Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения»
по дисциплине: «Правоведение»
2016
251.00 BYN
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
Введение
1. Правовая сущность земельных отношений
1.1. Земля как объект сельскохозяйственного использования и охраны
1.2. Категории и виды земель
2. Правовые и организационные формы использования земель сельскохозяйственного назначения
2.1. Правовые формы использования земель
2.2. Содержание права землепользования
3. Соотношение публичных и частных интересов в использовании земель сельскохозяйственного назначения
3.1. Правовая охрана земель
3.2. Перспективы введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Значение земли предопределяется ее незаменимой ролью в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. Самой важной категорией земель выступают земли сельскохозяйственного назначения. Республика Беларусь характеризуется высокой степенью сельскохозяйственного освоенности своей территории. В аграрной отрасли земельные ресурсы данной категории — определяющее средство производства, ключевой компонент ресурсной базы растениеводства. На 1 января 2015 г. земли сельскохозяйственного назначения занимали имели долю 43,9 % в структуре земельных ресурсов Беларуси. В структуре сельскохозяйственных земель удельный вес пахотных земель составляет 65,6 %, луговыми землями занято 32,9 %, под постоянными культурами находится 1,4 %. Особенности и состояние земель, плодородие сельскохозяйственных земель предопределяют эффективность аграрного производства, разрешение продовольственной проблемы, производительность труда в аграрной сфере. Продовольственная безопасность государства и уровень жизни населения, тем самым, находятся в прямой зависимости от результатов использования сельскохозяйственных угодий, которые, в свою очередь, являются следствием состояния данных угодий.
В ходе институциональных преобразований в агропромышленном комплексе Беларуси упор делается на различные модели сельскохозяйственных организаций и, в первую очередь, на основе крупнотоварного производства. Земли сельскохозяйственного назначения являются базой отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, которое обеспечивает достаточное количество продовольствия для внутренних потребностей и экспорта. Наряду с этим, в итоге интенсивного сельскохозяйственного использования земельных угодий площадь пригодных для возделывания плодородных земель сокращается. Фонд ранее пригодных для сельскохозяйственного использования земель характеризуется разрушенным почвенным покровом из-за чрезмерной нагрузки на них сельскохозяйственными культурами, неправильной обработкой и вырубкой лесов.
Увеличение площади изъятых из сельскохозяйственного оборота продуктивных земель из-за эрозии, загрязнения, снижению плодородия почв и биологической активности пастбищ, засоления и заболачивания орошаемых земель, изъятия земель сельскохозяйственного назначения для нужд жилищного, промышленного, транспортного строительства отрицательно сказывается на результатах сельскохозяйственного производства. К этому необходимо добавить то, что из-за аварии на ЧАЭС около 20 % территории страны загрязнено радионуклидами.
1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Земля как объект сельскохозяйственного использования и охраны
Земля как объект правового регулирования представляет собой естественно-природное образование, составную часть окружающей среды, понятием «земля» обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ Республики Беларусь. Законодательство Беларусь закрепляет определение юридического термина «земля», который по содержанию не совпадает с естественнонаучным понятием этого объекта. В соответствии со ст.1 Кодекса о земле (далее - КоЗ), земля (земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности [1]. В социальной сфере она является местом обитания населения.
Земля выступает как средство жизнеобеспечения, то есть, условие обеспечения живых организмов средой обитания, источником питательных веществ для роста растений и одновременно частью окружающей природной среды, составной частью экологической системы. Как объект сельскохозяйственной деятельности человека она существует без всякого содействия с его стороны - как всеобщий предмет человеческого труда, как основное средство производства в сельском хозяйстве [2, c.14]. Тем самым, земля формируется в составе природной экологической системы, естественного ландшафта, а как природный ресурс термином «земля» выделяются те компоненты природного объекта, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности. Земля рассматривается средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения антропогенных объектов, территориального ресурса для различных видов деятельности.
В юридической науке существует точка зрения, согласно которой под термином «земля» следует понимать земную поверхность на глубину ее почвенного или плодородного слоя [2, c.15]. Отмеченная функциональная особенность земли в полной раскрываются в аграрном производстве. Земля в сельском хозяйстве находит своё применение как предмет труда, когда землепользователь путем воздействия на ее верхний почвенный слой формирует заданные агротехнические условия, способствующие росту и развитию сельскохозяйственных культур. Одновременно землю рассматривают как средство труда. В этом качестве она обладает определенными механическими, физическими и биологическими свойствами, выступающими при воздействии на растение [3, c.5]. В сельском хозяйстве почва может выступать как предмет труда только в том смысле, что она подвергается воздействию извне, но не превращается в новый продукт, делясь своими свойствами в процессе производства продукции [4].
2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2.1. Правовые формы использования земель
Правовые формы использования земель – это предусмотренные в законодательстве способы реализации прав на землю, с помощью которых осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений. На базе стандартизации правовых форм использования земель устанавливается единая, унифицированная система прав на землю, в которой все права регулируются единообразно [8, c.190]. Объектом прав на земли, в том числе, сельскохозяйственного назначения, выступают индивидуально-определённые земельные участки.
Правовые формы использования земель различаются по следующим признакам:
- имеющие гражданско-правовую природу и не имеющие таковой;
- вещные и обязательственные права;
- срочные и постоянные (бессрочные) права — по срокам;
- по субъектам — собственники и несобственники; государство, юридические и физические лица;
- по целям использования земельных участков.
Перечни свободных (незанятых) земельных участков поддерживаются местными исполнительными комитетами в актуальном состоянии, ежемесячно обновляются и размещаются на информационных стендах и официальных сайтах данных органов в сети Интернет. Основанием возникновения прав на землю является сложный состав, который включает следующие юридические факты:
- принятие решения о передаче земли в собственность или предоставлении во владение и пользование в форме административного акта – решения исполнительного и распорядительного органа; гражданско-правовой сделки; судебного решения;
- отвод участка в порядке ст.80 КоЗ, который представляет собой установление на местности границ земельных участков;
- внесение платы за земельный участок или права на получение земельного участка, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
- государственная регистрация права на земельный участок, удостоверяемая свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, которое является правоустанавливающим документом [24; 25].
Разработка проекта отвода земельного участка осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, проект отвода земельного участка разрабатывается в срок не более 15 рабочих дней со дня оплаты. В соответствии со ст.3 КоЗ, земельные участки могут находиться у землепользователей на следующих правах.
3. СООТНОШЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
3.1. Правовая охрана земель
В процессе использования земли для производства сельскохозяйственной продукции субъекты землепользования вносят минеральные и органические вещества, микроэлементы, производят гипсование, что позволяет поддерживать или увеличивать почвенное плодородие. Вместе с тем, интенсивное использование удобрений, ядов для борьбы с вредителями и сорняками приводит к накоплению в почве несвойственных ей веществ, влечёт за собой загрязнение почвенного покрова [39]. Многоразовые вспашки земель лишают почву её защитных свойств перед природными силами (ветрами, весенними паводками), в результате чего происходит ускоренная ветровая и водная эрозия почвы, ее засоление, вынуждая выводить земли из сельскохозяйственного оборота.
В результате сельскохозяйственной деятельности субъектов землепользования происходит деградация почвы, ее загрязнение и изменение химического состава [40]. Заболачивание, засоление, опустынивание, вызванное вырубкой лесов, чрезмерным распашкой и неправильной эксплуатацией земель, перевыпас скота, а также промышленным загрязнением водоемов и почв отрицательно сказываются на растительном покрове. В дополнение к этому, в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению были подвержены большая часть сельскохозяйственных угодий Беларуси [41]. Земли сельскохозяйственного назначения ввиду их особой экономической ценности подлежат всемерной охране. Для предотвращения вывода из сельскохозяйственного оборота площадей плодородных земель, природоохранное законодательство накладывает существенные ограничения на использование сельскохозяйственных земель [42]. Кроме того, в Беларуси принят Национальный план действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы.
Предотвращение сокращения площадей сельскохозяйственных угодий в общем порядке достигается посредством регламентации предоставления и изъятия земель, установления жестких ограничений для их перевода в несельскохозяйственные земли. Земельное законодательство закрепляет принцип приоритета использования земель этой категории. Для того чтобы не допустить сокращение площадей земель сельскохозяйственного назначения, земельное законодательство предусматривает, упомянутое в подразделе 1.2, требование о возмещении потерь сельскохозяйственного производства. Наряду с этим, учитывая негативные тенденции, для реализации комплекса мер, которые только и могут иметь значимый эффект, необходим самостоятельный системный подход к охране земель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное исследование позволило получить ряд выводов, касательно специфики правового регулирования земель сельскохозяйственного назначения, основная суть которых выражается в следующем:
1. Земля имеет политическое, социальное, экономическое и экологическое измерения, чем предопределяется специфика её правового регулирования. Земли, в том числе, сельскохозяйственного назначения, являются объектами экономических и экологических отношений, публично- и частноправовых правоотношений. В Республике Беларусь государство, будучи собственником земель сельскохозяйственного назначения, регулируя и управляя сельскохозяйственным производством, одновременно преследует и цели повышения социально-экономического благополучия населения, и требования обеспечения устойчивой экологической ситуации.
Земельные ресурсы создают основу для сельскохозяйственного производства. Главным свойством земли, предназначенной для нужд сельского хозяйства, является плодородие почвенного покрова, то есть, ее способность аккумулировать и передавать растениям питательные вещества. Сельскохозяйственное производство в части растениеводства собственно использует почвенный покров земель соответствующего назначения, непосредственно взаимодействует с землёй, сочетается с мероприятиями по улучшению свойств слоя почвы на сельскохозяйственных землях. В связи с незаменимой ролью земель сельскохозяйственного назначения в обеспечении продуктами питания, главным направлением в распределении земель в процессе земельно-правового регулирования остается учет необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры, всесторонняя охрана.
2. Земли сельскохозяйственного назначения находятся только в собственности государства и предоставляются лишь на праве пользования и владения. Земельному праву присущи промежуточные правовые формы землепользования, производные от права государственной собственности. Землепользование сопряжено с ограничениями на получение земли и на земельные сделки. Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, находящихся во владении у одного частного собственника; кроме того, необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может быть изменено только по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти. Это обусловило появление особого типа земель личных подсобных хозяйств, которые можно отнести к виду сельскохозяйственных земель, которые не входят в состав категории земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть получены на вещном праве в результате принятия административного акта, без проведения аукциона.
1. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс]: 23 июля 2008 г., N 425-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
2. Крассов, О.И. Земельное право: учебник / О.И. Крассов. — М.: Норма, 2016. — 560 с.
3. Мороз, Г. О понятии «качество сельскохозяйственных земель» / Г. Мороз // Земля Беларуси. – 2014. - №2. – С.4-7.
4. Жердева, О.В. Роль, значение и функции земли в сельскохозяйственном производстве / О.В. Жердева / Теория и практика. – Дата доступа: 01.10.2016.http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/8/ekonomika
/zherdeva.pdf. – Дата доступа: 01.10.2016.
5. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/klassificator/OKRB_005-2011(izm.1,2).zip. – Дата доступа: 01.10.2016.
6. Кенэ, Ф. Физиократы. Избранные экономические произведения / Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, П. С. Дюпон де Немур. – М.: Эксмо, 2008. – 1200 с.
7. Шингель Н.А. Земельное право Республики Беларусь. Общая часть: курс лекций / Н.А. Шингель. – Минск: БГУ, 2004. – 87 с.
8. Экологическое право: учебник / С.А.Балашенко [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 501 с.
9. Свитин, В.А. Мониторинг земель: учебник / В.А. Свитин. — Минск: ИВЦ Минфина, 2015.— 318 с.
10. Седашкина, С.А. Развитие отношений собственности на земли сельскохозяйственного назначения и повышение эффективности их использования: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.А. Седашкина. —Саранск, 2012. – 20 с.
11. Станкевич, Н.Г. Земельное право: учебное пособие / Н.Г. Станкевич. — Минск, 2003. – 348 с.
12. Лещик, С.М. Земельное право. Право собственности на землю в Республике Беларусь / С.М. Лещик. — Минск: ЧИУП, 2015. – 28 с.
13. Ламакин, А.С. Формирование рынка земли сельскохозяйственного назначения: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.С. Ламакин. – М., 2008. – 20 с.
14. О некоторых вопросах отнесения земель к определенным категориям и видам перевода их из одних категорий и видов в другие [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2006 г., № 456 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Об утверждении Положения о порядке изменения целевого назначения земельных участков [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 декабря 2011 г., №1780 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Боголюбов, С.А. Земельное право: учебник / С.А. Боголюбов. – М.: Юрайт, 2016. – 368 с.
17. Об утверждении Положения о порядке размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 февраля 2000 г., № 260 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс]: 29 декабря 2009 г., № 71-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобрен Советом Респ. 18 декабря 2009 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь 13 июня 2016 г. № 372-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19. Об утверждении Инструкции о порядке разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций [Электронный ресурс]: Постановление Государственного комитета по имуществу, 5 июля 2001 г., №9 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20. О некоторых мерах по реализации Указа от 27 декабря 2007 г. № 667 [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 марта 2008 г., № 462 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21. Улюкаев, В.Х. Земельное право: учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. - М.: Частное право, 2010. - 344 с.
22. Об изъятии и предоставлении земельных участков [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 27 декабря 2007 г., № 667 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
23. Шаршун, Е.В. Проблемы определения и правового соотношения понятий «земли сельскохозяйственного назначения» «сельскохозяйственные земли» / Е.В. Шаршун // Юридический журнал. – 2007. - №4. – С.44-48.
24. О некоторых вопросах передачи земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2007 г., № 213 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
25. Об утверждении Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников) [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 22 февр. 2000 г., № 81 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
26. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 07 декабря 1998 г., N 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноя. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
27. О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 1 марта 2010 г., № 101 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
28. Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых Постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 февр. 2007 г., № 227 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
29. Положение об областной, Минской городской землеустроительной и геодезической службе [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь, 4 нояб. 2003 г., №12 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
30. О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков [Электронный ресурс]: Указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
31. Ковалив, А. Основные экономические интересы в процессе сельскохозяйственного природопользования / А. Ковалив // Земля Беларуси. – 2014. - №1. – С.19-23.
32. Об утверждении Положения о порядке отнесения районов к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 августа 2014 г., № 796 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
33. Сулин, М.А. Землеустройство сельскохозяйственных предприятий: Учебное пособие / М.А. Сулин. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 224 с.
34. О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 11 ноября 2011 г., № 510 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
35. Салтыков, К. О некоторых направлениях совершенствования экономического механизма землепользования / К. Салтыков // Земля Беларуси. – 2015. - №3. – С.18-24.
36. О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 февр. 2001 г. № 49 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
37. О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 17 июля 2014 г., № 349 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
38. Чернышова, О.Н. Совершенствование экономических отношений на рынке земли сельскохозяйственного назначения: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / О.Н. Чернышова. – Тамбов, 2008. – 21 с.
39. Об утверждении предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в землях (включая почвы) для различных категорий земель [Электронный ресурс]: Постановлением Министерства здравоохранения, 12 марта 2012 г., № 17/1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
40. О некоторых вопросах предотвращения деградации земель (включая почвы) [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 апреля 2015 г., №361 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
41. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 26 мая 2012 г., № 385-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
42. Временная методика определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель [Электронный ресурс]: утв. Приказом Мин-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 20 мая 1997 г., № 112 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
43. Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 958 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
44. Никляев, В.С. Основы технологии сельскохозяйственного производства. Земледелие и растениеводство / В.С. Никляев. – М.: Былина, 2000. – 557 с.
45. О мелиорации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., №423-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
46. Таксы для определения размера возмещения вреда, причинённого деградацией земель (включая почвы) любой категории, за исключением земель лесного фонда [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июня 2008 г., № 348 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
47. Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ [Электронный ресурс]: утв. Приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Респ. Беларусь, 25 апр. 1997 г., № 22 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
48. Положение о кадастровом делении территории Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Респ. Беларусь, 19 сент. 2000 г., № 10 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
49. Об утверждении Инструкции о порядке проведения кадастровой оценки сельскохозяйственных земель земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям [Электронный ресурс]: Постановление Государственного комитета по имуществу, 29 июня 2015 г., № 28 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
50. Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2007 г., № 386 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
51. Об утверждении Инструкции об организации работ по проведению мониторинга земель [Электронный ресурс]: Постановление Государственного комитета по имуществу, 22 декабря 2009 г., № 68 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
52. Головатый, С.Е. Мониторинг и использование земельных ресурсов: учебное пособие / С.Е. Головатый [и др.]. – Минск: МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2009. – 149 с.
53. Об установлении форм актов обследования земель [Электронный ресурс]: Постановление Государственного комитета по имуществу, 30 ноября 2011 г., № 67 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
54. Положение о государственном контроле за использованием
и охраной земель [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 26 марта 1993 г., № 182 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
55. О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 декабря 2009 г., № 622 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
56. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апреля 2003 г., N 194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апреля 2016 г. № 358-З / ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
57. Коцонис, Я. Как крестьян делали отсталыми: сельскохозяйственные кооперативы и агpарный вопрос в России 1861-¬ 1914 / Я. Коцонис. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты