Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников методом проектирования
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников методом проектирования»
по дисциплине: «Педагогика»
2016
251.00 BYN
Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников методом проектирования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
Урока на тема: Западная демократия.
Урок на тему:How different the world is? The Best of all Possible Worlds
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1 Сущность «патриотизма и гражданственности»
1.2 Влияние психологических факторов на проявление патриотизма
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы
2.2 Совершенствование гражданско-патриотического воспитания старшеклассников средствами проектной деятельности
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МЕТОДОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
3.1 Возможности английского языка в формировании гражданского воспитания старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре Беларуси подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного белорусского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1 Сущность «патриотизма и гражданственности»
Следует отметить, что понятие «патриотизм» в наиболее общем значении слова употребляется применительно к защите интересов государства и общества в целом. В то же время в условиях гражданского общества оно может применяться к различным частным сферам, что и обусловливает множественность форм его проявления [27, с. 24]. При первом приближении выделяют следующие формы патриотизма, присущие разным сферам (срезам) общественной жизни гражданского общества:
1. Гражданский патриотизм – направлен на воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу. Характеризуется понятием «гражданственность» и должен быть в первую очередь направлен на возникновение у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни: формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга и т.д.
2. Этнический патриотизм призван:
– содействовать познанию историко-культурных корней этноса, формированию гордости за сопричастность к деяниям предков и современников;
– ориентировать человека на изучение места и роли этноса в мировом и историческом процессе.
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы
В структуре патриотического сознания выделяются следующие компоненты: интеллектуальный (когнитивно-содержательный и мыслительно-операцональный элементы), мотивационный (нравственно-нормативные, эмоционально-отношенческие и социально-личностные мотивы), эмоциональный (система позитивных и негативных эмоций, связанных с отношением личности к своей Родине), аксиологический (ценность Родины и ценность патриотизма), поведенческий (волевой, деятельностный и потенциальный компоненты) [31, с. 67].
Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотического сознания школьников: нулевой (практически не сформирован (либо сформирован на низком соответствующем уровне) ни один из компонентов патриотического сознания), умозрительный (сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о пропатриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека), формально-поведенческий либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих (по иным неконструктивным мотивам) – то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МЕТОДОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
3.1 Возможности английского языка в формировании гражданского воспитания старшеклассников
Современное белорусское общество, как никогда ранее, нуждается в гражданах, способных благотворно повлиять на улучшение социокультурной ситуации в стране, которая в настоящий момент характеризуется наличием ряда острых экономических и социальных проблем, не устоявшимися демократическими традициями, низким уровнем гражданской и правовой культуры. В этой связи одна из основных общественных целей - формирование социально-зрелой личности, ориентированной на ценности гражданского общества. В силу специфики протекания психологических процессов в возрастной категории 15-18 лет, именно старшеклассники (учащиеся 10-11 классов) наиболее восприимчивы к усвоению гражданских идеалов, что и повлияло на выбор их в качестве объекта нашего исследования.
Целью данного исследования было проведение анализа состояния школьной практики формирования у старшеклассников гражданской позиции посредством участия последних в дискуссиях / дебатах (формирование собственного мнения) на политическую тематику в рамках занятий по английскому языку. Исследование проводилось на базе 10-А класса общей численностью 30 человека в период с 01.09. - по 03.11.2015 года. Методическую основу работы составил анализ научной литературы по проблеме исследования, экспериментально-диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской работы со школьниками были рассмотрены причины политического, духовно - нравственного, морального и экономического кризисов нашего общества. Резкие всплески преступности и насилия, алкоголизма и наркомании - иногда в тяжелые минуты казалось, что РБ теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы на решение проблемы. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Беларусь, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.
Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:
Необходимо резко различать национальное и национальное воспитание.
Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г. Белинский. – М.: АН СССР, 1954. – Т.4. – 562 с.
2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. – СПб., 2000. – 732 с.
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М, 2003. – 476 с.
4. Быков А.К. Патриотическое воспитание в процессе изучения предметов гуманитарного цикла (литературы, обществознания, истории): Методические рекомендации для образовательных учреждений / А.К. Быков. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. – 264 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М., 2008. – 348 с.
6. Даниленко В.И. Современный политологический словарь / В.И. Даниленко. – М., 2000. – 1024 с.
7. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дисс. … д-ра пед.наук / В.В. Дьяченко. – М., 2001. – 246 с.
8. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. / Н.М. Карамзин. – Л., 1984. – Т.2. – 419 с.
9. Коган М.С. Человеческая деятельность . Опыт системного исследования / М . С . Коган . – М .: Политиздат , 1974. – 376 с.
10. Кравченко А.И. Политология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2001. – 336 с.
11. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга. – М., 1982. – 427 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: избранные психологические произведения: в 2 т . Т . 2 / А.Н. Леонтьев. – М .: Педагогика, 1983. – 416 с.
13. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов; сост. Т.С. Бутырина. – М.: Педагогика, 1991. – 339 с.
14. Лыкова Т.Р. Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения / Т.Р. Лыкова // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – № 36. – 244 с.
15. Малясова С.В. Творческий проект – от идеи до разработки [Текст] / С. В. Малясова // Информатика и образование. – 2005. – № 9. – С. 31 – 37
16. Макрушина И.В. Формирование экологического сознания у будущих учителей безопасности жизнедеятельности: автореф . дис . ... канд . пед.наук / И.В . Макрушина. – Майкоп , 2005. – 26 с.
17. Материалы Михаила Эпштейна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: snob.ru. Дата доступа: 28.03.2016
18. Мельвиль А.Ю. Политология / А.Ю. Мельвиль. – М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2004. – 624 с.
19. Михнев Н.Н. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона) / Н.Н. Михнев. – Пятигорск, 2002. – 203 с.
20. Мощанский И.Б. 1941-й… От трагедии Вязьмы до победы под Москвой / И. Мощанский. – М.: Вече, 2009 – 259 с.
21. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1989. – 917 с.
22. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе: Из опыта работы словесников Белоруссии. Кн. для учителя / Под ред. Лазарука М.А. – М.: Просвещение, 1985. – 293 с.
23. Петухова Е.В. Интеграция методов экскурсионного краеведения и межпредметных проектов на основе новых информационных технологий: сб. тр. участников XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Ч. III / Е.В. Петухова. – М.: БИТ про, 2007. – 416 с.
24. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: Автореф. дисс. … д-ра пед.наук. / В.В. Пионтковский. – Якутск, 2006. – 24 с.
25. Проскурин П.Л. Судьба: роман / П. Проскурин. – М.: Вече,2012.-624 с.
26. Радищев А.Н. Избранные педагогические сочинения / А.Н. Радищев. – М., 1952. – 753 с.
27. Рац М. Патриотизм и способы его обсуждения / М. Рац // Независимая газета. – 2000. – №26(8) – С. 19 – 28
28. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.). Дисс. … канд. пед.наук / Р.Л. Рождественская. – Белгород, 1997. – 245 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Под ред.В.Давыдова. М., 1999. – Т.2. – 591 с.
30. Рощин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России: Дисс. …канд.пед.наук / А.Н. Рощин. – М., 2006. – 263 с.
31. Рубинштейн С.М. Основы общей психологии / С.М. Рубинштейн. – М ., 1946. – 245 с.
32. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
33. Современный энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1982. – 1600 с.
34. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
35. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: Автореф. Дисс. … д-ра пед.наук / Н.М. Снопко. – М., 2007. – 33 с.
36. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) / В. Соловьев // Новый Вавилон. – 1994. – №1. – C. 29 – 36
37. Сорока-Росинский А.И. Педагогические сочинения / А.И. Сорока-Росинский; сост. А.Т. Губко. – М.: Педагогика, 1991. – 346 с.
38. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н / Д : Феникс, 2004. – 516 с.
39. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. Т. 1. / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
40. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании / В.Ю. Троицкий // Русский вестник. – 2004. – № 16 (644). – С. – 29 – 36
41. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. / К.Д. Ушинский. – Л., 1984. – Т. 2. – 655 с.
42. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ: монография / А.Ю. Федосов. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 126 с.
43. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.:Юристъ,1997.-652 с.
44. Царегородцева Е.А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников / Е.А. Царегородцева // Западно-Сибирский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – 254 с.
45. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения / Н.Г. Чернышевский. – М., 1953. – 909 с.
46. Шайденко Н.А. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы / Н.А. Шайденко. – Тула: Изд-во ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2004. – 146 с.
47. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь. – Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 736 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
Урока на тема: Западная демократия.
Урок на тему:How different the world is? The Best of all Possible Worlds
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты