Правовое положение Совета Министров Республики Беларусь
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое положение Совета Министров Республики Беларусь»
по дисциплине: «Административное право»
2022
251.00 BYN
Правовое положение Совета Министров Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, МЕСТО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Понятие Правительства. Его место в системе органов государственной власти
1.2 Взаимодействие с иными органами государственного управления
ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состав, структура и порядок формирования Совета Министров
2.2 Срок полномочий
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Организация деятельности Правительства Республики Беларусь
3.2 Акты Правительства Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глубоких социально-политических, социально-экономических и государственно-правовых преобразований, происходящих в Республике Беларусь, постоянно развивается система исполнительной власти, а также система органов, которые ее осуществляют и которые по-прежнему выполняют значительную часть работы в области государственного управления.
В этой связи изучение проблем функционирования исполнительной власти Республики Беларусь приобретает новое значение.
В системе государственного управления Республики Беларусь поддерживается высокий профессиональный уровень государственных служащих и осуществляется повседневный контроль за поддержанием ими достойного морально-этического уровня.
В Республике Беларусь органы исполнительной власти создают условия и способствуют реализации гражданами своих конституционно и законодательно закрепленных прав, свобод и интересов.
Правительство занимает одно из важнейших мест в системе органов государственной власти.
Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, в связи с чем ни одно государство не может обойтись без Правительства.
В современных условиях с научной и практической точки зрения чрезвычайно важно исследовать как содержание учреждения Правительства, его функции, так и вопросы их практического применения, организационные и правовые формы, в которых его цели непосредственно реализуются.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Правительство Республики Беларусь как непосредственный руководитель системой органов исполнительной власти, является сильным инструментом управления государством.
От того, насколько правильно построена система исполнительной власти, зависит эффективное функционирование всего государства.
Реальные характеристики исполнительной ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Исполнительная власть представляет огромный интерес для конституционного права, для теоретического и практического правового знания.
Несмотря на это, многие интересные, содержательные учебники и учебные пособия данную тему рассматривают довольно сжато и схематично.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности Совета Министров Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормы права, а также научная литература, позволяющая охарактеризовать понятие, особенности правовое положение Совета Министров Республики Беларусь, а также статьи периодических изданий.
Цель работы – на основе комплексного исследования положений литературы исследовать правовое положение Совета Министров Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
-определить понятие, место в системе органов, порядок формирования органов государственной власти;
-изучить взаимодействие с иными органами государственного управления;
-рассмотреть состав, структура и порядок формирования Совета Министров;
-исследовать срок полномочий;
-изучить организацию деятельности Правительства Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, МЕСТО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Понятие Правительства. Его место в системе органов государственной власти
Вопрос о понятии главного органа белорусской исполнительной власти является одним из наиважнейших для науки административного и конституционного права, и отличается широким разнообразием предлагаемых определений.
Наиболее полным является определение, предложенное Д. М. Овсянко, который считает, что «орган исполнительной власти – это непосредственно организация, которая является частью государственного аппарата, обладает своей собственной структурой, территориальным масштабом деятельности, компетенцией.
Такой орган государства образуется в порядке, определенном законом либо иным нормативным правовым актом, самостоятельно применяет свойственные ему методы в работе, наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять общее повседневное руководство экономической, административно-политической, социально-культурной сферами жизни общества» [1, с. 30].
Советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук С.И. Ожегов под правительством понимал высший исполнительный орган власти в государстве [2, с. 584].
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность Правительства Беларуси, – это закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь».
Данный Закон устанавливает, что «Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть, а также руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других ор¬ганов исполнительной власти» [3, ст. 1].
Правительство – это орган, который осуществляет исполнительную власть, рассмотрим подробнее данный аспект.
Особенности и роль органов исполнительной власти в системе государства играют весомую роль.
Государство и его система часто претерпевают разнообразные нововведения и изменения, поэтому вопросы, затрагивающие данную тематику, очень популярны и интересны.
«Исполнительная власть имеет свои отличительные признаки. Основными являются:
1. существование государства;
2. принцип разделения властей;
3. единый вид государственной власти;
4. управление через органы исполнительной власти;
5. исполнительная власть ответственна за принимаемые решения и действия»[4, с.56].
Исполнительная власть — это фундамент правового государства, потому что она выполняет различные и необходимые для государства функции, а также наделена определенными обязанностями.
Еще одной немаловажной причиной является отказ от вертикального единства государственной власти.
На наш взгляд, в такой огромной и настолько разной стране, как наша, совсем неплохо имеет единую систему органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти непосредственно организуют нормальную работу государства, а также реализуют его потенциала на практике.
ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состав, структура и порядок формирования Совета Министров
Согласно ч.3 ст. 106 Конституции «Правительство передает свои полномочия новоизбранному Президенту» [12].
«Таким должен считаться Президент, который принес присягу с присягой. В тот же день премьер-министр от имени всего правительства должен представить президенту заявление об отставке правительства. Пока новое правительство не сформировано, президент может поручить своему бывшему составу продолжать выполнять свои обязанности президента» [1, с. 115].
Таким образом, можно сделать вывод, что, как правило, срок полномочий правительства аналогичен сроку полномочий.
Анализируя нормы законодательства, посвященные порядку формирования центрального исполнительного органа Беларуси, можно выделить следующие случаи, когда Президент Республики Беларусь принимает решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь:
- «по собственной инициативе;
- ситуация, когда Правительство в целом или отдельные его члены подают заявление об отставке, если посчитают невозможным дальнейшее осуществление их полномочий;
- если Палата Представителей выразит Правительству вотум недоверия;
- если Правительству будет отказано в доверии по конкретной представленной им программе или конкретному поводу» [13, с. 84].
Далее рассмотрим структуру Правительства Республики Беларусь.
«Структура» – совокупность внутренних устойчивых отношений и связей непосредственно между элементами.
Считаем целесообразным согласиться с мнением В. Н. Дубовицкого, «в данном определении понятия структуры указание на внутренние устойчивые связи и то, что они обеспечивают целостность объекта и своего рода тождественность самому себе, а главное указание на постоянный характер связи системы и структуры не являются совершенно верными. Подобное ограничение излишне, так как в ряде отраслей знания, в том числе и в правоведении, рассматриваются объекты с переменной, нестационарной структурой» [14, с. 132].
В настоящее время в юридической литературе нет единого понимания терминов «система органов» и «структура органов».
По замечанию В. С. Прониной, «увлечение некоторых юристов социологией привело к тому, что без учета принципов сложившихся наименований в законодательстве стали использовать понятие «структура органов» и для характеристики природы органов и даже для определения целых систем органов, хотя ранее юристы правильно использовали этот термин для определения внутреннего строения какого-либо органа, при установлении его структурных подразделений и соответственно при определении общего штатного расписания органа» [15, с.109].
Понятие «система органов», с точки зрения юридической, более точное и рассматривается как соединение факторов, явлений и т.п. в одно законченное целое, либо оно расшифровывается как совокупность частей, связанных общей функцией, а «единая система» предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных объектов управления, подведомственных соответствующему центру (министерствам, госкомитетам, ведомствам).
Структура органов исполнительной власти - это перечень конкретных органов, относящихся к этой ветви власти и действующих в конкретный период времени с указанием их подчиненности.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Организация деятельности Правительства Республики Беларусь
Совет Министров – коллегиальный орган, поэтому основной формой его работы является коллегиальность, выражающаяся в проведении заседаний.
Порядок организации работы Правительства определен Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 года № 193.
«Итак, заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. Такие заседания считаются правомочными, если в них приняло участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь» [19].
Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся под председательством Премьер-министра Республики Беларусь.
«В отсутствие Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводятся Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, а в отсутствие последнего – от имени Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию, с Президентом Республики Беларусь, одним из заместителей Премьер-министра» [19].
Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.
Заседания являются основной формой деятельности Совета министров, поскольку на них рассматриваются и решаются основные, наиболее важные вопросы, связанные с его компетенцией.
«Наиболее важные вопросы, входящие в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, решаются на заседаниях Правительства» [9].
Одной из форм деятельности Совета министров должен рассматриваться его Президиум. Президиум также является коллегиальным органом.
«Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра Республики Беларусь, а в его отсутствие – под председательством Первого Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь» [19].
«В отсутствие Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь возглавляет один из заместителей Премьер-министра» [19].
«Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общего числа его членов, издаются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать акты, принятые на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. При равенстве голосов решение, за которое проголосовал председательствующий, считается принятым» [19].
Плановый день проведения заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь – вторник. При проведении заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь по вопросу, материалы к которому содержат сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь, допуск на это заседание, стенографирование, оформление протокола и принимаемых решений осуществляются с соблюдением установленных правил работы с секретными документами и режима секретности.
«Представители средств массовой информации могут быть допущены на заседание Совета Министров и его Президиума только с согласия председательствующего» [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительство – центральный орган государственного управления, если рассматривать его непосредственно в системе исполнительной власти. Главным же все же в сфере исполнительной власти выступает Президент Республики Беларусь. Не взирая на то, что законодательство Беларуси не содержит четкого указания на то, что Президент является главой исполнительной власти, однако все же юридически это имеет место быть. Именно Президент Республики Беларусь решает все кадровые вопросы при формировании Правительства Республики Беларусь, при определении его структуры, что свидетельствует о том, что фактически он выступает главой исполнительной власти. Однако правительство также должно рассматриваться в качестве административного органа, который принимает решения на своих заседаниях, которые впоследствии исполняются его подведомственными органами.
Совет Министров - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и руководящим системой. подчиненных ему органов государственного управления и других государственных органов.
Порядок формирования Правительства Республики Беларусь определен Конституцией Республики Беларусь и конкретизирован Законом «О Совете Министров Республики Беларусь», при этом главенствующую роль в формировании Правительства играет Президент Республики Беларусь. Именно он назначает Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, непосредственно перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, глава государства также решает вопрос об отставке Правительства. Структура Совета Министров Республики Беларусь представлена Премьер-министром, его заместителями, Президиумом Совета Министров, министерствами, государственными комитетами, а также республиканскими организациями, непосредственно подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, также в рамках деятельности Правительства также функционирует Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, который осуществляет функции организации и исполнение принимаемых Советом Министров Республики Беларусь решений.
Совет Министров Республики Беларусь действует на срок полномочий Президента Республики Беларусь и отдает свои полномочия вновь избранному Президенту Республики Беларусь, если Президент Республики Беларусь не принимает решения по отставке Правительства Республики Беларусь в случаях и в порядке, установленных Конституцией Республики Беларусь. Поскольку порядок отставки Премьер-министра законодательно не закреплен, считаем целесообразным изложить ст. 10. Закона Республики Беларусь 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» следующим образом: «Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и принимает постановление Совета Министров Республики Беларусь об отставке.
Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Совета Министров Республики Беларусь.
1 Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
2 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Оникс, 2010. – 736 с.
3 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
4 Основные категории административного права и процесса: монография / Кононов П.И. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 416 c.
5 Козелецкий И.В. О сущности и признаках органов исполнительной власти // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2012. – № 2 (24). – С. 12–16.
6 Административное право : учебное пособие для обучающихся в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь по специальностям 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 "Экономическое право", 1-93 01 02 «Судебная экспертиза» / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования Академия Министерств внутренних дел Республики Беларусь" ; под общей редакцией И.В. Козелецкого, А. И. Сухарковой Ч. 1, Ч.2 / [И. В. Козелецкий и др.]. – Минск : Академия МВД, 2013.
7 Административное право: научно-методологические основы: учебное пособие / [С. В. Добриян, И. В. Козелецкий, Д. П. Семенюк, Д. В. Гвоздев]. – Минск: Академия МВД, 2016. – 170, [1] с.
8 О Совете Министров Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. – № 132-З. – 2/2570.
9 Крамник, А.Н. Административное право. Ч. 2: Административно- деликтное право. Особенная часть: учеб. пособие / А. Н. Крамник, Т.В. Телятицкая, О.И. Чуприс [и др.]. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 394 с.
10 Рябцев Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014. – 607 с.
11 Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место / Э. С. Ахъядов. // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 3-4.
12 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
13 Дубовицкий, В.Н. Социология права: предмет, методология и методы / В.Н Дубовицкий . – Минск : Право и экономика, 2010. – 174 с.
14 Дубовицкий, В.Н. Проблемы совершенствования системы органов исполнительной власти в Республике Беларусь / В.Н. Дубовицкий // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр.; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред) и др.; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2010. – Вып. 5. – С. 172–181.
15 Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
16 Крамник, Н.А Совет Министров Республики (Правительство) / / Н.А. Крамник Белорусская юридическая энциклопедия. В 4 т. Т. 3. П-С. – Минск, 2010. – С.516.
17 Мовля, О.Г. Правовое положение совета министров Республики Беларусь / О.Г. Мовля // Эб Бгу:Общественные Науки: Государство и право. Юридические науки. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/118002.
18 Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 февр. 2009 г., № 192 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
19 О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 февр. 2009 г., № 193// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
20 Алимов Боту Бабирович Опыт зарубежных стран в вопросах взаимоотношений Президента и правительства // Вопросы современной юриспруденции. 2015. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-zarubezhnyh-stran-v-voprosah-vzaimootnosheniy-prezidenta-i-pravitelstva.
21 Разумова, Л. Т. Конституционные основы деятельности органов власти / Л. Т.Разумова. – Минск: Право и экономика, 2015. – 190 с.
22 Дробязко, С. Г. Правообразование, правотворчество, правоустановление, их субъекты и принципы / С. Г. Дробязко. – Минск: БГУ, 2015. – 329 с.
23 Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов: Указ Президента Респ. Беларусь, 13 июл. 1999 г., № 389 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
24 О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права: Указ Президента Респ. Беларусь, 13 дек. 2007 г., № 630 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
25 Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 года № 1244 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
26 Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. – Минск: Амалфея, 2018. – 703 с.
27 Соколовский, А. А. Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления в современных социально-экономических условиях: учеб. пособие для вузов / А. А. Соколовский. – Минск: БГУ, 2016. – 101 с.
28 Галлиган, Д., Полянский, В.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов – М.: Юристъ, 2014. – 410 с.
29 Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. – Минск: Амалфея, 2018. – 703 с.
30 Едко, Н. А. Социальный состав Совета Министров Республики Беларусь / Н. А. Едко, Т. А. Сивашенко; науч. рук. А. А. Киселев // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, Минск, 14-15 апреля 2021 г. / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет ; [редколлегия: А. А. Быков (председатель) и др.]. – Минск: БГЭУ, 2021. – C. 444-445.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты