Введение
ГЛАВА 1 Роль экспериментальной деятельности Генриха Бёлля с жанрами и системами образов в эволюции послевоенной немецкой литературы
1.1 Социально-исторический контекст мировоззренческой позиции Генриха Бёлля
1.2 Жанровое новаторство в произведениях Генриха Бёлля
1.3 Генезис образов героев в романах и коротких рассказах Генриха Бёлля
ГЛАВА 2 Особенность жанровой типологии и функционально-семантическая специфика системы образов в произведениях Генриха Бёлля
2.1 Особенности образа времени как диалога прошлого и настоящего в судьбах героев в романе Бёлля «Бильярд в половине десятого»
2.2 Автобиографичность образов и реализация понятия «морали языка» в коротком рассказе «Потерянная жизнь Катарины Блумм»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Тема нашей дипломной работы: Г. Бёлль: жанровая типология и система образов.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что исследование жанровой специфики произведений Бёлля в их многообразии и многозначности, а так же анализ системы образов в произведениях писателя являются необходимым условием для осмысления достояния мировой художественной и европейской литературы, а тек же понимания условий и факторов, влияющих на современный литературный процесс.
Объект исследования – произведения Генриха Бёлля.
Предмет исследования – модификации произведений Бёлля на жанровом и сюжетно-композиционном уровнях, а также своеобразие образно-мотивной, пространственно-временной, стилевой структур, рассматриваемое через доминанту жанрообразования произведений автора — концепцию человека и его действительности.
Цель исследования – системный анализ жанровой природы произведений Бёлля, заключающееся в выявлении доминант жанра и средств их воплощения на разных структурных уровнях.
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) оценить роль экспериментальной деятельности Генриха Бёлля с жанрами и системами образов в эволюции послевоенной немецкой литературы;
2) изучить оциально-исторический контекст мировоззренческой позиции Генриха Бёлля;
3) определить степень жанрового новаторства в произведениях Генриха Бёлля;
4) проследить генезис образов героев в романах и коротких рассказах Генриха Бёлля;
Глава 1 Социально-исторический контекст мировоззренческой позиции Генриха Бёлля
1.1 Социально-исторический контекст мировоззренческой позиции Генриха Бёлля
Путь Генриха Бёлля как художника-реалиста начинается в конце 1940-х годов, в этот период формируется система ценностных ориентиров и в равной мере закладывается основание проблематики всего творчества писателя как наиболее показательного явления немецкой послевоенной литературы. (Полную версию биографии писателя содержит приложение А.)
Произведения писателя переведены на 48 языков мира. На русском языке рассказ Бёлля впервые появился в журнале "В защиту мира" в 1952 году. Бёлль - выдающийся художник-реалист. Война в изображении писателя - это мировая катастрофа, болезнь человечества, которая унижает и разрушает личность. Для маленького рядового человека война означает несправедливость, страх, муки, нужду и смерть. Фашизм, по мысли писателя, идеология бесчеловечная и подлая, он спровоцировал трагедию мира в целом и трагедию отдельной личности.
Произведениям Бёлля свойствен тонкий психологизм, раскрывающий противоречивый внутренний мир его персонажей. Он следует традициям классиков реалистической литературы, особенно Ф.М.Достоевского, которому Бёлль посвятил сценарий телефильма "Достоевский и Петербург". В поздних произведениях Бёлль все чаще поднимает острые нравственные проблемы, вырастающие из критического осмысления современного ему общества.
Вершиной международного признания стало его избрание в 1971 г. президентом Международного ПЕН-клуба и присуждение Нобелевской премии по литературе в 1972 г. Однако, эти события свидетельствовали не только о признании художественного таланта Белля. Выдающийся писатель воспринимался и в самой Германии, и в мире как совесть немецкого народа, как человек, остро чувствовавший "свою сопричастность времени и современникам",
Глава 2 Особенность жанровой типологии и функционально-семантическая специфика системы образов в произведениях Генриха Бёлля
2.1 Особенности образа времени как диалога прошлого и настоящего в судьбах героев в романе Бёлля «Бильярд в половине десятого»
Немецкие исследователи Бёлля пришли к общему мнению об этом романе: они считают его «вершиной» в творчестве писателя, реалистическим символом половины столетия немецкой действительности, наиболее значительным произведением критического реализма, гуманистическим провозглашением борьбы против тех, кто губит нацию. Генрих Белль из числа тех, кто создал свой собственный художественный мир и внес огромный вклад в развитие немецкой литературы, хотя многие профессионалы склонны видеть в нем лишь первоклассного беллетриста. Но ведь Генрих Белль и не претендовал на особую философскую глубину, только он видел дальше, чувствовал тоньше и умел с помощью немногих точно расставленных слов создать обыденный и одновременно новый образ, позволяющий приметить неожиданный излом жизни.
Образ времени в романе Бёлля «Бильярд в половине десятого» заслуживает особого внимания. К изучению данного явления обращались многие исследователи творчества немецкого писателя, вследствие чего возникли различные неоднозначные трактовки образа бёллевского времени. Так, к примеру, согласно мнению С. Рожновского, в романе возникает оппозиция прошлое – настоящее. Немецкий критик Бернхард, напротив, предлагает вместо соответствия двум разным полюсам непрерывность и нерасторжимости связи прошлое – настоящее – будущее. Этот приём служит средством раскрытия персонажей, объяснения точки зрения самого автора, анализа исторических событий в Германии, прогнозирования её будущего.
Э. Ильина, говоря об образе времени в романе Бёлля, вводит термин «непреодолённое прошлое, неотделимое от настоящего».
Заключение
Исходя из поставленных перед нами задач, мы пришли к следующим выводам:
1) мы совершили обзор экспериментальной деятельности Генриха Бёлля с жанрами и системами образов в эволюции послевоенной немецкой литературы. Бёлль известен как романист, но он скорее предпочитал работать с коротким рассказом, называя его «самой прекрасной из всех прозаических форм». В жанре короткого рассказа Бёлль, по замечанию П.М. Топера, «часто был социально и политически определеннее, чем в некоторых своих более поздних романах»". Бёлль также модифицирует жанр романа, придает ему новые черты: событийную концентрацию, ограниченный круг персонажей, глубокую разработку психологической коллизии, сатирическое изображение действительности, превосходный повествовательный стиль.
Мы так же определили, что в романах и новеллах Белль широко применяет внутренний монолог, который является едва ли не основным средством психологического анализа в литературе XX века. В произведениях Белля обнаруживаются и элементы «потока сознания», которые придают повествованию психологическую достоверность и лиризм.
2) мы изучили оциально-исторический контекст мировоззренческой позиции Генриха Бёлля. Его называли "хронистом эпохи", "Бальзаком второй немецкой республики", "совестью немецкого народа". Для писателя война означает несправедливость, страх, муки, нужду и смерть. Фашизм, по мысли писателя, идеология бесчеловечная и подлая, он спровоцировал трагедию мира в целом и трагедию отдельной личности.
На такую мировоззренческую позицию писателя повлиял пережитый жизненный опыт. Он оказался в числе тех немногих гимназистов, кто отказался вступить в "Гитлерюгенд";
1. Белль, Г. Бильярд в половине 10. Пер, Л.Черной /Белль Г. Избранное. -М.: Радуга, 1986.- 205 с.
2. Белль, Г. Глазами клоуна. Пер. Р.Райт-Ковалевой / Белль Г. Избранное. Указ.изд. С.421-560.
3. Белль, Г. Групповой портрет с дамой. Пер. Л.Черной / Романы Г.Белля. Б 2 кн. Кн.:,.- Кишинев: Лумкна, 1987.- 446 с.
4. Белль, Г. Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести. Пер. Е.Кацевой / Белль Г. Избранное. Указ.изд. С.581-649.
5. Белль, Г. Рассказы. Пер. Е.КацеЕой / Белль Г. Избранное. Указ.изд. С.581-649.
6. Березина, А.Г. Авторская позиция в художественном произведении. Сб.науч.тр.-Минск, .- 120 с.
7. Березина, А.Г. Проблема игры в последнем романе Г.Гессе / Развитие реализма в немецкой литературе 20-50 гг. Сб.науч.тр. -Курск, 1982.- С.25-32.
8. Байман, С.Т. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике/ С.Т. Байманю- М.: Сое.писатель, 1989.- 366 с.
9. Виноградов, В.Б. О теории художественной речи / В.Б. Виноградов. - М.: Высш.шк., 1971.- 240 с.
10. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов.- М.: Гослитиздат, 1960.- 654 с.
11. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский.- М.: Искусстео, 1986.572 с.
12. Гаибов,а М.Т. Пути и способы выявления образа автора по внутренней речи-персонажа. Учебн.пособие для студентов / М.Т. Гаибова. - Баку, 1984.147 с.
13. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы / Н.К. Гей -М.: Наука, 1967.- 364 с.
14. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург.- Л.: Сое.писатель, 1971.- 464 с.
15. Гиршшн, М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршшн.- М.: Сов.писатель, 1982.- 367 с.
16. Днепров, Б.Д. Идеи времени и формы времени / Б.Д. Днепров.- Л,: Сов.писатель, 1980.- 598 с.
17. Затонский, Д.Б. Жанровое разнообразие современной прозы Запада /Д.Б.Затонский.- Киев: Наук.думка, 1989.- 298 с.
18. Затонский, Д.Б. Взаимодействие формы и содержания е реалистическом художественном произведении/Д.Б.Затонский. - Кивв, 1988.- 468 с.
20. Затонский, Д.Б. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе/Д.Б.Затонский.- Киев: Изд-во КиеЕ.ун-та, 1961.- 259 с.
21. Затонский, Д.Б. Искусство романа и ЮС век / Д.Б.Затонский.- М.: Худож.лит., 1973.- 535 с.
22. Исупов, К.Г, Игра в литературном творчестве и произведении. Авторего. дисс. канд.филол.наук. / К.Г. Исупов.- Донецк, 1975.- 26 с.
23. Клочек, Г.Д. Методология системных исследований индивидуальной поэтики и поэтики отдельного литературного произведения / Г.Д. Клочек.- Киев, 1989.- 39 с.
24. Кожинов, Б.Б. Происхождение романа/ Б.Б. Кожинов.- М.: Сое.писатель, 1963.439 с.
25. Корман, Б.О. Проблемы автора в художественной литературе./ Б.О. Корман.-Ижевск, 1974.- 120 с.
26. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста/ В.А. Кухаренко - М.: Просвещение, 1988.188 с.
27. Тынянов, Ю.Н. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения/ Ю.Н Тынянов.-М., 1982.- 192 с.
28. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино/ Ю.Н Тынянов..- М.: Наука,1977.- 574 с.
29. Урбан, A.A. Философичность художественной прозы / A.A. Урбан Звезда.1978.- С.209-221.
30. Успенский, Б.А. Поэтика композиции/ Б.А. Успенский.- М.: Искусство, 1970.225 с.
31. Фридлендер, Г.М. Методические проблемы литературоведения /Г.М. Фридлендер.-Л.: Наука, 1984.- 238 с.
32. Хоранекая, З.И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения/ З.И..- Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1975.429 с.
33. Храпченко, М.Б. Художественное творчество, действительность, человек/ М.Б. Храпченко.- М.: Сое.писатель, 1982.- 416 с.
34. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы/ М.Б. Храпченко.- М.: Худож.лит,- 446 с.
35. Чаковский, С.А. Методология анализа литературного произведения/ С.А. Чаковский.— М.: Наука, 347 с.
36. Шкловский, В.Б. О теории прозы/ В.Б. Шкловский.- М., 1983.- 383 с.
37. Штейн, А.Л. Веселое искусство комедии/ А.Л. Штейн.- М.: Слово, 1990.- 334 с.
38. Эсалнек, А.Я. Своеобразие романа как жанра/ А.Я. Эсалнек.- М.: Изд-ео МГУ, 1978.- 79 с.
39. Якобосон, Р.О. Работы по поэтике/ Р.О. Якобоон.- М.: Прогресс, 1987.- 460 с.
40. Böll, Н. Billard um halb zehn.München-Zürich / Н. Boll.- Bonn,1964. - 236 S.
41. Böll, Н. Ansichten eines Clowns/ Н. Boll.- Köln-Berlin,1968. -3o3 S.
42. Boll, H. Die verlorene Ehre der Katharina Blum,Oder:.Wie Gewaltentsteht wird und wozu sie führen kann / Н. Boll.- Köln,1976.-178 3.
43. Barnasch, Н. Grundlagen der Literaturaneignung.Berlin, 1972.-178S.
44. Grundbegriffe der Literaturanalyse. Hrsg.von K.Kasper und D.Wuckel.- Leipzig,1982.- 290 S.
45. Kaiser, W. Entstehung und Krise des modernen Romans. Stuttgart,1963.- 192 S.
46. König, B. Die Wichtigkeit, ein Fremder zu sein. Der Schriftsteller und die Distanz. Wiesbaden, 1979.- 12 S.
47. Krauss, W. Grundprobleme der Literaturwissenschaft. Zur Interpretation literarischen Werke. Hamburg,1968,- 236 S.
48. Migner, K. Theorie des modernen Romans. Stuttgart,197.- 343 S.
49. Neumann, M. Gesellschaft Literatur - Lesen. Literaturretep-tion in theoretischer Sicht. Berlin und <veimar,1973.- 263 S.
50. Neumann, M. Blickpunkt Leser. Literatur-theoretische Aufsätze. Leipzig, 1984-.- 235 S.
51. Vormweg, H. Schreiben und Leben. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag,19S3.- 12 S.