Оперная реформа Р.Вагнера. Вокальные особенности исполнения и формирование новых типов голосов в музыке
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Оперная реформа Р.Вагнера. Вокальные особенности исполнения и формирование новых типов голосов в музыке»
по дисциплине: «Музыкальная педагогика»
2022
251.00 BYN
Оперная реформа Р.Вагнера. Вокальные особенности исполнения и формирование новых типов голосов в музыке
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Музыкальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
Введение
1 Оперная реформа Р. Вагнера
1.1 Принципы и результаты оперной реформы Р. Вагнера
1.2 Оперная реформа Р. Вагнера как социальная стратегия
2 Вокальные особенности исполнения и формирование новых типов голосов в музыке
2.1 Особенности исполнения вокальной музыки
2.2 Характеристика типов голосов в музыке
3 Эмпирическое исследование вокальных особенностей исполнения и формирования новых типов голосов в музыке
3.1 Организация исследования
3.2 Проведение исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. В современном мире вокал занимает важное место в мире музыки. Открывается много разных студий, для него открылись двери в мир телевидения и радио, этому способствуют различные телевизионные проекты. Академический вокал стал чем-то более возвышенным и радикально отделенным от поп-музыки. Если эстрадный вокал мы слышим практически на каждом шагу, то академический вокал перекочевал исключительно в концертные залы и театры. Но мастеров вокальной эстрады очень мало. В связи с этим остро стоит вопрос о методах обучения вокалу, в том числе певцов-любителей разных возрастов, поскольку большинство методов обучения представляют собой комбинированные смеси приемов, которые часто противоречат друг другу, что в дальнейшем приводит к ухудшению голоса людей с отличными возможностями и тембром. Это происходит из-за недостаточной квалификации преподавателей вокала как в профессиональных учебных заведениях, так и в частных студиях. Поэтому вопрос изучения и применения вокальных приемов в педагогической деятельности стоит остро.
Во все времена пение было одним из самых популярных и доступных видов искусства, но далеко не у всех была возможность овладеть этим творческим занятием у профессиональных мастеров. В то же время практически у каждого есть возможность окунуться в профессиональную вокальную деятельность. В связи с вышеизложенным интерес к вокальному поп-арту особенно возрос в современном мире.
Объект исследования: голоса в музыке.
Предмет исследования: вокальные особенности исполнения.
Цель исследования: определить особенности оперной реформы Р. Вагнера, а также вокальные особенности исполнения и формирование новых типов голосов в музыке.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности оперной реформы Р. Вагнера.
2. Проанализировать вокальные особенности исполнения и формирование новых типов голосов в музыке.
3. Провести эмпирическое исследование вокальных особенностей исполнения и формирования новых типов голосов в музыке.
Методы исследования: общенаучные (теоретические) – анализ, синтез, обобщение; эмпирические (наблюдение).
Теоретическая основа исследования: современные концепции вокальной педагогики (Л.Б. Дмитриев); положения театральной педагогики об артистизме вокалиста (К.С. Станиславский); теоретические положения вокальной педагогики о природе вокализации (Н.Б. Гонтаренко, В.Д. Григорьев, Б. Столофф, И.А. Цуканова); идеи выдающихся педагогов о формировании навыков вокала (С. Риггз).
1 Оперная реформа Р. Вагнера
1.1 Принципы и результаты оперной реформы Р. Вагнера
Рихард Вагнер – одна из величайших фигур в истории развития музыкального искусства. Его монументальные идеи значительно дополнили мир культуры новыми концепциями. Он прославился как блестящий композитор, талантливый дирижер, поэт, драматург, журналист и знаток театрального жанра. Благодаря своим титаническим усилиям, масштабному полю творческого мышления и невероятной силе воли ему удалось не только создать ряд величайших произведений, но и значительно преобразить мир искусства.
Творческое наследие немецкого гения поистине огромно. Композитор писал симфонические произведения, ансамбли для струнного квартета, духовых инструментов, скрипки и фортепиано, вокальные композиции с оркестровым сопровождением, а также без сопровождения, хоры, марши. Однако оперы считаются важнейшим пластом его творческого наследия [1, с. 212].
Оперы: «Свадьба» (фрагменты), «Феи» – по сказке «Женщина-зме» Гоцци, «Запрет любви, или Послушница из Палермо» – по комедии Шекспира «Мера за меру», «Риенци, последний из трибунов» – по одноименному роману Э. Булвер-Литтона, «Летучий голландец» по новелле Г. Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского» и по сказке Хауфа «Корабль призраков» и др.
Процесс применения оригинальных концепций осуществлялся последовательно, и развитие искусства в творчестве Вагнера происходило постепенно. Трансформируя привычное направление, композитор пытается создать универсальный жанр, сочетающий драматическую режиссуру, вокальную составляющую и поэтическое содержание. Одной из реформаторских идей Вагнера было достижение единства музыки и драмы.
Кроме того, главная идея Вагнера состояла в том, чтобы добиться непрерывного потока музыкального действия. Композиторы, создававшие оперы ранее, объединили несколько отдельных номеров в одно произведение: арии, дуэты, танцы. По словам Вагнера, операм, написанным по этому принципу, не хватало целостности и непрерывности. Музыкальное полотно в его произведениях представляет собой непрерывный звук, который не прерывается отдельными вставками в виде арий, речитативов или реплик. Музыка постоянно обновляется, не возвращаясь к тому, что уже прошло. Композитор превращает дуэты в диалоги, в которых не используется одновременное пение двух певцов.
Одной из главных идей композитора было глубокое и полное раскрытие музыкально-драматического замысла произведения. Поэтому он использовал различные методы художественного самовыражения, расширяя возможности, существовавшие в то время. Принципы реформы оперы Вагнера нашли отражение в характере оркестра [2, с. 212].
Симфонический оркестр Рихарда Вагнера представляет собой одно из высших достижений музыки 19 века. Этого композитора действительно можно назвать прирожденным симфонистом. Он значительно расширил возможности и разнообразие оркестра. По количеству музыкантов оркестр Вагнера превосходит состав обычного оркестра того времени. Увеличилась группа духовых инструментов и струнных инструментов. В некоторых операх появляются 4 тубы, басовая труба, контрабас-тромбон и шесть арф. В таких монументальных произведениях, как цикл «Кольцо Нибелунга», звучат восемь валторн.
Вагнер также внес огромный вклад в симфоническую программу. Его оркестр сравнивают с хором в эпоху античности, который передавал глубокий таинственный смысл, комментируя происходящее на сцене.
Радикальное переосмысление оперного жанра коснулось и гармонического содержания. Вагнер также придает большое значение содержанию аккордов. Он берет за основу классическую гармонию, которая была введена представителями Венской школы и раннего романтизма, и расширяет ее возможности, дополняя цветовыми оттенками и изменениями. Эти оттенки значительно обогащают музыкальную палитру. Кроме того, он старается избегать прямого разрешения диссонирующих согласных в согласных, добавляет развитие модуляции, которое придает интенсивность, энергию и быстрое движение к кульминационной точке.
2 Вокальные особенности исполнения и формирование новых типов голосов в музыке
2.1 Особенности исполнения вокальной музыки
Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Предполагается, что слово «барокко» происходит от португальского «Perola barroca» жемчужина или морская раковина своеобразной формы и действительно, искусство и архитектура этого периода характеризовались очень вычурными формами, сложностью, блеском и динамикой. Позже то же самое слово было применено к музыке того времени. Композиция и исполнительская техника периода барокко стали неотъемлемой и важной частью классического музыкального канона. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридерика Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал очень изощренным, сильно изменилась нотная запись, были разработаны способы игры на инструментах. Расширился диапазон жанров, возросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как Опера. Большое количество музыкальных терминов и понятий эпохи барокко все еще используется сегодня.
Музыка барокко переняла у эпохи Возрождения практику использования полифонии и контрапункта. Однако эти методы использовались по-разному. В эпоху Возрождения гармония основывалась на том факте, что синонимии появлялись вторично и как бы случайно в мягком и спокойном движении Полифонии. В музыке барокко порядок возникновения совокуплений стал важным: он проявлялся с помощью аккордов, расположенных в соответствии с иерархической схемой функциональной тональности.
Особенности музыки барокко для вокальной музыки
1) монодия – это стиль сольного пения с единодушным сопровождением (инструментальным сопровождением), который развился в Италии в 16 веке и вызвал к жизни ряд новых форм и жанров (ария, речитатив, опера, кантата и др.);
2) согласие – это разновидность полифонии, характеризующаяся разделением голосов на основные и сопровождающие;
3) бельканто характеризуется плавным переходом от звука к звуку, непринужденной постановкой звука, красивым и насыщенным звуковым колоритом, выравниванием голоса во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и сложных частях мелодического рисунка;
4) гокет – когда мелодическая линия расчленяется на отдельные звуки или группы звуков, распределенных между разными голосами или инструментами, что делает исполнение прерывистым, как бы заикающимся;
5) постановочные формы музыкальных произведений (опера, музыкальная драма);
6) комбинированные вокальные и инструментальные формы, такие как оратория и кантата;
7) ария – это завершенный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Его отличает широкий распев, иногда сложный, виртуозный характер. Часто арии предшествует предположение [18, с. 31-32].
Самыми выдающимися классическими композиторами были великие австрийцы – Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но его величайшим достижением являются симфонии, которых он написал более сотни.
Моцарт, прожив короткую жизнь, оставил невероятное музыкальное наследие (например, 41 симфонию). Его величайшим достижением считаются оперы, в которых он выступал и как великий музыкант, и как талантливый драматург, некоторые из его самых красивых опер – «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро», «Волшебная флейта».
3 Эмпирическое исследование вокальных особенностей исполнения и формирования новых типов голосов в музыке
3.1 Организация исследования
Опытная работа проходит в студии вокала «Ти Кей. В ней участвовало 37 людей в возрасте от 6 до 54 лет.
Ученики студии – люди разных возрастов. На данный момент самому младшему ученику два с половиной года, а самому старшему – пятьдесят четыре. Студии объединены общими интересами. Для всех них вокальное исполнение привлекательно само по себе. Некоторые из них хотят выступать на сцене и осознают свою потребность выступать на публике. Другие приходят только для того, чтобы петь о саморазвитии. Но для всех самым важным аспектом остается развитие их вокальных навыков. Таким образом, даже по возрасту мы можем понять, что контингент разный. Это люди самых разных профессий и интересов. Но их объединяет одно – желание приобщиться к поп-арту.
Большинство студентов –взрослые в возрасте от 18 до 40 лет.
Взрослые приходят из разных сфер деятельности и с разными мотивациями. Спектр профессий огромен. Певцы-любители, обучающиеся в студии, занимаются различными видами профессиональной деятельности.
Групповые занятия также часто предпочитают подростки. Подростковый возраст отличается тем, что в этот период хочется попробовать все виды деятельности. Подростки ищут тот вид деятельности, участвуя в котором они будут чувствовать собственную значимость, успех, вес, при этом не прилагая особых усилий, так как у них нет уверенности в том, что та форма деятельности, которой они занимаются сегодня, является той, в которой они также будут участвовать в будущем. Для них занятия более увлекательны и познавательны, в отличие от взрослых, которые ориентированы на результат.
В соответствии с синтетической природой эстрадного вокального номера для диагностической процедуры наших студентов мы выделили три показателя: вокальные данные.
Музыкальный слух и чувство ритма. артистизм. Следующие параметры были выбраны для оценки на трех уровнях (высокий, средний и низкий уровни).
Голосовые данные (диапазон, свобода воспроизведения звука, наличие клипов)
Критерии оценки:
- высокий уровень: свободное владение голосом. диапазон от двух октав и более, зажимы не важны.
- средний уровень: уверенное владение голосом в разговорном регистре. они варьируются от полутора до двух октав, клипы в переходных разделах.
- низкий уровень: неуверенное владение голосом, диапазон менее полутора октав, зажимы ограничивают голос почти во всем диапазоне.
Музыкальный слух и чувство ритма (скорость реакции на музыку различной природы, чувство пульсации и ритма);
Критерии оценки:
- высокий уровень: точное воспроизведение мелодии без ошибок, точное воспроизведение ритма без ошибок
- средний уровень: неточное, неопределенное воспроизведение мелодии
- низкий уровень: неточное воспроизведение мелодии, отсутствие дробей, отсутствие импульсов.
Артистизм (активность, эмоциональный отклик,
взаимодействие с другими людьми).
Критерии оценки:
- высокий уровень: эмоционально прочувствовал обе песни, грамотно использует жесты и мимику.
- средний уровень: эмоционально прочувствовал одну из песен, не всегда умеет применять жесты и мимику
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Одной из главных идей композитора-новатора было слияние лейтмотивных элементов в единое непрерывное музыкальное полотно. Создается впечатление непрерывного мелодического развития. Результаты реформы оперы Вагнера значительно изменили мир музыки. основными особенностями трансформации этого направления являются: овладение речитативом; развитие симфонизма; главная тема; постоянный поток музыки и отказ от отдельных элементов, чисел, выражение философских концепций мистического символизма. В ходе развития творчества идеи композитора последовательно воплощались в жизнь. От одной работы к другой постепенно воплощались идеи реформы оперы Вагнера. Своими экспериментами в области поэтики музыкальной драмы Вагнер изменил статус оперы на иерархию искусств второй половины 19 века, превратив ее в полигон авангардных поисков. Такие культурные инновации явно выходят за рамки врожденного художественного феномена, превращаясь в явления социального порядка. Чрезмерный выбор профессиональной стратегии во многом определялся необычным психологическим комплексом композитора, которого, учитывая ряд биографических элементов, следует определить, как лидера, склонного к макиавеллизму. Своими высказываниями в эстетических произведениях и творческой практике Вагнер радикально изменил образцовые основы оперного жанра.
2. Особенности исполнения вокальной музыки в разные эпохи подвержены различным влияниям. Композиторы вводили новые приемы и частично унаследовали стиль своих предшественников. На развитие вокальной музыки повлияли разные направления. Музыкальные декорации, полифония, способ извлечения звука, выражающий глубину внутреннего мира певца, вводящий парадигму. Существует множество систем классификации голосов песен. Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Мужские голоса: тенор, баритон, бас. Детские голоса классифицируются независимо от пола, только по диапазону: как у мальчиков, так и у девочек альт – низкий голос, сопрано – высокий голос. У мальчиков высокий голос также называется дискантом.
3. В ходе исследования было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовало 37 респондентов в возрасте от 6 до 54 лет. В основу разработанной нами диагностики были положены следующие показатели: вокальные данные; музыкальный слух и чувство ритма; артистизм. С помощью разработанных критериев по каждому показателю определялся конкретный уровень – высокий, средний или низкий. Проведенное исследование показало, что начальный уровень обучающихся контрастен. Результаты по показателю «Вокальные данные»: 40% – низкий, 30% – средний, 30% – высокий, «Музыкальный слух и чувство ритма»: 30% – низкий, 30% – средний, 40% – высокий и «Артистизм»: 30% – низкий, 30% – средний, 40% – высокий. В процессе работы мы имели возможность выбора тех или иных методик вокального обучения. Мы избрали для себя в качестве основной методику Сета Риггза. Его вокальная техника называется «разговорное пене» или пение на разговорном уровне. У Ирины Цукановой существует методика обучения вокала «IMPROVINATION». Уникальность ее методики в том, что она основывается на исполнении многожанровых произведений. Также на занятиях важны методики, направленные на снятие психолого-физиологических зажимов, которые даже не участвуют в формировании звука. Для развития чувства ритма мы используем скэтовые упражнения Боба Столоффа. Эти упражнения направлены не только на развитие чувства ритма, а также на постижение различных жанров и развитие навыка импровизации. По итогам опытной работы была проведена повторная диагностика. Она проводилась по той же методике, что и первая. Вокальные данные участников значительно улучшились, голоса окрепли, выявились тембры, возросла сила голоса; развился музыкальный слух, что отразилось в качестве интонирования и чувства ритма; наибольшие изменения были достигнуты в уровне артистизма участников. Данные заключительной диагностики дали нам возможность оценить эффективность проведенной опытной работы. После сравнения начальной и заключительной диагностики мы пришли к выводу, что она была проведена успешно.
1. Залесская, М. Вагнер / М. Залесская. – М.: Молодая Гвардия, 2011. – 395 с.
2. Букина, Т.В. Создавая историю: оперная реформа Р. Вагнера как социальная стратегия / Т.В. Букина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2008. – №1. – С. 125-134.
3. Никифорова, А.С. Идея синтеза искусств в культуре немецкого романтизма (от И. Г. Гердера до Р. Вагнера) / А.С. Никифорова // Вестник Московского университета. – 2015. – №3. – С. 68-82.
4. Конен, В.Д. Этюды о зарубежной музыке / В.Д. Конен. – М.: Музыка, 1975. – 482 с.
5. Федотова, Н.А. Основные тенденции и задачи искусства в труде Р. Вагнера «Опера и драма» / Н.А. Федотова // International scientific review. – 2016. – №4. – С. 15-17.
6. Лосев, А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 275-314.
7. Рихард, В. Опера и драма / И.А. Барсова, С.А. Ошерова. – М.: Искусство, 1978. – С. 262-493.
8. Федотова, Н.А. Основные тенденции и задачи искусства в работе Р. Вагнера «Искусство и Революция» / Н.А. Федотова // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 89-93.
9. Хлебунова, А.С. Влияние идей Вагнера на творчество П. И. Чайковского / А.С. Хлебунова // Манускрипт. – 2018. – №6. – С. 150-155.
10. Федотова, Н.А. Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего» / Н.А. Федотова // European research. – 2016. – №5. – С. 54-57.
11. Зорилова, Л.С. Романтизм в музыкальной культуре Западной Европы / Л.С. Зорилова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2014. – №1. – С. 52-56.
12. Иванова, Э.И. Синтез искусств: версия Р. Вагнера / Э.И. Иванова // Гуманитарное пространство. – 2014. – №3. – С. 476-495.
13. Шульдешов, А.А. Начало модернизма в музыке: Ницше и Вагнер / А.А. Шульдешов // Вестник МГУКИ. – 2014. – №3. – С. 244-248.
14. Хренов, Н.А. Бетховен и Вагнер как две стадии в становлении культуры идеационального типа / Н.А. Хренов // Вестник РХГА. – 2021. – №1. – С. 253-266.
15. Лиштанберже, А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / А. Лиштанберже. – М.: Алгоритм, 1977. – 477 с.
16. Куберский, И. Энциклопедия юного музыканта / И. Куберский, Е. Минина. –СПб.: ООО «Диамант», 2001. – 576 с.
17. Вагнер, Р. Избранные работы / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1978. – 695 с.
18. Эйхенбаум, Б. Мелодика русского лирического стиха / Б. Эйхенбаум. – Л.: Советский писатель, 1969. – 199 с.
19. Лаури-Вольпи, Дж. Вокальные параллели / Дж. Лаури-Вольпи. – Л.: Музыка, 1972. – 303 с.
20. Васина-Гроссман, В.А. Романтическая песня XIX века (Австрия, Германия) / В.А. Васина-Гроссман. – М.: Музыка, 1956. – 352 с.
21. Васина-Гроссман, В.А. Русский классический романс XIX века / В.А. Гроссман. – М.: Музыка, 1956. – 317 с.
22. Агин, М.С. Развитие вокальной техники / М.С. Агин // Голос и речь. – 2010. – № 2. – С. 29-37.
23. Амелина, А.Н. Теория музыкального воспитания / А.Н. Амелина. – М, Олма-пресс, 2010. – 312 с.
24. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев – М.: Музыка, 1968. – 675 с.
25. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2000. – 366 с.
26. Ламперти, Ф. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила ученикам и артистам / Ф. Ламперти – М., 2009 – 192 с.
27. Луканин, В. Обучение и воспитание молодого певца / В. Луканин. – Л., 1977. – 87 с.
28. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. – М. – Л.: Наука, 1967. – 224 с.
29. Морозов, В. П. Биофизические основы вокальной речи / В.П. Морозов. – М. – Л.: Наука, 1977. – 232 с.
30. Морозов, В. П. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения / В.П. Морозов // Вопросы вокального образования: Метод. рекомендации Совета по вокальному искусству при МК РФ (для преподавателей вузов и средних спец. учебных заведений) / Ред.-сост. М. С. Агин. – М., 1995. – С. 60-62.
31. Морозов, В. П. Резонансная теория пения. Комментарии для вокалистов / В.П. Морозов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры». – М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. – С. 22-29.
32. Морозов, В П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. – М., 2002 (2-е изд. 2008). – 494 с.
33. Морозов, В П. Эмоциональный слух певца и актера / В.П. Морозов // Вокальное образование в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции кафедры теории и истории музыки МГУКИ. Вып. 6. Ч. 1. – М., 2009. – С. 88-95.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты