Музыкальные конкурсы в контексте межкультурного диалога
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Музыкальные конкурсы в контексте межкультурного диалога»
по дисциплине: «Культурология»
2016
251.00 BYN
Музыкальные конкурсы в контексте межкультурного диалога
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеется следующее приложение:
Заявка на участие в Международном конкурсе барабанщиков «Junior DrumshowinBelarus»
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК ОТКРЫТАЯ ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА
1.1 Роль музыкальных конкурсов в социокультурном пространстве
1.2 История становления и развития музыкальных конкурсов: межкультурный контекст
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ
2.1 Виды межкультурного диалога в процессе организации музыкальных конкурсов
2.2 Возможности построения конструктивного межкультурного диалога в рамках участия в музыкальных конкурсах
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ЮНОШЕСКОГО КОНКУРСА БАРАБАНЩИКОВ В БЕЛАРУСИ (JUNIOR DRUMSHOW IN BELARUS)
3.1 Актуальность, цель, задачи юношеского конкурса барабанщиков в Беларуси
3.2 Условия участия в юношеском конкурсе барабанщиков в Беларуси и этапы его проведения
3.3 Формы межкультурного диалога в процессе реализации музыкального проекта Junior Drum show in Belarus
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент существует множество различных международных музыкальных конкурсов, которые можно отнести к разным жанрам и видам в музыкальном искусстве. Эти конкурсы проводятся в различных странах и многие из них стали визитной карточкой этих государств. Невозможно не оценить влияние подобных мероприятий, так как музыкальное искусство является одной из наиважнейших отраслей построения межкультурного диалога.
Главной задачей такого рода мероприятий является не коммерческий успех, а возможность состязания, чаще молодых представителей разных стран и культур, на высочайшем международном уровне, что способствует развитию международных контактов и взаимодействию различных культур. Актуальность подобных мероприятий неоспорима, так как положительный образ, как государства, так и самого участника – представителя благосклонно влияет на статус страны не только в сфере культуры, но и в мире.
В Республике Беларусь успешно проводятся музыкальные конкурсы локальные, республиканские и международные. Мероприятия, имеющие статус «международный», не ограничиваются только конкурсами, в их числе различные фестивали (кинофестивали, хореографические фестивали, арт-проекты, фестивали современных искусств и др.). Только лишь в 2015 году проведено более 100 подобных мероприятий.
Актуальность исследования обусловлена возросшей популярностью международных фестивалей как формы межкультурного диалога, в которой происходит взаимодействие различных культур, обмен культурным опытом, достижениями и инновациями. При этом формируется положительный имидж нации, популяризируются лучшие образцы отечественного искусства. Необходимо тщательное изучение этого направления, которое поможет организовать качественный менеджмент международных культурных связей, позволит проводить музыкальные фестивали на высоком уровне и, тем самым стать полноценным участником межкультурного диалога.
Цель и задачи дипломной работы
Цель дипломной работы – выявить и проанализировать значимость музыкальных конкурсов в контексте межкультурного диалога.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК ОТКРЫТАЯ ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА
1.1. Роль музыкальных конкурсов в системе межкультурного диалога
Конкурс музыкальный (от лат. сoncursus – стечение, столкновение) – соревнования музыкантов, проводящиеся, как правило на заранее объявленных условиях [21, с. 269].
Конкурс – культурное мероприятие, направленное на создание, исполнение, показ, распространение и (или) популяризацию результатов творческой деятельности, проводимое для определения лучших участников среди отдельных исполнителей, коллективов художественного творчества, обучающихся учреждений образования и других физических и юридических лиц или их лучших работ по определенным направлениям творческой деятельности [28].
На современном этапе международные конкурсы в области музыки играют огромную роль в развитии международных контактов, в составлении позитивного образа государства и формировании межкультурного диалога в целом. Музыкальные конкурсы начали свое заметное развитие в XVII веке, традиции проведения, которых сохранились и по сей день.
Международные связи в области музыки имеют давнюю историю. Первые упоминания о культурном обмене в области музыки можно найти еще в античные времена. Известно, что при дворах царствующих особ и высшей знати состояли группы музыкантов. Существовали первые музыкальные школы, где молодежь постигала тонкости игры на различных музыкальных инструментах.
Интерес к музыке проявлялся вне классовой принадлежности в различных слоях общества во все времена. В средние века распространенным явлением было, когда бродячие актеры, среди которых были и музыканты, в поисках заработка колесили по странам Европы, устраивая своеобразные гастроли. Поскольку музыка была вне языковых ограничений, она воспроизводилась исполнителем в первоисточнике и не требовала перевода.
Такое свойство общедоступности в плане восприятия слушателем способствовало популяризации музыкальных произведений в международном масштабе. Талантливых исполнителей ценили и приглашали за рубеж. Интерес к иностранным новинкам музыкального творчества, как у образованной знати,
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ
2.1. Виды межкультурного диалога в процессе организации музыкальных конкурсов
Широкий диалог, который постоянно идет в культуре, осуществляется на основе циркуляции в общественном сознании различных идей, мировоззренческих и ценностных установок. Основной результат культурного диалога: естественное перетекание идей, их взаимовлияние, усвоение или отторжение, понимание партнера или противника.
В узком смысле под диалогом понимается особый вид коммуникаций, который строится по модели речи, разговора, чередования вопросов и ответов. Это не просто полифония голосов, а разговор на равных, особый способ достижения понимания и согласия.
В более широком и содержательном смысле понятие диалога распространяется на культуру в целом (диалог как бытие культуры, встреча культур, взаимопонимание культур). В этом смысле диалог понимается как аспект социокультурного общения, содержание творчества, особая характеристика разума, принципиально отличающая его от «познающего разума» нового времени. В этом понимании диалогу противостоит не просто монологичность разговора, а превращение собеседника в объект манипуляций, происходит технократическое отношение к миру как к предмету.
Стоит отметить основополагающие характеристики, без которых диалог невозможен в принципе:
1) наличие двух или более сторон, т.е. определенное количество различий;
2) взаимный обмен информацией, так чтобы обе стороны могли в равной степени высказаться;
3) готовность понять информацию, либо точку зрения другой стороны;
4) разработка совместного языка (не только вербального), либо других общностей;
5) попытка увидеть себя со стороны [40, с. 106].
Диалог культур всегда объединяет множество участников и осуществляется на нескольких уровнях: внутри- и межэтническом, внутри- и межконфессиональном, внутри- и межличностном.
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ЮНОШЕСКОГО КОНКУРСА БАРАБАНЩИКОВ В БЕЛАРУСИ (JUNIOR DRUM SHOW IN BELARUS)
3.1. Актуальность, цели и задачи юношеского конкурса барабанщиков в Беларуси
С развитием информационных технологий, с ростом скорости передачи информации и сокращением расстояний по средствам интернета, так же повышается исполнительский уровень у юных музыкантов. Это связано с ростом количества обучающих пособий, видеоуроков, видеошкол, различных вебинаров, которые находятся в свободном и бесплатном доступе, что позволяет быстро и эффективно расти в творческом развитии. Все чаще можно увидеть юношу от 12-13 лет, который блестяще владеет инструментом и имеет возможность беспрепятственно обмениваться информацией со своими сверстниками, коллегами, публиковать свои выступления в социальных сетях, в различных сообществах барабанщиков и на крупнейшем видео-хостинге «YouTube». Общение, изучение комментариев пользователей, так же способствует развитию в творческом плане.
Но все же, исходя из традиции музыкального образования, творческий рост молодого музыканта не может состояться в полной мере без музыкальных состязаний, состязаний на международном уровне. Большое количество музыкантов, имеющих профессиональное образование и музыканты – любители владеющие инструментом на высоком уровне, могут участвовать в конкурсе на равных условиях. Как говорится – главное не победа, а участие. Именно это высказывание послужит девизом «Junior Drum show in Belarus». Живое общение, возможность обмена опытом с участниками из разных стран и есть, главная составляющая успеха, ведь каждый музыкант стремится к признанию не только на локальном, но и на международном уровне.
Целевая аудитория: музыканты профессионалы и любители, преподаватели музыкальных ВУЗов и СУЗов, любители барабанного искусства и эстрадной музыки.
Участники проекта: Детская музыкальная школа искусств им. П.И. Чайковского № 1 г. Гомеля; музыкальный магазин «Музыка» г. Гомель; производители барабанных палочек, маллетов и аксессуаров Leonty и Grig; посольство США в Беларуси; компания «Беларусьнефть».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Диалог культур предстает как наиболее яркая форма общения культур и как результат взаимного общения культур.
Музыкальный конкурс как вид творчества обладает исключительной эмоциональной силой, способной вовлекать в общение обширную аудиторию и объединять людей разных наций, религиозной принадлежности и культурных традиций. Международные музыкальные конкурсы являются древнейшей формой творческого общения людей. Сегодня связи в области музыки – одно из наиболее массовых и эмоционально наполненных проявлений культурного обмена людей всех рас и национальностей, принадлежности. Такое активное участие в международном музыкальном обмене определено самой природой музыки, интернациональной по сути.
Реальная жизнь музыкального произведения осуществляется на уровне его социального функционирования. Это – живая онтология музыкального, постоянное перетекание текста в произведение и произведения – в текст, возможное только в исполнительстве. Собственно говоря, историческое движение музыки протекало в направлении постоянного возрастания социокультурной функции исполнительства, возвышения фигуры исполнителя как автономного творческого объекта. При этом в процедуру исполнительства в равной степени вовлекались солисты и огромные коллективы; виртуозы-инструменталисты, дирижёры и музыкальные режиссеры; исполнение же, а точнее говоря, – новое прочтение или интерпретация какого-либо крупного музыкального опуса зачастую становилось самостоятельным художественным событием.
Оригинальная интерпретация музыканта-исполнителя основана на том, что впервые для своего времени улавливает изменившуюся парадигму духовных процессов и вовлекает ее основные характеристики в орбиту музыкальных проявлений. Такая интерпретация осуществляет процедуру освоения (и присвоения) музыкальными средствами внемузыкальных смыслов культуры.
Расширение коммуникативной среды международных музыкальных конкурсов происходит за счет творческих встреч с исполнителями и композиторами, мастер-классов, конференций, дополняющих собой концертные программы. Таким образом осуществляется ситуация прямого диалога музыканта и публики, формируется культурное пространство конкурса.
1. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1995. – 393 с.
2. Бирженюк, Г.М., Марков, А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. – СПб.: 1999. – 128 с.
3. Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – СПб.: Издательство СПбКО, 2009. – 416 с.
4. Большая советская энциклопедия. Том 22 / Большая советская энциклопедия. – М.: БСЭ, 1953. – 608 с.
5. Бранский, В.П. Теоретические основания социальной синергетики / В.П. Бранский // Петербургская социология. – 1997. – № 1. – С. 154 – 156.
6. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Индрик, 2005. – 1038 с.
7. Галуцкий, Г.М. Экономика культуры: учеб. пособие / Г.М. Галуцкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 177с.
8. Генкин, Д.М. Массовые праздники: учебное пособие для студентов институтов культуры / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
9. Глан, Б.Н. Театрализованные праздники и зрелища 1965 – 1972 / Б.Н. Глан. – М.: Искусство, 1976. – 176 с.
10. Гойхман, О.Я. Организация и проведение мероприятий / О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 119 с.
11. Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
12. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. – М.: Гнозис, 2003. – 288 с.
13. Иконникова, Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26 – 34.
14. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996. – 427 с.
15. Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно-методическое пособие / Т.В. Козлова. – М.: АПРИКТ, 2006. – 171 с.
16. Колесин, И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов / И.Д. Колесин // Социологические исследования. – 1999. – № 1. – С. 131 – 134.
17. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию / О.А. Леонтович. – М.: Гнозис, 2007. – 368 с.
18. Липай, И.Н. Специфические формы музыкальной культуры в деятельности профессиональных музыкантов : [конкурсы, мастер-классы, научные конференции] / И.Н. Липай // Вести института современных знаний. – 2013. – № 1. – С. 32 – 36.
19. Липич, Т.И. Диалог как форма взаимодействия культур / Т.И. Липич // Научные ведомости БелГУ. – 2009. – №10 (65). – С. 50 – 54.
20. Мельник, М.А. Международные музыкальные фестивали как форма межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/mezhdunarodnyie-muzyikalnyie-festivali-kak-forma-mezhkulturnoj-kommunikaczii. – Дата доступа: 15.03.2016.
21. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыша. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
22. Новости Беларуси. Белорусской телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/culture/view/v-belarusi-provoditsja-okolo-100-respublikanskih-i-mezhdunarodnyh-festivalej-i-konkursov-152967-2015. – Дата доступа: 21.03.2016.
23. Новости Беларуси. Культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/culture/view/pochti-200-mln-zritelej-posmotreli-teletransljatsiju-konkursa-evrovidenie-2015-3889-2015. – Дата доступа: 24.03.2016.
24. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1964. – 900 с.
25. Организация и методика художественно-массовой работы: учебное пособие / Д.М. Генкин, А.А. Конович, Б.Н. Петров. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
26. Пави, П. Словарь театра: Пер с фр. / П. Пави – М.: Издательство Прогресс, 1991. – 480 с.
27. Палашкина, Г.В. Конкурс как средство личностно-профессионального самоопределения будущих музыкантов-исполнителей / Г.В. Палашкина // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №2. – С. 13 – 15.
28. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №263 от 02.04.2015 Об организации и проведении на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=C21500263&p1=1. – Дата доступа: 02.02.2016.
29. Сабаненко, Е.И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция / Е.И. Сабаненко // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 816 – 819.
30. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 249 с.
31. Салахутдинов, Р.Г. Традиционная народная культура – педагогические и досуговые технологии / Р.Г. Салахутдинов. – Казань: ГранДан, 2005. – 376 с.
32. Силин, А.Д. Театр выходит на площадь / А.Д. Силин. – М.: ВН-МТЦНТ и КПР МК СССР, 1991. – 180 с.
33. Степин, В.С. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей / В.С. Степин // Век глобализации. – 2011. – №2. – С. 8 – 17.
34. Сулержицкий, Л.А. Статьи о театре. Воспоминания / Л.А. Сулержицкий. – М.: Искусство, 1970. – 707 с.
35. Теория культуры: учеб. пос. / под. ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
36. Фатхуллина, А.Г. Межкультурный диалог молодежи в любительском музыкальном коллективе / А.Г. Фатхуллина // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 890 – 892.
37. Фестивальный менеджмент: российский и зарубежный опыт: практические советы, как эффективно управлять фестивалем: [сборник статей] / [сост. и ред. В.А. Бабков]. - Москва: ART-менеджер, 2007. – 416 с.
38. Филатова, О. О роли музыкальных конкурсов в системе творческих приоритетов современного исполнителя классической музыки / О. Филатова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Вып. 8. – Н.Новгород : Нижегородская государственная консерватория, 2007. – С. 340 – 343.
39. Халеева, И.И. Вместо предисловия редактора: Интеркультура – третье измерение межкультурного взаимодействия (из опыта подготовки переводчиков) // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Сб. научных трудов. – Вып. 444. – М.: Изд-во МГЛУ, 1999. – С. 5 – 14.
40. Чернокожева, Э.В. Межкультурный диалог: концепты и практические шаги / Э.В. Чернокожева // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2009. – Вып. № 1. – С. 105 – 109.
41. Широкова, Е.А. Феномен музыкального фестиваля в контексте культурной коммуникации / Е.А. Широкова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – Вып. 6 (31). – С. 179 – 181.
42. Юрьева, Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление: учеб. пособие / Т.В. Юрьева. – М.: МУФЕР, 2002. – 107с.
43. Язвинская, Т.Н. Фестиваль как способ организации межкультурного взаимодействия в пространстве диалога культур / Т.Н. Язвинская // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – Вып. 8. – С. 41 – 46.
44. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: учеб. пособие / Н.Н. Ярошенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 315с.
45. Competizione dell' Opera – Италия на белорусской сцене : [о международном конкурсе певцов-исполнителей итальянской оперы] // Партер. – 2013. – № 7. – С. 28 – 29.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеется следующее приложение:
Заявка на участие в Международном конкурсе барабанщиков «Junior DrumshowinBelarus»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты