2. Анализ практики применения института уполномоченных экономических операторов во Внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
2.1 Ретроспективный анализ формирования института уполномоченных экономических операторов в Республике Беларусь
2.2 Особенности организации деятельности института уполномоченного экономического оператора
2.3 Оценка эффективности предоставления статуса института уполномоченного экономического оператора в Республике Беларусь
Список использованных источников
2. Анализ практики применения института уполномоченных экономических операторов во Внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
2.1 Ретроспективный анализ формирования института уполномоченных экономических операторов в Республике Беларусь
Институт уполномоченного экономического оператора в настоящий момент является предметом исследования научного сообщества, что связано с необходимостью совершенствования таможенного регулирования на основе современных правовых механизмов и технологий, сопряженных с организацией эффективного таможенного контроля и безопасной цепи поставки товаров. Рассматриваемый институт основывается на модели предоставления таможней специальных упрощений (преимуществ) в обмен на соблюдение экономическим оператором особых требований и условий, установленных таможенным законодательством.
Как известно, институт уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) был введен в таможенное законодательство Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – ТС) с учетом принятия Рамочных стандартов безопасности упрощения мировой торговли (далее – Рамочные стандарты), разработанных в условиях тесного сотрудничества государств–членов Всемирной таможенной организации (далее – ВТамО). Рамочные стандарты включают концепцию уполномоченного экономического оператора и определяют основные положения института, являясь техническим руководством по применению программ УЭО между государствами–членами ВТамО и торговым сообществом [1]. Стандарты являются основой для разработки таможенными администрациями национальных программ уполномоченного экономического оператора. Несмотря на то, что институт УЭО на сегодняшний день функционирует на территории ТС, в материалах ВТамО, посвященных исследованию национальных программ УЭО, подчеркивается отсутствие аналогичных программ в СНГ, а, следовательно, и в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Упоминается лишь о становлении законодательной базы, обеспечивающей признание правового статуса УЭО [2].
Отчасти это объясняется тем, что в соответствии со стандартами ВТамО и существующей правоприменительной практикой, положения, регулирующие правоотношения с участием УЭО, как правило, рассматриваются в комплексе таких институциональных элементов как механизм оценки и авторизации УЭО, технология информационного обмена между УЭО и таможней, а также таможенными администрациями, защита информации об экономическом операторе и персональных данных, система управления рисками, взаимное признание статуса УЭО и др. Применительно к уполномоченному экономическому оператору перечисленные инструменты требуют своего дальнейшего развития как на законодательном уровне, так и при осуществлении таможенных операций.
1. SAFE. Framework of standards to secure and facilitate global trade. June 2012. World trade organization. Annex III. P.III/1. Электронный ресурс. URL:http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/tools/safe_package.aspx
2. Compendium of Authorized Economic Operator Programmes. World customs Organization.–2012.–C.7. Электронный ресурс. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/tools/safe_package.aspx
3. Regulation (EC) No 648/2005 of the European Parliament and of the Council of 13 April 2005 amending Council Regulation (EEC) No 2913/92 establishing the Community Customs Code. Article 5а (1) Электронный ресурс.URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32005R0648:en:HTML
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (в редакции Протокола от 16 апреля 2010 года № 16). Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного
совета ЕврАзЭС, принятого на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17. Ст. 41. ИПС «КонсультантПлюс».
5. Основные направления совершенствования таможенного администрирования в рамках Таможенного союза в 2012-2015 годах. URL:http://www.tsouz.ru/db/dta/Documents/Functions2012.pdf
6. Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту. Справочник ОБСЕ-ЕЭК ООН.2012 г. – С.8
7. Некрасов Д.В. Формирование правового института уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации// Вестник Российской таможенной академии.– 2013.–№ 3.–С. 70.
8. Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций// Пробелы в Российском законодательстве.–2013.–№4.–С. 183-186.
9. Пп. 4 п. 1 ст. 65 Кодекса Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-4 «О таможенном деле в Республике Казахстан». ИПС «КонсультантПлюс».
10. Пп.1 и 3 п. 4 ст. 94 ФЗ РФ от 27.11.2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». ИПС «КонсультантПлюс».
11. Пп. 2 п. 4 ст. 94 ФЗ РФ от 27.11.2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». ИПС «КонсультантПлюс».
12. Пп. 5 п. 4 ст. 63 Кодекс РК от 30.06.2010 № 296-4 «О таможенном деле в Республике Казахстан». ИПС «КонсультантПлюс».
13. В РФ – руководителя и (или) сотрудников УЭО, в РК – заявителя, учредителей,акционеров, имеющих контрольный пакет акций.