Профессиональное выгорание и личностные особенности представителей помогающих профессий
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Профессиональное выгорание и личностные особенности представителей помогающих профессий»
по дисциплине: «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»
2016
251.00 BYN
Профессиональное выгорание и личностные особенности представителей помогающих профессий
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1.1 – Выраженность показателей эмоционального выгорания у педагогических работников по методике В.В. Бойко;
Таблица 1.2 – Выраженность показателей индивидуально-личностных особенностей педагогических работников по опроснику К. Кеттелла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 2.1 – Показатели корреляционного анализа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
1.1. Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
1.2. Факторы риска развития профессионального выгорания
1.3. Психологические особенности представителей помогающих профессий
Выводы
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
2.1. Организация и методологические основы исследования
2.2. Исследование уровня эмоционального выгорания представителей помогающих профессий
2.3. Исследование индивидуально-личностных особенностей представителей помогающих профессий
2.4. Анализ взаимосвязи профессионального выгорания и личностных особенностей представителей помогающих профессий
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы исследования и ее актуальность
Актуальность исследования проблемы профессионального выгорания обусловлена тенденцией к неуклонному повышению требований общества к уровню профессионализма в условиях повышения профессиональной деятельности в системе ценностей современного человека. В связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, гуманизацией общества, особую значимость приобретают помогающие профессии, представителями которой являются врачи, психологи, педагоги, социальные работники. Поскольку в этих сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, требуется пристальное внимание к особенностям процесса их личностно-профессионального самоопределения, к условиям, оказывающим на него влияние.
В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом этотфеномен выявлен и активно исследуется уже более 30 лет (С. Джексон, К. Маслач, Н. Френдерберг и др.). Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека [54].
Синдром эмоционального выгорания возникает в любой деятельности связанной с интенсивным общением и контактами с клиентами. Его развитие постепенно приводит к необратимым изменениям личностной структуры специалиста, что препятствует успешному осуществлению его профессиональной деятельности.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». По мнению А. Ленгле [30], – «это типичный феномен нашего времени». Это время высокой динамичности жизненных ситуаций, спешки, разнообразия возможностей для различных видов деятельности, деловой и личностной конкуренции, но также – это «отсутствие отношений, необязательность, прагматичность». Многочисленные исследования [7; 13; 55; 59] показывают, что синдром выгорания вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую оценку своей профессиональной компетентности, что, в конечном счете, сказывается на работоспособности человека, приводя к снижению продуктивности деятельности
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания широко представлены в зарубежной психологии [49; 51; 54; 60]. Изучение феномена отечественными исследователями [7; 15; 36] строится на основе зарубежных исследований и только начинает свой путь. На сегодняшний день не существует единого и ясного представления о закономерностях возникновения и развития эмоционального выгорания.
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз [7; 55; 59];
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности [48];
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды [52];
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания [60].
В связи с этим можно говорить о феномене эмоциональном выгорании как динамичной многокомпонентной системе, опосредствованной профессиональной деятельностью специалистов и в ней же проявляющейся.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») введен в научный оборот в 1974 году американским психиатром Фреденбергером [54] для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сегодня этот термин иногда переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью.
Согласно процессуальному подходу, эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который развивается во времени
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
2.1 Организация и методологические особенности исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь профессионального выгорания и личностных особенностей представителей помогающих профессий.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень эмоционального выгорания представителей помогающих профессий;
2) определить индивидуально-личностные особенности представителей помогающих профессий;
3) выявить статистическую связь между профессиональным выгоранием и личностными особенностями представителей помогающих профессий.
Гипотеза исследования: существует связь между личностными особенностями и профессиональным выгоранием у педагогов.
База исследования: эмпирическое исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа № 37 г. Минска». В исследовании приняли участие педагогические работники в возрасте от 26 до 50 лет.
Характеристика выборки:
Общая выборка исследования составила 60 человек.
Представителями помогающих профессий явились педагогические работники – женщины.
Уровень образования педагогов – 90% имеют высшее образование, 10% – среднее специальное образование.
Средний возраст испытуемых: 36,5 лет
Педагогический стаж педагогов составляет от 2 до 24 лет.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ, статистические методы обработки данных.
Для выявления взаимосвязи профессионального выгорания и личностных особенностей представителей помогающих профессий были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
2. Многофакторный личностный опросник 16-PF Р. Кеттелла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме эмоционального выгорания показал, что существуют различные подходы к объяснению феномена эмоционального выгорания и определения этого феномена. Основными подходами к изучению эмоционального выгорания являются: процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз; интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности; организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды; индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания. Общепринятого определения эмоционального выгорания в современной психологии также не существует. Отечественные исследователи под эмоциональным выгоранием понимают личностную деформацию или механизм психологической зашиты, в зарубежной литературе при объяснении этого феномена акцент ставится на эмоциональном истощении.
Профессиональное выгорание – это личностная деструкция, развивающаяся во времени как результат дезадаптации к широкому спектру коммуникативных стрессов в профессиональной деятельности, преимущественно в системе «человек–человек». В психологической литературе обнаруживается классификация факторов развития профессионального выгорания на две большие группы: особенности профессиональной деятельности; индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Помогающие профессии – это профессии, которые в процессе деятельности основываются на общении типа «человек-человек». Профессии, ориентированные на работу с людьми, отличаются тем, что в них важное значение имеют такие особенности как получение от этих людей обратной связи, которое может проявляться в благодарности, признании, проявлении уважения; высокая ответственность за результаты общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей и притязаний, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; напряженные или конфликтные ситуации общения, которые обусловлены недоверием, несогласием и проявляются в различных формах отказа от дальнейшего общения.
В результате исследования эмоционального выгорания выявлено, что педагогические работники пребывают в состоянии эмоционального
1. Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – 2003. – № 5. – С. 25–29.
2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. –2003. – № 8. – С. 31–39.
3. Березовская, Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
4. Богданова, О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Богданова. – М.: РУДН, 2013. – 208 с.
5. Бойко, В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2009. – С. 161–169.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
8. Бойкова, О.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения / О.А. Бойкова, Т.И. Кувшинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 5–9.
9. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
10. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
11. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–104.
12. Буртовая, Н.Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы / Н.Б. Буртовая // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 12. – С. 141–147.
13. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – С. 223.
15. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
16. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
17. Доценко, О.Н Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О.Н. Доценко. – М.: МГУ, 2008. – 28 с.
18. Дроздова, М.С. Эмоциональное выгорание у педагогов как фактор риска психосоматических заболеваний / М.С. Дроздова, Т.Н. Кичигина // Психотерапия и клиническая психология. – 2009. – № 3. – С. 41–42.
19. Елдышова, О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях / О.А. Елдышова // Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. – Москва, 2006. – С. 38–41.
20. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
21. Капустина, А.Н. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2001. – 112 с.
22. Кецко, Т.В. Гендерные особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии / Т.В. Кецко // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). – 2007. – С. 74–78.
23. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
24. Ковальчук, В.И. Психическое «выгорание» тренеров / В.И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
25. Кораблина, Е.П. Субъект помогающей деятельности как предмет психологического исследования / Е.П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности. – 2000. – Вып. 4. – С. 147–154.
26. Кораблина, Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е.П. Кораблина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – № 6. – Т. 3. – С. 104–122.
27. Королева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Журнал ГрГМУ. – 2007. – № 3 (19). – С. 108–111.
28. Котова, С.А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий / С.А. Котова // Медицинская психология в России. – 2013. – №1 (18). – С. 1–8.
29. Кухтова, Н.В. Экспресс-диагностика специалистов помогающих профессий: методические рекомендации / Н.В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 55 с.
30. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–16.
31. Макаревич, Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися / Р.А. Макаревич // Психология учителя. – М., 1989. – 436 с.
32. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
33. Меркулова, Н.Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих профессий» / Н.Н. Меркулова // Вестник ТГУ. – 2011. – № 12. – Т. 104. – С. 199–205.
34. Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Милакова. – Астрахань: АГУ, 2007. – 234 с.
35. Милевич, К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К.С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
36. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
37. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
38. Ракицкая, А.В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А.В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
39. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной. – М.: Прогресс, 1994. – 465 с.
40. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – Т. 23. – С. 85–95.
41. Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43 – С. 11–15.
42. Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1979. – 128 с.
43. Смирнова, И.Е. Оценка и критерии профессионального выгорания / И. Е. Смирнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – 43–46.
44. Смолова, Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Л.В. Смолова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 180 с.
45. Сорокоумова, С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–189.
46. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – Томск: ТГУ, 2001. – 162 с.
47. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
48. Эннс, Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е.А. Эннс // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92–93.
49. Anderson, M.B.G. The burnout syndrome and its relationship to teacher motivation / M.B.G. Anderson, E.F. Iwanicki. – Los Angeles, 1981. – 423 p.
50. Beehr, T.A. Human stress and cognition in organizations / Т.А. Beehr. –N.Y.: John Wiley and Sons, 1985. – 386 с.
51. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burn-out // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed.W.B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek. – Washington: Taylor & Francis, 1993. – P. 75–93.
52. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory stady / С. Chemiss // J. of Organizational Behavior. – 1992. – V. 13 (1). – P. 1–11.
53. Cox, Т. The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis / Т. Cox, А. Griffits, L., 1998. – 463 с.
54. Freudenberger, H.J. Staff burn-out. Journal of Social Issues / H.J. Freudenberger. – 1974. – V. 30.
55. Greenberger, R.S. Job hazard – how «bornout» aff ects corporate managers and their performances / R.S. Greenberger // The Wall Street Journal. April 23, 1981. – 245 p.
56. Karaunann, R. Das Burnout-Sybndrom. Phanomenologie, Verlauf, Vergleich. Vortrag an der osterreichischenvan Swieten-Tagungvom, 1994.
57. Kondo, K. Burnout syndrome / K. Kondo // Asian Medical J. – 1991. – № 34 (11). – С. 129–135.
58. Maslach, C. Maslach burnout inventory: manual / C. Maslach, S.E. Jackson; with a special supplement «Burnout in education» by R. L. Schwab. – 2nd ed. - Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1986. – 34 p.
59. Perlman, B., Burnout: Summary and Future and Research / B. Perlman, E.A. Hartman // Human relations. – 1982. – V. 35 (4). – С. 115–119.
60. Pines, A. Helpers’ motivation and the burnout syndrome // Wills T.A. (ed.). Basic processes in helping relationships. – N.Y.: Acad. Press, 1982. – Р. 453–457.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1.1 – Выраженность показателей эмоционального выгорания у педагогических работников по методике В.В. Бойко;
Таблица 1.2 – Выраженность показателей индивидуально-личностных особенностей педагогических работников по опроснику К. Кеттелла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 2.1 – Показатели корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты