Охрана культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические аспекты
МИТСО (Международный университет) Витебский филиал
Диплом
на тему: «Охрана культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические аспекты»
по дисциплине: «Правоведение»
2022
251.00 BYN
Охрана культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические аспекты
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
1.1 Понятие и классификация культурных ценностей
1.2 Общественная опасность преступлений, посягающих на культурные ценности
1.3 Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, посягающих на культурные ценности
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
2.1 Объект и объективная сторона преступлений, посягающих на культурные ценности
2.2 Субъект и субъективная сторона преступлений, посягающих на культурные ценности
2.3 Вопросы квалификации преступлений, посягающих на культурные ценности
3 ОХРАНА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ И УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
3.1 Международно-правовая охрана культурных ценностей
3.2 Ответственность за посягательства на культурные ценности по уголовному законодательству других государств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что человек как уникальное существо, обладающее социально-биологическими, духовными характеристиками, стремится в целях удовлетворения своих потребностей не только к использованию уже существующих природных благ в «готовом» виде, но и к преобразованию природы. В результате подобного преобразования появляется новый феномен – культура, которая может быть определена с позиций культурологии как совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений. В качестве одного из таких случаев может и должно рассматриваться право и, в частности, уголовное право. Это делает изучение взаимосвязи культуры и уголовного права актуальным. Это взаимодействие будет проанализировано в контексте важности, которую оно имеет для уголовно-правового регулирования с точки зрения культурных ценностей.
В законодательстве и научной литературе культурные ценности часто рассматриваются как материальный мир, относящийся к культурной сфере жизни общества (например, картины, скульптуры и прочее). В науке используется термин «социальные ценности». Существует немало классификаций ценностей; при этом социальные ценности чаще рассматриваются в качестве одной из разновидностей культурных ценностей.
Культурные ценности выступают в качестве фундамента, на котором основывается культура в целом. Их наличие обусловлено субъективной составляющей человеческого поведения. Основная функция культуры заключается именно в удовлетворении соответствующего спроса. Реализация этой функции осуществляется через ценности, созданные в рамках культурной деятельности.
Охрана культурных ценностей включает различные меры, среди которых выделяются правовые. Это связано как с важностью объекта охраны, так и с весьма обширной нормативной правовой базой, включающей большое число нормативных актов как внутригосударственного, так и международного характера.
Более того, культурные ценности охраняются различными отраслями законодательства, среди которых особое место занимает уголовное.
Между тем нормы УК Республики Беларусь об ответственности за преступления, посягающие на культурные ценности, нуждаются в дальнейшем серьезном совершенствовании. Уголовно-правовые нормы, защищающие культурное наследие, имеют общую объектную направленность и должны располагаться в одной главе УК Республики Беларусь. Анализ зарубежного опыта свидетельствует о практической возможности реализовать такую систематизацию.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения охраны культурных ценностей в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормы белорусского и зарубежного законодательства, обеспечивающие охрану культурных ценностей, а также учебные пособия, монографии, научные статьи в периодических изданиях по теме исследования, материалы судебной практики, статистические данные.
Цель дипломной работы – комплексный и всесторонний анализ уголовно-правовых и криминологических аспектов охраны культурных ценностей.
Для достижения цели дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и классификацию культурных ценностей.
2. Определить общественную опасность преступлений, посягающих на культурные ценности.
3. Дать общую криминологическую характеристику преступлениям, посягающим на культурные ценности, а также определить порядок их предупреждения.
1 СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
1.1 Понятие и классификация культурных ценностей
Законодательство Республики Беларусь об охране историко-культурного наследия как система правовых норм начало формироваться в первой четверти XX столетия [20, с. 8]. Во время основания Советского Союза охрана памятников регулировалась культурным законодательством России (1918-1922), Союза (1922-1991) и Республики. В целом белорусское законодательство об охране наследия было разработано в общем русле национальной и правовой политики, проводимой СССР.
Формирование этого правового поля происходит в основном за счет развития учреждений и организаций, направленных на изучение местной культуры и истории. Так как первый шаг в изучении древнебелорусской культуры был сделан в дореволюционный период. В начале 20-го века передовая общественность создала ассоциации по защите и сохранению художественных и древних памятников в некоторых провинциях. В послеоктябрьский период исследования памятников культуры в основном проводились в рамках местных исторических кругов и общественных организаций. Основной задачей, ранее поставленной исследователями, было выявление и иллюстрирование памятников старины и искусства. Именно на этом этапе был заложен фундамент для национальной регистрации белорусского исторического наследия [35, с. 22].
После создания Института белорусской культуры в 1922 году он начал проводить особенно концентрированное изучение белорусского культурного наследия. Институт является специальным комитетом, который возглавляет краеведческое движение в моей стране. Задачей Этнографического комитета института является выявление и сохранение объектов нематериальной (духовной) культуры и народного искусства. Первым белорусским законом, касающимся вопросов охраны культурных ценностей, охраны и использования историко-культурного наследия, был Закон БССР «Об охране памятников культуры» от 26 декабря 1969 г. В значительной степени воспроизведены основные положения указанного выше нормативного акта в Законе БССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», с введением которого утратил силу названный выше Закон.
После провозглашения независимости Беларуси начался новый период в области охраны культурного наследия страны. Связан он с принятием Закона «Об охране историко-культурного наследия» от 13 ноября 1992 г. № 1940-XІІ, положившего начало концептуально иному подходу к охранной деятельности государства в данной области. Законом упразднено разделение памятников по видам, все объекты объединены общим родовым понятием «историко-культурная ценность». Данный Закон утратил силу в связи с принятием 9 января 2006 г. новой редакции Закона, получившего уже другое название «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь Республики Беларусь» [39, c. 47].
Однако на этом совершенствование законодательства в области охраны культурного наследия страны не прекратилось и 20 июля 2016 года был принят Кодекс Республики Беларусь о культуре [22].
Согласно статье 1 «историки-культурная ценность – это вид культурной ценности, обладающий уникальной духовной, художественной и/или документальной ценностью, которому присвоен статус историко-культурной ценности» [22].
В свою очередь, культурная ценность – это созданные (преобразованные) людям или тесно связанные с его деятельностью материальный объект и нематериальное проявление творчества человека, которые имеют историческое, художественное, научное или другое значение.
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
2.1 Объект и объективная сторона преступлений, посягающих на культурные ценности
Статья 136 УК предусматривает ответственность за серьезные нарушения в сфере гуманитарного права. Данная статья выделяет 17 составов преступных деяний, два из которых касаются сохранения культурного достояния.
Пунктом 8 ст. 136 УК установлена ответственность за превращение в объект нападения или уничтожение культурных ценностей, находящихся под защитой, при отсутствии военной необходимости, а равно хищение таких ценностей в крупных масштабах или совершение в отношении них актов вандализма [59].
Предметом преступления являются культурные ценности, которыми, согласно ст. 1 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, считаются таковые, независимо от происхождения и владельца:
- движимые или недвижимые ценности, имеющие большое значение для культурного наследия народа, такие как архитектура, искусство или история, религиозные или светские, археологические памятники, архитектурные ансамбли, представляющие историческую или художественную ценность, произведения искусства, рукописи, книги и другие объекты, имеющие художественное, историческое или археологическое значение, а также научные коллекции, книжные коллекции, архивные материалы или репродукции вышеуказанных ценностей;
- здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанные в пункте «а», такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных целостей, указанных в пункте «а»;
- центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б» [24].
Объективная сторона преступления может выражаться в следующих альтернативных деяниях:
- превращение в объект нападения культурных ценностей, находящихся под защитой;
- уничтожение культурных ценностей, находящихся под защитой;
- хищение в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой;
- совершение в отношении этих ценностей актов вандализма [70, c. 52].
Обязательным признаком такого рода преступлений является то, что они совершаются во время вооруженного конфликта и нет военной необходимости уничтожать ценности или превращать их в мишени для поражения военных врагов.
Превращение объекта нападения в охраняемую культурную ценность включает в себя осуществление боевых операций, направленных на непосредственное воздействие на объект культурного наследия с целью поражения противника. Такое поведение включает в себя фактическое уничтожение объекта или его незначительное повреждение.
Уничтожение культурных ценностей представляет собой материальное воздействие, результатом которого является то, что объект полностью прекращает свое существование или приходит в негодность, теряет способность функционировать в соответствии со своим назначением и не подвергается восстановлению. Уничтожение культурных ценностей отличается от превращения их в объект нападения. В первом случае изначально намерение человека состояло в том, чтобы уничтожить объект.
3 ОХРАНА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ И УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
3.1 Международно-правовая охрана культурных ценностей
Охрана памятников культуры на международном уровне становится все более серьезной и впечатляющей проблемой. На протяжении веков исторические памятники, созданные самыми искусными мастерами, были для нас не более важны, чем защита природы. В наше время, эпоху глобальной преступности и эпоху постоянных международных и внутренних конфликтов, существует строгая необходимость обеспечения международного уровня защиты культурных ценностей. Сам термин «международная защита культурных ценностей» можно рассматривать как совокупность международно-правовых норм, которые предусматривают, что страны сотрудничают в дальнейшей защите этих ценностей, и предусматривают, что страны принимают меры и создают благоприятные условия для защиты культурных ценностей от разграбления и уничтожения не только в мирное время, но и во время войны. Более того, целью охраны памятников культуры является обмен и распространение культурных и национальных ценностей между различными этническими группами [4, c. 52].
Международные организации и общество сформулировали основные направления надзора и правового обеспечения охраны мировых культурных ценностей. Одним из важнейших направлений можно назвать выработку стандартов национальной политики по защите мировых культурных ценностей для будущих поколений. ЮНЕСКО сыграла ведущую роль в создании и развитии этого направления. Их главная задача состоит в том, чтобы помогать и максимально способствовать укреплению мира и его безопасности, а также содействовать сотрудничеству между различными народами и странами посредством развития образования, науки и культуры. Все это делается для достижения цели всеобщего уважения справедливости, соблюдения закона, прав и свобод человека, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, независимо от расы, пола, религии, языка или социального статуса (п. 1 ст. 1) [65]. К числу наиболее важных актов, относящихся к данному вопросу, является «Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане», а также «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», принятые на семнадцатой сессии, собравшейся в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 года. Существуют и другие рекомендации, принятые Юнеско, но они носят более индивидуальный характер. К их числу можно отнести рекомендацию, принятую 5 декабря 1956 г. «О принципах международной регламентации археологических раскопок», рекомендацию от19 ноября 1968 г. «О защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, рекомендацию от 26 ноября 1976 г. «О сохранении и современной роли исторических ансамблей» и прочее.
Возвращаясь к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., необходимо упомянуть, что она была направлена, в первую очередь, на создание мер по оказанию международной помощи. Основываясь на данной Конвенции, можно сказать, что международная помощь необходима для сохранения и популяризации или восстановления мировых культурных ценностей [26]. В соответствии с положениями Раздела III Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 года ЮНЕСКО учредила Межправительственный комитет по охране Всемирного культурного и природного наследия. Работа комитета включает составление списка объектов всемирного наследия и списка объектов всемирного наследия, находящихся на грани исчезновения, на основе информации, предоставленной различными странами. Эта конвенция внесла огромный вклад в разработку международных норм, направленных на сохранение культурных ценностей в мирное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Теоретические выводы.
Законодательство Республики Беларусь об охране историко-культурного наследия как нормативно-правовая система зародилось в первой четверти ХХ века.
Культурная ценность представляет собой материальный объект, созданный (преобразованный) человеком или тесно связанный с его деятельностью. Это нематериальное выражение творчества человека, имеющее историческое, художественное, научное или иное значение.
В зависимости от формы воплощения их содержания историко-культурные ценности подразделяют на материальные историко-культурные ценности и нематериальные историко-культурные ценности.
Материальные историко-культурные ценности подразделяются на памятники следующих видов: памятники градостроительства; памятники археологии; памятники архитектуры; документальные памятники; памятники искусства; памятники истории; заповедные места.
Нематериальные историко-культурные ценности – культурные ценности, форма существования (проявления) которых не оказывает существенного влияния на их содержание.
Преступления против историко-культурного наследия следует понимать как общественно опасное поведение, предусмотренное и запрещенное уголовным законом, нарушающее взаимосвязь между использованием и сохранением историко-культурных ценностей (культурных ценностей, памятников истории и культуры), концентрацией культурных ценностей и нематериальным культурным наследием. Общественная опасность посягательства на историко-культурные ценности заключается в нанесении непоправимого ущерба историко-культурному наследию страны в виде утраты или повреждения его уникальных объектов и унижения достоинства.
Человечество внесло большой вклад в развитие охраны культурных ценностей. Для контроля за этой областью было создано множество организаций, и было разработано большое количество международных актов по защите культурных ценностей. В то же время на практике это не было реализовано так, как мы надеялись. Отсутствует четкий механизм контроля, действующий на межгосударственном уровне и эффективно решающий задачи государства и конкретных лиц. Практически отсутствует взаимодействие между международными и национальными организациями по правовым вопросам защиты культурных ценностей. Все эти вопросы являются движущей силой дальнейшего развития международного сотрудничества в области защиты культурных ценностей на благо страны и всего человечества.
Предложения по совершенствованию законодательства.
Уголовно-правовые запреты, установленные в настоящее время в законодательстве Беларуси, а также недостатки в законодательстве не в полной мере обеспечивают уголовно-правовую защиту историко-культурного наследия. В связи с этим в целях организации государственно-правового противодействия преступности в сфере историко-культурного наследия как одного из направлений правоохранительной деятельности предлагаем:
- криминализировать отношения по производству нелегальных археологических раскопок и раскопок воинских захоронений, введя в диспозицию ст. 344 УК Республики Беларусь квалифицирующие признаки (ч. 3);
- в ч. 2 ст. 228 УК Республики Беларусь указать культурные ценности в качестве предмета контрабанды, определив тем самым приоритет уголовно-правовой нормы при квалификации действий по незаконному перемещению культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь.
1. Архив Гродненского государственного университета имени Янки Купалы за 2010-2013 гг. Материалы проекта «Образовательная программа «Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия стран СНГ». Дело № 06/1148 за 2013 г.
2. Ахраменка, Н.Ф. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие для специальностей «Правоведение» и «Экон. право» вузов / Н.Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. Н.А. Бабия, И.О. Грунтова. – Минск: Новое знание, 2002. – 912 с.
3. Беспалько, В.Г. Уголовная ответственность за невозвращение культурных ценностей из-за границы / В.Г. Беспалько // Закон. – 2006. – № 6. – С. 49-59.
4. Богуславский, М.М. Международная охрана культурных ценностей / М.М, Богусловский. – М.: «Международные отношения», 1979. – 191 с.
5. Болотова, Е.Д. Международно-правовая охрана культурных ценностей / Е.Д. Болотова // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы XV Международного конгресса. В 3-х частях, Москва, 22 апреля 2017 года / Ответственные редакторы А.Х. Абашидзе, Н.Н. Емельянова. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. – С. 52-58.
6. Пантелеева, И. А. Проблемы уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей / И.А. Пантелеева, Д.А. Бакшт // Всероссийский криминологический журнал. – 2017. – Т. 11. – № 3. – С. 577-586.
7. Васильев, Д.В. Контрабанда культурных ценностей: криминологиче-ское исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Д.В. Васильев. – М., 2008. – 29 с.
8. Вершков, В.В. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.В. Вершков; Акад. упр. МВД России. – М., 2005. – 22 с.
9. Вторая конференция мира 1907 г. / М-во ин. дел. – Санкт-Петербург: тип. В.Ф. Киршбаума, 1908. – [4], 272 с.
10. Глазков, К.А. Криминологическая характеристика и основы предупреждения хищений культурных ценностей / К.А. Глазков // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2017. – № 4(33). – С. 107-118.
11. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 г.: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп.: в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
12. Гуров, А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность / А. И. Гуров. – М.: Юрид. лит., 1990. – 301 с.
13. Действующее международное право: В 3 т. / [Моск. гос. ин-т (ун-т) междунар. отношений, Моск. независимый ин-т междунар. права]; Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – Т. 3: Разд. 17-24. – М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. – 824 с.
14. Жилищный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 28 августа 2012 г., № 428-З: принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.: одобрен Советом Республики 22 июня 2012 г.: с изм. и доп.: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
15. Зенькевич, Ю.В. Управление элементами нематериального культурного наследия в правовой сфере Республики Беларусь / Ю.В. Зенькевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2020. – № 15. – С. 98-102.
16. Калининская, Я.С. Общественная безопасность как объект преступлений, посягающих на культурные ценности / Я.С. Калининская, Ж.В. Виденькина // Пробелы в российском законодательстве. – 2015. – № 5. – С. 115-117.
17. Клебанов, Л.Р. Соблюдение принципа вины при квалификации преступлений, посягающих на культурные ценности / Л.Р. Клебанов // Уголов. право. – 2009. – № 1. – С. 26-27.
18. Клебанов, Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей / Л.Р. Клебанов; под науч. ред. А.В. Наумова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 351 с.
19. Клебанов, Л.Р. Охрана культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические аспекты / Л.Р. Клебанов // Государство и право. – 2012. – № 4. – С. 64-73.
20. Клепиков, Н.Е. Становление государственной системы охраны памятников истории и культуры Белоруссии (1917–1932 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Н.Е. Клепиков. – Минск, 1994. – 24 с.
21. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 6 января 2021 г. № 91-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.: с изм. и доп.: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
22. Кодекс Республики Беларусь о культуре [Электронный ресурс]: 20 июля 2016 г. № 413-З: принят Палатой представителей 24 июня 2016 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
23. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В. Баркова. – Минск: Тесей, 2003. – 1200 с.
24. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15283#MO8iVxSAww49VEAp.
25. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15283#MO8iVxSAww49VEAp.
26. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15283#MO8iVxSAww49VEAp.
27. Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15283#MO8iVxSAww49VEAp.
28. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2021. – 62 с.
29. Кузнецова, Н.Ф. Курс уголовного права. Особенная часть: в 3-х томах / под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф. Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М. Тяжковой. – Москва: ИКД «Зерца-ло-М», 2002. – Т. 3. – 470 с.
30. Кулыгин, В.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: монография / В.В. Кулыгин. – М.: Юристъ, 2006. – 125 с.
31. Куражов, А.В. Особенности хищений культурных ценностей в современных условиях: лекция / А.В. Куражов. – М.: ВНИИ МВД России, 1993. – 28 с.
32. Лукашов, А.И. Классификация преступлений против порядка осуществления экономической деятельности / А.И. Лукашов // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22–23 апр. 1999 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В.М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 1999. – С. 162-164.
33. Малков, В.Д. Криминология. Учебник для ВУЗов / под ред. заслуженного деятеля науки, д.ю.н., профессора В.Д. Малкова. – изд. 2-е, пере-раб. и доп. – Москва: МОСУ, 2006. – 230 с.
34. Мартыненко, И.Э. Правовая защита культурного наследия: учеб. пособие / И.Э. Мартыненко; Европ. гуманитар. ун-т. – Минск: ЕГУ, 2003. – 239 с.
35. Мартыненко, И.Э. Понятие и состав историко-культурного наследия Республики Беларусь / И.Э. Мартыненко // Культура: управление, экономика, право. – 2014. – № 3. – С. 20-26.
36. Мартыненко, И.Э. Правовая охрана историко-культурного наследия в государствах Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества: монография / И.Э. Мартыненко. – М.: РИОР ИНФРА-М, 2014. – 287 с.
37. Мартыненко, И.Э. Преступления против историко-культурного наследия в составе уголовного законодательства Республики Беларусь и стран СНГ / И.Э. Мартыненко // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 135-140.
38. Мартыненко, И.Э. Преступления против историко-культурного наследия в составе уголовного законодательства Республики Беларусь и стран СНГ / И.Э. Мартыненко // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2014. – № 2(28). – С. 135-140.
39. Мартыненко, И.Э. История развития (периодизация) законодательства об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь / И.Э. Мартыненко // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. – 2017. – Т. 7. – № 3. – С. 40-54.
40. Мартыненко, И.Э. Особенности нормативного закрепления в национальном законодательстве критериев для номинируемых в список Всемирного наследия объектов / И.Э. Мартыненко // Юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика: закономерности и тенденции развития: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, в 2-ух частях, Гродно, 05–06 марта 2020 года. – Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2020. – С. 142-145.
41. Михайлов, В.И. Таможенные преступления: учеб.-правовой анализ и общ. вопр. оператив.-розыскной деятельности / В.И. Михайлов, А.В. Федоров. – СПб.: Юрид. центр пресс, 1999. – 325 с.
42. Новый Уголовный кодекс Франции: [Принят 22 июля 1992 г.: Перевод / Послесл. Крыловой Н. Е.]. – М.: Юрид. колледж МГУ, 1993. – 211 с.
43. О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 г. № 1397: с изм. и доп.: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
44. О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования [Электронный ресурс]: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. № 134 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15283#MO8iVxSAww49VEAp.
45. О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республике Беларусь от 10 января 2014 г. №129-З: с изм. и доп.: в ред. Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
46. Петрик, И.Л. Правовая регламентация порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь / И.Л. Петрик // Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ: материалы Междунар. конф., Минск, 26–28 апр. 2007 г. / Ин-т государства и права Нац. акад. наук Беларуси; редкол.: А.Б. Сташкевич [и др.]. – Минск, 2007. – С. 82-90.
47. Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах: Сборник научных трудов / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2005. – 172 с.
48. Примаченок, А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А.А. Примаченок. – Минск: Молодежное, 2006. – 136 с.
49. Русанов, Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учеб. пособие / Г.А. Русанов. – М.: Проспект, 2011. – 264 с.
50. Сабитов, Т.Р. Ответственность за посягательства на культурные ценности по уголовному законодательству некоторых государств / Т.Р. Сабитов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2001. – № 1. – С. 117-124.
51. Савченко, М.С. Методологические основы анализа актуальных проблем международно-правовой охраны культурных ценностей / М.С. Савченко // VII Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22 мая 2019 года / Ответственный редактор Т.В. Седлецкая. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 181-183.
52. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие / Э.А. Саркисова. – Минск: Тесей, 2005. – 590 с.
53. Синица, И.М. Уголовное право. Особенная часть. / И.М. Синица. – Гомель: УО «ГГУ им. Фр. Скорины», 2015. – 216 с.
54. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. – М., 1993. – С. 682-683.
55. Стаценко, В.Г. Криминология: учебник / В. Г. Стаценко. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 279 с.
56. Сучков, Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации / Ю.И. Сучков. – М.: Экономика, 2005. – 421 с.
57. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15283#MO8iVxSAww49VEAp.
58. Ткачук, П.А. Преступления, посягающие на культурные ценности, по уголовному законодательству Республики Беларусь и Украины / П.А. Ткачук // Вісник Одеського національного університету. Правознавство. – 2014. – Т. 19. – № 1(22). – С. 144-151.
59. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 года, № 275-3: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: с изм. и доп.: в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
60. Уголовный кодекс ФРГ / [Пер. с нем. и предисл.: Серебренникова А.В.]. – М.: Зерцало-М, 2001. – 200 с.
61. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А.И. Коробеева; Пер. с кит. Д.В. Вичиков. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. – 301 с.
62. Уголовный кодекс Испании / МГУ им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак. Каф. уголов. права и криминологии; под ред. докторов юрид. наук, профессоров Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова; Пер. с исп. В.П. Зыряновой, Л.Г. Шнайдер. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. – 213 с.
63. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года №226-V ЗРК: в ред. от 31.12.2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=68429#A000000986.
64. Усиевич, А.Р. Криминалистические аспекты обеспечения расследования посягательств на культурные ценности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 / А.Р. Усиевич; Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2004. – 190 л.
65. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Лондон, 16 ноября 1945 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/2540500/.
66. Федосова, К.В. Особенности международно-правовой охраны культурных ценностей / К.В. Федосова, А.А. Емелина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CXLVII международной научно-практической конференции, Москва, 23 декабря 2019 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2019. – С. 139-142.
67. Ходанов, А.И. Организационно-правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.09 / А.И. Ходанов; [Место защиты: Рос. таможен. акад.]. – Москва, 2007. – 28 с.
68. Шилин, Д.В. Социально-правовые факторы преступлений, посяга-ющих на культурные ценности (на основе правоприменительной практики Республики Беларусь) / Д.В. Шилин // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2012. – № 6(32). – С. 49-55.
69. Шилин, Д.В. Уголовно-правовой анализ состава невозвращения на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) / Д.В. Шилин // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. – 2013. – № 6. – С. 177-184.
70. Шинн, Д.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей в Республике Беларусь / Д. В. Шинн. – Минск: РИВ, 214. – 136 с.
71. Щерба, С.П. Уголовно-правовая охрана предметов и документов, имеющих историческую, научную, художественную, или культурную ценность: практ. пособие / С.П. Щерба, С.А. Приданов; под общ. ред. С.П. Щербы. – М.: Учеб.-консультац. Центр «ЮрИнфоР», 2000. – 219 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты