Соотношение трагического и комического в исторических драмах У. Шекспира и А. Дударева
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Соотношение трагического и комического в исторических драмах У. Шекспира и А. Дударева»
по дисциплине: «Зарубежная литература»
2016
251.00 BYN
Соотношение трагического и комического в исторических драмах У. Шекспира и А. Дударева
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Зарубежная литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА У. ШЕКСПИРА И А. ДУДАРЕВА
1.1 Особенности драматургии У. Шекспира
1.2 Особенности драматургии А. Дударева
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ТРАГИЧЕСКИХ И КОМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБОВ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
2.1 Комическое как стилистическая категория: его виды и средства создания комического эффекта
2.2 Трагическое как стилистическая категория: его виды и средства создания трагического эффекта
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ КОМИЧЕСКИХ И ТРАГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ У. ШЕКСПИРА И А. ДУДАРЕВА
3.1 Функции и способы взаимодействия данных элементов в исторических драмах У. Шекспира и А. Дударева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Трагическое и комическое в большей мере представляют отношения людей, жизненных позиций и судеб. Трагическое – категория эстетики, отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей. Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся как в свободном действии человека, так и в страданиях, которые сопровождают эти действия в сталкивании с силами необходимости. Свободное действие человека, самоопределение действующего лица является отправным моментом трагического. Противоречие, лежащее в основе трагического, состоит именно в том, что свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает его именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. Это общее свойство трагического в разные исторические эпохи реализуется в соответствии с особенностями развития свободного личностного начала. В античную эпоху, когда личностное начало находилось на низком уровне развития, трагическое описывалось через взаимодействие личности и судьбы (Мойры). Судьба трактовалась как безличностная сила, господствующая в природе и обществе.
В средние века доминировал мотив подчинения воли человека воле Бога и обещание восстановления справедливости в иной жизни, в Царстве Божием. Центральные персонажи средневековой трагедии Святые Мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога или грешники, нарушившие божественные и человеческие установления. Принцип трагедии во всех этих случаях лежит в коллизиях между земным и небесным (божественным) началом.
В новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии является сам субъект, глубины его внутреннего
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА У. ШЕКСПИРА И А. ДУДАРЕВА
1.1 Особенности драматургии У. Шекспира
Биография Уильяма Шекспира (1564 — 1616 гг.) во многом покрыта неразгаданной тайной. Известно только, что он родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне, был сыном зажиточного перчаточника, который избирался и в члены городского совета, и был даже мэром города. Учился У. Шекспир в местной «грамматической» школе, где изучал латынь и греческий язык. Известно также, что он в ранней молодости женился, а где-то в 1587 г. в возрасте 23 лет переселился в Лондон. В 1593 г. он стал работать в качестве актера и драматурга в лондонской труппе во главе с Джеймсом Бербеджем. В 1599 г. эта труппа построила театр «Глобус», где регулярно ставились пьесы Шекспира. Около 1612 г. Шекспир вернулся в родной город Стрэтфорд и тихо, в кругу семьи закончил свой жизненный путь в день своего рождения 23 апреля 1616 г. [30, с. 6 – 7].
Эти скудные сведения о биографии Шекспира породили много гипотез в историографии не в пользу его авторства его же произведений. Одни считали, что автором шекспировских пьес был философ Фрэнсис Бэкон. Но исторические и географические ошибки в пьесах Шекспира Бэкон не допустил бы в силу своей высокой учености. Другие приписывали пьесы Шекспира то графу Дерби, то лорду Ретленду и т. д. Все эти гипотезы недоказуемы в силу отсутствия материалов и звучат неубедительно.
Правдоподобней и скорей всего следует считать, что истинной школой Шекспира могли быть не только книги, которые он в Лондоне много читал, но и сама жизнь в столице, познакомившая его с аристократами, любителями театра. В частности, известно, что Шекспир сблизился в Лондоне с группой
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ТРАГИЧЕСКИХ И КОМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБОВ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
2.1 Комическое как стилистическая категория: его виды и средства создания комического эффекта
Категория эстетики комическое (смешное) восходящая к веселой ватаге ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции, имеет разные виды – иронию, юмор, сатиру, высокие виды комического и забавные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи). Для комического, отражающего противоречия реальности, важна игра на утрировке величины предметов (карикатура), на фантастических сочетаниях (гротеск), сближении далеких понятий (острота).
Сатира – cоциально значимое уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются порочными. Ее средства – сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия. В публицистике комическое – это жанры фельетона, сатирического комментария, памфлета.
Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от «разрушительного смеха», сатиры и «смеха превосходства» (в том числе иронии) в юморе под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание чудака. Ирония рассматривается и как стилистическая фигура (выражение насмешки или лукавства посредством иносказания) когда слово или высказывание обретет в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, и как вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ КОМИЧЕСКИХ И ТРАГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ У. ШЕКСПИРА И А. ДУДАРЕВА
3.2 Функции и способы взаимодействия данных элементов в исторических драмах У. Шекспира и А. Дударева
Одним из условий проявления комического в шекспировском языке является построение своеобразной семантически двуплановой структуры, в которой хотя и акцентируется в какой-то степени одна сема, вторая не затухает, а продолжает существовать и откладывается в сознании получателя речи. «Наложение» одного значения на другое создает образную метафору.
Метафора – это употребление слова или целого выражения для обозначения предмета, признака, действия на основе сходства его с другим предметом, признаком, действием, обозначаемым в языке этим словом или выражением. В целях создания комического эффекта могут быть использованы лишь метафоры индивидуальные, авторские. Такого рода метафоры реализуются в условиях необычных для основной семантики слова лексических связей, отражающих субъективный аспект действительности, а в основу метафорического переосмысления положены нетипичные или даже случайные признаки сопоставляемых разнородных понятий.
Beatrice. О Lord, he will hang upon him like a disease! He is sooner caught
than the pestilence, and the taker runs presently mad. God help the noble Claudio! If
he have caught the Benedick, it will cost him a thousand pound ere 'a be cured.
Еще одним приемом, входящим в группу, основанную на «совмещенном видении двух картин», является сравнение. Сравнение как стилистический прием отличается от логического сопоставления как информационным содержанием, так и своей семантической структурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить взаимосвязь трагического и комического.
Говоря про эстетические категории, следует отметить, что и в жизни, и в художественном творчестве они находятся в сложной и гибкой взаимосвязи и взаимопереходах. Возьмем, например, творчества У. Шекспира и А. Дударева. Пожалуй, нет такого эстетического свойства, которого не было бы в характере их героев. В них и возвышенные, прекрасные, и эстетически, и отрицательные черты, и романтическое, и чудесное, и трогательное. И все эти многообразные краски эстетического спектра отчетливо проступают на фоне трагикомического
Таким образом, правомерность соединения трагического и комического в драматургии, так как в самой действительности эти начала находятся «в смешении». И не случайно, что все большие художественные ценности, по которым наши потомки будут судить о нашей эпохе и ее искусстве, полны трагедийного или комедийного пафоса.
Взаимодействие человека с реальным миром сложно и многообразно. Обстоятельства текучи и изменчивы, а человек, оставаясь самим собой, в каждой ситуации равен и не равен себе, он тот же и вместе с тем иной. Он в каких – то отношениях хорош, в каких – то отношениях комичен, а в иных трагичен и т. д. Раскрыть это диалектическое взаимодействие характера и обстоятельств средствами искусства – значит отразить жизнь эстетически многогранно, объемно, в разных ее эстетических свойствах.
1. Аўдоніна Т., Праблема страты сэнсу жыцця героямі п’есы А. Дударава “Парог” / Т. Аўдоніна. – Мн., 2003. – С. 23 – 29
2. Аникст А.А. Творчество Шекспира / А.А. Аникст. – М., 1963. – 462 с.
3. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга / А.А. Аникст. – М., 1974. – 620 с.
4. Арнольд И.В.Стилистика. Современный английский язык / И.В. Арнольд. – М.: Наука, 2002. – 375 с.
5. Барг М.А. Шекспир и история / М.А. Барг. – М., 1979. – 545 с.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин – М., 1995. – 263 с.
7. Болдырева Л.М. Стилистические потенции фразеологических единиц в области юмора, иронии и сатиры / Л.М. Болдырева // Вопросы лексикологии германских языков. – 1979. – Вып. 139. – С. 48 – 62.
8. Бореев Ю.Б. Комическое / Ю.Б. Бореев. – М., Искусство, 1970. – 239 с.
9. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. / Под ред. В.М. Жирмунского. – Л., Гослитиздат, 1940. – 376 с.
10. Драбеня Ф.В. Беларуская драматургія к. ХХ – пач. ХХІ ст.: жанрава-стылёвыя тэндэнцыі: аўтарэф. дыс. … канд. філал. навук / Ф.В. Драбеня. – Мн., 2007. – 25 с.
11. Дудараў А. // Беларускія пісьменнікі: біябібліяграфічны слоўнік: у 6 т. / рэдкал.: І. Э. Багдановіч [і інш.]. – Мн., 1993. – Т. 2. – С. 396 – 399.
12. Казлоўская М.М. Рэцэпцыя “новай драмы” ў беларускай драматургіі першай чвэрці ХХ стагоддзя : аўтарэф. дыс. … канд. філал. навук / М. М. Казлоўская. – Мн., 2008. – 22 с.
13. Калеснік У. Птушкі і гнёзды / У. Калеснік // Нарысы жыцця і творчасці – 1990. – № 2. – С. 6 – 34
14. Ковель У.А. Мастацкі свет драматургіі Ф. Аляхновіча : аўтарэф. … / У. Ковель. – Мн., 2005. – 24 с.
15. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир / Г.М. Козинцев. – М.; Л., 1966. – 132 с.
16. Команава Т. Гістарычныя п’есы Аляксея Дударава і іх сцэнічны лёс // Сучасная беларуская драматургія: зборнік матэрыялаў навук.-творч. канф. / Т. Команава. – Мн., 2004. – С. 109 – 118.
17. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира / В.П. Комарова. – Л., 1977. – 143 с.
18. Котович, Т. В. Структура хронотопа театрального произведения / Т.В. Котович // Ученые записки УО “ВГУ им. П. М. Машерова” : сборник научных статей. –Витебск, 2008. – Т. 7. – С. 180 – 201.
19. Радугин А.А. Эстетика / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 240 с.
20. Ратабыльская Т. Герменеўтыка і сучасная драматургія / Т. Ратабыльская // Дыялогі вякоў: зборнік матэрыялаў навук.-практ. канф. па праблемах сучаснай беларускай драматургіі. – Мн., 2000. – С. 26 – 36.
21. Сальнікава К. Г. Драматургія Аляксея Дударава: класічныя традыцыі і наватарства: аўтарэф. дыс. … канд. філал. навук / К. Г. Сальнікава. – Мінск, 2005. – 23 с.
22. Самарин P.M. Реализм Шекспира / Р.М. Самарин. – М., 1964. – 126 с.
23. Смирнов А.А. Шекспир / А.А. Смирнов. – М.; Л., 1963. – 247 с.
24. Таразевич А.Г. Интертекстуальность как текстообразующий фактор в русской и белорусской драматургии конца ХХ – начала ХХІ в.: автореф. дис. … канд. филол. наук / А.Г. Таразевич. – Мн., 2010. – 25 с.
25. Урнов М.В. Шекспир. Его герой и его время / М.В. Урнов. – М., 1964. – 138 с.
26. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии / Ю.Ф. Шведов. – М. , 1975. – 271 с.
27. Шекспир В. Исторические драмы / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1990. – 646 с.
28. Шекспир В. Комедии и драмы-сказки / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1996. – 571 с.
29. Шекспир В. Трагедии / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1993. – 582 с.
30. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография / Пер. с англ.; вступ. ст. А.А. Аникста. М. , 1985. – 150 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты