Развитие эстетических потребностей подростков средствами вокально-хорового искусства
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Развитие эстетических потребностей подростков средствами вокально-хорового искусства»
по дисциплине: «Педагогика»
2016
251.00 BYN
Развитие эстетических потребностей подростков средствами вокально-хорового искусства
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Организация: Хоровой коллектив "Рапсодия", школа №30 г. Гомеля
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
Тест «Мои музыкальные предпочтения»
Анкета для учащихся, занимающихся в коллективе «Рапсодия»
Репертуар хорового коллектива «Рапсодия»
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1.1. Сущность эстетических потребностей в философской и психолого-педагогических науках
1.2. Роль музыкального искусства в развитии эстетических потребностей подростков
1.3. Педагогические условия организации процесса развития эстетических потребностей подростков средствами хорового искусства
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ «РАПСОДИЯ» ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №30 Г.ГОМЕЛЯ»
2.1. Методы и приёмы развития эстетических потребностей подростков средствами хорового искусства
2.2. Изучение эффективности проведения работы по развитию эстетических потребностей подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема становления личности подростка, изучение личностного роста учащихся в условиях учебно-воспитательной системы всегда были центром внимания гуманистической педагогики и психологии. Подрастающий человек необходимо нуждается в определённых духовно-нравственных основах и эстетических ориентирах, которые часто несовместимы с тем, что он встречает в реальной действительности и средствах массовой информации.
Одной из важнейших задач эстетического воспитания подростка является умение увидеть и понять противоречия современных методов воспитания детей и подростков; принять участие в создании новой системы воспитательной работы с учащимися, отвечающей потребностям современного времени.
Проблема эстетических потребностей, в том числе и музыкальных, интересовала философов (Платон [53], Аристотель [9], Г. Гегель [21]), эстетиков (А.И. Буров [14], Л.Н. Коган [32], Л.П. Печко [52]), привлекала многих психологов (Б.Г. Ананьев [7], Л.С. Выготский [18; 19; 20], Е.Л. Крупник [35], В.А. Крутецкий 36, А.Н. Леонтьев [37], С.Л. Рубинштейн [57; 58], Б.М. Теплов [59], Д.Б. Эльконин [66; 67], П.М. Якобсон [68] и др.) на протяжении многих веков.
Отметим, что искусство хорового пения занимает значительное место в системе эстетического воспитания учащихся. Оно обладает способностями воздействовать на эмоциональную, нравственную, интеллектуальную сферу личности, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, расширяет кругозор и повышает культурный уровень.
Хоровое пение может гармонично вписываться в образовательный процесс учреждения, поскольку это не только творческий процесс, но и учёба, требующая от личности напряжённого внимания и волевых усилий для преодоления трудностей, накопления умений и навыков.
Проблемы музыкального воспитания и музыкального восприятия изучали Э.Б. Абдуллин [1], О.А. Апраксина [8], Ю.Б. Алиев [5], Е.В. Назайкинский [46], Б.М. Неменский [47], Г.М. Цыпин [62], В.Н. Шацкая [63], Г.П. Шевченко [64] и др.
Проблема исследования заключается в раскрытии сущности развития эстетических потребностей подростков средствами хорового искусства.
Объект исследования – развитие эстетических потребностей подростков средствами хоровой музыки.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1.1. Сущность эстетических потребностей в философской и психолого-педагогических науках
Условием существования любого живого существа является потребление жизненно необходимых благ. В основе этого процесса лежат потребности или нужда.
Потребность – предметы и действия, в которых нуждается человек. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. В специальной литературе, посвященной потребностям, можно встретить глобальное определение потребности. Так, в книге М.П. Ершова «Потребность человека» (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность – первопричина жизни, свойство всего живого. «Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, – пишет П.М. Ершов, – отличающее ее, живую материю, от материи неживой» 26, с. 17. Оптимальное определение потребности дано в «Философском энциклопедическом словаре» «Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» 61. В кратком словаре по эстетике эстетические потребности определяются как «потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве» 49.
Проблемы формирования потребностей личности рассмотрены в философской, педагогической и психологической литературе. Все исследования в данном русле сводились к тому, что эстетическая потребность, являясь составной частью общей потребности личности, отражает постоянный интерес человека к тем или иным аспектам духовно-развлекательной жизни, в том числе, потребность в получении определённой духовной пищи от общества, в котором он живёт, и в осуществление необходимой деятельности, духовной ценности, которая даёт возможность сохранить это духовное богатство.
Возникновение первых гипотез о природе потребностей относится к античности. Философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ «РАПСОДИЯ» ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №30 Г.ГОМЕЛЯ»
2.1 Методы и приёмы развития эстетических потребностей подростков средствами хорового искусства
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в ГУО «Средняя школа №30 г.Гомеля» – учебно-воспитательная организация, которая действует в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» в системе Министерства образования Республики Беларусь.
В исследовании приняли участие 24 учащиеся 6-7 классов, составляющих хоровой коллектив «Рапсодия» и представляя собой разновозрастный состав из младших и старших подростков.
Главной задачей педагога-музыканта, преподающего в данном коллективе, является воспитание музыкально-эстетических потребностей и музыкальной культуры учащихся. Одним из элементов музыкальной культуры является хоровое пение в академической манере.
В педагогической практике руководителя старшего хора, наряду с воспитанием певческих навыков у участников хора, нас более всего заинтересовала проблема развития музыкально-эстетических потребностей подростков, а также поиск методов для решения этой проблемы.
Таким образом, руководитель хора Пайкова С.В., решая тактическую задачу – пробуждение у учащихся потребности к хоровому искусству, решает и стратегическую задачу: всестороннее музыкальное развитие учащихся, воспитание у них музыкальной культуры, эстетических идеалов и вкусов.
Для достижения цели исследования, направленной на развитие эстетических потребностей подростков, была проведена экспериментальная работа, которая состояла из трёх этапов: констатирующем, формирующем и контрольном.
Цель констатирующего эксперимента – определить первоначальный уровень развития эстетических потребностей и выявить имеющиеся у школьников знания в области хорового искусства.
На первом этапе исследовательской работы нами были поставлены следующие задачи:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения поставленных целей в ходе написания дипломной работы рассмотрены следующие вопросы:
1. Содержание и структурные компоненты эстетических потребностей.
Сущность эстетической потребности заключается в проявлении тяги к прекрасному и способности сохранения эстетического чувства, которые сохраняются и совершенствуются на протяжении всей жизни.
В структуру эстетических потребностей входят следующие компоненты формирования личности: эмоциональный, рациональный и деятельностный.
2. Особенности развития эстетических потребностей в подростковом возрасте.
Для формирования личности подростка развитие эстетических потребностей является достаточно важным компонентом, т.к. именно подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и быстрой сменой интересов в творчестве и общении.
Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка значительна, поскольку помогает развивать художественный вкус и способствует формированию общей культуры в целом.
3. Педагогические условия успешного развития эстетических потребностей подростков средствами хорового искусства.
К педагогическим условиям формирования эстетических потребностей у подростка относятся: обращение к «эстетическому опыту» подростка (особенности восприятия, эмоционального переживания и культурного рефлексирования); развитие эстетического восприятия, как одного из компонентов эстетической потребности; развитие эстетической наблюдательности; организация системы педагогического сопровождения с учетом уровня эстетического развития учащегося.
4. Методы и приёмы развития эстетических потребностей подростков средствами хорового искусства в процессе организованной деятельности хорового коллектива «Рапсодия» ГУО «Средняя школа №30 г. Гомеля».
Опыт проведения экспериментальной работы определил важные на наш взгляд моменты: благодаря использованию различных форм и методов работы при работе с хоровым коллективом удалось достичь значительных результатов в развитии музыкально-эстетических потребностей у подростков; тщательный и обдуманный подход педагога к подбору.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение,1983. – 112 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин – СПб., 1998. – 271 с.
3. Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 1999. – №6. – С. 100-110.
4. Адищев, В.И. Счастье человека – в раннем приобщении к красоте// Музыка в школе, 2003. – №6 – С. 14-17
5. Алиев, Ю.Б. Подросток – музыка-школа / Ю.Б. Алиев // Вопросы методики музыкального воспитания детей : сб. ст. – М.: Музыка, 1975. – С. 71 – 114.
6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. – М., 1987. – 32 с.
7. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. – М.: Просвещение, 1968. – 335 с.
8. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
9. Аристотель. Этика / Аристотель. – М.: ACT, 2002. – 492 с.
10. Асмус, В.Ф. История античной философии: Учеб. пособие для гуманит. вузов и фак. / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1965. – 320 с.
11. Барташев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.
12. Беляева, Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л.А. Беляева. – Екатеринбург: Ур ГПИ, 1993. – 126 с.
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. – М.: Издательство «Просвещение», 1968. – 464 с.
14. Буров, А.И. Системный подход к эстетическому воспитанию. Теоретические проблемы эстетического воспитания / А.И. Буров // Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода) под ред. Б.Т. Лихачёва. – М.: Педагогика, 1980. – С. 7-16.
15. Бычков, В.В. Эстетика: Учебник, 2-е издание. / В.В. Бычков – М: Гардарики, 2008 – 573 с.
16. Ванслов, В.В. Об отражении действительности в музыке// Вопросы философии. – 1950. – №3. – С. 12-18.
17. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков; под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
18. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
19. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. – Т.4. Детская психология ; под. ред. Д.Б. Эльконина. – М, 1984.-432 с.
20. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский ; под. ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
21. Гегель, Г. Эстетика в 4-х томах / Г. Гегель. – М.: Искусство, 1968. – т. 1. – 311 с.
22. Генезис сенсорных способностей / Под.ред. Л.С. Венгера. – М.: Педагогика, 1976. – 256 с.
23. Горюнова, Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников / Л.В. Горюнова // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1971, № 7.
24. Горюнова, Л.В. Развитие музыкального восприятия подростков / Л.В. Горюнова. – М., 1969. – 220 с.
25. Дмитриева, Л., Черноиваненко, Н. Методика музыкального воспитания в школе. // Пособие для учителя. / Л. Дмитриева, Н. Черноиваненко – М.: Академия, 1998. – 240 с.
26. Ершов, П.М. Потребности человека / П.М. Ершов – М., 1990 – 128 с.
27. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 190 с.
28. Каверин, С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие. / С.В. Каверин – Тамбов, 2006. – 240 с.
29. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М.С. Каган. – М.: Издательство политической литературы, 1974. – 328 с.
30. Кле, М. Психология подростка: психосенсуальное развитие / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991. – 298 с.
31. Киященко, М.И. От эстетического опыта к эстетической культуре / М.И. Киященко // Эстетическая культура. – М.: Ифран, 1996. – С. 9-31.
32. Коган, Л.Н. Художественный вкус: опыт конкретно-социологического исследования / Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1966. – 213 с.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
34. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О.П. Котикова. – Мiнск: Універсітэцкае, 1999. – 155 с.
35. Крупник, Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства / Е.П. Крупник // Вопросы психологии. – М., 1989, №4. – С. 102-110.
36. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Полит¬издат, 1977. – 304 с.
38. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б.Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
39. Лихачёв, Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности. / Б.Т. Лихачёв // Советская педагогика. – М.: Педагогика, 1983, № 6. – С. 52-57.
40. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / Б.Ф. Ломов. – Воронеж: МОДЭК; М.: Московский психолого-социальный институт, 1996. – 384 с.
41. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1979. – 815 с.
42. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.
43. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 254 с.
44. Морозова, С.Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе.–М.:Музыка,1977- С. 75-85.
45. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
46. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1972. – 384 с.
47. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. – 2-е изд., пер. и доп.. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
48. Николаев, Ю.П. Основные эстетические категории: лекция. / Ю.П. Николаев – М.: МВШМ МВД России, 1993. – 126 с.
49. Овсянников, М.Ф. Краткий словарь по эстетике / М.Ф. Овсянников. – М.: Политическая литература, 1963. – 542 с.
50. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошееский, А. В. Брушлипский, В.А. Петровский – М.: Издательский центр Академия, 1998. – 512 с.
51. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, 2000. – 490 с.
52. Печко, Л.П. Системные связи художественных и научно-образовательных элементов в эстетическом воспитании учащихся // Л.П. Печко // Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода) под ред. Б.Т. Лихачёва. – М.: Педагогика, 1980. – С.16-43.
53. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. С.Я. Шейман-Танштейн; Сост. и ред. и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; Авт. примеч. А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1998. – 605 c.
54. Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова – М., 2001. – 320 с.
55. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. – М.: Педагогика, 1987. – 96 с.
56. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – В 2 т. – Т.1. – 485 с.
58. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1975. – 386 с.
59. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: АМИ РСФСР, 1985. – с.186 – 187.
60. Тодоров, Л.В. Проблема изучения личности / Л.В. Тодоров // Вопросы психологии: издается с 1955 года / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1975. – №3 май-июнь 1975. – С. 168-170.
61. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губского [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 574 с.
62. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся музыкальных отделений пед. вузов и консерваторий / Г.М. Цыпин. – М., 1994. – 214 с.
63. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.
64. Шевченко, Г.П. Эстетическое воспитание в школе: Учеб.-метод. пособие / Г.П. Шевченко. – К.: Радянська школа, 1985. – 144 с.
65. Хусанов, В.Б. Нафосат фалсафаси. (методическое руководство) – Ташкент, 2009. – 16 с.
66. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
67. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. – 168 с.
68. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. – М.: Искусство, 1964. – 88 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
Тест «Мои музыкальные предпочтения»
Анкета для учащихся, занимающихся в коллективе «Рапсодия»
Репертуар хорового коллектива «Рапсодия»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты