Художественно - публицистические жанры: стилевая организация (СБ 2010-2015)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилевский государственный университет)
Диплом
на тему: «Художественно - публицистические жанры: стилевая организация (СБ 2010-2015)»
по дисциплине: «Публицистическое мастерство»
2016
251.00 BYN
Художественно - публицистические жанры: стилевая организация (СБ 2010-2015)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Публицистическое мастерство
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
Введение
Глава 1 Место художественной публицистики в системе газетных жанров
1.1 Художественно-публицистические жанры в прессе
1.2 Стилевая организация художественной публицистики
1.2.1 Очерк
1.2.2 Эссе
1.2.3 Фельетон
1.2.4 Памфлет
1.2.5 Пародия
1.2.6 Сатирический комментарий
Выводы к главе 1
Глава 2 Художественно-публицистические жанры в газете «СБ. Беларусь сегодня» (1995–2015 гг.)
2.1 Очерк
2.2 Эссе
2.3 Авторская колонка
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в жанровой системе следует рассматривать не просто как дань времени, но в качестве закономерности развития журналистики. Исчезновение, модификация или возрастание популярности того или иного жанра может быть обусловлено многими причинами, в том числе историко-культурными. Так, в эпоху революций, переворотов и войн возрастает роль идеологически отработанных очерков – портретных, событийных, выполняющий образовательно-воспитательную функцию, как это было в советскую эпоху.
К концу ХХ и началу нынешнего столетия сложилась иная ситуация: на первое место вышли информационные жанры. Крупные жанры, к которым относится очерк, как отмечают многие отечественные и российские исследователи, постепенно уходят из полос ежедневных газет. В то же время, пишет А.А. Тертычный, «наметившийся в начале перестройки… резко выросший интерес к информационным жанрам в известной степени исчерпал себя. Это произошло во многом потому, что журналисты все в большей мере стали ощущать несоответствие отведенной им роли простых регистраторов событий (информаторов) коренным информационным потребностям общества. В настоящее время оно нуждается не только в оперативной информации (новости), но и в глубоком журналистском анализе действительности, а также ее художественно-публицистическом осмыслении» [34, с. 2].
Актуальность. Отечественный журналист М. Шиманский, имеющий многолетний плодотворный опыт в создании очерков, отмечает, что бытование данного жанра в большей степени, чем какого-либо другого, связано с характером социальной жизни, ибо журналистика – это «в значительной степени человековедение. И очерк, вне всякого сомнения, в первую очередь, а точнее сказать, всегда, позволяет нам раскрывать эту науку, доводить наиболее привлекательные и общественно значимые ее стороны до сознания и сердца читателей» [37].
Изученные источники [2, 5, 8, 13, 14, 15, 24], позволяют констатировать, что проблемное поле художественно-публицистических жанров входит в число актуальных вопросов теории и практики журналистской деятельности. В то же время большинство из изученных нами источников созданы в 60–80-е годы минувшего века на эмпирической базе изданий того времени. Следовательно, назрела актуальная задача в исследовании современного состояния художественно-публицистических жанров.
Объект исследования – художественно-публицистические жанры.
ГЛАВА 1 МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ В СИСТЕМЕ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ
1.1 Художественно-публицистические жанры в прессе
Жанровое деление публицистического стиля, как и всякого другого, подразумевает некие определенные относительно устойчивые типы произведений с точки зрения тематики, композиции и стилистики. Так, жанр по Л. Кройчику – это особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков [20, с. 119]. Несколько по-другому к рассмотрению этого вопроса подходит С. Гуревич, определяющий понятие «жанр» как комплекс устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики [8, с. 113]. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. Обычно выделяют три группы жанров:
а) информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);
б) аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение);
в) художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет) [29, с. 146].
Согласно С. Гуревичу, все журналистские жанры можно разделить на: жанры новостной информации; диалогические жанры; ситуативно-аналитические жанры; эпистолярные жанры; художественно-публицистические жанры; сатирические жанры [8, с. 113].
В формировании набора характеристик публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения действительности. В журналистике существует три главных способа отображения: фактографический, аналитический и наглядно-образный.
Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло?). Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ГАЗЕТЕ «СБ. БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ» (1995–2015 ГГ.)
Газета «СБ. Беларусь сегодня», известная с 1927 года, представляет собой ведущее общественно-политическое издание республики. Круг освещения ее тем весьма широк: экономика, политика, культура, спорт и т.д. Газета стремится быть динамичным, современным изданием, предоставляющим читателям самую разнообразную и интересную информацию, в том числе и через различные приложений («СБ реклама» (вторник), «Дамский клуб» (среда), «Союз» (четверг; периодическое издание Совета Министров Союза Беларуси и России), «ТВ твоего дома» (пятница),– «Собеседник» (суббота; материалы популярного одноименного российского издания). «СБ» выходит 5 раз в неделю, кроме воскресенья и понедельника, тиражом более четырех сотен экземпляров экземпляров.
2.1 Очерк
Жанр очерка занимал одно из ведущих мест на страницах газет в 1920 - 1940-е годы. Сегодня же очерк постепенно исчезает с полос печатных изданий, т.к. на смену размеренной, неспешной, нравоучительной журналистике советских времен пришли динамичные PR-технологии. Тем не менее, задачи печатного слова остаются прежними: информирование аудитории и формирование общественного мнения.
Современный газетный очерк редко предстает в «чистом» виде: диффузионные жанровые процессы, характеризующие словесность новейшего времени, отразились и на этом каноничном жанре. Эмпирический материал в «СБ. Беларусь сегодня» представлен разнообразно в жанровом отношении.
Поэтике современного очерка свойственны специфичность авторского «я», предельное сокращение дистанции между автором и читателем. Подобными особенностями обусловлена некая интимизация повествования, его эскизность, документальность и малый объем. Современный очеркист привлекает в журналистский текст ресурсы психологии, социологии, литературы, стремясь к созданию адекватного образа действительности [24].
С одной стороны, современный очерк стремится опереться на некую основу, создать положительный образ человека, а с другой – осмыслить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественно-публицистические жанры занимают определенную нишу в газетной периодике, в противовес информационным и аналитическим жанрам. Безусловно, четкую границу провести нельзя, в практике использования жанровые границы журналистских произведений часто размываются. Однако художественно-публицистические жанры находятся на особенно интересном пограничье между публицистикой и литературно-художественным творчеством, сочетая в себе образное, моделирующее отображение действительности с публицистическим пафосом и документальностью. С точки зрения тематики, композиции и стилистики данный сектор публицистики включает множество подвидов: от самых обширных до лаконичных (очерк, фельетон, памфлет, пародия, заметка, эпитафия, шутка и т.д.)
Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня на страницах газет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и т.д. Распространен также и жанр комментирования. Комментаторский характер материалов журналистика начала приобретать с усилением конкуренции с радио и телевидением. Не в состоянии угнаться за их оперативностью в подаче новостей, крупные газеты и журналы стараются привлечь читателя объяснением новостей.
Существуют определенные различия также в жанровой палитре массовых и качественных изданий. Первые стремятся строить материалы так, чтобы в них преобладали эмоциональные средства воздействия. При этом обычно отсутствуют логические выводы, аргументы, анализ. В качественных же газетах и журналах, наоборот, материалы апеллируют к разуму читателя, в них больше аргументированных обобщений, выводов.
На страницах ведущего белорусского издания – газеты «СБ. Беларусь сегодня» используются самые разнообразные виды очерка: проблемный, портретный, путевой, историко-культурный. Современный газетный очерк редко предстает в «чистом» виде, что отражает современные диффузионные жанровые процессы. Он соединяет в себе аналитический, информационный, эссеистический элементы. В свою очередь эссе, как и очерк, – органичный жанр
1. АиФ №4. – 2000
2. Балюк, М. Жанр эссе на страницах газеты СБ. Беларусь сегодня // Журналистика – словесность – культура: взгляд молодых исследователей: материалы респ. научно-практ. студ. конф. (Брест, 20-21 марта 2014 г.) ; под общ. ред. Л.В. Скибицкой. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2014. – 189 с.
3. Беневоленская, Т. А. Портрет современника: Очерк в газете / Т. А. Беневоленская. – М.: Мысль, 1983. – 134 с.
4. Вакуров, В.Н. Стилистика газетных жанров / В.Н. Вакуров, Н.Н. Кохтев, Г.Я. Солганик. – М.: Высш. шк., 1978. – 183 с.
5. Васильева, А.Н. Газетно-публицистический стиль / А.Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1982. – 200 с.
6. Власов, В.И. Газетные жанры / В.И. Власов. – М.: Политиздат, 1971. – 184 с.
7. Глушков Н.И. Очерковая проза / Н.И. Глушков. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1979. – 215 с.
8. Гуревич, С. М. Газета вчера, сегодня, завтра / С. М. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 288 с.
9. Дмитровский, А. Л. Жанр эссе: очерк теории жанра: монография / А. Л. Дмитровский. Орёл: Картуш, 2006.
10. Жадан, А.А. Жемчужина мысли / А.А. Жадан. – Минск: Беларусь, 1991. – 470 с.
11. Журбина, Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон / Е. Журбина. – М.: Мысль, 1969. – 399 с.
12. Іўчанкаў В.І. Дыскурс беларускіх СМІ. Арганізацыя публіцыстычнага тэксту / В.І. Іўчанкаў. – Мінcк: БДУ, 2003. – 257 с.
13. Іўчанкаў, В.І. Медыярыторыка: рытарычныя асновы журналістыкі, лінгвістыка публіцыстычнага тэксту, дыскурсны аналіз сродкаў масавай інфармацыі / В.І. Іўчанкаў. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 280 с.
14. Канторович, В.Я. Заметки писателя о современном очерке / В.Я. Канторович. – М.: Советский писатель, 1973. – 543 с.
15. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 335 с.
16. Ким, М.Н. Очерк: теория и методология жанра / М. Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 168 с.
17. Колосов, Г.В. Поэтика очерка / Г.В. Колосова. – М.: Из-во Моск. гос. ун-та., 1977. – 174 с.
18. Коньков, В.И. Язык художественной публицистики / В.И. Коньков, Т.И. Краснова, К.А. Рогова. – Л.: ЛГУ, 1983. – 72 с.
19. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 287 с.
20. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000. – С. 125–168.
21. Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др.—М.: Сов. энциклопедия, 1987.—752 с.
22. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
23. Маслова, Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра / Н.М. Маслова. – М.: Знание, 1980. – 116 с.
24. Мутовкин Л. А. Аналитические и художественно-публицистические жанры. – [Б. м., б.г.]. – 44 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.promgups.com/blog/wp content/uploads/2007/02/1_4.pdf (13.04.2014).
25. Падаляк Т.У. Жанры журналістыкі: Традыцыі і наватарства / Т.У. Падаляк // Роднае слова. – 2006. -- №3. – С. 71 – 73.
26. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс; Мир и Образование, 2006. – С. 33 – 44.
27. Самусевич О.М. Персонификация в журналистском тексте. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальная коммуникация». Том 21 (60). 2008 г. №1.
28. СБ. Беларусь сегодня. – 11.01.2000 – 30.10.2015
29. Словарь лингвистических терминов / под ред.Т.В. Жеребило. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 280 с.
30. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.). – М.: «Советская энциклопедия», 1981.-1600 с. С ил.
31. Стилистика газетных жанров. – М.: МГУ, 1981. – 228 с.
32. Стральцоў, Б.В. Метад і жанр / Б. В. Стральцоў. – Мінск: БДУ, 2002. – 118 с.
33. Стрельцов, Б.В. Основы публицистики: Жанры / Б.В. Стрельцов. – Минск: БГУ, 1990. – 83 с.
34. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.
35. Трыков, В.П. Античная протожурналистика / В.П. Трыков. – Минск: Энциклопедикс, 2003. – 168 с.
36. Холмов, М.И. Художественно-публицистические жанры газеты: Очерк, фельетон / М.И. Холмов. – Л.: Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1988. – 19 с.
37. Шиманский, М. Его величество очерк, великолепный и забытый / М. Шиманский // БСЖ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://buj.by/2012/03/mixail-shimanskij-ego-velichestvo-ocherk/. – Дата доступа: 08.09.2015.
38. Шостак, М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты