Традиционная английская семья как феномен культуры: на примере Форсайтов в романе-эпопее Джона Голсуорси Сага о Форсайтах
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Традиционная английская семья как феномен культуры: на примере Форсайтов в романе-эпопее Джона Голсуорси Сага о Форсайтах»
по дисциплине: «Литература Великобритании»
2016
251.00 BYN
Традиционная английская семья как феномен культуры: на примере Форсайтов в романе-эпопее Джона Голсуорси Сага о Форсайтах
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Литература Великобритании
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
Введение
1 Традиционная английская семья как феномен культуры
1.1 Модель традиционной английской семьи как социокультурного института
1.2 Понятие и особенности семейных ценностей традиционной английской семьи
2 Семейные ценности и внутриклановые отношения Форсайтов (на материале романа «Белая обезьяна»)
2.1 Характеристика семейных ценностей клана Форсайтов
2.2 Особенности отношений между поколениями семьи Форсайтов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.Ни одна нация, ни одна культурная общность не обходится без института семьи.В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство.В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.Нужно помнить и ценить предков, нужно хранить стабильность брачных отношений, которые непосредственно связаны с детьми и внуками».Несомненным является тот факт, что традиционная семья является основным носителем ментальных особенностей и источником культурного потенциала различных наций и народов.
Данное исследование направлено на культурологическое осмысление феномена традиционной английской семьи. Следует заметить, что феномен культуры обретает подлинный смысл в том случае, если становится понятной его «вторая интенция» – те духовные силы, которые лежат в основании конкретных культурных форм. Фундаментальным основанием традиционной английской семьи викторианской эпохи является ее национальный менталитет. Она базируется на ментальных особенностях нации: неприкосновенность частной жизни, возвеличивание домашнего очага, приверженность традициям и обычаям, недемонстративность, практичность, рационализм и так далее. Автор, создав культурологическую модель традиционной английской семьи, находит ее ментальные черты в романе Дж. Голсуорси «Белая обезьяна», в котором, как в зеркале, на высоком художественном уровне отражается и тем самым подтверждается выведенная система образов людей, их морали, нравов, закономерностей общественного и частного быта.
Особенности английского национального менталитета, а также специфика английской семьи описаны в работах как отечественных: О. С. Васильев, Л. Н. Васильева, Н. А. Ерофеев, В. И. Кобыш, В. А. Матвеев, Р. П.
1 Традиционная английская семья как феномен культуры
1.1 Модель традиционной английской семьи как социокультурного института
Семья является объектом исследования многих общественных наук: истории, демографии, философии, социологии, экономики, психологии, педагогики, права, культурологии, этики. Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и др.). Начиная со второй половины XIX века теоретические проблемы семьи, так или иначе, находились в поле зрения ряда выдающихся антропологов и социологов, а семья являлась объектом социокультурного анализа целого ряда специалистов: С. Голода, М. Ковалевского, Б. Малиновского, Л. Моргана, Ф. Ле Пле, П. Сорокина, А. Харчева, Я. Щепаньского, Ф. Энгельса и др.
Хотя в научной литературе существует множество определений семьи, универсального её определения нет. Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социально-психологическую группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак».На самом деле эти понятия не являются синонимами.Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни.Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак
2 Семейные ценности и внутриклановые отношения Форсайтов (на материале романа «Белая обезьяна»)
2.1 Характеристика семейных ценностей клана Форсайтов
«Сага о Форсайтах» — основной труд всей жизни Голсуорси и его высшее творческое достижение. Художественное обаяние этого произведения, возникающее при знакомстве с ним, устойчивое ощущение достоверности всего описанного порождаются прав¬дивостью в изображении жизни и психологии его героев.
Замысел создать историю Форсайтов в ее связи с судьбами Англии не случайно возник у Голсуорси в период смены эпох. Он был рожден жизнью, задачей выявления основных тенденций ее развития, необходимостью осмысления глубинных закономерностей движения истории. Этот замысел требовал новых форм воплощения. Он не мог быть реализован в рамках одного романа. Они были узки для него. Требовался цикл романов, позволяющий развернуть широкую и многогранную картину жизни общества на протяжении нескольких десятилетий. Логика истории и логика творческих исканий художника привели его к созданию многотомного цикла.
Общепризнанно, что форсайтовские повествования занимают особое место в наследии писателя. Принимая за должное такое выделение цикла из всего творчества, Нельзя упускать из виду, что и многие другие произведения писателя обладают высокими художественными достоинствами. Романы «Усадьба» (1907), «Братство» (1909), «Фриленды» (1915), а также пьесы «Серебряная коробка» (1906), «Борьба» (1909), «Правосудие» (1910), «Мертвая хватка» (1920) — созданы в период работы над историей Форсайтов и существенно расширяют наше представление об их авторе и об эпохе. Только в совокупности своей романы, рассказы, драмы, очерки, статьи дают представление о том, как работал Голсуорси и как велик
Заключение
1) Нами исследование показывает, что культуры различных народов отличаются друг от друга в первую очередь не типом созерцательного освоения мира и даже не способом адаптационного вживания в окружающий мир, а деятельностной, активной поведенческой реакцией на мир. Деятельность субъекта в мире основывается на установках и предписаниях, извлекаемых им из его национальной культуры. В ее фундаменте лежат общечеловеческие компоненты, обусловленные биологической и психологической природой человека, определенными способами и формами жизнедеятельности, которые всегда обладают своей национальной спецификой.
2) Чем более развита национальная культура, тем более она тяготеет к диалогу с другими культурами, становясь от этих контактов богаче, впитывает в себя их достижения. Следует подчеркнуть, что национальная культура вступает в диалог с другими национальными культурами, высвечивая при этом такие вещи, на которых не останавливалось внимание в родной культуре. Это закономерность межкультурного общения, его неотъемлемая часть, исследование которой представляет в нашем случае особый интерес.
3) Пытаясь осмыслить национальную специфику культур разных народов, мы используем категорию «менталитет» как общую духовную настроенность и относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков, которая скрепляет единство культурной традиции какого-либо сообщества, нации, и транслируется из поколения в поколение. Английский менталитет является основой самосознания данного народа, так как он представляет собой то общее, что рождается из природных данных и инвариантных свойств человеческих социумов, и отражает этнические и культурные особенности нации.
4) Национальное своеобразие традиционной английской семьи
1 Верб, М. С. Любовь и семья в XX веке. – Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.
2 Викторова, Е. Ю., Дубровская О. Н.. Система ценностей современных британцев. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
3 Воронина, Н. И. К проблеме национального и этнического менталитета // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: Тип. «Рус. Печатник», 2000. С. 14-17.
4 Вундт, В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001.
5 Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. – М.: «Академия», 1998.
6 Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Петрополис, 1998.
7 Голсуорси, Дж. Собр. соч. в 16-ти т. М., 1962, т. 1.
8 Дубашинский, И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. М.: Высш. школа, 1979. – 111с.
9 Дюпр, К. Джон Голсуорси: Биография. /Пер. с англ. М.: Радуга, 1986. – 310 с.
10 Жантиева, Д. Г. Джон Голсуорси // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. – М.: Правда, 1962. T.l.
11 Иванова, Ю. В. Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М.: Наука, 1990.
12 Кант, И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. – 709 с.
13 Михальская, Н. П., Аникин Г. В. Английский роман XX века. М.: Высш. школа, 1982. – 192с.
14 Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.
15 Тугушева, М. П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1973. – 176 с.
16 Урнов, М.В. «Современная комедия» Джона Голсуорси. — В кн.: John Galsworthy. A Modern Comedy. The White Monkey. 1976.
17 Храмова, Н.Г. Культура семьи: Учеб. пособие / ГОУ ВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.
18 Berger, B. Social Roots of Prosperity and Freedom // Society, MarApr. 1998. Vol.35, Issue 3.P.40 – 58.
19 Galsworthy, J. The Forsyte Saga. N.Y., C. Scribner's sons, 1932. – 870 p.
20 Galsworthy, J. Glimpses and Reflections. L.: Heinemann, 1937. – 337 p.
21 Hingley, R. The Russian Mind / R. Hingley. Lnd, Sydney, Toronto: The Bodley Head, 1978. – 35 p.
22 Hingley, R. Russian Revolution / R. Hingley. Lnd., 1970. – 67 p.
23 Hingley, R. Nihilists; Russian Radicals and Revolutionaries in the Reign of lexandre II (1855-1881) / R. Hingley. – N. Y., 1969. – 145 p.
24 Hoskins, W.G. The Making of English Landscape / W.G. Hoskins. Lnd., 1955. – 314 p.
25 Hutcheon, L. A. Poetics of Postmodernism. History, Theory, Fiction / L. Hutcheon-N. Y-U, 1989. – 387 p.
26 Hutchinson, J. The dynamics of cultural nationalism: the Gaelic revival and the creation of the Irish nation state / J.Hutchinson. London: Allen and Unwin, 1987. – 343 p.
27 Joseph, J. Language and Identity: National, Ethnic, Religious / J. Joseph. -Houndmills, Basingstoke, Hampshire & New York: Palgrave Macmillan, 2004. – 92-125 p.
28 Ingelbien, R. Imagined Communities / Imagined Solitudes: Versions of Englishness in Postwar Literature / R. Ingelbien // European Journal of English Studies. 2004. – Vol. 8, No. 2. – 159-171 p.
29 The Invention of Tradition / eds. E. Hobsbaum, T.Ranger. Cambridge University Press, 1983. – 268 p.
30 Kelleher, J. Matthew Arnold and the Celtic Revival // Perspectives of Criticism / J.Kelleher; Ed.Harry Levin. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1950. – 197-221p.
31 Kidd, C. British Identities: Before Nationalism. Ethnicity and Nationhood in the Atlantic World 1600-1800 / C. Kidd. Cambridge, 1999. – 295 p.
32 Kidd, C. Subverting Scotland's Past: Scottish Whig Historians and the Creation of an Anglo-British Identity, 1689 – c.1830 / C. Kidd. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. – 148 p.
33 Kumar, K. The Making of English National Identity / K. Kumar. – Cambridge: Cambridge University Press, 2003. – 213 p.
34 Lewis, L. I love England But I Will no Longer Live Here/ int. with Anthony Burgess / L.Lewis // New York Times Magazine. 1968. – IX. – 39-64 p.
35 Lewis, R. Anthony Burgess / R. Lewis. NY.: St. Martine Pres, 2004. –434 p.
36 Lodge, D. Language of Fiction. Essays on criticism and verbal analysis of the English / D. Lodge. NY., Columbia Press, 1960. – 234 p.
37 Lowenthal, D. European and English Landscapes as National Symbols / D. Lowenthal //Geography and National identity/ ed.by D. Hooson. – Oxford; Cambridge (Mass.), 1994. – 62-76 p.
38 Malia, M.E. Russia Under Western Eyes. From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum / M.E. Malia. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 2000. – 514 p.
39 Mancoff, D. N. The Return of King Arthur. The Legend through Victorian Eyes / D.N. Mancoff. New York: Harry N. Abrams, 1995. – 312 p.
40 Matless, D. Landscape and Englishness / D. Matless. L., 1998. – 241 p.
41 Nation and Narration / ed. H. Bhabha. London and New York: Routledge, 1990. – 156 p.
42 Pernose, J. Nations, States and Homelands: Territory and Territoriality in Nationalist Thought / J. Pernose //Nations and Nationalism. 2002. – Vol. 8, №3. – 123-145 p.
43 Renier, G. J. The English: Are They Human? L.: Williams & Norgate, Ltd., 1932. – 288 p.
44 Reynolds, M. E. Memories of John Galsworthy. L.: R. Hale & Company, 1936. – 447 p.
45 Sauter, R. Galsworthy, the Man: an intimate portrait. L.: Owen, 1967. – 176 p.
46 Shorter, E. The Making of the Modern Family. N.Y., 1975. – 480 p.
47 Stone, L. Joseph. The Family, Sex and Marriage in England, 1500-1800. L., Weidenfeld & Nicolson, 1977. – 800 p.
48 Studying British Cultures. Ed. By S. Bassnett. Routledge, 1997. – 240 p.
49 Trotter, D. The English Novel in History, 1895 1920. Routledge, 1993. – 344 p.
50 Wilson, J.Q. The Sense of Morality. N.Y. Free Press, Macmillan Inc., 1993. – 329 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты