Коррекция самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Коррекция самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии»
по дисциплине: «Практическая психология»
2016
251.00 BYN
Коррекция самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Программа коррекции самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы коррекции самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
1.1 Особенности самооценки детей младшего школьного возраста
1.2 Методы коррекции самооценки младших школьников
1.3 Сказкотерапия и ее использование в работе педагога-психолога по коррекции самооценки у младших школьников
2 Эмпирическое исследование самооценки младших школьников и ее коррекция средствами сказкотерапии
2.1 Организация и методы исследования самооценки младших школьников
2.2 Анализ результатов исследования самооценки младших школьников
2.3 Содержание работы психолога по коррекции самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Программа коррекции самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
Введение
Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности. Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и оценку личностных качеств.
Неадекватная самооценка может привести к личностным и коммуникационным проблемам. Основы умения оценивать себя закладываются еще в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст является начальным периодом осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить фундамент для формирования дифференцированной адекватной самооценки.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что самооценка как психологический феномен представляет собой:
- центральное звено личности;
- главный компонент самосознания;
- регулятор деятельности и поведения;
- выделение человеком собственных качеств, их осознание и оценочное отношение к ним.
В связи с этим в современной психологии сложилось множество взглядов под разным углом на работу с самооценкой. Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Так, вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева [1], выделившего в структуре самооценки индивидные, личностные и субъект-деятельностные характеристики.
Р. Бернс [2], А.В. Захарова [3], А.И. Липкина [4] рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кона [5], Ч. Кули [6], Э. Эриксона [7] раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция». Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Для того чтобы ребенок не испытывал психологический дискомфорт, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с низкой
1 Теоретические основы коррекции самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
1.1 Особенности самооценки детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу и дает возможность проявиться в новой сфере человеческой деятельности – учении. Л.И. Божович отмечает, что это «особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности» [14, с. 101].
Младший школьный возраст обладает рядом специфических признаков. Эти возрастные особенности обусловлены рамками первого периода обучения. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, чтение, рисование, физкультурные занятия, ручной труд и другие виды учебной деятельности, на основе которой при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к формированию теоретического сознания и самосознания как основы самооценки.
Г.М. Бреслаев указывает, что в этом возрасте «ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др.), понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя» [15].
Р.С. Немов отмечает, что особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. «Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам. У
2 Эмпирическое исследование самооценки младших школьников и ее коррекция средствами сказкотерапии
2.1 Организация и методы исследования самооценки младших школьников
Цель эмпирического исследования: выявить уровень и особенности самооценки у младших школьников.
Методы исследования: беседа, экспертное оценивание, тестирование, качественный и количественный анализ результатов.
Исследование осуществлялось на базе ГУО «Бабичский ясли-сад-средняя школа Чечерского района».
Выборка исследования: 15 учащихся 1-3 классов в возрасте 6–10 лет. Для выявления уровня и особенностей самооценки у младших школьников были подобраны следующие методы: тестирование, экспертное оценивание, беседа.
Тестирование – метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, имеющие определенную шкалу значений с целью стандартизованного измерения индивидуальных различий [53].
Для изучения самооценки младших школьников нами были использованы методики:
– методика «Лесенка» В.Г. Щур;
– шкала детской Я–концепции Пирса – Харриса.
1. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Назначение методики: выявление уровня самооценки, системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, ручка.
Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем ребенку показывается нарисованная лесенка, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой
Заключение
На основании изучения психолого-педагогической литературы были выделены следующие особенности самооценки младших школьников: возрастает критичность, требовательность к себе; преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами; происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки; становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника. В процессе коррекции самооценки детей младшего школьного возраста используются методы: самовоспитания, положительного подкрепления, разумного самопринуждения, самоанализа, игротерапии и арт-терапии, в частности такого ее направления, как сказкотерапия.
Сказкотерапия – это метод коррекции, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания. Сказкотерапия представляет собой метод коррекции, где при анализе и использовании образов героев ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Сказкотерапия является средством снижения тревожности и повышения самооценки у детей младшего школьного возраста. Сказкотерапия ставит перед собой цель повышение самооценки через осознание собственной ценности и уникальности.
Результаты выявления уровня самооценки младших школьников показывают, что низкая самооценка диагностируется у 7% испытуемых, заниженная самооценка – у 60% испытуемых, адекватная – у 33% испытуемых. Результаты свидетельствуют о том, младшие школьники не уверены в себе и своих способностях.
На втором этапе эмпирического исследования на основании результатов первого этапа была разработана программа коррекции самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии. О результативности разработанной программы говорят результаты повторной диагностики: количество младших школьников с низкой самооценкой снизилось с 7% до 0%, с заниженной самооценкой – с 60% до 7%, с адекватной самооценкой количество младших школьников увеличилось с 33% до 93%.
Разработанная программа коррекции средствами сказкотерапии представляет собой эффективную методику коррекции самооценки младших школьников. Применение программы позволило добиться: повышения рефлексии собственных личностных качеств, поведения; развития эмоционально-волевой сферы личности; снижения тревожности, устранения страхов; формирования адекватной самооценки и уверенности в себе; развития коммуникативных способностей; развития эмпатии, чувства самопознания.
1 Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. – 2001. – № 3 (32). – С. 87 – 92.
2 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Академия, 2006. – 483 с.
3 Захарова, А.В. Исследования самооценки младшего школьника / А.В. Захаров // Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 114 – 118.
4 Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Знание, 2006. – 347 с.
5 Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Академия, 2000. – 314 с.
6 Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Под ред. А.Б. Толстова. – М.: Идея-Пресс, 2009. – 320 с.
7 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с анг. – М.: Прогресс, 2006. – 342 с.
8 Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Просвещение, 2007. – 178 с.
9 Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Занкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 140 с.
10 Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.
11 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
12 Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М. В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151 – 155.
13 Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов / Н. Пезешкин. – СПб.: Питер, 2002. – 228 с.
14 Божович, Л.С. Проблемы формирования личности / Л.С. Божович. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.
15 Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 346 с.
16 Общие основы психологии: в 2 частях / Под. ред. Р.С. Немова – М.: Владос, 2001. – Ч. 1. – С. 110–114.
17 Серебрякова, Е.Л. Уверенность в себе и условия ее формирования: автореф. канд-та пед. наук / Е.Л. Серебрякова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. – 1955. – 162 с.
18 Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 305. – С. 149 – 151.
19 Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333 – 393.
20 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 520 с.
21 Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5 – 14.
22 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. – М.: ЧеРО. 2002. – 533 с.
23 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чернокова. – М.: Академия, 1990. – 450 с.
24 Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М.: Академия, 2002. – 452 с.
25 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1984. – Т. 4. – 624 с.
25 Далгатов, М.М. Влияние формирования общепознавательных действий на атрибуцию неуспеха к способности в обучении: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.10 / М.М. Далгатов. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. – 1994. – 136 с.
27 Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Академия, 1990. – 510 с.
28 Савчин, М.В. Возрастная психология / M.В. Савчин, Л.П. Василенко. – М.: Академия, 2006. – 360 с.
29 Матвеева, O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6–12 лет / О.А. Матвеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 308 с.
30 Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Академия, 2001. – 252 с.
31 Якобсон, С.Г. Организованность и условия ее формирования у младших школьников / С.Г. Якобсон, Н.Ф. Прокина. – М.: Смысл, 2000. – 174с.
32 Савонько, А.П. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми / А.П. Савонько. – М.: Академия, 2001. – 310 с.
33 Петрова, С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С.М. Петрова // Вопросы психологии. – 2001. – № 44. – С. 136 – 137.
34 Кропачева, М.Н. Психологические особенности самоотношения младших школьников с ЗПР: автореф. дисс. канд. псих. наук: 19.00.10 / М.Н. Кропачева. – Нижний Новгород: ШПГИ. – 2010. – 24 с.
35 Шилова, Т.А., Костерева, Л.И. Анализ компонентов самооценки личности младших школьников, обучающихся на дому / Т.А. Шилова, Л.И. Костерева. – М.: МГПУ, 2010. – 124 с.
36 Пилипчук, Л.С. Особенности самосознания личности в раннем юношеском возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Л.С. Пилипчук. – Алматы: АГУ им. Абая. – 1999. – 158 с.
37 Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2005. – 510 с.
38 Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. – 139 с.
39 Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л.Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2004. – 360 с.
40 Лебедева, Л.Д. Практика арт–терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб: Речь, 2003. – 256 с.
41 Кроули, Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка / Р. Кроули. – СПб.: Питер, 2008. – 435 с.
42 Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия / О.В. Защиринская. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 123 с.
43 Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путешествие в страну сказок: практич. пособие / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – М.: Смысл, 2004. – 539 с.
44 Гордон, Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала / Д. Гордон. – СПб.: Питер, 2004. – 330 с.
45 Родари, Дж. Грамматика фантазии / перевод с итал. Ю.А.Добровольской. – М.: Академия, 2000. – 212 с.
46 Самохвалова, А.Г. Преодоление коммуникативных трудностей младших школьников средствами сказкотерапии / А.Г. Самохвалова // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 200 – 212.
47 Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. – СПб.: Речь, 2002. – 168 с.
48 Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. – М.: Академия, 2014. – 180 с.
49 Волкова, Н.А., Слизкова, Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников / Н.А. Волкова, Е.В. Слизкова // Концепт. – 2014. – № 2. – С. 106 – 110.
50 Чех, Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку / Е.В. Чех. – СПб.: Речь, 2009. – 144 с.
51 Блаво, Р. Сказки, которые лечат детей и их родителей / Р. Блаво. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.
52 Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.
53 Головин, С. Словарь практического психолога / С. Головин. – М.: Харвест, 1988. – 226 с.
54 Соболева, Л.Н. Оценка уровня тревожности детей школьного возраста / Л.Н. Соболева, Н.Г. Новак, Т.М. Шаршакова // Проблемы здоровья и экологии. – 2013. – № 4 (38). – С. 123 – 128.
55 Гуров, В.А., Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога / В.А. Гуров // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 4 (52). – С. 56 – 60.
56 Психологические тесты для профессионалов / авт.–сост. Н.Ф. Гребень. – Мн.: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
57 Зиновьева, Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.01 / Э.В. Зиновьева. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2005. – 260 с.
58 Попова–Денисова, С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников / С.В. Попова–Денисова // Психология и педагогика: методик и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 109 – 113.
59 Яснова, А.Г. Реалистичность Я-образа и самооценки как ресурс личностного развития школьника / А.Г. Яснова // Вестник СПБУ. – 2007. – Вып. 2, ч. 2. – С. 22 – 26.
60 Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И. Захаров. – СПб.: Каро, 2006. – 672 с.
61 Пирмагомедова, Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева, Г.К. Сулейманова. – 2015. – № 2 (51). – С. 110 – 112.
62 Бурамбаева, Д.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор психологической безопасности личности / Д.А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1 – 9.
63 Пирожкова, Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом / Н.В. Пирожкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1 – 9.
64 Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – №5. – С. 112 – 116.
65 Филоненко, А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста / А.А. Филоненко // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892 – 894.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Программа коррекции самооценки у младших школьников средствами сказкотерапии
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты