Использование произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX - начала XX в. в школьном курсе Всемирной истории (8,11 классы)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Использование произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX - начала XX в. в школьном курсе Всемирной истории (8,11 классы)»
по дисциплине: «История педагогики и образования»
2022
251.00 BYN
Использование произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX - начала XX в. в школьном курсе Всемирной истории (8,11 классы)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История педагогики и образования
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
Введение
Глава 1. Использование произведений художественной литературы на уроках истории
Глава 2. Историческая тематика в произведениях французских писателей XIX – начала XX в.
Глава 3. Эмпирическое исследование использования произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX – начала XX в. в школьном курсе всемирной истории в VIII и XI классах
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Художественная литература, как и научная литература, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно используется учителями с самого начала преподавания истории. Более того, даже сейчас учителя довольно продуктивно используют художественную литературу на уроках истории.
Художественная литература, задействованная на уроке, способствует конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, которые являются неотъемлемой частью их исторических представлений. Художественная книга помогает учителю удерживать внимание учащихся, способствует развитию интереса к предмету. В художественной литературе исторические события, о которых говорит автор того или иного произведения, описываются очень ярко и красочно. Фрагменты исторических произведений привлекаются учителем, чтобы познакомить учащихся с историческими событиями или воссоздать вкус того времени, дать описания картин или портретов. В практике преподавания истории в школе художественные произведения привлекаются учителем на уроках, во внеклассной работе учащимся рекомендуется читать самостоятельно. Но это не ограничивает роль художественной литературы в преподавании истории. Подлинно художественный литературный образ, реалистично отражающий социальные явления определенной эпохи, – это типичный образ, выражающий суть этого социального явления с наибольшей полнотой и остротой. Участие литературы увеличивает доказательную силу презентации.
Объект исследования: история Франции XIX – начала XX в.
Предмет исследования: произведения художественной литературы.
Цель дипломной работы: выявить особенности использования произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX – начала XX в. в школьном курсе Всемирной истории в VIII и XI классах.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать использование произведений художественной литературы на уроках истории.
2. Проанализировать историческую тематику в произведениях французских писателей XIX – начала XX в.
3. Провести эмпирическое исследование использования произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX – начала XX в. в школьном курсе Всемирной истории в VIII и XI классах.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение).
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, охарактеризованы методы, сформулированы объект и предмет и др.), трех глав (охарактеризовано использование произведений художественной литературы на уроках истории, проанализирована историческая тематика в произведениях французских писателей XIX – начала XX в., проведено эмпирическое исследование использования произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX – начала XX в. в школьном курсе Всемирной истории в VIII и XI классах.), заключения (подводятся полученные выводы в результате исследования), списка использованных источников (32 позиции).
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В художественной литературе исторические события, о которых говорит автор того или иного произведения, описываются очень ярко и красочно. Я использую фрагменты исторических работ, чтобы познакомить студентов с историческими событиями или воссоздать вкус того времени, дать живописные или портретные описания. Художественные произведения привлекают меня на занятиях, во внеклассных занятиях и рекомендуются учащимся для самостоятельного чтения.
Если мы посмотрим не только сегодня, но и в прошлые века, как люди сохраняли свою историческую память и узнавали о прошлом, то мы увидим, что в целом люди работали с важной художественной картиной своей истории [1, с. 18].
Художественно-историческая литература способна представить научно-исторический материал в виде художественных сюжетов, что способствует развитию мотивации к обучению, интереса к исторической жизни.
Художественная и историческая литература является одним из важнейших средств нравственного воспитания. Работа основана на критерии артистизма как способа овладения реальностью через образы в семантической перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности, такая версия расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него интеллектуальную и эмоциональную среду, в которой органическое слияние эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Многие методисты высказали свое мнение по этому вопросу. Существуют различные статьи в научных журналах, различные учебники и хрестоматии для учителей, а также целые работы, посвященные использованию художественной литературы в преподавании истории.
Основная цель использования художественной литературы на уроках истории – сформировать у учащихся сочувствие к истории [7, с. 202].
Эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир.
Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда они пытаются мысленно поставить себя на место другого. При использовании метода эмпатии чувства и эмоции индивида приписываются объекту: индивид отождествляет цели, функции, возможности, преимущества и недостатки со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно воображаемым образом.
Метод эмпатии применяется в различных видах творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях использования метода эмпатии необходимо слиться с объектом исследования, что требует огромного количества фантазии, воображения.происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к устранению барьеров «здравого смысла» и поиску оригинальных идей. Метод эмпатии, как правило, широко используется при решении задач художественного творчества. Все авторы характеризуются высоким развитием способностей к эмпатии.
Все, что связано с эмоциональным восприятием и воспитанием, происходит только благодаря произведениям художественной литературы, потому что под ее влиянием у детей также формируется мораль рассказа [9, с. 65].
Художественные произведения рекомендуются во всех школьных учебниках для каждого урока истории и используются на уроках в качестве выразительного материала. И всегда художественная литература является одним из важных источников познания учащимися исторического прошлого и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому что яркость и конкретность художественного образа усиливают живописность повествования и, таким образом, создают у студентов более конкретные исторические представления.
Художественный образ, как правило, отличается точностью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у студентов определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них симпатию, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ всесторонне воздействует на личность ученика: на его разум, чувства, волю, поведение, потому что нравственные нормы раскрываются на ярких примерах и в конкретных ситуациях. Школьный учебник, к сожалению, не может вызвать бурю эмоций у учащихся. Художественные образы, задействованные на уроках истории, усиливают идеологическую направленность преподавания, дают учителю возможность донести до сознания учащихся идеологическое содержание предмета в доступной конкретной форме, способствуя более сильному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала [8, с. 312].
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX - НАЧАЛА XX В.
Французская литература XIX века создавалась в динамичный период истории Франции, который видел подъём демократии, конец французской монархии и Империи. Этот период охватывает консульство Наполеона Бонапарта (1799—1804), годы Первой Империи (1804—1814), правление Людовика XVIII и Карла Х (1814—1830), Луи-Филиппа Орлеанского (1830—1848), годы Второй Республики (1848—1852), Второй Империи при Наполеоне III (1852—1871), первые десятилетия Третьей Республики (1871—1940).
Во Французской литературе первой половины века господствовал романтизм, который связан с творчеством таких авторов, как Виктор Гюго, Александр Дюма, Франсуа-Рене де Шатобриан, Альфонс де Ламартин, Жерар де Нерваль, Шарль Нодье, Альфред де Мюссе, Теофиль Готье, Альфред де Виньи, Жорж Санд, Жюль Жанен [2, с. 295].
«Отверженные» (фр. «Les Misérables») – эпический роман французского классика Виктора Гюго. Она широко признана мировыми литературоведами и мировым сообществом как апофеоз творчества автора и один из величайших романов 19 века. Впервые она была опубликована в 1862 году.
Роман переведен на многие языки мира и включен в большое количество школьных курсов литературы. Он много раз ставился на сценах театров и много раз экранизировался во Франции и за рубежом под своим оригинальным названием.
На страницах романа широко освещены главные и важнейшие для Гюго проблемы: власть закона и любви, жестокость и человечность, непостижимые тяготы и невыносимые страдания бедных, благополучие богатых. Автор опирается на долгий и трудный жизненный путь бывшего заключенного Жана Вальжана (главного героя романа), его мировоззрение.изменения, произошедшие в его характере во время повествования. его желание исправить прошлые ошибки, доброта и самопожертвование во имя свободы и счастья других. Жан Вальжан – один из самых благородных и самоотверженных героев французской литературы. Он противостоит инспектору Жаверу, который олицетворяет власть. Это жесткий и сильный человек, который не остановится ни перед чем, чтобы справедливость восторжествовала [5, с. 419].
Охватывая широкий временной интервал (включая период Франции с 1815 по 1832 год и июньское восстание, жестоко подавленное войсками в Париже), произведение представляет собой историческую драму, которая постоянно отсылает читателя к текущим событиям того времени. Виктор Гюго критикует политику эпохи Реставрации, плохое социальное положение большинства населения. Он наделяет своих героев демократическими чувствами, что делает роман революционным и антимонархическим.
«Собор Парижской Богоматери» – роман Виктора Гюго, опубликованный в марте 1831 года. Первый исторический роман на французском языке, самое известное произведение французского романтизма.
Успех книги привлек внимание общественности к собору Парижской Богоматери, который в то время должен был быть снесен или восстановлен, и позволил сохранить его нетронутым. Романтические описания средневековой архитектуры, которыми изобилует книга, помогли популяризировать движение за сохранение и реставрацию готических памятников [3, с. 601].
«Собор Парижской Богоматери» был тесно связан с историческими повествованиями того времени. Критическая оценка В. Скотта, вызванная несогласием французского писателя с творческим методом «отца исторического романа», свидетельствовал, что В.Гюго пытался создать исторический роман особого типа, пытался открыть новую сферу современного жанра.
Идея романа восходит к 1828 году.к этому году приурочен план работы, в котором уже описаны образы влюбленных в нее цыганки Эсмеральды, поэта Гренгуара и аббата Клода Фролло. Согласно этому первоначальному плану, Гренгуар спасает Эсмеральду, по приказу короля бросается в железную клетку и отправляется вместо нее на виселицу, в то время как Фролло, найдя Эсмеральду в цыганском таборе, передает ее палачам. Позже Гюго несколько расширил замысел романа. В начале 1830 года имя капитана Феба Де Шатопера впервые появляется в примечаниях на полях плана.
Гюго начал непосредственно работать над книгой в конце июля 1830 года, но Июльская революция прервала его деятельность, которую ему удалось возобновить только в сентябре. К середине января 1831 года – в чрезвычайно сжатые сроки - работа над романом была завершена [4, с. 236].
Революционные события июля 1830 года и предшествующий им период – когда во Франции назревало народное возмущение против последнего Бурбона Карла X – все это бурное время оказало решающее влияние на формирование взглядов автора, его подхода к отражению исторических событий и жизни сословий Франции XV века. Роман о далеком историческом прошлом звучал очень важно в условиях того времени, когда во Франции на повестку дня встала борьба с дворянской и церковной реакцией.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ФРАНЦИИ XIX - НАЧАЛА XX В. В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В VIII И XI КЛАССАХ
С целью исследования использования произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX - начала XX в. в школьном курсе всемирной истории автором были выбраны учебные программы и учебные пособия по предмету «Всемирная история» для 8 и 11 классов.
В ходе изучения учебной программы и пособия 8 класса было установлено, что изучению произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX – начала XX в. уделана тема «Художественная литература» (§ 10). В теме отмечено, что лидером французского романтизма был Виктор Гюго (1802-1885). У него рано обнаружились литературные способности. Уже в юности он стал известен как талантливый поэт. Гений Гюго проявился не только в поэзии, но и в прозе, драматургии, публицистике. Его трудолюбие было неисчерпаемо (полное собрание сочинений писателя насчитывает десятки томов). В начале своего творчества Гюго был сторонником монархии. Но со временем его политические взгляды изменились. В 1871 г. он поддержал Парижскую Коммуну. Всемирное признание Виктору Гюго принесли романы «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется».
Таким образом, из представителей французского романтизма внимание уделено только В. Гюго.
Из представителей французского реализма авторы отметили Стендаля и О. де Бальзака. Авторы учебного пособия отмечают, что реалисты, как и романтики, критиковали сложившееся после Французской революции общество. Но если у романтиков критика часто принимала характер бунта и ухода от действительности, то реалисты объективно отражали жизнь такой, какой она была на самом деле, – не скрывая ее уродливых сторон.
Приведем характеристику французских реалистов в учебном пособии. Одним из наиболее ярких представителей реалистического направления являлся Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль; 1783-1842). Писатель считал, что роман – это зеркало жизни. Мировую славу писателю принес роман «Красное и черное», в котором правдиво отображается французское общество тех лет. Главный герой романа – Жюльен Сорель – талантливый человек из
низов. Он пытается пробить себе дорогу в жизни, но ему не удается победить консервативную общественную среду.
Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) отличался удивительной работоспособностью. Всемирную славу ему принесла серия романов под общим названием «Человеческая комедия» (состоит из 90 произведений). В них более тысячи персонажей. Это грандиозная по широте охвата реалистическая картина нравов французского общества. Из произведений Бальзака можно узнать о буржуазной Франции больше, чем из трудов историков и экономистов того времени.
Интересен тот факт, что в завершении изучения темы приводятся творчество Г. Аполинера и Ш. Бадлера [26].
Стихи Шарля Бодлера (1821-1867) были откровенными и вызывающими. Они наполнены ощущением трагичности мира, тоской по гармонии и осознанием непреодолимости зла. Свой единственный поэтический сборник, увидевший свет в 1857 г., поэт так и назвал – «Цветы зла».
Ощущением надвигающихся революционных потрясений и войны дышит поэзия Гийома Аполлинера (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий; 1880-1918). Предки поэта были родом из Беларуси – из-под Новогрудка. За два года до начала Первой мировой войны Аполлинер писал о «солнце с перерезанным горлом», предсказывал гибель трех великих империй.
Важно отметить тот факт, что в качестве литературы для самостоятельного изучения авторы рекомендуют следующие произведения французских писателей:
1. Бессенар Л. «Похитители бриллиантов», «Капитан Сорвиголова».
2. Готье Т. «Путешествие в Россию».
3. Гюго В. «Девяносто третий год».
4. Стендаль «Собрание сочинений» [14].
Далее осуществим анализ учебной программы и пособия для 11 класса.
Изучению истории Франции XIX – начала XX в. уделаны темы «Наука, литература и искусство в XIX в.» (§ 11) и «Развитие науки и культуры в условиях кризиса индустриального общества» (§ 19).
При изучении темы «Наука, литература и искусство в XIX в.» уделяется внимание представителя романтизма В. Гюго и Ж. Санду, реализма – О. де Бальзак, символизма – С. Малларме. При это подробно раскрывается литературное творчество А. де Бальзака. Огромную роль в развитии реалистического искусства сыграли научные открытия ХIХ в. Например, учение об эволюции видов отразилось в самом значительном достижении европейского реализма – «Человеческой комедии» О. де Бальзака [27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
Художественная литература, которая используется на уроках истории, способствует лучшему восприятию материала, его усвоению, а также помогает учащимся формировать яркие образы прошлого. Кроме того, книга позволяет поддерживать интерес к теме, а отдельные фрагменты из литературных произведений помогают лучше воссоздать историческую ситуацию, дать описание портрета или картины. Условно художественную литературу можно разделить на две группы: литературные источники.историческая фантастика. В первую категорию входят произведения, авторы которых сами принимали участие в конкретных исторических событиях или видели их. Учащиеся на уроках истории анализируют исторические произведения с точки зрения их соответствия исторической науке, самостоятельно просматривают их, работают над текстом, отбирают примеры и делают аннотации. При составлении аннотации рекомендуется учитывать следующие моменты: время года и событие, отраженное в произведении. наиболее важные и наиболее яркие события книги; наличие исторических персонажей и событий, которые с ними произошли; отношение автора к описываемым событиям и героям. мнение студента о книге, его оценка художественных достоинств произведения. какую информацию читатель получает из книги.
Во французской литературе первой половины века преобладал романтизм, который ассоциируется с творчеством таких писателей, как Виктор Гюго, Александр Дюма, Франсуа-Рене де Шатобриан, Альфонс де Ламартин, Жерар де Нерваль и др. На страницах романа «Отверженные» В. Гюго, широко освещаются главные и важнейшие проблемы для Гюго: власть закона и любовь, жестокость и человечность, непостижимые лишения и невыносимые страдания бедных, благополучие богатых. Период зрелого феодализма у Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» рассматривается как время, когда в обществе формировались новые, прогрессивные идеи, разрушавшие основы сословной монархии, подрывавшие авторитет папского Рима и католической церкви. Местом действия произведений Дюма являются как королевские дворцы, так и палубы кораблей, часто рабы и пираты, тропические леса и дипломатические офисы, таверны парижского «дна» и поля сражений, тюрьмы и мастерские ремесленников. Мотивы «Двора Генриха II». Действие Дюма развернется в романах о гугенотских войнах XVI века – «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять». Действие романов разворачивается на улицах Парижа, во дворцах, в лагерях. Воплощая идею всеобщей взаимозависимости в мире, Бальзак задумал всестороннее художественное исследование французского общества и человека. Бальзак раскрывает материальные интересы, лежащие в основе политики, государственной власти, законов.
В ходе изучения учебной программы и пособия 8 класса было установлено, что изучению произведений художественной литературы при изучении истории Франции XIX - начала XX в. уделана тема «Художественная литература». В теме отмечено, что лидером французского романтизма был Виктор Гюго (1802-1885). При изучении темы «Наука, литература и искусство в XIX в.» в 11 классе уделяется внимание представителя романтизма В. Гюго и Ж. Санду, реализма – О. де Бальзак, символизма – С. Малларме. При это подробно раскрывается литературное творчество А. де Бальзака. При изучении темы «Развитие науки и культуры в условиях кризиса индустриального общества» упоминаются имена Ф. Мориака, М. Пруста и Ж. Жироду.
1. Алексашкина, Л.Н. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории / Л. Н. Алексашкина – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
2. Андреев, Л.Г. История французской литературы / Л.Г. Андреев, М.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – 542 с.
3. Анисимов, И.И. История французской литературы / И.И. Анисимов. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. – 732 с.
4. Балашова, Т. Писатели Франции о литературе: сборник статей / Т. Балашова, Ф. Наркирьер. – М.: Прогресс, 1978. – 469 с.
5. Балашова, Т.В. Над Сеной и Уазой: Франция глазами французских писателей / Т.В. Балашова. – М.: Прогресс, 1985. – 524 с.
6. Вагин, А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640-1917): Хрестоматия. Пособие для учителей / А. А. Вагин – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
7. Гора, П.В. К разработке проблемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся / П. В. Гора // Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 1974. – 339 с.
8. Еграшкина, М.В. Преподавание истории и обществознания в школе / М. В. Еграшкина – М.: Просвещение, 2005. – 445 с.
9. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.
10. Забабурова, Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Н.В. Забабурова. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1992. – 224 с.
11. Забабурова, Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1992. – 224 с.
12. Зверева, М.И. Формирование информационно-мировозренческой культуры учащихся / М. И. Зверева. – М.: Просвещение, 2005. – 450 с.
13. Зенкин, С.Н. Французский романтизм и идея культуры. Неприродность, множественность и относительность в литературе / С.Н. Зенкин. – М.: РГГУ, 2002. – 288 с.
14. Кошелев, В.С. Всемирная история Нового времени, XIX – начало XX в.: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, Н. В. Байдакова; под ред. В. С. Кошелева. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2018. – 206 с.
15. Кошелев, В.С. Всемирная история, XIX – начало XXI в.: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения (с электронным приложением для повышенного уровня) / В. С. Кошелев, Н. В. Кошелева, М. А. Краснова; под ред. В. С. Кошелева. – Минск: Изд. центр БГУ, 2021. – 264 с.
16. Ловцова, О.В. Литература Франции (1917-1965) / О.В. Ловцова. – М.: Высшая школа, 1966. — 224 с.
17. Михайлов, А.Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста: Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX века). Т.1. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 472 с.
18. Моруа, А. Литературные портреты / А. Моруа. – М.: Прогресс, 1970. – 454 с.
19. Обломиевский, Д.Д. Французский классицизм / Д.Д. Обломиевский. – М.: Наука, 1968. – 376 с.
20. Реизов, Б.Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. – М.: Высшая школа, 1969. – 311 с.
21. Сенявская, Е.М. Художественная литература как исторический источник / Е. М. Сенявская. – 2001. – №44. – С. 6-13.
22. Соколова, Т.В. Июльская революция и французская литература / Т.В. Соколова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1973. – 178 с.
23. Степанищев, А.Г. Методика преподавания и изучения истории / А.Г. Степанищев. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 124 с.
24. Таганов, А.Н. Проблема потаенных и затаившихся смыслов художественного слова во французской литературе XIX-XX веков / А.Н. Таганов // Потаенная литература: исследования и материалы. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 48-56.
25. Трыков, В.П. Французский литературный портрет XIX века / В.П. Трыков. –М.: Флинта; Наука, 1999. – 358 с.
26. Учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для VIII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – 18 с.
27. Учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для VIII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – 15 с.
28. Федоров, А.А. Зарубежная литература ХIХ-XX веков. Эстетика и художественное творчество / А.А. Федоров. – М.: МГУ, 1989. – 253 c.
29. Французская литература 30-40-х гг. XIX в. Вторая проза / Ответственные редакторы А. Д. Михайлов, К. А. Чекалов. – М.: Наука, 2006. – 415 с.
30. Черневич, М.Н. История французской литературы / М.Н. Черневич, А.Л. Штейн, М.А. Яхонтова. – М.: Просвещение, 1965. – 639 с.
31. Чернух, И.Н. Приёмы использования художественной литературы на уроке истории в начальных классах / И. Н. Чернух // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – Т. 1. – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – С. 239-241.
32. Эткинд, Е.Г. Писатели Франции / Е.Г. Эткинд. – М.: Просвещение, 1964. – 696 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты