Договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Диплом
на тему: «Договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд»
по дисциплине: «Правоведение»
2016
251.00 BYN
Договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующие приложение:
Договор поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд
Поделиться
Ведение
1. Теоретико – правовые аспекты института договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
1.1 Понятие, признаки и значение договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (договора контрактации)
1.2 Порядок заключения договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (договора контрактации)
1.3 Изменение и расторжение договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
2. Содержание договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
2.1 Правовой статус сторон
2.2 Ответственность сторон по договору поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
3. Анализ судебной практики по заключению договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость выбранной темы исследования наглядно показывает проводимая в Беларуси аграрная реформа, которая предполагает распространение новых форм и методов сбыта сельскохозяйственной продукции. Создаются следующие каналы реализации: контрактация сырья и свежих продуктов, реализация продукции в рамках интеграционных связей, биржевая торговля, сбыт посредством оптовых рынков и аукционов либо поставки предприятиям торговли и перерабатывающей промышленности без предварительного заключения контрактов, сбыт через кооперативные структуры (фермерские сбытовые кооперативы), фирменная торговля. Агропромышленный комплекс обеспечивает продовольственную безопасность и является одной из ключевых экспортно - ориентированных отраслей экономики нашей страны, а договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд играет важную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности
Производители сельскохозяйственной продукции самостоятельны, исходя из собственных интересов определяют направление и вид своей деятельности, однако непременным условием должно быть сохранение в качестве ведущего вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. При этом производители сельскохозяйственной продукции сами определяет порядок использования и реализации продукции на договорной основе заготовительным организациям, на рынке и т.п. Кроме прямых связей с покупателями и поставщиками, хозяйства могут вступать в договорные отношения с посредническими фирмами и организациями, которые оказывают услуги по реализации продукции, приобретению материально-технических ресурсов, по информационному, правовому и другим видам обслуживания.
Реализация сельскохозяйственной продукции является завершающей стадией в ее движении от производителя к потребителю. В условиях рыночных товарно-денежных отношений поиск новых форм сбыта и методов реализации продукции, наиболее соответствующих интересам производителей сельскохозяйственной продукции, ее потребителей, приобретает особую значимость. Неудовлетворительное состояние продовольственного обеспечения населения продуктами отечественного производства определило основной задачей политики государства - формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
1.1 Понятие, признаки и значение договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (договора контрактации)
Прежде чем перейти к рассмотрению договора контрактации
следует коротко дать определение этого договора.
Согласно статьи 205 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) Договор контрактации – это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю) [1].
Отличие договора контрактации от других договоров, с которыми он имеет общие черты, прежде всего от договора поставки, можно провести по сторонам договора контрактации, его предмету и цели закупки продукции. Основные признаки договора контрактации, это предмет - закупка сельхозпродукции (не переработанной); в качестве продавца выступает только производитель сельскохозяйственной продукции; реализуемым товаром может быть только произведенная им сельскохозяйственная продукция; покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи.
Особенности договора контрактации заключаются, в следующем:
во-первых, это будущие товары, которые еще подлежат выращиванию (зерно, овощи и др.) или производству в условиях сельского хозяйства (живой скот, птица и др.);
во-вторых, выращивание связано с различными стадиями
сельскохозяйственного производства (обработкой почвы, посевом, уборкой) и его условиями, иногда не зависящими от воли производителя (засуха, непредвиденные размеры половодья и т.д.).
Из этих особенностей вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и его исполнение не только не совпадают, но и значительно и отдалены во времени.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
2.1 Правовой статус сторон
Сторонами, между которыми заключается договор контрактации, являются производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель.
В качестве производителей сельскохозяйственной продукции выступают кооперативы по производству сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственные предприятия в сельском хозяйстве, опытные, опытно-производственные, учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений и т.д. Производителями сельскохозяйственной продукции могут быть и граждане.
Со стороны заготовителя договор контрактации заключают коммерческие организации, осуществляющие закупки сельскохозяйственной продукции. К ним относятся организации хлебопродуктов, мясной, молочной, пищевой, легкой промышленности, торговли и общественного питания, организации потребительской кооперации и др.
В Гражданском кодексе нет специальных правил о порядке заключения договора контрактации. В связи с этим к заключению договора контрактации применимы нормы о заключении договора поставки и общие положения о договоре.
Права и обязанности несут обе стороны. Каждая из сторон при заключении договора контрактации обязана соблюдать интересы другой стороны, исполнять обязанности наиболее экономичным образом, принимать необходимые меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который мог возникнуть в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах; содействовать ей в исполнении обязанностей.
Обязанность производителя сельскохозяйственной продукции и заготовителя определяются условиями договора контрактации и действующим законодательством. При этом обязанности одной стороны договора корреспондирует право другой стороны.
Основная обязанность производителя сельскохозяйственной продукции состоит в том, чтобы произвести и передать в обусловленные сроки заготовителю предусмотренное договором контрактации количество продукции/
ГЛАВА З АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Договор поставки - один из наиболее часто применяемых в хозяйственном обороте договоров. Не будет преувеличением сказать, что договор поставки является важнейшей гражданско-правовой конструкцией в предпринимательской сфере, опосредующей движение товаров между всеми участниками хозяйственного оборота.
Являясь одним из видов договора купли-продажи, договор поставки в то же время имеет свои квалифицирующие признаки, что предопределяет применение к нему специальных правил, учитывающих его специфику.
В то же время правильная квалификация договора поставки зачастую вызывает сложности. Рассматривая конкретные правоотношения сторон сделки, не всегда просто отграничить договор поставки от смежных договорных конструкций (в частности, от иных видов купли-продажи). При этом как в теории гражданского права, так и в судебной практике можно обнаружить принципиально различные подходы при толковании и применении квалифицирующих признаков договора поставки.
Пример 1. Как свидетельствует судебная практика, в некоторых случаях возникают трудности при разграничении договора поставки и договора контрактации.
Так, по одному из дел суд первой инстанции удовлетворил иск покупателя к поставщику, взыскав с последнего убытки в виде разницы между предусмотренной договором ценой недопоставленной сахарной свеклы и текущей ценой. При этом суд первой инстанции квалифицировал заключенный между истцом и ответчиком договор как договор поставки. Однако суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика убытков, указав, что суд первой инстанции неверно квалифицировал заключенный между истцом и ответчиком договор. При сопоставлении условий договора по субъектному составу, предмету и целям, с учетом того, что поставщиком являлся сельхозпроизводитель, покупателем -предприниматель (лицо, осуществляющее закупку продукции с предпринимательской целью), предметом договора являлась сельхозкультура, и с учетом представленных ответчиком доказательств осуществления посевов сахарной свеклы, суд квалифицировал договор как договор контрактации. Поскольку согласно ч.2 ст. 509 ГК по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность при наличии вины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение договоров поставки сельскохозяйственной продукции в современных условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации очень велико. Важность таких договоров для сельхозпроизводителей в наше непростое время очевидна, это: возможность получить авансом средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции (приобрести семена, горюче-смазочные материалы, необходимые запчасти и т.д.), определить наиболее выгодные (а значит и наиболее необходимые для потребителя) направления своей деятельности, расширить производство и т.д.
Государство с помощью договоров поставки для государственных нужд может оказывать влияние, на количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции, стимулируя те или иные направления производства и тем самым регулировать цены на эту продукцию. Государство выступает перед сельскохозяйственными товаропроизводителями гарантированным оптовым покупателем, а это очень важно и том случае, когда оно устанавливает квоты на объем производства сельскохозяйственной продукции. Гарантированность рынка сбыта, сокращение затрат времени и средств на транспортировку и реализацию продукции, повышение престижа фирмы в связи с выполнением государственного заказа делают этот канал весьма привлекательным для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Деятельность многих сельскохозяйственных предприятий носит сезонный характер. Это не очень удобно. Например, урожай получают осенью и только тогда появляются деньги от его продажи. Но закупать технику, семена и топливо для того, чтобы провести посевную кампанию, нужно еще весной. На это требовались средства, и немалые. Проблему дефицита денег решили предприятия, заключившие договор контрактации. Благодаря этому сельхозпредприятия получили не только деньги, но и гарантию, что полученный урожай будет продан.
Предметом договора контрактации обязательно должна быть сельскохозяйственная продукция, выращенная самим производителем. Однако заключается этот договор тогда, когда продукция еще не выращена. Что это дает производителю? Прежде всего, гарантии. Он заранее знает, какая часть продукции будет реализована. Кроме того, заготовитель, как правило, перечисляет производителю предоплату. Это позволяет сельскохозяйственным организациям использовать полученные средства, например, на ремонт техники, покупку семян, удобрений.
1.Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218–З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Респб. Беларусь от 30.12.2015 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
2. Чигир, В.Г. Гражданское право: Учебник : В 2 ч. Ч.2 / Под общ.ред. проф. В.Г. Чигиря – Мн.: Амалфея, 2000. –1008с.
3. Лисковец, Б. А. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции / Б.А. Лисковец. – М.: Статут, 1955. – 59с.
4. Веденин, Н. О договоре контрактации / Н.О. Веденин // Хозяйство и право. – М., 1996. – №10. – с.107 –111.
5. Сельское хозяйство РБ 2015 : Статистический сборник / Белстат. – Минск, 2015. –355 с.
6. О поставках товаров для государственных нужд : Закон Респ. Беларусь, 24 нояб. 1993 № 2588-XII (утратил ситлу 13.07.2012) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
7. Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июл.2014 № 350 (ред. от 19.11.2015) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
8. О закупке продукции растениеводства: Указ Президента Респ.Беларусь от 06 апр.2015 № 151 (ред. от 07.12.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
9. О защите прав потребителей : Закон Респ. Беларусь, 09 янв. 2002 № 90-З (ред. от 29.10.2015) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
10. О перечне продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 08 янв. 2003 № 10 (ред. от 18.08.2015) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
11. О перечне республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров для республиканских государственных нужд на 2016 год : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 09 нояб.2015 № 931 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
12. Об утверждении Инструкции о порядке расчета страховой стоимости продукции сельскохозяйственных культур, подлежащих обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы : Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 авг. 2007 № 127 (ред. от 05.01.2016) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
13. О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 13 июн.1994 № 437 (ред. от 23.07.2015) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
14. Об установлении типовой формы договора поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд : Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь от 20.10.2014 № 50 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
15. Закупок для республиканских государственных нужд зерна и зернобобовых, маслосемян рапса в колхозах, совхозах, других сельскохозяйственных предприятиях крестьянских (фермерских) хозяйствах, условия выплаты и погашения аванса по принятому к исполнению заказу на 1997 год : Порядок Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.03.1997 № 01/06/7/03015/130 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
16. Об утверждении Типового договора между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом о развитии сельскохозяйственного производства и порядка заключения соответствующего договора : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 апр.1998 N 689 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
17. О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 13.июн.1994 № 437 (ред. от 23.07.2015) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
18. Носова, З.И. Сельскохозяйственная продукция как объект договора контрактации / З. И. Носова // Агробизнес и право. – М.; Юрист, 2003. – №1. – с. 23 – 27.
19. О расчетах за мясную и молочную продукцию, хлебопродукты : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 июл.2003 № 1014 (ред. от 27.06.2014) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
20. Об авансовых выплатах на продукцию растениеводства, поставляемую для республиканских государственных нужд : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 17.07.2014 № 690 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
21. Жандаров, В.В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел IV. Отдельные виды обязательств. Глава 30. Купля-продажа. § 4. Поставка товаров для государственных нужд (статьи 495 - 504) / В.В.Жандаров // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
22. Кацубо, С.П. Правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь / С.П. Кацубо // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
23. Годунов, В.Н. Контрактация / В.Н. Годунов // Промышленно – торговое право. – 201. – № 9. – С. 28 – 30.
24. О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров : Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 05 дек.2012 № 12 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
25. Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными : Указ Президента Респ. Беларусь, 29.июн.2000 № 359 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
26. Байдельдинова, А.В. Обзор судебной практики по делам, связанным с заключением договора поставки. Последствия признания сделки недействительной. Срок исковой давности по указанным требованиям. / А.В.Байдельдинова // Юстиция Беларуси. – 2013. – № 7. – С. 46–50.
27. Обзор практики рассмотрения споров о заключении, изменении, расторжении договоров за 2006 год Хозяйственного суда Брестской области [Электронный ресурс] / Интернет – портал высшего Экономического суда Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.court.by/regional-courts/brest/practice/df13dedbc 5c92e1d.html. – Дата доступа: 01.03.2016.
28. Решение хозяйственного суда Могилевской области от 11.12.2013 (дело № 188-1/2013) // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие", 2014, № 1, с. 41.
29. Постановление апелляционной инстанции хозяйственного суда Брестской области от 07.02.2012 (дело № 173-4/2011/190А) // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2008. – №2, с. 65.
30. Иванов, В.В. Наличие сельскохозяйственной продукции как критерий предмета договора контрактации / В.В. Иванов // Историческая и социально – образовательная жизнь. – 2014 . – № 6-1. – С. 8-10
31. Носова, З.И. Сельскохозяйственная продукция как объект договора контрактации / З.И. Носова // Агробизнес и право. - М.; Юрист, 2003. – №1. –с.23-27.
32. Жандаров, Виды хозяйственных договоров. / В.Жандаров // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующие приложение:
Договор поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты