Состав мировоззренческих и методологических знаний в школьном курсе математики
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Состав мировоззренческих и методологических знаний в школьном курсе математики»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2016
251.00 BYN
Состав мировоззренческих и методологических знаний в школьном курсе математики
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
В работе также имеются следующие приложения:
Урок математики с применение логических методов познания
План-конспект урока «Математическое моделирование при решении экологических задач»
Поделиться
Введение
Глава 1 Состав мировоззренческих и методологических знаний в школьном курсе математики
1.1 Состав мировоззренческих знаний в школьном курсе математики
1.2 Состав методологических знаний в школьном курсе математики
Глава 2 Методика обучения мировоззренческих и методологических знаний
2.1 Этапы преподавания мировоззренческих знаний в школьном курсе математики
2.2 Применения логических методов познания при решении задач
2.3 Применения эмпирических методов познания при решении задач
2.4 Применения математических методов познания при решении задач
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Математика занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и воспитательных задач. Математические знания необходимы для изучения явлений природы, без них невозможно достижение успехов в развитии производства и науки. Знания о количественных отношениях и пространственные представления необходимы практически во всех сферах деятельности человека.
В условиях нашей страны из-за ограниченности природных ресурсов приоритетным становится расширение наукоёмких производств, основой которых является, с одной стороны, развитие специальных разделов математики, с другой достаточно высокая общематематическая культура работников, занятых на этих производствах.
Роль математики в структуре содержания общего среднего образования заключается в том, что она является опорным учебным предметом, обеспечивающим качественное изучение дисциплин естественно-научного цикла, позволяет развивать логическое и образное мышление учащихся, что является одной из важных задач гуманизации образования
Математика один из элементов общечеловеческой культуры. Её идеи и методы оказывают большое влияние на методологию научного познания действительности. Завершённость, изящество математических формулировок, убедительная сила доказательств способствуют эстетическому воспитанию учащихся. Уровень современного математического образования нашей страны в целом приемлем. Вместе с тем в нём всё ещё превалирует теоретичность, формализм, недостаточные практическая направленность и внимание к развивающей функции, запросам и возможностям учащихся.
Учебный предмет «Математика» занимается изучением тех же вопросов, что и наука, т.е. имеет самостоятельное содержание, взятое из различных областей математической науки, математического анализ, логического курса геометрии и т.д. Вместе с тем, усилия науки направлены к тому, чтобы отыскать и установить возможно полнее и глубже математические законы и пространственные формы реального мира. Математика как школьный предмет имеет целью сообщить учащимся мировоззренческие знания, добытые наукой.
ГЛАВА 1 СОСТАВ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
1.1 Состав мировоззренческих знаний в школьном курсе математики
Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей исключительно велика. Ни один учебный предмет не имеет таких возможностей в развитии мышления учеников, как математика.
При определении содержания математического образования необходимо руководствоваться принципами разумной ограниченности системы понятий. В содержание обучения включаются те понятия, которые необходимы для формирования научного мировоззрения, профессиональной деятельности, дальнейшего обучения математике и другим учебным предметам.
В данном разделе рассмотрим следующие вопросы:
- построение знаний о предмете «Математика»;
-построение знаний о математических методах;-
-построение математической деятельности;
-связь математики с другими учебными предметами;
- применение математических знаний в жизни.
Развитие науки математики оказывает непосредственное влияние на обучение математике, то есть на теорию и методику преподавания этой науки. Вопрос о предмете математики как науки является первостепенным как в теории преподавания математики, так и в практической деятельности учителя математики. В истории математики обычно выделяют четыре периода. При изучении данного вопроса обратите внимание, что начало каждого нового периода развития математики знаменовалось выдающимся научным достижением, определившим переход математики в новое качественное состояние.
Математика слово, пришедшее к нам из Древней Греции: mathema переводится как «познание, наука». Математика это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
2.1 Этапы преподавания мировоззренческих знаний в школьном курсе математики
В практическом разделе мы рассмотрим примеры применения мировоззренческих и методологических знаний учащихся на уроках математики в среднем звене.
В процессе проведения исследовательского анализа нами были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику этапам ознакомления учащихся с математическими знаниями;
- представить примеры применения логических, эмпирических и математических методов познания при решении задач в курсе математики в среднем звене
Изучение учебного предмета «Математика» в V-XI классах осуществляется в три этапа: V-VI, VII-IX, X-XI классы.
Отметим, что целью каждого этапа становится не только получение некоторых мировоззренческих и методологических знаний, но и реализация их на практике.
При изучении математики на первом этапе (V-VI классы) происходит постепенное расширение представлений о числовых множествах:
- множестве натуральных чисел;
- множестве неотрицательных рациональных чисел;
- множестве рациональных чисел.
Вырабатываются умения выполнять устно и письменно действия над числами, умения решать текстовые задачи с помощью средств математического моделирования.
Учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, приобретают навыки действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, учатся использовать переменные для записи свойств и зависимостей.
При решении текстовых задач учащиеся приобретают навыки содержательных рассуждений, учатся использовать математические модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В действующем стандарте цели и задачи современного математического образования представлены следующим образом:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Анализ содержания представленных целей показывает, что они отражают образовательную, мировоззренческую, развивающую и воспитательные функции обучения математике. Можно сказать, что цели сформированы в виде основных математических компетенций, которыми должны владеть выпускники учреждения общего среднего образования.
Однако в данных целях явно не отражено усвоение учеником опыта математической деятельности, ее сущности, методов и способов, как это предусмотрено в проекте. В процессе такой деятельности учащийся усваивает методы и способы математической деятельности, значительная часть из которых носит универсальный характер.
Именно потому обучение математике должно носить системный разносторонний характер.
В дипломной работе были рассмотрены следующие вопросы:
1. Мировоззренческая составляющая математических знаний.
2. Особенности методологии в методике преподавания математики в учреждениях общего среднего образования.
1. Ананченко, К.О. Общая методика преподавания математики в школе. / К.О. Ананченко. – Минск: «Унiверсiтэцкае», 1997. – 252 с.
2. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
3. Гнеденко, Б.В. Математика в современном мире и математическое образование / Б.В. Гнеденко // Математика в школе. – 1991.- №1.-С. 23-25.
4. Гнеденко, Б.В. Математика в современном мире / Б.В. Гнеденко – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
5. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием [Текст] / А.Б. Горстко. – М.: Знание, 1991. – 160 с.
6. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: книга для учителя / Я.И. Груденов. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
7. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: Вербум, 2003 – 125 с.
8. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. – М.: Академия, 2002. – 285 с.
9. Зубченок, И.И. Клубок задач / И.И. Зубченок, М.В. Дубовик. – Минск: Сэр-Вит, 2006. – 96 с.
10. Колягин, Ю.М., Оганесян, В.А., Саннинский, В.Я., Луканин, Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1975. -462 с.
11. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.
12. Математика: учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский; пер. с белорус. Д.А. Карпикова. - 3-е изд., перераб. - Минск: Нар. асвета, 2010. - 399 с.
13. Метельский, Н. В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб./ Н. В. Метельский. — Минск, 1982. – 325 с.
14. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 21056 «Физика» /А. Я. Блох, Е. С. Канин и др.; Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. - М., 1985. – 60 с.
15. Методика преподавания математики: учебник для вузов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин [и др.] – М.: Просвещение, 1980. – 368 с.
16. Методика преподавания математики: учебник для вузов / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев [и др.] – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
17. Мордкович, А.Г. Методические проблемы изучения элементов математического анализа в общеобразовательной школе / А.Г. Мордкович // Математика в школе. – 2002. – №9. – С. 2-12.
18. Образовательный стандарт по учебному предмету «Математика» (I-XI классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/?p=7575 – Дата доступа: 05.03.2016.
19. Овечкин, К. А. Использование методов научного познания при изучении темы «Четырехугольники» // Познание процессов обучения физике: сборник статей. Вып. девятый / под ред. Ю. А. Саурова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 54-59.
20. Перевощикова, Т.Н. Моделирование задач / Т. Н. Перевощикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532379/. – Дата доступа: 05.03.2016.
21. Петерсон, Л.Г. Математика: Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон – Минск: Аверсэв. 2004. – 286 с.
22. Петров, Е. С. Теория и методика обучения математике: учеб.-метод. пособие для студ. мат. спец. / Е. С. Петров. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 84 с.
23. Полякова, Т. С. Методика обучения геометрии в основной школе: Учебное пособие для студентов педвузов и пед.колледжей. – Ростов-на-Дону: РЕПУ, 1996. – 96 с.
24. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики: Учебное пособие для студентов мат. специальности Пед. Вузов и университетиов – Саранск: Тип. Красный Октябрь, 1999. – 208 с.
25. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. 2-е изд. Минск: Аверсэв, 2005. 160 с.
26. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский. Минск, 2012.
27. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 9-го кл. общеобра-зоват. учреждений с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. Б. Шнепермана. Минск: Нац. ин-т образования, 2011. 224 с.
28. Сичивица, О.М. Методы и формы научного познания / О. М. Сичивица. – М., Высшая школа, 1993.
29. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие / Т. А. Иванова, Е. Н. Перевосщикова [и др.] – Н. Новгород: НГПУ, 2003. – 320 с.
30. Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие для вузов [Текст] / под ред. З. А. Решетовой – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344с.
31. Урбан, М.А. Работа с моделями на уроках математики / М.А. Урбан // Начальная школа. – 2010. – №4. – С. 52–56.
32. Учебная программа по математике // Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения: 5-11 классы: Учебное издание / Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. – Минск: ОАО «Полиграфкомбинат имени Якуба Коласа», 2014. – 288 с.
33. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи:. для учащихся ст. классов сред. шк. / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
34. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – М.; Л.: Наука, 1966. – 301 с.
35. Эрдниев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
36. Ящин, Б.Ю. Размышления о развивающем обучении математике // Матэматыка. Праблемы выкладання. – № 2. – 2003. – С. 13-25.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
В работе также имеются следующие приложения:
Урок математики с применение логических методов познания
План-конспект урока «Математическое моделирование при решении экологических задач»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты