Жанрово-стилевые особенности современной немецкой литературы начала 21 века
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Жанрово-стилевые особенности современной немецкой литературы начала 21 века»
по дисциплине: «История литературы Германии»
2016
251.00 BYN
Жанрово-стилевые особенности современной немецкой литературы начала 21 века
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История литературы Германии
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 103.
Поделиться
Введение
1 Условия формирования жанрово-стилевой направленности литературы Германии начала 21 века
1.1 Влияние социокультурных факторов на трансформацию жанров и стилей немецкой литературы начала третьего тысячелетия
1.2 Динамика эволюции жанров и стилей в современной немецкой литературе
1.3 Языковые средства изобразительности в современной немецкой литературе начала 21 века.
2 Жанрово-стилевая интерпретация: традиции и новаторство в современной немецкой литературе начала 21 века
2.1 Реновация жанровых форм и стилистических приемов в творчестве немецких классиков современности (на примере произведения Гюнтера Грасса «Траектория краба» (2002))
2.2 Жанрово-стилистические эксперименты молодых немецких прозаиков (на примере произведения Андреаса Эшбаха « Один триллион долларов» (2001))
Заключение
Список использованных источников
Введение
Тема нашей дипломной работы: «Жанрово-стилевые особенности современной немецкой литературы начала 21 века».
Актуальность данной проблемы состоит в том, жанрово-стилевые особенности современной немецкой литературы начала 21 века относятся к кругу тех научных проблем, которые вызывают интерес у многих лингвистов, будоражат умы ивызывают дисскуссии. Изменения в литературном процессе Германии в начале третьего тысячелетия отмечают многие критики. Ярко выраженной является тенденция переосмысления писателями, особенно молодыми, своей позиции художника.
Объект исследования – современная немецкая литература начала 21 века.
Предмет исследования – изменения в жанре и стилистике литературы после 2000г.; взаимодействие вне- и внутрилитературных факторов в развитии современной немецкой литературы.
Цель исследования – выявить жанрово-стилевые особенности современной немецкой литературы начала 21 века, а также исследовать жанрово-стилевое разнообразие произведений немецких писателей начала 21 века.
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) дать определение понятиям «жанр» и «стиль»;
2) исследовать условия формирования жанрово-стилевой направленности литературы Германии начала 21 века;
3) определить степень влияния социокультурных факторов на трансформацию жанров и стилей немецкой литературы начала 21 века;
4) проследить динамику эволюции жанров и стилей в современной немецкой литературе начала 21 века;
5) изучить языковые средства изобразительности в современной немецкой литературе начала 21 века;
1 Условия формирования жанрово-стилевой направленности литературы Германии начала 21 века
1.1 Влияние социокультурных факторов на трансформацию жанров и стилей немецкой литературы начала третьего тысячелетия
Громадное значение для модернизации и возникновения нового стиля современной литературы 21 века имеет творческое усвоение и переработка тех поэтических ценностей, которые накоплены на ранних стадиях развития человечества и продолжают жить и развиваться в народных массах в устной поэзии (фольклор); также авторы часто возвращаются к литературному опыту прежних эпох и сквозь призму современности интерпретируют стили средневековой Европы, эпохи Возрождения и периода научно-технической революции.
В процессе создания нового стиля громадное значение имеет творческая личность писателя, индивидуальные черты его таланта. Стиля нет вне отдельного, индивидуального творчества. Крупный, талантливый писатель не только глубже и яснее других осознает идейные проблемы общественного движения эпохи, не только шире, многостороннее обобщает действительность, но и находит для художественного выражения всего этого такие своеобразные законченные формы, приемы, формулы, которые вытекают из его неповторимой творческой индивидуальности. От его богатого литературного опыта зависит, какой жанр с большей полнотой передаст его посыл обществу, позволит ему высказаться образно и емко [1, с. 22].
Многообразие жанров в творчестве любого писателя, отнюдь не означает эклектичности, нестройности, раздробленности его поэтического стиля. Наоборот: чем разнообразнее жанры, культивируемые писателем, тем большего цветения и многообразия достигает его поэтический стиль. Жанр и стиль неотрывны друг от друга, дополняют друг друга, ибо представляют собой различные стороны одного литературного стиля. В каких-то пунктах культивирование фольклорных форм тесно связано с элегическими опытами лириков и с сатирой. [1, с. 26]
2 Жанрово-стилевая интерпретация: традиции и новаторство в современной немецкой литературе начала 21 века
2.1 Реновация жанровых форм и стилистических приемов в романе Гюнтера Грасса «Траектория краба» (2002)
Наряду с уже упомянутыми авторами, которые являются довольно молодыми людьми или возраст которых не превышает 50 лет, есть также давно известные маститые немецкоязычные авторы, чье творчество относится не только к периоду современной литературы. Многие из их произведений уже стали классикой немецкой литературы. Срок их творческой карьеры значительный, а жанрово-стилистический спектр их произведений является очень широким, разнообразным и, вероятно, также великим. Среди таких значительных писателей - Мартин Вальзер, В.Г. Зебальд, Криста Вольф и другие, которые являются обладателями самых престижных литературных премий в мире, Нобелевской премии по литературе: Грасс получил его в 1999 году, Эльфрида Елинек в 2004 и Герта Мюллер в 2009.
Казалось бы, что новые времена вызывают к жизни другие проблемы, ставят передавторами новые вопросы. Тем не менее, прошлое не осталось забытым: и Холокост, и фашизм, а также недавняя история разделенной Германии были предметом литературной дискуссии. Особенно у молодых авторов, для которых прошлое не было личным пережитым опытом, а было общением с коллективной памяти и способом поиска воспоминаний и следов. Примером эй и того являются произведения о Третьем рейхе таких авторов, как Марсель Байер в Flughunde (1995) или Шлинк в Читателе (1995), или роман Зебальда в Аустерлице (2001) о вопросе «как это было», о воспоминаниях [11].
В то же время жизнь и детские воспоминания Гюнтера Грасса были выплеснуты на страницы романа «Mein Jahrhundertbuch» («Книга моего столетия») (1999), так же как и у Вальтера Kемповски в трилогии «Echolot» («Эхолот») (1993/1999/2002) или в романе Арнольда Штадлера «Mein Hund, meine Sau, mein Leben » («Моя собака, моя свинья, моя жизнь»)(1994).
Заключение
Исходя из поставленных перед нами задач, мы пришли к следующим выводам:
1) мы дали определение понятиям «жанр» и «стиль»; Стиль – это исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. Именно в стиле осуществляется конкретно-историческое единство формы и содержания художественного произведения. В этом смысле понятие стиля служит для различения одних исторически сложившихся групп художественных произведений от других, возникших в одну и ту же или в разные эпохи. Под жанром часто понимают роды поэтических произведений – лирику, эпос и драму. На самом деле проблематика литературного жанра зависит от причины исторического бытования жанра.
Признаки жанра образуют структурное единство в стиле, в органическом единстве поэтических компонентов, выражающих устремления соответствующих социальных групп, в целостной поэтической структуре. Жанр входит в систему стиля, как часть входит в целое. Следует заметить, что стиль любого писателя включает в себя многие жанры.
2) мы исследовали условия формирования жанрово-стилевой направленности литературы Германии начала 21 века и пришли к выводу, что становление современной немецкой литературы произошло не сразу и не внезапно, на рубеже тысячелетия. Формирование жанрово-стилистических особенностей современной немецкой литературы – это процесс длительный, сложный, полный противоречия, которому характерны спады и подъемы, новаторство и консерватизм. Современная немецкая литература 21 века возникла под влиянием различных факторов социокультурного, политического и, даже, экономического характера прошлых десятилетий. Представление облика новейшей немецкой литературы в целом оставалось до настоящего времени открытой проблемой.
1 Андреева, Л.Г. История зарубежной литературы ХХ века / Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 2003. – 274 с.
2 Андреева, Л.Г. История зарубежной литературы ХХ века (1917-1945) / Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 1980. – 280 с.
3 Андреева, Л.Г. История зарубежной литературы, 1945-1980 / Л.Г. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 174 с.
4 Андреева, Л.Г. История литературы ГДР / Л.Г. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 224 с.
5 Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 124 с.
6 Березина, А.Г. История западноевропейской литературы. XX век. Германия. Австрия. Швейцария / А.Г. Березина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 374 с.
7 Березин, Ф.М. Общее языкознание / Ф.М. Березин М.: Просвещение, 2009. – 256 с.
8 Вайнштейн, О.Е. Грамматика ароматов / О.Е. Вайнштейн //Иностранная литература. – 2001. –№8.
9 Васильев, Л.М. Теория стиля и жанра / О.Е. Васильев // Вопросы языкознания. – 2001. – № 5.
10 Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика /Л.М. Васильев. – М.: Высшая школа, 2009. – 200 с.
11 Головин, Б.Н. Введение в языкознание / Б.Н. Головин. – М. .: Высшая школа, 2003. – 170 с.
12 Жирмунская, Н.А. История зарубежной литературы XХ века / Н.А. Жирмунская. – М.: Высшая школа, 2002.13 Затонский, Д. Н. Австрийская литература в XX столетии /Д.Н.
Затонский. – М.: Высшая школа, 1985. – 354 с.
14 Зиндер, Л.Р. Введение в языкознание / Л.Р. Зиндер. – М.: 2007. – 250 с.
15 Искоз, А.М. Хрестоматия по лексикологии немецкого языка / А.М. Искоз. – М.: Просвещение. 1985. – 270 с.
16 Камчатнов, А.М. Введение в языкознание / А.М. Камчатнов. – М.:Наука, 2009. – 289 с.
17 Кибрик A.A. Когнитивные функции и их языковые корреляты // Лингвистика на исходе XX века. Тез. междунар. конф. М., 1995. – 364 с.
18 Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-225 с.
19 Кодухов, В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. – М.: Просвещение, 2007. – 287 с.
20 Кожин А.Н. Основные положения стилистики языка и речи // Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей университетов. — М.: Высшая школа, 1982. – 274 с.
21 Кожинов В.В. Основы теории литературы. (Краткий очерк). М.: «Знания», 1962. - 148 с.
22 Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. — М.: Наука, 1984.-176 с.
23 Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Отв. ред. Шахнарович А. М. М.: Наука, 1990. - 103 с.
24 Кондаков И.В. К поэтике адресата (в контексте идей академика Г. В. Степанова) // Res Philologica. М., - Л., 1990. – 294 с.
25 Корбен, А.К. Ароматы частной жизни / А.К. Корбен // Новое литературное обозрение. – 2000. – № 43.
26 Майнхоф У. Дискурс // Контексты современности -2: Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. – 244 с.
27 Мамонова Ю.В. Когнитивно-дискурсивные особенности лексики английской бытовой сказки. — Автореферат . дисс. канд. филол. наук — Москва, 2004.-121 с.
28 Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.-280 с.
29 Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. — М.: Наука, 1991. – 164 с.
30 Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. – 172 с.
31 Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. —JI.: Наука, 1974. – 255 с.
32 Панкова, Е.С. Литература Германии / Е.С. Панкова. – Орел, 2010. – 134 с.
33 Пронин, В.А. Современный литературный процесс за рубежом: Учебное пособие / В.А. Пронин. – М.: Логос, 2012. – 221 с.
34 Пронин, В.А. История немецкой литературы: Учебное пособие / В.А. Пронин. – М.:Логос, 2007. – 245 с.
35Салыгина Э.В. Стилистика англоязычного газетного фельетона (когнитивный, прагматический и лингвостилитстический аспекты). — Дисс. . канд. филол. наук, М., 1995. -241 с.
36 Сахарный Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Отв. ред. Кубрякова Е. С.-М.: Наука, 1991.-С. 221-237.
37 Седельник, В.Д. История немецкой литературы / В.Д. Седельник. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – 277 с.
38 Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Отв. ред. Солнцев В. М. М.: Наука, 1988. - 244 с.
39 Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной стилистики / Ю.С. Степанов. – М., 2014. – 123 с.
40 Федоров, А.И. Стилистическая основа образных средств языка /А.И. Федоров. – Новосибирс, 2013. – 234 с.
41 Фролов, Г.А. Постмодернизм в литературе Германии / Г.А. Фролов // Филологические науки. – 2011. – № 1.
42 Хроленко А.Т. Современная отечественная лингвофольклористика: цели, проблемы, перспективы // Русистика сегодня. Функционирование языка:лексика и грамматика / Отв. ред. Караулов Ю.Н. — М.: Наука, 1992. – 201 с.
43 Agricola; E. Semantische Relationen im Text und im System. – Halle: Verlag Königshausen und Neumann GfnbH, 2005. – 439 S.
44 Arntzen; H. Sprachdenken und Sprachkritik. – Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 2012. – 450 S.
45 Arutjunow; A.R. Deutsche Lexikologie. – M.: 2005. – 468 S.
46 Barner; W. Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. – Auflage. Nördlingen: C.H. Beck, 2012. – 420 S.
47 Baumann; B. Deutsche Literatur in Epochen. – Ismaning: Max Hueber Verlag, 2013. – 470 S.
48 Bayerl; S. Von der Sprache der Musik zur Musik der Sprache: Konzepte der Spracherweiterung. – Würburg: Verlag Königshausen & Neumann, 2014. – 480 S.
49 Beutin; B. Deutsche Literaturgeschichte: Von den Anfängen bis zur Gegenwart. – Weimar: Verlag J.B. Metzler. 2011. – 570 S.
50 Fleischer; W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. – Leipzig, 2009. – 480 S.
51 Fues; M. Verbergendes Enthüllen: Zur Theorie und Kunst dichterischen Verkleidens. – Würzburg: Verlag Königshausen und Neumann, 2009. – 480 S.
52 Hermann; V. jeder satz kann der erste sein – Zur Wiener Gruppe. Die Fremdheit der Sprache: Studien zur Literatur der Moderne. Hamburg: Argument-Verlag, 2009. – 380 S.
53 Hiebel; H. Das Spektrum der modernen Poesie: Interpretationen deutschsprachiger Lyrik 1900-2000 im internationalen Kontext der Moderne. Teil II (1945-2005). Würzburg: Verlag Königshausen & Neumann, 2013-380S.
54 Hinderer; W. Geschichte der deutschen Lyrik: Vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Zweite, erweiterte Auflage. Würzburg: Verlag Königshausen & Neumann, 2014 – 380 S.
55 Iskos; A Deutsche Lexikologie. M., 2003– 380 S.
56 Pabisch; P. Luslustigtig: Phänomene deutschsprachiger Lyrik 1980 bis 2000. Köln/Weimar: Böhlau. 1999 – 380 S.
57 Eschbach; A.: Eine Billion Dollars – Режим доступа: https://books.google.by/books?id=IDfNTHYwl4EC&pg=PT388&dq=Anreas+Eschbach+ein+Billion+Dollars&hl=ru&sa=X&redir_esc=y#v=onepage&q=Anreas%20Eschbach%20ein%20Billion%20Dollars&f=false
58 Grass; G.: In Krebsgang– Режим доступа: https://vk.com/doc143790965_292497763 hash=74d941e0884e8c1e21&dl=eb1e4fe102a441a131
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 103.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты