин // Философия здоровья: интегральный подход. – Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2021. – С. 92-99.
17. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. – СПб.: Питер, 2005. – 86 с.
18. Корытченкова, Н И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.И. Корытенкова. – Новосибирск, 2000. – 21 с.
19. Костюченко, Е.В. Развитие теоретических представлений о психологической защите в зарубежной психологии XIX - XX ст. / Е. В. Костюченко // Актуальные проблемы психологии личности. В 2 ч. Ч. 1 : сборник научных статей. – Гродно : ГрГУ, 2012. – С. 225-237.
20. Костюченко, Е.В. Связь когнитивной сложности и особенностей совладающего поведения у студентов вуза / Е. В. Костюченко // ТехноОбраз - 2011. Роль и место образовательной среды в непрерывном развитии и саморазвитии личности обучающихся. – Гродно : ГрГУ, 2011. – С. 130-133.
21. Костюченко, Е.В. Совладающее поведение: основные подходы и проблемы исследования / Е.В. Костюченко // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. - 2010. - № 3. - С. 120-124.
22. Кружкова, О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура. / О.В. Кружкова. // Вестник ЛГУ им. А.С Пушкина. – 2012. – №1. - С.36 – 47.
23. Кузубова, В.О. Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте / В.О. Кузубова // Международный журнал «Инновационая наука». – 2016. – № 7-8. – С.183-187.
24. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2. – С .232-236.
25. Ледовская, Т.В. Динамика защитного и совладающего поведения студентов на разных курсах обучения. / Т.В. Ледовская, О. А. Резчикова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 194-200.
26. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. – СПб. – 2001 – 349 с.
27. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. – М.: Класс, 2010. - 480 c.
28. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/18.php.
29. Моисеева, Т.А. Коррекция агрессивности у студентов вуза / Т.А. Моисеева, Ю.О. Юртаева. // Молодой ученый. – 2019. – № 3 (241). – С. 333-339.
30. Морозова, И.С. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-первокурсников / И.С. Морозова, Е.А. Панасенко. // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 18 – С. 345-349.
31. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20-51.
32. Павлова, Т.А. Исследование соотношения особенностей механизмов психологической защиты студентов с разным социометрическим статусом / Т.А. Павлова, К.С. Молчанова // Наука вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 2(36). – С. 66-71.
33. Пилипенко, А.Е. Копинг-стратегии у студентов с различными характеристиками ценностно-смысловой сферы / А.Е. Пилипенко // XXIII Царскосельские чтения – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 292-296.
34. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 82–118.
35. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
36. Решетников, М. Феномен агрессивности в психологии, психиатрии и в социуме / М. Решетников // Globus: Психология и педагогика. – 2019. – № 4(32). – С. 17-27.
37. Родионова, М.С. Феномен агрессии (на примере студентов-психологов) / М.С. Родионова, А.В. Гришина // Осознание Культуры - залог обновления общества. – Севастополь: Рибест, 2019. – С. 251-254.
38. Розум, Т.В. Особенности проявления агрессии у студентов / Т.В. Розум, О.А. Анисимова // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 147-153.
39. Субботина, Л.Ю. Психология защитного поведения / Л.Ю. Субботина. – Ярославль, 2006. – 220 с.
40. Урутина, Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина // «Молодой учёный». – 2015. – № 15 (95). – С. 558-562.
41. Фельдман, Т.А. Копинг-стратегии студентов в учебной деятельности / Т.А. Фельдман // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 158-164.
42. Фрейд З. Психика: структура и функционирование / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 230 с.
43. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб.: Питер, 2018. – 160 с.
44. Фурманов, И.А. Генезис расстройств поведения и приспособительных реакций: аффективно–динамическая модель агрессии / И.А. Фурманов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – № 4 (39) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mprj.ru/archiv_global/2016_4_39/nomer02.php.
45. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
46. Фурсова, Д. В. Связь тревожности и агрессивности студентов с разной учебной успешностью / Д. В. Фурсова // Фундаментальные и прикладные науки сегодня. – North Charleston, USA: Lulu Press, 2018. – С. 100-102.
47. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему / А.Л. Церковский // Вестник ВМГУ. –2006. – № 3. – С. 1-15.
48. Шабалин, О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
49. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы / В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. – Москва, 2011. – 512 с.
50. Ялтонский, В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// medpsy.ru/.
51. Яшкова, А.Н. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. – Саранск: Прогресс, 2009. – 88 с.
52. Plutchik R., Kellerman H. Theories of emotion. Academic Press, 1980. - 424 p.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты