Основные направления трансформации политической системы Республики Беларусь в начале XXI века
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Основные направления трансформации политической системы Республики Беларусь в начале XXI века»
по дисциплине: «Социология права»
2016
251.00 BYN
Основные направления трансформации политической системы Республики Беларусь в начале XXI века
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социология права
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Государство – основной структурный элемент политической системы
1.2 Политические партии, общественные организации и движения: место и значение в политической системе Республики Беларусь
ГЛАВА 2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
2.1. Основные тенденции развития правового государства в политической системе Республики Беларусь
2.2. Социальное государство в политической системе Республики Беларусь: функции и направления развития
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Право народов на самоопределение реализуется в совершенном виде путём формирования собственной, независимой политической системы. Она представляет собой политический консенсус, достигнутый в результате соперничества и сотрудничества различных политических сил. Для достижения этого консенсуса осуществляется поиск форм и методов правления, обеспечивающих самоорганизацию жизнедеятельности общества, вырабатываются принципы устройства органов государства, правового статуса человека, механизмы взаимодействия государства и общества, фундаментальные ориентиры внутренней и внешней политики.
Политической системе имманентно присуща функция по авторитетному распределению ценностей в обществе, при том не произвольному, а такому, которое обеспечивает баланс интересов, предохраняющий систему от дестабилизации и распада. Политическая система как в целом, так и её составные части, под влиянием внутренних и внешних факторов с течением времени подвергается изменениям, равно как и её способность осуществлять самостоятельную политику. Динамика трансформации ключевых элементов политической системы Республики Беларусь, их соотношения между собой, основных направлений и методов их функционирования предопределяет актуальность темы настоящей дипломной работы.
Цель дипломной работы заключается в раскрытии тенденций развития и сущностных черт политической системы Республики Беларусь на современном этапе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить концептуальные основы государственного устройства Республики Беларусь;
- выявить закономерности функционирования институтов гражданского общества Беларуси;
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Государство - основной структурный элемент политической системы
Политическая система выступает особым сегментом социальной действительности, обладающим собственными закономерностями развития, необходимыми для выполнения функций целеполагания и целедостижения в обществе. Государство представляет собой ядро политической системы, которое организует общественные отношения, направляет и контролирует деятельность, выделенных по различным критериям, социальных групп, конкретных лиц, принимает обязательные для всех решения. Формирование и реализация наиболее важных направлений национального развития, тем самым, принадлежит государству.
Фундаментальным отличием государства является суверенитет. Под ним следует понимать такое положение высших органов власти государства, когда никакой другой субъект политических действий не предоставляет им право власти, не указывает им целей их политической деятельности. Суверенитет подразумевает единый источник социально-политического принуждения. 27 июля 1990 года Верховный совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете, в которой говорилось: «Верховный Совет Республики Беларусь … торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство» [9, с. 141].
ГЛАВА 2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
2.1 Основные тенденции развития правового государства в политической системе Республики Беларусь
Идеи правовой государственности в Новое время развивались в русле достижений политико-правовой мысли и, прежде всего естественно-правовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти. Отправной точкой данной политико-правовой концепции является абсолютизация идеи общественного договора, из которой в том числе следует, что общество делегировало государству право на насилие в целях обеспечения социального порядка [16, c. 93]. Право государства на применение принуждения обеспечено ему в связи с предположением, что лучше оно будет единственным источником принуждения, чем их будет много.
Монополия на применение принуждения делает его основой целостности социальной системы. Вместе с тем, располагая столь важными исключительными полномочиями, государство может действовать в интересах определённых групп в ущерб остальным путём создания привилегий, осуществления бессмысленного насилия. Вообще говоря, государство, в отличие от права не стремится учесть интересы каждого. Оно учитывает соотношение сил социальных общностей, оно использует силу, и общественное мнение, которое также является силой динамичной, противоречивой, в сравнении с правом, его статичностью. В связи с этим возникает необходимость в нейтрализации потенциальных злоупотреблений властью со стороны государственного аппарата, установлении порядка применения им монопольных инструментов.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Национальное государство является качественно особенной формой организации политической системы, сформированной в рамках Вестфальской международной системы. Войны, противоборство между сообществами способствовали становлению государства данного типа [18]. Внешняя угроза скрепляет и, в первую очередь, - идейно. Необходимость ведения войны вызывала централизацию власти [29, с. 413]. Дальнейший ход истории привёл к становлению тоталитарных, милитаристских государств: в результате их столкновения один тоталитарный строй, советский, уничтожил другой, германский, и открыл для буржуазных Соединённых Штатов путь к развитию своей глобализационной гегемонии. Кроме того, с изобретением ядерного оружия ведение тотальной войны стало бессмысленным. Государства, возникшие после Второй Мировой войны, в рамках ООН, в связи с этим, по своему содержанию кардинальным образом отличаются от своих аналогов, имевших место ранее. Из этого вытекает, что государство – это конкретно-историческое политическое явление.
К. Маркс, В.И. Ленин предсказывали утрату роли и исчезновение государства при становлении интернационального коммунистического общества. Одновременно вопреки и в подтверждение этому, интернационализм и формирование государственно-монополистического капитализма, которому сопутствовал и способствовал высокий уровень социальной ориентированности в странах Запада, привели к глобализации. В.И. Ленин предполагал, что к исчезновению общественной формации, основанной на частной собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы
1. Политическое устройство Беларуси имеет свои особенности, обусловленные историческим опытом, в первую очередь, наследием советской эпохи. Государственный аппарат Республики Беларусь, не создавался политической элитой, пришедшей к власти в период независимости, по своим представлениям на основе умозрительных теоретических конструкций, а был унаследован из политико-управленческого опыта советского периода. Вновь образованные органы власти и управления в его составе, а так же иные действенные институты политической системы, в первую очередь, институт президента, нацелены на поддержание эффективного административно-хозяйственного аппарата. Последующее развитие показало продолжение, закрепление и развитие избранных к середине 1990-х приоритетов конституционного строительства.
2. В настоящее время политическая система Республики Беларусь завершила этап своего формирования и находится в устойчивом состоянии, сложились и выполняют свои функции базовые институты власти. Государство остаётся её центральным звеном, что является объективной необходимостью обеспечения функционирования существующего экономического базиса. В той части, которая основана на советском наследии, социальном государстве, Беларусь сохранила и преумножила достижения. Что касается правового государства, институтов гражданского общества, то они на данном историческом этапе продолжают своё становление. Политическая система Беларуси остается беспартийной, политические партии не выполняют своё предназначение в её рамках.
3. Республика Беларусь обрела независимость на фоне набиравших обороты тенденций глобализации, но при этом в государственном строительстве не ориентируется на неолибералильные концепции.
1. Административное право: учебник для студ. вузов / Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов; под ред. Л. Л. Попова. – М. : Юристъ, 2004. – 699 с.
2. Акулов, В. Государство и демократия / В. Акулов // Неман. – 2007. – № 10. – C. 131 – 139.
3. Антанович, Н. А. Методология и методы политического анализа / Н. А. Антанович. – Минск : БГУ, 2007. – 179 с.
4. Ахременко, А. С. Динамический подход к математическому моделированию политической стабильности / А. С. Ахременко // Полис. – 2009. – №3. – С.105 – 112.
5. Бабосов, Е. М. Сущность и особенности президентской власти в Беларуси / Е. М. Бабосов // Проблемы управления. -2014.- №3.-С. 11 – 16.
6. Бальцерович, Л. Кто виноват – рынок или политика? Экономический рост после социализма / Л. Бальцерович. – М. : Либеральная Миссия, 2014. – 24 с.
7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество – опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – Москва: Academia, 1999. – 956 с.
8. Бондарь, Ю. П. Самобытные ценности / Ю.П. Бондарь, Л.Е. Криштапович // Беларуская думка. – 2016. – №2 – С.46 – 51.
9. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный дом, Интерпресссервис, 2003. – 832 с.
10. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 805 с.
11. Волков, Г. Ю. Инструментарий и методы глобализации на современном этапе / Г. Ю. Волков // Проблемы управления. – 2010. – №1. – С.251 – 254.
12. Выступление Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на XIV Саммите стран – членов Движения неприсоединения 15 сентября 2006 г. [Электронный ресурс] / Интернет – портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press30482.html#doc. – Дата доступа: 13.01.2016.
13. Гончаров, П. К. Социальное государство: сущность и принципы / П. К. Гончаров // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер. Политология. – 2000. – №2. – С. 46 – 59.
14. Грачева, Т. Сеть против иерархии : фрагменты из книги "Мифы патриотов" / Т. Грачева // Москва. – 2006 . – №5. – С. 118 – 138.
15. Давыдько, Г. Б. 20 лет борьбы за суверенитет. Взгляд современника / Г. Б. Давыдько // Проблемы управления. – 2014. – №3. – С.5 – 8.
16. Дробязко, С. Г. Общая теория права / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – М. : НО ОО БИП – С, 2003. – 336 с.
17. Калинин, С. А. О развитии белорусской государственности на современном этапе [Электронный ресурс] / С. А. Калинин / Юридический факультет БГУ. – Режим доступа: http://www.law.bsu.by/pub/
11/Kalinin41.pdf. – Дата доступа: 18.01.2016.
18. Калхун, К. Национализм / К. Калхун; пер. А. Смирнова. – М. : Территория будущего, 2006. – 288 с.
19. Кара – Мурза, С. Г. Управление развитием / С. Г. Кара – Мурза // Свободная мысль. – 2010. – №12. – С.107-112.
20. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие / Т. В. Кашанина. – М. : Высшая школа, 2004. – 326 с.
21. Кирвель, Ч. С. Глобализирующий человек: от «удобства управления» к антропологическому мегакризису / Ч. С. Кирвель // Проблемы управления. – 2009. – №4. – С.65 – 79.
22. Кистяковский, Б. Государство правовое и социалистическое / Б. Кистяковский // Вопросы философии. – 1990. – №6. – С.56 – 72.
23. Коваленя, А. А. Отстаивать правду Великой Отечественной Войны / А. А. Коваленя // Проблемы управления. – 2015 . – №2. – С.25 – 32.
24. Конституция Республики Беларусь 1994года с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996г. и 17 октю 2004г. – 10 – е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
25. Котляров, И. В. Политическая система: теоретическое осмысление и нормативное регулирование / И. В. Котляров, С. А. Таранова // Проблемы управления. – 2007. – №4 – С.205 – 213.
26. Котляров, И. В. Феномен многопартийности в современном белорусском обществе / И. В. Котляров. – Минск : ФУАинформ, 2009. – 319 с.
27. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь : учебник / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2002, – 608 с.
28. Крауз – Мозер, Б. Теории политики. Методологические принципы / Б. Крауз – Мозер. – М. : ИРИСЭН, 2008. – 544 с.
29. Кревельд, М. Расцвет и упадок государств / М. ван Кревельд; пер с англ. – М. : ИРИСЭН, 2006. – 544 с.
30. Лукашенко, А. О судьбах нашей интеграции [Электронный ресурс] // Комиссия Таможенного Союза. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/news/Pages/Default.aspx. – Дата доступа: 13.01.2016.
31. Лукашук, И. И. Глобализация и государство / И. И. Лукашук // Журнал российского права. – 2001. – №4. – С.45 – 52.
32. Мангейм, Дж. Б. Политология. Методы исследования / Дж. Б. Мангейм, Р.К. Рич; пер. с англ., предисл. А. К. Соколова. – М. : Весь Мир, 1997. – 544с.
33. Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник / М. Н. Марченко. – 2 изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 648 с.
34. Мачихин, С. И. Лоббизм в политической науке: теоретико-методологические основы : автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / С.И. Мачихин; БГУ. – Минск, 2011 – 23 с.
35. Миронова, Д. Роль современной бюрократии в процессе принятия политических решений / Д. Миронова // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. – 2007. – №5. – С.19 – 32.
36. Морова, А. П. Переход к новой модели социальной политики в Республике Беларусь : итоги и перспективы / А. П. Морова // Проблемы управления. – 2010. – №4. – С.35 – 43.
37. Национальная безопасность / С. В. Зась [и др.]; под ред. М. В. Мясниковича, Л. С. Мальцева. – Минск : Белорусская наука, 2011. – 557 с.
38. Норт, Д. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Д. Норт, Д. Уоллис, Б. Вайнгаст; пер. с англ. – М. : Изд. Института Гайдара, 2011. – 480 с.
39. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204 – З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
40. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., N 157 – З // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1998. – №20. - ст. 222.
41. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения [Электронный ресурс] : Директива Президента Респ. Беларусь, 27 декабря 2006 года, № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
42. О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 18 декабря 2015 года, №504 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
43. О политических партиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 5 октября 1994 г., № 3266-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
44. О профессиональных союзах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 22 апреля 1992 г., № 1605-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
45. О республиканском бюджете на 2016 год [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 декабря 2015, 341-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
46. О структуре Правительства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006, N 289 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
47. Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 октября 1994 г., № 3254 – XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
48. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 09 ноября 2010 г., № 575 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
49. Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 ноября 2005 г., N 60 – З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – №188. – 2/1157.
50. Обращение с Посланием Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию, 21.04.2015 [Электронный ресурс] / Интернет-портал Президента Республики Беларусь. – 2015. – Режим доступа: http://www.president.gov.by. – Дата доступа: 17.01.2016.
51. Общественные объединения Беларуси : результаты работы и достижения / В. Г. Голованов, О. Л. Слижевский. – Мозырь : Белый Ветер. – 498 с.
52. Политические партии Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.minjust.gov.by. – Дата доступа: 17.01.2016.
53. Политический процесс : основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / под. ред. Мелешкиной Е. Ю. – М. : ИНФРА – М, Весь Мир, 2001. – 304 с.
54. Политический атлас современности : опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств; рук. авт. кол. А.Ю. Мельвиль. – М. : МГИМО (У) МИД РФ, 2007. – 272 с.
55. Политическое как проблема. Очерки политической философии ХХ века. – М. : Идея – Пресс, 2009. – 224 с.
56. Политология / Н. П. Денисюк [и др.]; под. ред С. В. Решетникова. – 4-е изд., стереотип. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 448 с.
57. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Поппер. – М. : Феникс, 1992. – Т.1 – 798 с.
58. Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент / Г. В. Пушкарева. – М. : Дело, 2002. – 399 с.
59. Рац, М. В. Политика и управление / М. В. Рац // Политические исследования. – 2010. – №3. – С.132 – 143.
60. Решетников, С. В. Теория процесса принятия управленческих решений / С.В. Решетников. – Минск : РИЦ Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 152 с.
61. Робин, К. Страх. История политической идеи / К. Робин; пер. с англ. – М. : Территория будущего, 2007. — 368 с.
62. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. / авт.-сост. М. Н. Марченко. – М. : Городец, 2004. – Т. 1. – 896 с.
63. Тилли, Ч. Принуждение, капитал и европейские государства 990–1992 гг. / Ч. Тилли; пер. с англ. – М. : Территория будущего, 2009. — 328 с.
64. Управление: государство, политика, безопасность: моногр. / М.В. Ильин [и др.]. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 284 с.
65. Устав Организации Объединенных Наций 26.06.1945 г. [Электронный ресурс] : ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета БССР, 30 августа 1945 г. // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
66. Шадурский, В. Г. Реализация принципа многовекторности в белорусской внешней политике / В. Г. Шадурский // Труды Факультета международных отношений: науч. сб. / Бел. гос. ун-т; редкол. В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск, 2010. – С.47 – 51.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты