Творческий путь Игоря Золотусского.
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Творческий путь Игоря Золотусского.»
по дисциплине: «Русская литература»
2016
251.00 BYN
Творческий путь Игоря Золотусского.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русская литература
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Творческий путь И. Золотусского: краткий биографический очерк
2. Гоголь в творческой судьбе И. Золотусского
3. Классика и литературная современность в работах И. Золотусского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Литературная критика – один из видов литературного творчества, оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. В отличие от истории литературы, литературная критика освещает обычно процессы, происходящие в современном литературном движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современным обществом, задачами и живым восприятием читателя, отличает литературную критику даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии прошлого, входящем в культурный обиход современности.
По данным «Фундаментальной электронной библиотеки» слово «критика» происходит от греческого κριτικός – судящий. Критические суждения о литературе возникли одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудренных читателей. Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие. Но долгое время имеет только «прикладное» значение. Задача её – дать общую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям [35].
Обращаясь к читателю, критик не только растолковывает ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного, воскрешает прежние художественные впечатления, дает возможность заново пережить их вместе с автором, но на новом уровне понимания. В этом отношении талант критика должен нести в себе качества, близкие самому искусству. Критик должен обладать высоким вкусом, художественным чутьем.
Способность рассматривать произведение как художественное целое, не упрощая его примитивным разбором и не омертвляя его ткань, заключается в особой чуткости к образному восприятию мира. Пытаясь уяснить себе и другим написанное художником, критик как бы воссоздает его заново, переосмысляя в согласии с тем, что дано автором, и сопоставляя с действительностью. Общие социальные и моральные проблемы он, вслед за художником, рассматривает в частных проявлениях и судьбах людей, а в конкретных этических и эстетических моментах произведения обнаруживает их общественное содержание. В этом смысле критика, как и литератуpa, может быть отнесена к области «человековедения».
Известный российский критик И. Золотусский называет свою судьбу типичной для его поколения.
1. Творческий путь И. Золотусского: краткий биографический очерк
И. Золотусский родился в 1930 г. в Москве в семье военного. В 1937 г. был арестован отец, в 1941 г. – мать. Игорь попал в детский приёмник-распределитель ГУЛАГа НКВД, размещавшийся в стенах Даниловского монастыря, затем – в детский дом, который в октябре 1941 г. был эвакуирован в Курганскую область. В марте 1944 г. четверо детдомовцев, Игорь в их числе, на площадке товарного поезда сбежали в Москву, куда после различных злоключений добрались только в июне. В Москве Игорь пришёл в свой пустой дом и, узнав у соседей адрес, отправился к сестре – в детский дом на подмосковной станции «Правда». Его определили в ремесленное училище при шарикоподшипниковом заводе, потом перевели в художественное ремесленное училище № 41, готовившее кадры для строительства Дворца Советов. В 1944 г. отец Золотусского был отпущен на поселение, приехал в Москву и увез сына на Север, в посёлок Котлас. Игорь пошел в школу. Через некоторое время перебрались под Ульяновск, там отец работал директором леспромхоза. В 1949 г. Игорь закончил Ульяновскую мужскую среднюю школу №1 с серебряной медалью. Поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет. Годы учёбы были тяжёлыми – в 1951 г. отца снова арестовали. После окончания университета в 1954 г., отказавшись от предложения остаться в аспирантуре, И. Золотусский уехал на Дальний Восток. Два года преподавал русский язык и литературу в школе в Хабаровске, работал корреспондентом газеты «Молодой дальневосточник» и Хабаровского радио.
В 1961 г. на Всероссийском семинаре молодых критиков в Переделкино Золотусского заметил К.И. Чуковский, высоко оценив его способности и благословив на литературный труд. В 1963 г. И. Золотусский был принят в Союз Писателей. В 1963–67 гг. жил во Владимире, с 1967 г. – в Москве. Работал в «Литературной газете», в том числе редактором отдела русской литературы. Писал о современной прозе, его критические статьи о писателях-современниках публиковались в ведущих газетах и журналах.
Главным делом жизни И. Золотусского стало изучение жизни и творчества Н.В. Гоголя, о котором он сказал: «Гоголь дал мне столько, сколько не мог дать никто. Я стал другим» [18, с. 43]. Десять лет И. Золотусский собирал материал для фундаментального исследования, в 1978 г. труд был завершён. Через год книга вышла в серии ЖЗЛ, с тех пор неоднократно переиздавалась. В 90-е гг. Золотусский сотрудничал с телевидением, снимал фильмы о писателях – К. Воробьёве, А. Платонове, А. Чехове, Л. Толстом и других.
2. Гоголь в творческой судьбе И. Золотусского
О Гоголе написано множество книг. Его жизнь и творчество – предмет исследования крупнейших писателей, литературоведов и русских критиков на протяжении 19–20 веков. Николая Васильевича превозносили, а иногда и порицали Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Дружинин. Над ним ломали головы И. Котляревский, И. Мандельштам, Д. Овсяннико-Куликовский, В. Переверзев, В. Виноградов, В. Кулиш, В. Шенрок, А. Белый, В. Розанов, Д. Мережковский, В. Брюсов, В. Короленко, С. Дурылин, А. Воронский.
Последние двадцать лет самым популярным классиком, по мнению И. Золотусского, был Достоевский. Сейчас «Гоголь выдвигается из-за спины Достоевского как предтеча его, как прародитель всех его тем» [26, с. 248]. Свидетельство этого – оживление гоголеведения. Помимо книг и работ таких исследователей, как Ю. Лотман, С. Бочаров, В. Турбин, Ю. Манн, влились в этот поток и статьи молодых – В. Воропаева, П. Паламарчука, М. Эпштейна, В. Гуминского.
В творчестве И. Золотусского Н.В. Гоголь занимает важное место. В интервью «Российской газете» И. Золотусский признавался: «Гоголь притягивал меня неодолимо, как черная звезда – летчиков в одном американском фильме. Его портреты висели в моей комнате. Меня ревновали к нему мама и жена» [26, с. 71]. «Всю жизнь шел И. Золотусский к этому признанию в любви к человеку и писателю Гоголю», – утверждал историк искусства С. Ямщиков (цит. по: [40, с. 187]).
Книга «Гоголь», принадлежащая перу И. Золотусского, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» по праву считается классикой биографического жанра. Личность гениального русского писателя, произведения которого знакомы со школьной скамьи, предстает в ней совершенно по-новому и приобретает поистине эпические масштабы. Перед нами не просто автор «Ревизора» и «Мертвых душ», «Женитьбы» и «Тараса Бульбы», но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший, по мнению современников, на пороге подлинной разгадки исторических судеб России. Впервые его труд вышел в 1979 году и с тех пор неоднократно переиздавался (1984, 1998, 2005 и др.). В позднебрежневские времена цензура вырезала 6 страниц о православии, но это не помешало И. Золотусскому успешно опровергнуть официальную советскую версию о заблуждениях Гоголя, чуть ли не религиозном помешательстве, которое резко осудил В. Белинский. И. Золотусский убеждает, что всё, конечно, было сложнее, и духовная эволюция Гоголя в книге показана естественно и с такой симпатией, что равнодушным не оставит никого.
3. Классика и литературная современность в работах И. Золотусского
И. Золотусский продолжает напряженно трудиться не только над биографией и творчеством Н.В. Гоголя – его интересуют и литературная современность, и произведения классики русской литературы.
Рассмотрим подробнее творчество И.В. Золотусского 2000-х годов.
Часто в отечественной критике данного периода звучала критика русской жизни за ее литературоцентричность. И. Золотусский же не раз на протяжении последнего десятилетия оценивает происходящее в стране, деятельность ее высших руководителей с точки зрения литературы, культуры, традиционных ценностей. В статье «Приоритет Толстого» (2000) критик так откликнулся на выход в начале 2000 года первого тома полного собрания сочинений Льва Толстого: «Я не слышал, чтоб об этом сообщили по радио и телевидению. Я не заметил, чтоб о выходе тома Толстого где-нибудь упомянул президент. Или, на худой конец, министр культуры. Помянули бы с чувством, что случился маленький праздник» [5, с. 32].И. Золотусский обращает внимание на то, что издание тома, вышедшего тиражом в полторы тысячи экземпляров, оплачено не государством, не отечественными предпринимателями, а японцем Кусуо Хитоми.
Книга И. Золотусского «Прощай, XX век! Русские писатели. Сокровенные встречи» (2008) – по сути, единственное за последнее время собрание литературных портретов русских писателей XX столетия: от Андрея Платонова, Владимира Набокова, Александра Твардовского до Александра Солженицына, Владимира Максимова, Василя Быкова, Виктора Астафьева, Василия Белова, продолжателей традиций великой отечественной литературы. «Знаете, что такое русский писатель? – задается вопросом автор и отвечает: – Я вам скажу так. Сначала Набоков показался мне чуждым моей душе, холодным и потому неприятным. Особенно, когда я прочитал его вещи о Гоголе. Но когда я прочитал всего Набокова, я понял, что этот вид холодности создавался им специально для иностранцев. А на самом деле это писатель с огромным запасом любви! Огромным! Именно поэтому Набоков – писатель русский»[5, с. 74].
В книге «От Грибоедова до Солженицына. Россия и интеллигенция» (2006) критик размышляет о роли в судьбе России интеллигенции «старой школы» и нынешней – «первого призыва». В собеседники к нам он приглашает лучших людей отечества, начиная с золотого века нашей культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Более сорока лет отдал И. Золотусский служению русской литературной критике. За это время в жизни страны произошли события всемирного значения. Они не могли не сказаться на состоянии художественной литературы, существенно повлияли на ее развитие. Появились значительные имена, свершился перелом мировоззрения писателей и их аудитории. Вечные истины жизни высветились в ореоле происшедших событий, доказали свою независимость от явлений, казавшихся определяющими пути человечества. И. Золотусский верно служил магистральным идеям, не поддавался диктату властей и колебаниям общественного мнения. Его работы отличались последовательностью и целеустремленностью, какими обладали не так уж многие литераторы.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Период семидесятых годов ХХ века отмечен усилиями властей по консервации советской идеологии, жесткостью цензуры и постоянной борьбой против идеологических «диверсий» (диссидентов, самиздата, западных радиостанций и т.п.). Однако, несмотря на эти факторы, культуру этого периода можно охарактеризовать как культуру кризиса и распада советского культурного монолита. Еще в 1960–1970-х годах литературная критика разделилась на три лагеря, между которыми позднее, в годы перестройки, начнется открытая конфронтация. Во-первых, это лагерь либералов, сторонников реформ. Его представители ориентировались на западные модели демократии и открытое гражданское общество, плюрализм, рыночную экономику и соответствующий ей политический строй. Критики этого направления после 1986 года, благодаря своей решительной позиции по отношению к происходившим в обществе событиям, стали инициаторами целого ряда важнейших дискуссий. Во-вторых, это лагерь национал-большевиков-неосталинистов; он объединил критиков, выступавших за сохранение либо восстановление коммунистического строя или, как минимум, за авторитарное государство, плановое хозяйство, контроль партии и, соответственно, за централизованную политику в области культуры. В-третьих, консерваторы – новые славянофилы, стремившиеся к политическому и духовному обновлению при условии отхода от марксизма-ленинизма и возвращения к национальным патриархальным ценностям, традициям и формам бытового уклада, причем главенствующая роль в этих процессах отводилась русскому православию. Своим творчеством И. Золотусский примыкает к либеральному лагерю.
Как критик И. Золотусский заявил о себе в конце 1960-х годов, однако затем десять лет собирал материал для фундаментального исследования о Гоголе, в 1978 г. труд был завершён.
1. Евтушенко, А. История души Гоголя в комментариях Игоря Золотусского [Электронный ресурс] / А. Евтушенко // Сибирские огни. – 2010. – № 3. – Режим доступа: http://www.sibogni.ru/content/istoriya-dushi-gogolya-v-kommentariyah-igorya-zolotusskogo. – Дата доступа: 20.03.2016.
2. Золотусский, И. «Книги моей судьбы»: телевизионный фильм [Электронный ресурс] / И. Золотусский. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58506. – Дата доступа: 20.03.2016.
3. Золотусский, И. «Он был титулярный советник…»: телевизионный фильм [Электронный ресурс] / И. Золотусский. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58506. – Дата доступа: 20.03.2016.
4. Золотусский, И. Гаспра: последние встречи. Лев Толстой и Антон Чехов: телевизионный фильм [Электронный ресурс] / И. Золотусский. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58506. – Дата доступа: 20.03.2016.
5. Золотусский, И. Прощай, ХХ век!: телевизионный фильм [Электронный ресурс] / И. Золотусский. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58506. – Дата доступа: 20.03.2016.
6. Золотусский, И. России нужны великие люди / И. Золотусский // День литературы. – 2005. – №10.– С. 46–54.
7. Золотусский, И. Сияющий фонтан. Фёдор Тютчев: телевизионный фильм [Электронный ресурс] / И. Золотусский. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58506. – Дата доступа: 20.03.2016.
8. Золотусский, И. Таинственная повесть. Михаил Лермонтов: телевизионный фильм [Электронный ресурс] / И. Золотусский. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58506. – Дата доступа: 20.03.2016.
9. Золотусский, И. Три «О» Ивана Гончарова: телевизионный фильм [Электронный ресурс] / И. Золотусский. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58506. – Дата доступа: 20.03.2016.
10. Золотусский, И. Час выбора / И. Золотусский. – М.: Современник, 1976. – 318 с.
11. Золотусский, И.П. «Я человек, Ваше сиятельство». Комментарий к «Похождениям Чичикова» / И.П. Золотусский. – М.: Московские учебники. – 2009. – 400 с.
12. Золотусский, И.П. В свете пожара / И.П. Золотусский . – М.: Современник, 1989 . – 352 с.
13. Золотусский, И.П. Гоголь / И.П. Золотусский. – М.: Молодая гвардия, 1998. – 485 с.
14. Золотусский, И.П. Гоголь в Диканьке / И.П. Золотусский. – М.: Алгоритм, 2007 . – 240 с.
15. Золотусский, И.П. Интеллигенция: смена вех: Критика. Эссе. Портреты / И.П. Золотусский. – М.: Русскiй Мiръ, 2008 . – 479 с.
16. Золотусский, И.П. Исповедь Зоила / И.П. Золотусский. – М.: Советская Россия, 1989 . – 512 с.
17. Золотусский, И.П. Крушение абстракций / И.П. Золотусский. – М.: Современник, 1989 . – 208 с.
18. Золотусский, И.П. На лестнице у Раскольникова. Эссе последних лет / И.П. Золотусский. – М.: Фортуна Лимитед, 2001. – 320 с.
19. Золотусский, И.П. Нигилисты второй свежести / И.П. Золотусский. – М.: Издатель Сапронов, 2008. – 400 с.
20. Золотусский, И.П. От Грибоедова до Солженицына. Россия и интеллигенция / И.П. Золотусский. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 352 с.
21. Золотусский, И.П. Очная ставка с памятью / И.П. Золотусский. – М.: Современник, 1983 . – 288 с.
22. Золотусский, И.П. По следам Гоголя / И.П. Золотусский.– М.: Дет. лит., 1984. – 120 с.
23. Золотусский, И.П. Предисловие / И.П. Золотусский // Последняя книга Н. В. Гоголя: сборник статей и материалов / сост. И. Р. Монахова, И.П. Золотусский. – М.: Русский путь, 2010. – С. 3–12.
24. Золотусский, И.П. Прощай ХХ век! Русские писатели. Сокровенные встречи / И.П. Золотусский. – М.: Алгоритм, 2008 . – 288 с.
25. Золотусский, И.П. Смех Гоголя / И.П. Золотусский. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. – 416 с.
26. Золотусский, И.П. Сочинения: в 3 ч. / И.П. Золотусский. – М.: Московские учебники, 2013. – Ч. 1. Нас было трое. Стихи. – 192 с.
27. Золотусский, И.П. Сочинения: в 3 ч. / И.П. Золотусский. – М.: Московские учебники, 2013. – Ч. 3. Оправдание Гоголя. – 292 с.
28. Золотусский, И.П. Фауст и физики [Электронный ресурс] / И.П. Золотусский. – Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/148292/igor-zolotusskiy-faust-i-fiziki.php. – Дата доступа: 20.03.2016.
29. Золотусский, И.П. Федор Абрамов: личность, книги, судьба / И.П. Золотусский.– М.: Сов. Россия, 1986. – 74 с.
30. И. Золотусский [Электронный ресурс] / РИА Новости. – Режим доступа: http://ria.ru/gogol_news/20090310/164337718.html#ixzz44wj4rYiT. – Дата доступа: 20.03.2016.
31. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / под ред. Е. Добренко, Г. Тиханова. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 792 с.
32. Кедров, К. Отчет о трудном пути / К. Кедров // Новый мир. – 1987. – № 6. – С. 42–49.
33. Кирилов, И. Истребление хамов. О новой книге Игоря Золотусского «Нигилисты второй свежести» [Электронный ресурс] / И. Кирилов. – Режим доступа: http://rys-arhipelag.ucoz.ru/news/istreblenie_khamov_o_novoj_knige_ igorja_zolotusskogo_nigilisty_vtoroj_svezhesti/2009-10-16-2239. – Дата доступа: 20.03.2016.
34. Литературная критика // ФЭБ: литературная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-2541.htm?cmd=2&istext=1. – Дата доступа: 20.03.2016.
35. Лукьянин, В. Трагический сюжет России [Электронный ресурс] / В. Лукьянин // Урал. – 2007. – № 8. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ural/2007/8/lu22.html. – Дата доступа: 20.03.2016.
36. Непомнящий, В. Против течения / В. Непомнящий // Литературная газета. – 2005. – № 17–18. – С. 20–28.
37. Норильский, С. Во взыскании вечных истин: заметки о творчестве Игоря Золотусского [Электронный ресурс] / С. Норильский // Приокские зори. – 2011. –№ 2. – Режим доступа: http://medtsu.tula.ru/PZ/2011_2/12.pdf. – Дата доступа:12.02.2016.
38. Огрызко, В. Выбор Солженицына: Игорь Золотусский / В. Огрызко // Кто сегодня делает литературу в России. – М.: Литературная Россия, 2006. – С. 56–62.
39. Оправдание Гоголя перед Богом состоялось [Электронный ресурс] // Учительская газета. – 2009. – 31 марта. – Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/27763. – Дата доступа: 20.03.2016.
40. Павлов, Ю. Игорь Золотусский: путь критика / Ю. Павлов // Критика ХХ – ХХI веков: литературные портреты, статьи, рецензии. – М.: Литературная Россия, 2010. – 304 с.
41. Последняя книга Н.В. Гоголя: Сборник статей и материалов / Сост. И. Р. Монахова, И.П. Золотусский. – М.: Русский путь, 2010. – 352 с.
42. Сараскина, Л. Свидетельство веры / Л. Сараскина // Литературная газета. – 2005. – № 17-18. – С. 32–36.
43. Сильвестрова, И. Все определяет масштаб личности / И. Сильвестрова // Вопросы литературы. – 1988. – № 4. – C. 226-235.
44. Солженицын, А. Его цель – показывать прекрасное / А. Солженицын // Литературная газета. – 2005. – № 16. – С. 12.
45. Фасинский, П. Право имеющий [Электронный ресурс] / П. Фасинский // Российская газета. – 2010. – Режим доступа: http://rg.ru/2010/11/29/zolotusski.html. – Дата доступа: 12.02.2016.
46. Чупринин, С.И. Золотусский / С.И. Чупринин // Критика – это критики. – М.: Просвещение, 1988. – С. 120–142.
47. Яфаров, М. «Гоголь» И. Золотусского и традиции отечественной биографистики [Электронный ресурс] / М. Яфаров // Русский критик. – 2011. – 4 июля. – Режим доступа: http://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/russkii-kritik-9-gogol-i-zolotusskogo-i-traditsii-otechestvennoi-biogr. – Дата доступа: 20.03.2016.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты