Культурно-просветительская деятельность библиотек Беларуси
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Культурно-просветительская деятельность библиотек Беларуси»
по дисциплине: «История (отечественная и всеобщая)»
2022
251.00 BYN
Культурно-просветительская деятельность библиотек Беларуси
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История (отечественная и всеобщая)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
Введение
Глава 1. Источники и историография
Глава 2. Научно-просветительская деятельность библиотек РБ
Глава 3. Деятельность библиотек РБ по эстетическому просвещению населения
Глава 4. Вклад библиотек РБ в гражданско-патриотическое воспитание
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что культурно-просветительская деятельность является одним из основных и традиционных видов деятельности любой публичной библиотеки. За годы работы был накоплен большой профессиональный опыт и сложились определенные традиции некоторых видов деятельности. Однако современные условия жизни диктуют новые требования к библиотекам и предоставляемым ими услугам, в том числе культурного и образовательного характера.
Чтение жизненно важно для образования и развития личности, для формирования мировоззрения и морали. Задача родителей, учителей и библиотекарей – привить любовь к печатному слову. Новые социально-экономические условия и изменения в социокультурной ситуации существенно изменили функции современного менеджмента культуры. Наряду с образованием, культура и функции творчества, досуга, развлечений и социальной интеграции стали играть все более важную роль.
История библиотечного дела и практика библиотек показывают, что влияние библиотек на развитие общества, и в то же время влияние общества на развитие библиотек, связано с теми функциями, которые библиотеки выполняли на каждом конкретном этапе своего существования. Важнейшей предпосылкой для создания библиотек стало появление письменности и распространение рукописных текстов. Растущий спрос на знания в обществе стимулировал сбор, накопление и сохранение книг и других письменных артефактов.
Библиотеки осуществляют культурно-просветительскую деятельность через различные формы и методы массовой коммуникации. Здесь готовятся книжные фестивали, презентации, публичные чтения, творческие конференции, арт-открытия, циклы книжных выставок, литературные обзоры, тематические выставки, заседания любительских объединений, дни знаний, Неделя православной книги, чтения по православному краеведению и др. Основная цель массовой работы – популяризация литературы. Каждое мероприятие имеет эту цель в виде красной ленты, но в то же время можно говорить и об организации досуга для посетителей и о воспитательном воздействии на духовный мир, особенно если аудитория мероприятия – дети или молодежь.
Библиотека, как социальный институт, чьей целью является не только сохранение «памяти человечества», но и выполнение информационной, культурной и просветительской функций, стала той организацией, которой жизненно необходимо максимально оперативно отвечать на все веяния современного времени и активно участвовать в процессе информатизации всего общества.
Как культурное учреждение, библиотека характеризуется накоплением и распространением культурного опыта, усвоением культурных форм общественной жизни и приобретением обширного объема знаний. Выполняя свою миссию по сбору и сохранению документальной памяти страны, Белорусская национальная библиотека является также носителем и передатчиком общечеловеческих духовных ценностей и хранилищем культурных достижений народа. Именно эта деятельность отличает ее от всех других библиотек страны и возводит в статус социокультурного института.
Библиотеки играют важную роль во всех сферах общественного развития - социально-экономической, политической, экологической, культурной и образовательной. В свою очередь, общество всегда было заинтересовано в библиотеках и использовании их информационных ресурсов для конкретных целей.
Понять этот процесс взаимодействия – значение библиотек для развития общества и роль общества в развитии библиотек – очень благородная и сложная задача, которую пытались решить российские и белорусские ученые на разных этапах своей истории. Так, в начале ХХ века были опубликованы работы Л.Б. Хавкиной («Книга и библиотека»), К.У. Рубинского («Культурная роль библиотек»).
Возобновление интереса к этому вопросу возникло уже в советский период. Так, среди белорусских исследователей можно выделить следующие работы: М. И. Покало, В. Ф. Якименко, Н. А. Лейко, У. А. Акулич, В. А. Дукаль. а в конце XX века - Л. У. Раковицкой, Р. С. Мотульской, А. М. Богалевич, Н. Я. Петушко.
Кафедра управления информацией и документацией Белорусского государственного университета культуры и искусств провела исследование проблем библиотечного дела в Беларуси и их влияния на развитие общества.
История библиотечного дела и практика библиотек свидетельствуют о влиянии библиотек на развитие общества, а влияние общества на развитие библиотек связано с функциями библиотек, которые играют определенную роль на каждом конкретном этапе их существования.
Актуальность темы нашего исследования заключается также в важности изучения каждой конкретной библиотеки, а также истории развития всех библиотек Беларуси. Кроме того, тема была выбрана потому, что она недостаточно описана в литературе.
Многоаспектная деятельность библиотек осуществляется в соответствии с действующим законодательством и регулируется законодательными актами и нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Республики Беларусь (1994г.);
- Законом Республики Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» (1991г. в ред. 2004г.);
- Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999г. в ред. 2002г.)
Глава 1. Источники и историография
Важнейшей предпосылкой для создания библиотек стало появление письменности и распространение рукописей. Растущий в обществе спрос на знания стимулировал сбор, накопление и хранение книг и других письменных памятников.
Первой известной библиотекой в Западной Руси была библиотека Полоцко-Софийского собора. Некоторые книги из этой библиотеки сохранились до наших дней. Евфросиния Полоцкая организовала переписку книг в Спасском монастыре, который она основала в середине XIII века. В женском монастыре была школа, где монахинь обучали переписывать книги. Книги хранятся в монастырской библиотеке [1, с.80].
В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве, а также в Минском, Гродненском. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в. Небольшие библиотеки были созданы и при сооруженных в XII веке в Минском кафедральном соборе, Благовещенской церкви в Витебске, Борисоглебской церкви на Каложе в Гродно. Сведения о многих церковных библиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно.
В западных землях Руси библиотеки были, как и во всем древнерусском государстве, монополией церкви. В XIV-XVI веках книжная письменность Беларуси характеризовалась высоким для того времени уровнем развития. Это не могло не отразиться на развитии библиотек [2, с.108].
На территории Беларуси в этот период создавались главным образом, монастырские библиотеки. Они возникали при православных монастырях. Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, на пропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали в основном литературу религиозного содержания.
Наиболее крупными в тот период были библиотеки Слуцкого, Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей. Данные о них содержатся в дошедших до наших дней описях имущества монастырей, включающих и списки книг.
Книжные фонды монастырских библиотек Беларуси во многом были идентичны фондам таких же библиотек в России, но им были присущи и свои особенности, обусловленные национально-историческими условиями развития белорусских земель. Основу фонда составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Такие книги мелись в нескольких экземплярах, иногда даже в большом количестве. Важное место в фондах занимала полемическая литература, направленная на обличение католичества и на защиту православной церкви [3, с.88].
Глава 2. Научно-просветительская деятельность библиотек РБ
В современных условиях научная составляющая является непременным и важным атрибутом жизнедеятельности крупных библиотек: национальных библиотек, центральных библиотек регионов, Национальная библиотека Республики Беларусь. Наукоемкий характер современных задач библиотечной отрасли определяет актуальность развития отраслевого библиотечного дела, которое требует взвешенных научных решений, его научно-методического обеспечения и разнообразной повседневной практики библиотечной деятельности.
Являясь важной частью национальной информационной инфраструктуры, библиотеки занимают определенное место в структуре формирования информационного пространства и удовлетворяют информационные потребности общества. Библиотеки накапливают информацию и делают ее доступной для пользователей, тем самым способствуя образованию и формированию экологической культуры, а также просвещению населения [19, с.48].
Национальная библиотека Беларуси (НББ) является «научным учреждением библиотечного, библиографического и библиографического дела» в соответствии с Законом Республики Беларусь о культуре (статья 138). С 2013 г. НББ является научной организацией, аккредитованной Национальным советом по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси. Каждые пять лет Национальная библиотека Беларуси подтверждает этот статус.
Основные направления научно-просветительской деятельности в библиотеке:
- Научно-организационное обеспечение библиотечной деятельности и исследований в области библиотековедения, библиографии, книговедения и информационной деятельности.
- Научно-организационная деятельность по подготовке и проведению научных мероприятий.
- Подготовка научных работ к публикации по вопросам библиотечно-библиографического дела, книговедения и информационной деятельности.
- Научно-методическая помощь библиотечным филиалам с целью оптимизации технологии библиотечной работы.
- Методическое обеспечение информационно-библиотечной деятельности сети Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Беларуси, научно-организационное управление филиалами сети.
- Участвует в координации научно-исследовательской и научно-методической работы в библиотеках Республики Беларусь.
- Участвует в разработке документов, регламентирующих работу в области библиотечного дела, библиографии, книговедения и информационной деятельности.
- Изучать, анализировать, обобщать и содействовать внедрению практического опыта отечественных и зарубежных библиотек в Центральной научной библиотеке Белорусской национальной академии наук и Сетевой библиотеке Белорусской национальной академии наук с целью повышения эффективности работы [20, с.12].
Сформировать специальный фонд кафедры и организовать библиографическое оборудование для справочного аппарата. Предоставление информационно-библиотечных услуг пользователям Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Беларуси
Основной формой управления программой является республиканская программа, направленная на решение наиболее актуальных проблем современности. В Беларуси реализуется национальная программа по приоритетным направлениям развития библиотечного дела «Культура в Беларуси», которая была утверждена постановлением Совета Министров № 1905 от 26 декабря 2010 года.
Цель Государственной программы «Культура в Беларуси»: повышение социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры. Задачи Государственной программы: сохранение и развитие материального и нематериального культурного наследия; обеспечение сохранности Музейного фонда Республики Беларусь и доступности музейных предметов; обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам и библиотечным фондам для различных групп населения [21, с.32].
Отраслевая программа «Защита и развитие культуры Республики Беларусь на 2006-2010 годы», Программа информатизации сферы культуры до 2010 года, Программа защиты и развития культуры Республики Беларусь до 2010 года, Программа защиты интеллектуальной собственности Республики Беларусь до 2010 года и Национальная библиотека Беларуси до 2010 года.
Белорусская национальная библиотека разработала ряд проектов по сохранению документального наследия страны, переносу книжных артефактов на CD-ROM, компьютеризации и внедрению информационных технологий, удаленному доступу к электронному каталогу Национальной библиотеки, различным информационным ресурсам в Беларуси и за рубежом, включая базы данных ЮНЕСКО. Учитывая, что основное финансирование информатизации библиотечного дела в Республике Беларусь осуществляется на национальном уровне, ЮНЕСКО оказывает значительную поддержку в этом направлении.
Научные исследования Национальной библиотеки Беларуси направлены как на развитие библиотечного дела в республике, так и на решение проблем, непосредственно связанных с библиотеками. В то же время научные проекты не ограничиваются конкретными библиотечными проблемами, как и прикладными исследованиями [22, с.24].
Глава 3. Деятельность библиотек РБ по эстетическому просвещению населения
Культивирование человеческих эмоций начинается с красоты. Его восприятие является первым этапом эмоциональной реакции. Хорошее восприятие красоты делает человеческую душу богаче и счастливее и помогает людям лучше понять себя и окружающий нас мир. Одним из основных направлений деятельности библиотек является эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – один из важнейших аспектов воспитания ребенка как полноценного члена общества. Именно эстетическое воспитание способствует обогащению перцептивного опыта и эмоциональной сферы ребенка, оказывает большое влияние на познание нравственных аспектов окружающей действительности и значительно повышает познавательную активность ребенка. Эстетическое воспитание ребенка должно начинаться на самых ранних этапах его жизни. Книги являются основой эстетического воспитания ребенка и развития его раннего кругозора. Ребенок не только усваивает элементарные знания, но и приобщается к красоте и богатству художественного слова. Книги обогащают духовный мир ребенка. Чтение сказок, стихов и загадок должно происходить дома, в дошкольных учреждениях, а также в школе [36, с.23].
Эстетическое воспитание предполагает наличие эстетического идеала, представления о совершенстве, совершенстве в искусстве и в реальности. Один человек может видеть эстетический идеал искусства, например, в обобщении и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений, в изображении прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование человека и общества. Другой может увидеть его только в совершенстве формы и художественной техники художника в выражении его субъективного опыта. Эстетический идеал обусловлен социальными условиями и представляет собой социально-педагогический феномен. Эстетический идеал может также выражать понятие совершенства в человеческой красоте, человеческих отношениях (этика) и труде (техническая эстетика, дизайн).
Эстетическое воспитание – это направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической и художественной деятельности, направленной на приобретение эстетических знаний, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, полноценное восприятие красоты в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству и развитие компетенций и навыков в конкретных видах искусства [37, с.14].
Повышение эффективности нравственного, эстетического и художественного потенциала литературы требует комплексной рекомендации художественной литературы и литературной критики, художественных изданий, дифференциации и преемственности в содержании, подходе и форме с различными категориями читателей: детьми, молодежью и взрослыми.
Хорошо известно, что основы эстетической культуры личности закладываются в детстве, поэтому эстетическое воспитание детей в младшем школьном возрасте чрезвычайно важно. Первые осознанные шаги в мир красоты происходят в младшем школьном возрасте, и это определяет успешность последующих этапов обучения, а зачастую и эстетические потребности и предпочтения взрослых [38, с.58].
Очевидно, что библиотекари всегда должны учитывать возрастной профиль потенциальной аудитории планируемых мероприятий и работать с пользователями индивидуально. Художественная литература, пожалуй, самая важная часть библиотечного фонда, также должна учитывать индивидуальные интересы детей и устойчивые стереотипы взглядов на те или иные направления и жанры. Библиотекари определяют одаренных, творчески талантливых и академически заинтересованных в искусстве детей как приоритетную группу в контексте эстетического воспитания: учащиеся музыкальных, художественных школ, школ эстетического воспитания, участники любительского театра, хореографии танца, вокальных коллективов, групп художественного чтения.
Формы работы, пропагандирующие саму книгу как эстетическую ценность, могут быть разного характера – презентации книг, встречи с реальными книгами, выставки книги, выставки-портреты, книжно-тематические выставки. Для продвижения книг библиотечные книжные ярмарки могут принимать различные нетрадиционные формы: игровые ярмарки, ярмарки-дискуссии, ярмарки-размышления, ярмарки-календари и ярмарки-вернисажи.
В библиотеке можно оформить тематические выставки: «Краски и звуки местной природы», «Осень - чудесная пора», «Здравствуй, гостья зима», «Смотри: весна пришла», «Художественная галерея», «Чудеса народного творчества», на которых будут представлены подлинные художественные и ремесленные проекты. Библиотекари могут использовать вырезки из журналов, редкие иллюстрации и художественные альбомы для оформления выставки [39, с.20].
Произведения в популярной форме вовлекают читателей в процесс взаимодействия, общения и творчества:
- Открытое литературное чтение.
- Литературные и музыкальные вечера.
- Видеодискуссионные залы.
- Беседы с художниками.
- Курсы красоты.
- Время искусства.
- Презентации, экскурсии в фотогалерее.
- Время информации и осведомленности.
- Эстетическое время.
Глава 4. Вклад библиотек РБ в гражданско-патриотическое воспитание
Основная задача гражданско-патриотического воспитания – это воспитание гордости за свою Землю. Привитие понятия, что лучше нашей Земли нет. Это знание и уважение Конституции РБ, её герба, флага, гимна. Патриотические качества не формируются сами по себе. Молодое поколение легко втягивается в неформальные политические движения. Деятельность некоторых из них небезопасна.
Концепция современного патриотического воспитания в библиотечной среде еще не до конца разработана. Исходя из полевой практики региональных библиотек, можно перечислить основные задачи, которые пытаются решить библиотеки:
- формирование гражданского статуса – патриотов, гордящихся своей родиной
- воспитание любви к родине и чувства верности ей
- помощь в преодолении уровней социализации, например, при подготовке к военной службе
- ориентация молодых людей на карьеру спасателей, социальных работников, пожарных и сотрудников правоохранительных органов
- в библиотеке определены основные направления работы по патриотическому воспитанию.
- культурно-исторический.
- военно-исторический (основные этапы защиты Родины; самосознание - фундамент, на котором строится патриотизм).
- духовно-нравственный (повышение осведомленности личности о высших ценностях и идеалах и формирование высоких моральных норм поведения)
- психологические (привитие молодым людям высокой степени психологической устойчивости, готовности к несению службы в любой ситуации и способности преодолевать трудности и тяготы военной службы)
- патриотическое воспитание в любви и преданности Родине и регионам, входящим в состав России
- развитие правовой и политической культуры и четкой гражданской позиции [49, с.10].
Большим воспитательным потенциалом обладает библиотека, которая приобщает к родному слову, к чтению, истории и сегодняшней жизни страны. Патриотизм надо воспитывать с детства, когда слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. В воспитании гражданственности и патриотизма хороши все формы библиотечной работы. В нашей библиотеке постоянно организуются выставки и их обзоры:
1. Книжная выставка «Зямля, дзе пачауся твой лёс» – о республике, области, районе и местный материал.
2. Книжная выставка «Верны спадарожнiк Беларусi» – народные традиции, обычаи белорусов.
3. Книжная выставка «Про время, Родину и нас» - идеология белорусского государства, патриотическое воспитание, как найти себя в этой жизни и избежать ошибок.
В библиотеке оформлено большое количество папок самого различного содержания. Вот некоторые из них: «Гражданско-патриотическое воспитание в школе», «Идейно-воспитательная работа», «Мой родны кут», «Духовный свет», «Как зарождалось партизанское движение на Бытенщине», «Запаведныя мясцiны Беларусi», «Силы подполья Ивацевичского района» и др.
Ежегодно проводятся мероприятия ко дню «Беларускай пiсьменнасцi i друку». В этом году была проведена для малышей презентация книги М. Пазнякова «У родным краi». Из года в год мы отмечаем один из любимых народом праздников – День Победы. С течением времени очевидцев той войны становится всё меньше, и поэтому важно услышать и понять их, кто ещё может рассказать о войне, через чьи судьбы прошла она. Был проведен урок-встреча «Слушая последних свидетелей» для учащихся. Ветераны войны достойны самого глубокого уважения и понимания. Эти встречи очень важны для подрастающего поколения [50, с.141].
К дню освобождения Беларуси во время недели детской и юношеской книги было проведено мероприятие «Украденное детство». Цель мероприятия: вызвать чувства сострадания к чужой боли, воспитывать уважения к тем, кто защитил мир и тем, у кого война отняла детство. Ко дню Победы в Великой Отечественной войне разработана анкета для старшеклассников по прочитанным книгам и увиденным фильмам.
Система патриотической воспитательной работы с молодежью в наших детских и юношеских библиотеках начала складываться в 1970-е годы, когда в 1979 году Центральный штаб Всесоюзного движения по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа и редакция журнала «Библиотека» объявили конкурс на лучшую организацию военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Он проводился под лозунгом «В строй!». прошла под лозунгом. – и состоял из различных мероприятий и событий. Состоялись литературные вечера цикла [8, с.78].
- «А мужество – это знамя», посвященная писателям и поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
- День библиографии - «О войне, о товарищах, о себе», Уроки мужества
- «Они навсегда остаются 20-ми» (о молодых коммунистах Великой Отечественной войны.
- Вечер вопросов и ответов между читателями призывного возраста и экспертами из военных служб.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что мы выявили основные историографические особенности развития культуры библиотек современной Беларуси и выделили основные источники развития культуры в рамках современного библиотечного дела. Нами были определены основные источники, на которых базируются нами исследования.
Характерной особенностью развития библиотечной сети в двадцатом веке стала развивавшаяся в то время педагогическая теория библиотечного дела: идея внешкольного образования, в которой библиотеки выполняли не только образовательную, но и педагогическую функцию. Главной особенностью довоенных библиотек было то, что они стали превращаться в дополнения к идеологическим организациям, а библиотекари постепенно теряли свой профессионализм и становились «бойцами идеологического фронта».
В настоящее время библиотеки Беларуси сосредоточены на следующих приоритетах: информатизация, координация формирования информационных ресурсов, интеграция инфраструктуры библиотек всех уровней в единую библиотечную сеть и преобразование их в информационные центры. Этому способствует реализация Национальной программы компьютеризации на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г.
Национальная программа информатизации «Электронная Беларусь» на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г. направлена на развитие предпринимательского сотрудничества между национальными библиотеками.
Научная деятельность является одной из основополагающих в рамках развития библиотечного дела. Было определено, что научно-просветительское направление охватывает различные слои населения и разрабатывает определенные проекты, направленные на приобщение к наследию Беларуси.
Библиотеки являются самыми популярными и посещаемыми учреждениями культуры в регионе. Сравнение типа населенного пункта и уровня спроса на различные учреждения культуры показывает, что библиотеки являются наиболее популярными учреждениями независимо от типа населенного пункта (будь то областной центр, город, районный центр или село).
В современных условиях научная составляющая является непременным и важным атрибутом жизнедеятельности крупных библиотек: национальных библиотек, центральных библиотек регионов, Национальная библиотека Республики Беларусь. Наукоемкий характер современных задач библиотечной отрасли определяет актуальность развития отраслевого библиотечного дела, которое требует взвешенных научных решений, его научно-методического обеспечения и разнообразной повседневной практики библиотечной деятельности.
Информационная функция публичных библиотек является приоритетной по мнению общественности и пользователей библиотек, а также специалистов государственных, городских, районных и сельских публичных библиотек. В то же время отличительной особенностью публичных библиотек является их рекреационная функция: около половины пользователей приходят пообщаться с сотрудниками библиотеки и другими посетителями. Расположение и количество библиотек определены лишь частично, в зависимости от численности населения, количества учреждений культуры, учебных заведений, предприятий и других учреждений и организаций.
Более половины всех пользователей публичных библиотек по всей стране являются посетителями со стажем более 10 лет, что является хорошим показателем общей эффективности работы библиотеки. Опрос показывает, что специалисты понимают, что использование маркетинговых концепций в деятельности библиотек положительно влияет на их имидж и способствует росту их популярности среди реальных и потенциальных пользователей: почти все библиотекари (87%) частично или полностью согласны с этим утверждением.
Одна из основных услуг публичных библиотек, а именно предоставление и распространение литературы, является, безусловно, самой популярной, и в любом случае люди тесно ассоциируют эту деятельность с самой библиотекой. В то же время, основные потребности населения связаны с информационными технологиями: доступ к электронным базам данных, электронной почте, Интернету и т.д.
Потребности пользователей не сильно отличаются от потребностей небиблиотечных пользователей: такие услуги, как ксерокопирование и сканирование, просмотр Интернета, заимствование аудиовизуальной продукции и т.д. – все это потребности сегодняшних пользователей. Очевидно, что, учитывая имеющиеся в библиотеках компьютерные средства, потребности этих пользователей остаются неудовлетворенными.
Почти половина населения в целом и четверть пользователей библиотек не участвуют ни в одном из общественных мероприятий, предлагаемых в настоящее время публичными библиотеками. Такой факт, безусловно, должен стать предметом дальнейшего исследовательского проекта с использованием качественных методов.
1. Акулич, В. А. Белоруссия: библиотечное дело / В. А. Акулич, Н. В. Клименкова // Библиотечная энциклопедия. – М. – 2007. — С.80–82.
2. Акулич, В.А. Об использовании фандрейзинга в библиотечном деле Республики Беларусь: к проблеме обучения // Современная библиотека: концепция развития: Тезисы докл. междунар. науч.–практ. конф. (11–14 мая 1999г.) / Сост. Н.Ю. Берёзкина, Л.Г. Кирюхина.– Мн.: Изд. ООО «Красико–Принт», 1999.– С.108–110.
3. Анализ деятельности и методических рекомендаций универсальным и отраслевым научным библиотекам Беларуси// Гос. библиотек РБ. – Мн.: Асвета, 2012. – 188 с.
4. Анкета посетителя // Самохина М.М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог: Практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать. – М.: Рос. гос. юнош. б–ка, 2008. – С.170–171.
5. Антопольский, А. Б. Неопубликованные научные документы как объект библиотечно–информационного обслуживания в цифровой среде / Александр Борисович Антопольский // Библиотековедение. – 2020. – № 4. – С. 355–366
6. Афанасьев, М.Д. Отношение читателей к библиотеке как предмет исследования // Совет. библиотековедение. – 1981. – № 6. – С. 45–52.
7. Баева Г.М. История Фундаментальной библиотеки АН БССР (1925–1941)// Из истории книги, библиотечного дела и библиографии Белоруссии. – Мн. – 2010. – С.42 – 58.
8. Бельмис, Е. Формирование «образа « библиотеки XXI века / Е. Бельмис // Библиотечное дело.– 2007.– №13[61].– С.9–10.
9. Березкина, Н.Ю. Информационное обеспечение науки Беларуси // Вестник БАЕ. – 2005.– №2. – С. 58–60.
10. Бiблiятэчная справа Рэспублiкi Беларусь: даведнiк / БУК; ЦНБ НАН Беларусі; склад.: Р. С. Матульскi. — Мінск, 1995. — 164 с.
11. Библиографические ресурсы крупнейших библиотек г.Минска в помощь обслуживанию науки, производства, образования, культуры и искусства / Гос. Б–ка СССР им. В.И. Ленина. – Мн.: Асвета, 1990. – 124 с.
12. Бутина, А. Собирая историю по крупицам: Фундаментальная библиотека БГУ отмечает свой 85–летний юбилей// Бібліятэчны свет. – №4, – 2006. – С. 5– 7.
13. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек. / Б. Ф. Володин. — СПб.: Профессия, 2004. — 432 с.
14. Галимова, Е.Я. Проектная деятельность библиотеки (к обсуждению проблемы) / Е.Я. Галимова // Библиотековедение.–2004.–№4.–С. 36–39.
15. ГiсторыяБеларусi: падруч. для студэнтаў: у 2 ч. / падрэд. Я. К. Новіка, Г. С. Марцуля. — 3–е выд., дапрац. і дап. — Мінск: Выш. шк., 2007. — Ч. 1: Ад старажытных часоў — па люты 1917 г. / [Я. К. Новік і інш.]. — 398 с.
16. Демешко, Л.А. Публичные библиотеки Беларуси на современном этапе // Веснік Бел. дзярж. універсітэта культуры і мастацтва. – 2008. – №10. – С.110 – 117.
17. Демешко, Л.А. Социально – культурная и образовательная направленность деятельности публичных библиотек / Л.А. Демешко, С.В. Зигмонтович // Сацыяльна – педагагічная работа.– 2010.– №10.– С.49–53.
18. Жадько, Н. В. Проектное развитие библиотек / Н. В. Жадько. – М.: Елена, 2000. – 96 с.
19. Жарков, А.Д. Технология культурно – досуговой деятельности / А.Д. Жарков.– М.: Моск. гос. ун–т культуры и искусств, 1998.– 248с.
20. Задерковская, Н. Социокультурная деятельность публичных библиотек: вопросы терминологии / Н. Задерковская // Бібліятэчны свет.– 2007.– №4.– С.12–15.
21. Злотникова, З.И. Библиотека в системе социально–культурного программирования / З.И. Злотникова, И.М. Суслова // Библиотековедение.–2002.–№2.–С. 32–34.
22. Змачинская, Н. Первые медицинские библиотеки на территории Беларуси// Бібліятэчны свет. – 2008. – №3. – С.24–26.
23. Карданов, М.В. Мир как библиотека: историко–философский экскурс / М.В. К;арданов // Библиотековедение. – 2008. – №2. – С.100–104.
24. Кірухіна, Л. Стан і перспектывы развіцця бібліятэк Беларусі // Бібліятэчны свет. – №4. – 2005. – С. 4– 6.
25. Кирюхина, Л.Г. Роль Национальной библиотеки Беларуси в сохранении славянского документального наследия / Л.Г. Кирюхина // Весник БАЕ. – 2005.– №1. – С. 72–76.
26. Кирюхина, Л.Г. Государственная программа «Память Беларуси»: Взаимодействие библиотек, архивов, музеев / Л.Г. Кирюхина// Программа ЮНЕСКО «Память мира: деятельность библиотек, архивов, музеев по сохранению документального наследия: материалы международной конференции. – Мн.: Асвета, 2007.–С.16–22
27. Клюев, В.К. Дополнительное ресурсное обеспечение библиотеки // Библиография.– 2000.– № 5.– с.75–77.
28. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2005. – 258 с.
29. Крейденко, В.С. Библиотечные исследования: Учеб.–метод. пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 352 с.
30. Лейко, Н. Библиотечное дело в Беларуси / С. Павлова // Библиотечный свет. – 2005. – № 2. – С.78–98
31. Леончиков, В.Е. Система библиографической информации союзной республики: история, современное состояние проблемы / В. Е. Леончиков. — Минск : Наука и техника, 1990. — 255 с.
32. Ляйко, Н. Бібліятэчная справа на Беларусі: дакументы і матэрыялы// Бібліятэчны свет. – 2005. – №2. – С.32.
33. Маркова, А. История научно–технических библиотек Республики Беларусь// Бібліятэчны свет. – №4. – 2006. – С.11– 13.
34. Матульскі, Р. Бібліятэкі Беларусі: дзесяць стагоддзяў захавання духоўнай спадчыны беларускага народа / Р. Матульскі // Бібліятэчны свет. – 2009. – №1. – С.11–16
35. Минченя, Т. Н. Белоруссия: Национальная библиотека / Т. Н. Минченя // Библиотечная энциклопедия. – М.: Пашков дом, 2007. — С.82–84.
36. Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов / Р. С. Мотульский. — М.: Либерея, 2004. — 223 с.
37. Мотульский, Р.С. Распространение русского языка в Беларуси посредством библиотечно–информационных учреждений / Р.С. Мотульский // Весник БАЕ, – 2008, – №1. – С. 14–16.
38. Нацыянальная бібліятэка Беларусі 1922–1992: Да 70–годдзя з дня заснавання і 100–годддзя з дня нараджэння першага дырэктара І.Б. Сіманоўскага. – М.: НБ Беларусі, 1992. – 258 с.
39. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек: учеб.–метод. пособие / Г. К. Олзоева. – М. : Либерея–Би–бинформ, 2006. – 120 с.
40. Отраслевые библиографии БССР / под общ.ред. В. А. Фокеева, Н. В. Иванова. — Мн. :Высш. школа, 1979. — 192 с.
41. Пахолко, А. Изучение фонда публичной библиотеки / Анастасия Пахолко // Бібліятэчны свет. – 2020. – № 5. – С. 15–16.
42. Печеная, А. В. Массовая работа современных университетских библиотек / А. В. Печеная // Науч. и техн. б–ки. – 2013. – №8. – С. 9–16.
43. Покало М. И. История библиотечного дела в БССР / М. И. Покало. — Минск, 1986. — 200 с.
44. Рынкевіч, В.А. Бібліятэчная справа на Беларусі у ХІХ стагоддзі праз прызму архіўных дакументаў//Здабыткі, – Мн. – 1995. – Вып. 10. – С. 169–179.
45. Сільнова, Л.Д. Калекцыя “Бібліятэка Я.Ф. Карскага”: стан і перспектывы даследавання //Здабыткі, – Мн. – 1998. – Вып.9, – С.251– 263.
46. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. – М.: Б–ка по естественным наукам РАН, 1995. – 126 с.
47. Цыбуля, В. Бібліятэка Полацкага Сафійскага сабора / В. Цыбуля // Вялікае княства Літоўскае: энцыклапедыя: у 2 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд) [і інш.]. — Мінск, 2005. — Т. 1. — С. 327—328.
48. Шышкін, У. А. Бібліятэкі Беларусі / У. А. Шышкін // Белоруская культура сёння. — Мн. – 2007. — С. 58–59
49. Юдо, С. Президентская библиотека РБ – 75 лет // Бібліятэчны свет, – 2008. – №4 – С.10–12.
50. Янкович, Л. И. Гуманитарно–просветительская деятельность ФБ БГУ: традиции и новации / Л. И. Янкович // Традиции и инновации в работе вузовской библиотеки. – Витебск. – 2010. – С. 141–147.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты