Многогранность государства, проблемы определения его понятия, признаки, сущность и социальное назначение. Типология государств
МИУ (Минский университет управления)
Диплом
на тему: «Многогранность государства, проблемы определения его понятия, признаки, сущность и социальное назначение. Типология государств»
по дисциплине: «Правоведение»
2022
251.00 BYN
Многогранность государства, проблемы определения его понятия, признаки, сущность и социальное назначение. Типология государств
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1 Признаки и сущность как инструменты определения термина «государство»
1.2 Основные подходы к проблеме определения сущности государства
1.3 Социальное назначение государства
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ОТ ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ МНОГООБРАЗИЮ
2.1 Роль и место термина «типология» в понятийном аппарате общей теории права
2.2 Актуальные вопросы изучения формационного подхода к типологии государства
2.3 Цивилизационный подход к типологии государств: разнообразие классификаций
ГЛАВА 3. СУВЕРЕНИТЕТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.
Государство играет важную роль в жизни современного общества. Государство является достаточно активным социальным институтом. Оно оказывает влияние на развитие всей мировой цивилизации несмотря на то, что его значение в ходе всей истории человечества не было одинаковым. Тем не менее, понять роль и место государства в истории общества можно рассмотрев такое понятие как «сущность государства».
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
В современной теории государства типология занимает одно из самых значительных мест. Критерии типологии государств являются одним из сложнейших объектов для исследования в силу многосторонности этого правового явления.
Типология является специфическим видом классификации, обладающим некоторыми признаками. Под типом государства понимается его обобщенная характеристика, имеющая наиболее общие черты различных государств, порождаемых соответствующей исторической эпохой, а также общие систематизирующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Типология основывается на систематизации огромного фактического материала исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, которые существуют в конкретном обществе на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем. Существует множество подходов направленных на систематизацию научного знания о государстве, но основными являются формационный и цивилизационный.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бесспорной актуальности темы исследования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с существованием различных типов государств.
Предмет работы – нормы права, характеризующие понятие, признаки, социальное назначение государства, а также научная литература, статьи периодических изданий.
Цель работы – на основе комплексного анализа положений законодательства и научной литературы проанализировать понятие, основные признаки, типологию государств, выявить проблемы в рассматриваемой области.
Цель образует задачи:
– исследовать признаки и сущность как инструменты определения термина «государство»;
– охарактеризовать основные подходы к проблеме определения сущности государства;
– проанализировать социальное назначение государства;
– изучить роль и место термина «типология» в понятийном аппарате общей теории права;
– выявить актуальные вопросы изучения формационного подхода к типологии государства;
– рассмотреть цивилизационный подход к типологии государств;
– проанализировать суверенитет современного государства в условиях глобализации.
При написании дипломной работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1 Признаки и сущность как инструменты определения термина «государство»
Вопрос о государстве, его понятии, природе и роли в обществе уже давно является фундаментальным и весьма спорным вопросом в изучении государства. Для этого есть, по крайней мере, три причины.
Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы всех слоев общества, всех слоев, всех политических партий и всех движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в выполнении различных задач и функций, влияющих на судьбу общества. В-третьих, государство-это очень сложное и внутренне противоречивое социально-политическое явление.
Согласно Карлу Марксу, государство интегрирует классовое общество и становится формой гражданского общества, выражая и формально представляя общество в целом. Кроме того, это организация, которая управляет делами общества в целом, выполняя общие задачи любого социального характера [1, с. 68]. Это политическая организация всего народа страны, ее общее достояние и дело. Существование и развитие цивилизованного общества невозможно без государства, социального прогресса и цивилизации.
История страны неразрывно связана с историей общества. Вместе с обществом он прошел долгий исторический путь, который никогда не развивался, приобретая на этом пути новые черты и свойства. Слаборазвитая страна характеризуется отсутствием должного развития всего комплекса государственных институтов и, по сути, сводится к политической (государственной) власти, основанной, прежде всего, на средствах принуждения [2, с. 154].
В такой стране развиваются все ее институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Кроме того, сама страна не изменилась и не улучшилась. Она была преобразована и адаптирована к меняющимся условиям людьми разных эпох и стран. Поэтому есть все основания считать государство одним из важнейших достижений в мировой истории и цивилизации.
Это чрезвычайно сложная задача – всесторонне раскрыть концепцию, природу, многосторонние аспекты, природу и характеристики государства. Эта проблема может быть решена только путем сосредоточения внимания на различных связях между государством и экономической, общественно-политической и социально-духовной жизнью при максимальном использовании достижений науки прошлого и настоящего.
В современной учебной литературе государство часто определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая специальным оборудованием, способным сделать ее распоряжения обязательными для государства в целом. Это определение сочетает в себе наиболее существенные характеристики и атрибуты государства и в целом приемлемо, но оно редко отражает отношения между государством и обществом. Более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление социальными делами через государственные механизмы, суверенную публичную власть, придающую обязательное значение закону, гарантирующую права и свободы граждан, легитимность и верховенство закона.
Приведенное выше определение отражает общую концепцию государства, но больше подходит для современного государства. В нем подчеркивается, что государство является политической организацией всех обществ и граждан. Она выполняет важные функции общества, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно закон) обязано в полной мере гарантировать права и свободы граждан и поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе [3, с. 138].
Признаки государства. Свойство любой вещи – это свойство данной вещи, формирующее ее качественную, а не количественную сторону. Свойства вещи не могут существовать вне самой вещи. Флаги помогают более четко раскрыть содержание, природу и функциональные аспекты вещей осязаемым, существенным образом. Эти общие методологические положения справедливо применимы к государствам [4, с. 5].
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ОТ ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ МНОГООБРАЗИЮ
2.1 Роль и место термина «типология» в понятийном аппарате общей теории права
С тех пор, как государство и право стали объектом научных исследований, проблемы их классификации, выделения видов и подвидов или типов, сравнительного анализа систем государства и права постоянно находились в центре внимания ученых – юристов и философов. Важность и необходимость решения данных проблем были впервые выявлены в 1908 году немецким исследователем государства и права Г. Еллинеком следующим образом: «Чтобы получить полное представление о существовании государства, – писал он, –любой исследователь, изучающий это явление, должен, во-первых, рассмотреть процесс его возникновения и прекращения, а во-вторых, в рамках какого общего типа происходит «индивидуализация» этого государства» [27, c. 1].
Проблема типологии государств в рамках изучения теории государства и права актуальна в настоящее время. Ученые долгое время спорили о понятии, признаках и происхождении государств. Для того чтобы получить представление о государстве и его сущности, для любого ученого, изучающего это явление, имеет значение то, в рамках какого «общего типа» происходит индивидуализация того или иного государства, а также посмотреть на процесс возникновения и прекращения государства, или же четко определить факторы, разрушающие и порождающие государство, для выяснения вопросов о правовой природе государства, а также о природе и границах общественного права [28, с. 3].
Типология является важным средством повышения содержания научной информации, так как позволяет сделать максимальное количество доказательств и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, которое он занимает в системе классификации. Часто можно услышать, что классификация – это азбука каждой науки, я думаю, что любая наука пытается найти такой способ классификации изучаемых ею явлений, и это позволит привести все многообразие к определенному единству и выявить определенные закономерности.
Иными словами, типология – это деление целых объектов (систем) на определенные виды (классы) посредством аналитических процедур, осуществляемое на основе конкретных критериев или признаков.
Типология государства тесно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Предметом изучения формы государства выступают вопросы организации и устройства высшей государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления.
Напротив, предметом типологии государства является учение о народной власти (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства – с классификацией его формы.
Классификация формы государства – это систематизация государства в отношении организации и структуры государственной власти; типизация государства – это сущность деления (группировки) государств с учетом факторов развития народа как родовой сущности государства. Форма государства по своему типу форма в целом соответствует сущности: это внешняя организация государства определенного типа [29, c. 31].
Учение о видах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права).
В основе философской типологии государства лежат критерии общественного прогресса, различие двух понятий государства в его собственном смысле (на основе частной собственности) и полугосударственного (на основе социалистической общественной собственности).
С учетом этих критериев выделяют формационный (исторический) и цивилизационный типы государства.
В основе собственно теоретической типологии государства лежат различные аспекты исконной сущности государства, основные ценности его концепции.
Как известно, история современной цивилизации охватывает несколько обширных этапов: история Древнего Мира насчитывает около трех тысяч лет, история Средних веков-около тысячи лет, новая эра длилась около трехсот лет; история новой эры продолжается до сих пор и начинается сейчас чуть больше ста лет. За все это время обществом накоплен колоссальный опыт организации общественной жизни на всех этапах исторического развития на всех континентах.
ГЛАВА 3. СУВЕРЕНИТЕТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Государство имеет ряд признаков, благодаря которым оно и может называться таковым. Один из важнейших признаков, наряду с наличием государственной символики, правом сбора налогов и другими – это суверенитет государства [51, c. 59].
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами [52, c. 116].
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:
– верховенство;
– независимость;
– самостоятельность;
– единство.
Рассматривая каждый конкретный признак суверенности, можно дать данным признакам следующую характеристику:
Верховенство, как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. В этой связи Конституция Республики Беларусь установила, что любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону [53].
Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Так, суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности.
Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства [54, c. 164].
Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности.
Юридические гарантии – это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права [54, c. 164]. Так, государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.
Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы [55, c. 19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Признаки государства являются его обязательными атрибутами, а именно территория, население, его государственный аппарат, суверенитет, символика и т.п.
Государство является центральным элементом политической системы общества. В силу того, что мнения людей имеют весьма субъективный характер и обусловлены историческим состоянием государства, в котором они живут, существует множество теорий о сущности государства. В данной главе были рассмотрены такие доктрины как: марксистская (классовая) теория, демократическая доктрина сущности государства и др.
На наш взгляд, сущность каждого современного государства много аспекта и заключается в следующем: сегодня оно призвано защищать не только все общество в целом, но и каждого отдельного его индивидуума (будь то гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо).
Социальное назначение государства, вытекающее из его сущности, по нашему мнению, заключается в создании им всевозможных благ для общества. Из этого исходит положение, по которому демократическое государство является наиболее способом социального компромисса.
Типология – деление целых объектов (систем) на определенные типы (классы) посредством аналитических процедур, осуществляемое на основе конкретных критериев или признаков.
Целью типологии государств является сохранение уникального опыта организации жизни государства и общества, понимание и практическое применение таких знаний позволит не только избежать ошибок, но и повысить эффективность общественного прогресса и ускорить его.
Традиционными подходами к типологии государства выступают формационный и цивилизационный подходы, но большое значение для целей обучения имеют такие подходы, как либертатно-юридический, авторский подход М.И. Кареева, классификация государств на демократические и недемократические, а также деление государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
Формационный подход к типологии государств, разработанный К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями, предстает в качестве одного из значимых способов познания закономерностей развития общества, государства и права, дающего возможность выявить закономерности исторического процесса. Критерием типологии государств, согласно формационного подхода, выступает принадлежность к общественно-экономической формации.
Что касается цивилизационного подхода, то духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические-выступают именно в качестве основного критерия. Именно они во многом определяют особенности развития этой общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
Цивилизационный подход имеет свои недостатки и преимущества. Одним из наиболее значимых достоинств этой типологии является: особое внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важнейших факторов государственности.
Цивилизационный подход позволяет отграничить сферу, в которой взаимодействуют классы и социальные группы на базе человеческих ценностей (мораль, религия), совокупность их духовных принципов. Важно отметить также, что цивилизация устанавливает такие нормы, которые объединяют все социальные и культурные группы в единое целое. Следующим преимуществом данного подхода является то, что он позволяет выделить в государстве важнейший фактор духовного и социально-экономического развития общества, а не только способ политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.
Социальная политика в Республике Беларусь характеризуется конкретными целями, принципами и функциями, которые в совокупности направлены на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение конституционных прав граждан в сфере труда, социальной защиты; защита прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам. Все обязательства государства перед гражданами закреплены в Конституции Республики Беларусь.
Основным приоритетом социальной политики Республики Беларусь является повышение рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, больших и крепких семей, счастливого детства, молодежи, полной возможностей и перспектив, активной работы, которая приносит процветание, безопасную и достойную жизнь в старость.
1. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М. : Зерцало, 2013. – 68 с.
2. Бабаев, В.К. Теория государства и права / под ред. доктора юридических наук, профессора В.К. Бабаева. – М., 2016. – 592 с.
3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права : Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2018. – 528 с.
4. Дмитриев, Ю.А. Признаки государства : понимание и интерпретация / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Государство и право. – 2014. - № 10. – С. 5-16.
5. Ленин В.И. Государство и революция // ПСС В. И. Ленина, изд. 5, т. 33. – М., 1962. – С. 8.
6. Васильева Е.Г., Кононенко Д.В. Современные интерпретации концепции электронного государства (электронного правительства) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5. Юриспруденция. – 2016. – № 1 (30). – С. 9-16.
7. Карнаушенко Л.В. Электронное государство: проблемы и перспективы // Юристъ-Правоведъ. – 2018. – № 1 (84). – С. 17-21.
8. Шумилов В.М. Международное право: учеб. – М., 2008. – 517 с.
9. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. – М., 2008. – 365 с.
10. Шваб К., Маллере Т. COVID-19: Великая перезагрузка [Электронный ресурс] // Женева: Форум издательство. – 2020. – Режим доступа: https://www.litlib.net/bk/135579/read.
11. Дементьева, И.В. Право социального обеспечения для студентов вузов / И.В. Дементьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 326 с.
12. Губинский, М. Ш. Проблемы функционирования системы социальной защиты / М.Ш. Губинский // Современное право. – 2016. – № 9. – С. 35-46.
13. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2022.
14. Денисова, И. П. Социальная политика: учебник / И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 347 с.
15. Кипинган, Н. С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве / Н.С. Кипинган // Вестник КемГУ. – 2015. – №1. – С. 142-147.
16. О Государственной программе «Социальная защита» на 2021–2025 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2020 г. № 748 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2022.
17. Андрияшко, М.В. Потенциал отдельных направлений социальной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения демографических интересов / М.В. Андрияшко // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 2. – С. 54-57.
18. Шавель, С.А. Императивы развития социальной сферы / С.А. Шавель // Социология. – 2015. – № 2. – С. 38-48.
19. Статистический ежегодник: Республика Беларусь. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 524 с.
20. Золотарева, А. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты / Золотарева А. [и др.]. – М.: Ин-т Гайдара, 2015. – 268 с.
21. Социальная политика в Республике Беларусь: учебные ресурсы БАРГУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт БАРГУ. – Режим доступа: http://bargu.by/1355-socialnaya-politika-gosudarstva.html.
22. Бондарь, Н.Н. Совершенствование системы социальной защиты во Республике Беларусь / Н.Н. Бондарь // материалы II Междунар. науч.-практик. конф. – Минск: БГЭУ, 2019. – C. 60-67.
23. Денисов, М.Ю. Социально-экономические преобразования пенсионной системы: монография / М.Ю. Денисов. – Ростов н/Д., 2016. – 246 с.
24. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА, 2017. – 150 с.
25. Прохоренко, Ю.И. Проблемы пенсионного обеспечения / Ю.И. Прохоренко, А.В. Русских // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – № 1. – С. 252-263.
26. Соболева, И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития / И.В. Соболева // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – №3. – С. 11-18.
27. Атаманова, К.В. Проблемы типологии государств / К.В. Атаманова, Т.А. Рубанцова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 1-3.
28. Матненко, М.А. Проблемы типологии государств / М.А. Матненко, З.Ж. Утемисова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 3-6.
29. Малько, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин; предисл. Акад. РАН А.Г. Лисицына-Светланова. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 427 с.
30. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2017. – 640 с.
31. Бобылев, А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства / А.И. Бобылев // Право и государство. – 2016. – № 2. – C. 4-13.
32. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов / под ред. В.С. Нерсесянца. – Москва: НОРМА, 2014. – 944 с.
33. Кареев, Н.Н. Типологическая и всемирно-историческая точки зрения в изучении истории / Н.Н. Кареев. – С.-Пб.: типо-лит. Шредера, 1905. – 50 с.
34. Шевчук, Д.А. Теория государства и права: конспект лекций / Д.А. Шевчук. – Москва: Эксмо, 2019. – 299 с.
35. Василевич, Г.А. Общая теория государства и права учеб. пособие / Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тиковенко. – Минск: Книжный Дом, 2016. – 320 с.
36. Кацубо, С.П. Общая теория права / С.П. Кацубо, Л.А. Краснобаева. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2018. – 48 с.
37. Тынымсеитова С.М. Форма правления государства сквозь призму историко – правовой мысли // Новая наука: От идеи к результату. – 2017. – № 3. – С. 193-197.
38. Теория государства и права: учебник для академ. бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Бабаева, Н.Я. Данилевский – М.: Юрайт, 2019. – 578 с.
39. Основы социального государства: учебник / под общ. ред. Н.Н. Гриценко, А.А. Шулуса. М.: АТИСО, 2009. – 439 с.
40. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – Москва : Юристъ, 2018. – 512 с.
41. Кельзен Г. Общая теория государства и права / пер. с англ. – Кембридж, 1946. – 215 с.
42. Драч, Г.В. История мировых цивилизаций: уч. пособие / Г.В. Драч, Т.С. Паниотова. – Москва: КНОРСУ, 2012. – 479 с.
43. Брусиловский, Д.А. «Столкновение цивилизаций» и «диалог между цивилизациями»: философско-религиоведческий анализ / Д.А. Брусиловский // Наука, новые технологии и инновации. – 2015. – № 4. – С. 160-164.
44. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Г. Графский. – 3-е изд., доп. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 815 с.
45. Морозов, Н.М. Понятие «цивилизационный подход» в отечественной историографии на рубеже XX-XXI вв. / Н. М. Морозов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 23 (238). – С. 104-114.
46. Кожурин, Ю.Ф. Цивилизационное измерение социальной истории / Ю.Ф. Кожурин. – Саранск: НИИ гуманитар. наук, 2008. – 365 с.
47. Крапивинский, С.Э. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / под ред. С.Э. Крапивенского. – Волгоград: ВолГУ, 1998. – 238 с.
48. Ерасов, Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / составитель Б.С. Ерасов. – Москва: Аспект пресс, 1999. – 555 с.
49. Пьянков, И.Г. К вопросу о формационном и цивилизационном подходах / И.Г. Пьянков // Метаморфозы истории. – 2018. – № 2. – С. 7-20.
50. Рыбина, М.В. Цивилизационный подход: возможности и перспективы. / М.В. Рыбина // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2013. – № 1 (15). – C. 70-77.
51. Александров, Н.Г. Теория государства и права. Учебник / Н.Г. Александров, Ф.И. Калинычев, А.В. Мицкевич, А.Л. Недавний, и др. – М.: Юрид. лит., 2016. – 640 c.
52. Верееменко, В. М. Конституционное право: учебное пособие / В. М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2016. – 488 с.
53. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2022.
54. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М., 2015. – 384 с.
55. Витушко, В.А. Теория механизма правового регулирования суверенного государства: автореф. дис. д-ра юрид. наук / В.А. Витушко. – Минск, 2017. – 42 с.
56. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» / В. А. Кодавбович, В. А. Круглов. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2017. – 510 с.
57. Витрук, Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан / Н.В. Витрук. – М.: Наука, 2010. – 342 с.
58. Головко, А.А. Современные проблемы государственного суверенитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / А.А. Головко. – Режим доступа:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28883/1/10_головко.pdf.
59. Канашевич, Н.М. Институты и механизмы государственной власти: Учебно-методическое пособие / Н.М. Канашевич. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2013. – 84 с.
60. Демичев, Д. М. Конституционное право: учеб. пособие/ Д. М. Демичев. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 351 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты