Введение
Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, – принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
В последние годы наблюдается тенденция к росту себестоимости в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит предприятию выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия. Все вышесказанное и подтверждает актуальность данной темы курсовой работы. Управление себестоимостью представляет собой многоцелевую систему, в которой должны участвовать все производственные звенья и службы предприятия. Наиболее полная первичная информация о затратах находится на самом низком уровне управления. По мере продвижения к более высокому уровню управления она уменьшается. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому в организации. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности организаций, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности организации, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы организации.
1 Теоретические аспекты сущности себестоимости продукции, значение её оптимизации в условиях инновационной экономики
1.1 Себестоимость продукции: понятие структура, классификация калькулирование
В условиях современной высоко конкурентной рыночной экономики существует острая насущная необходимость в постоянном совершенствовании подходов к организации управления субъектами хозяйствования. Желая получить максимум выгод с минимума затрат производственная организация, кроме того, вынуждена постоянно следить за уровнем удовлетворения потребительских запросов, совмещая рост уровня качественных и функциональных характеристик продукции с необходимостью снижения себестоимости.
Cсебестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных, материальных, энергетических и трудовых ресурсов, основных средств, а также других расходов на ее производство и реализацию [40, с. 42].
В научной литературе приводится большое количество различных определений себестоимости, затрат на производство, сформулированных с экономической, финансовой, управленческой и других точек зрения. Некоторые экономисты считают, что себестоимость не только обособившаяся часть стоимости, но и часть цены – «себестоимость есть непосредственно часть цены».
Акулич В. В. под себестоимостью продукции, работ, услуг понимает выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных средств, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнение работ, а так же для сохранения и улучшения условие производства и его совершенствования [3, с. 37].
Прыкина Л.В. считает, что себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию [26, с. 128].
Согласно Нечитайло А. И. себестоимость продукции – это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции экономических ресурсов и других затрат [22, с. 125].
Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96) [12]:
2 Анализ себестоимости продукции и конечных результатов деятельности ОАО «Сейсмотехника»
2.1 Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «Сейсмотехника»
Открытое акционерное общество «Сейсмотехника» зарегистрировано 7 декабря 2004 года, специализируется на разработке, изготовлении геофизического и промыслового оборудования для нефтяной отрасли.
Общая площадь организации составляет 151593 м2.
Изначально создавалось как научно-производственное объединение – структурная единица нефтегазового комплекса СССР, с целью обеспечения техническими средствами для проведения сейсморазведочных и промыслово-геофизических работ и включает в себя структурные подразделения по разработке, изготовлению и испытанию основного вида продукции – виброисточников сейсмических сигналов, в том числе опытный завод с проектной мощностью свыше 100 единиц оборудования.
Организация включена в Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке по «аппаратуре и геофизическому оборудованию на транспортных средствах».
Основными потребителями оборудования для полевой геофизики и сейсмических исследований являются страны СНГ. Наибольший удельный вес из них занимает Россия.
Виды деятельности, которыми организация занимается в настоящее время, перечислены в Уставе (Приложение А).
Открытое акционерное общество «Сейсмотехника» в производственной структуре имеет необходимые подразделения для полного цикла изготовления изделий.
Научно-производственная деятельность ОАО «Сейсмотехника» определяет единичный и мелкосерийный тип производства. Широкая номенклатура изделий является причиной отсутствия периодической повторяемости их выпуска. Все изделия с длительным технологическим циклом изготовления. В обществе имеется высокомеханизированное с автоматическими линиями гальваническое отделение для химпокрытия деталей.
Для испытания выпускаемой продукции и приборов общество имеет в своем составе оборудованные лаборатории и стенды, позволяющие эффективно контролировать качество выпускаемой продукции и осуществлять контроль материалов и комплектующих, поступающих в общество.
3 Основные направления и резервы оптимизации себестоимости продукции
3.1 Направления оптимизации себестоимости продукции
Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции ОАО «Сейсмотехника»:
Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. По данной группе также анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате: изменения в организации производства; при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных организациях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на организациях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах [27, с. 75-76].
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки.
Заключение
Изменение экономической ситуации в Республике Беларусь, рост конкуренции, появление и рост значения фактора клиентоориентированности, возросший интерес к опыту других стран привели к необходимости переосмысления теоретических и методических вопросов экономического анализа себестоимости, как функции управления хозяйствующим субъектом и его затратами.
В экономической литературе выделяют три основные модели изменения затрат в сравнении с результатами: «чистое» снижение затрат, «интенсификация» затрат и «фиксация» затрат. В действительности у организации есть множество видов деятельности, издержек, она взаимодействует с большим количеством поставщиков, партнеров, покупателей, в ней работает персонал с определенной квалификацией и т. п., поэтому лучше всего не следовать одной модели при сокращении затрат, а применять их исходя из ситуации.
Рассмотрев теоретические основы себестоимости как экономической категории, можно констатировать, что в условиях формирования рыночных отношений снижение себестоимости продукции приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность организации, устойчивость ее финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность как субъекта хозяйствования и ее выживаемость в рыночной среде. Поэтому поиск путей снижения себестоимости становиться главной задачей любой организации, решить которую важно, четко представляя состав затрат, включаемых в себестоимость и их классификацию. Выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции составляют ее себестоимость. В условиях различных форм развития экономики себестоимость продукции является важнейшим производственно-хозяйственной деятельности организаций.
К экономическим элементам относятся: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и нематериальных активов, прочие затраты. Эта группировка является единой для всех организаций. Анализ себестоимости продукции, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.
ОАО «Сейсмотехника» образовано в 2004 году, специализируется на разработке, изготовлении геофизического и промыслового оборудования для нефтяной отрасли.
1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 214 с.
2. Акулич, В.В. Экономический анализ материальных затрат / В.В. Акулич//Планово-экономический отдел. – 2015. – № 8. – С.45-50.
3. Акулич, В.В. Влияние материальных затрат на себестоимость продукции / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 8. – С.37 – 43.\
4. Блохина, Т.К. Экономика и управление инновационной организацией : учеб. для бакалавров и магистров / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолаева. - М. : Проспект, 2015. - 432 с.
5. Бутурля, А.И. Себестоимость продукции как объект финансового анализ / А.И. Бутурля // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы VII Международной научно-практической конференции студентов (Минск, 16-17 апреля 2014 г.). - Минск : РИВШ, 2014. - С. 102 - 103.
6. Бухгалтерский учет и отчетность : учеб. пособие для вузов / под ред. Д.А. Ендовицкого. - М. : КНОРУС, 2015. - 360 с.
7. Власенко, И. Л. Учет затрат промышленных организаций / Ирина Власенко / Моя бухгалтерия. Промышленность. - 2015. — № 7. — С. 22—31.
8. Володько, О.В. Экономика организации (предприятия). Практикум : учеб. пособие для вузов / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй ; под ред. О.В. Володько. - Минск : Выш. шк., 2015. - 271 с.
9. Воробьев, И.П. Экономика и управление организацией (предприятием) : учеб. пособие для вузов / И.П. Воробьев, Е.И. Сидорова, А.Т. Глаз. - Минск : Изд-ль Квилория В.Т., 2014. - 372 с.
10. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. - Минск : Выш. шк., 2015. - 688 с.
11. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений : учебник для подгот. магистров / О.В. Ефимова. - М. : Омега-Л, 2014. - 349 с.
12. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102: в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 12. – 8/24697.
13. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – Москва: Проспект: Велби, 2014. – 420 с.
14. Комплексный анализ хозяйственной деятельности в строительстве : практикум / М-во образ. РБ, БГЭУ ; под ред. В.И. Гароста. - Минск : БГЭУ, 2014. - 109 с.
15. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. - М. : КНОРУС, 2016. - 720 с.
16. Лесных, О. В. Методика факторного анализа затрат на производство и реализацию продукции / О. В. Лесных // Молочная промышленность. - 2015. — № 3 — С. 18—20.
17. Литовченко, В.П. Финансовый анализ : учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. - М. : Дашков и К, 2016. - 214 с.
18. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие /Д.В. Лысенко.– Инфра– М.– 2013. – 320 с.
19. Михалкин, В.А. Международный бизнес : учеб. пособие / В.А. Михалкин. - М. : Магистр, 2015. - 320 с.
20. Мировая экономика : учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Праневич [и др.]. - Минск : БГЭУ, 2014. - 510 с.
21. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Оcобенная часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2014 г. № 224-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 4. – 2/920.
22. Нечитайло, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Нечитайло, И.А. Нечитайло. - Ростов на Д : Феникс, 2014. - 365 с.
23. О государственных закупках: указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529: в ред. указа от 25 февраля 2011 г. № 72// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 144. – 1/7877.
24. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778: в ред. постановления от 27 января 2016 г. № 68// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 5/36226.
25. О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178: в ред. Указа от 23 ноября 2015 г. № 471// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 80. – 1/9574.
26. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия : учеб. для вузов / Л.В. Прыкина. - М. : Дашков и К, 2016. - 256 с.
27. Пузанкевич, О. А. Методы оптимизации затрат организации / О. А. Пузанкевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2010. - № 5. - С. 71-77.
28. Раковец, В. Затраты на производство как объект анализа, учета и контроля / Виталий Раковец // Налоговый вестник. - 2014. —№ 11. — С. 101 —105.
29. Руденков, В.М. Инновационный менеджмент : пособие / В.М. Руденков, Н.П. Беляцкий, Б.Д. Семенов ; под ред. В.М. Руденкова. - Минск : Амалфея, 2014. - 460 с.
30. Русель, А. Л. Анализ комплексных статей себестоимости / А. Л. Русель // ЭФУ. – 2016. – №1. – С. 74-77.
31. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты : монография / Г.В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
32. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 608 с.
33. Смольский, А.П. Управление затратами организации / А.П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 10. – С. 13 – 15.
34. Соколова, А.Ю. Подготовительная работа к мероприятиям по сокращению затрат / А.Ю. Соколова // Экономический анализ. – 2013. – №21. – С. 43-46.
35. Сыч, Д. Классификация себестоимости / Д. Сыч // Финансы, учет, аудит. - 2010. - № 4. - С. 21-23.
36. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50: в ред. Постановления от 30 июня 2014 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 143. – 8/24548.
37. Трубочкина, М.И. Управление затратами на предприятии / М.И. Трубочкина. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 218 с.
38. Фрунзе, В. Себестоимость и экономика предприятия / В. Фрунзе // ЭФУ. – 2014. – №11. – С.17-25.
39. Чернобривец, А. С. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) / А. С. Чернобривец // ЭФУ. – 2014. – №5. – с.14-23.
40. Щербатюк, С. Ю. Методика анализа себестоимости продукции / Светлана Щербатюк // Моя бухгалтерия. Промышленность. - 2015 — № 3. — С. 42—50.