Отношение к материнству у женщин разного возврата
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Отношение к материнству у женщин разного возврата»
по дисциплине: «Социальное проектирование»
2016
251.00 BYN
Отношение к материнству у женщин разного возврата
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальное проектирование
Организация: УЗ 31-Я Городская поликлиника г. Минска
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета «Мое отношение к материнству»;
Тест отношений беременной (И.В. Добряков).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 2.1 – Сводная таблица данных анкеты «Мое отношение к материнству» у женщин двух возрастных групп;
Таблица 2.2 – Полученные показатели по тесту И.В. Добрякова (группа 1);
Таблица 2.3 – Полученные показатели по тесту И.В. Добрякова (группа 2);
Результаты применения U-Манна-Уитни;
Таблица 2.4 – Результаты эмоционального отношения к ребенку по методике «Я и мой ребенок» (группа 1);
Таблица 2.5 – Результаты эмоционального отношения к ребенку по методике «Я и мой ребенок» (группа 2).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Основные подходы к изучению феномена материнства в психологии
1.2. Понятие «материнство» и характеристика его составляющих
1.3. Особенности отношения к материнству у женщин
Выводы
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методологические основы исследования
2.2. Исследование отношения к материнству у женщин разного возраста
2.3. Исследование взаимоотношения беременной женщины и ребенка до рождения
2.4. Изучение эмоционального отношения к будущему ребенку
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы исследования и ее актуальность
Актуальность исследования отношения к материнству обусловлена происходящими изменениями в сферах демографических процессов общества, социально–экономического состояния современной семьи, в структуре ценностных ориентаций и мотивационного компонента личности нового поколения. На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин [37]. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов не семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины. Согласно мнению Л.Н. Трониной, современное материнство переживает кризис нравственный ценностей [39].Сегодня материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, не является той ролью, к которой стремится женщина. В системе ценностных ориентаций женщины на первый план выходят внесемейные ценности, в самосознании современной женщины функция материнства не является доминирующей [22, с. 36]. У нее могут наблюдаться противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей, и часто выбор падает на добровольную бездетность [13, с. 4]. Противоречивость и сложность проблемы отношения к материнству находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей.
В начале XXI в. предметом изучения отечественных психологов становятся такие аспекты материнства как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Г.Г. Филиппова [40], И.Ю. Хамитова [8]); эмоциональное состояние женщины во время беременности (Е.И. Захарова [17]); факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман [7], А.Я. Варга [7] и др.); личностные изменения женщины, связанные с переходом к материнству (С.Ю. Мещерякова [20]). Отечественные исследователи феномена материнства преимущественно опираются на зарубежные психоаналитические концепции Дж. Боулби [5], Д.В. Винникота [11], М. Кляйн [18]. Анализ отечественный и зарубежных исследований проблемы материнства позволяет говорить о том, что изучение отношения к материнству является одной из актуальных и перспективных областей.
Сегодня материнство как психосоциальный феномен в психологии рассматривается в рамках двух направлений:
– материнство как обеспечение условий для развития ребенка, рассматриваемое в контексте материнско–детского взаимодействия (В. Бергум [4], Д. Боулби [5], Р. Ж. Мухамедрахимов [23]);
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современное состояние проблемы материнства в психологии
Материнство как психосоциальный феномен в настоящее время изучается в следующих направлениях:
1) материнство как обеспечение развития ребенка:
– культурно-исторические аспекты материнства, в рамках которого исследования направлены на изучение биологических основ материнства, которые обеспечивают развитие ребенка, культурных моделей материнства, направленные на воспитание ребенка как члена конкретного общества (И.С. Кон, М. Мид, М.С. Радионова);
– психофизиологические аспекты материнства, в рамках которого изучаются развитие материнства и динамика состояния беременности с точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства» (И.В. Добряков, И.М. Никольская, Э.Г. Эйдемиллер);
– психологические аспекты материнства, в рамках которого выделяются такие направления как феноменологическое, психолого-педагогическое, психотерапевтическое (Р.А. Овчарова, О.В. Хухлаева);
2) материнство как часть личностной сферы женщины:
– материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации, где материнство изучается с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла;
– девиантное материнство, в рамках которого изучаются проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним пренебрежение, с нарушением материнско-детских отношений;
– онтогенетические аспекты формирования материнства, в рамках которого исследуется индивидуальный онтогенез материнства, проходящий несколько этапов (А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова).
Материнство как часть личностной сферы женщины в современной психологии изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации. Здесь выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции.
В исследованиях направления материнство как стадии половозрастной и личностной идентификации анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методологические особенности исследования
Эмпирическое исследование базировалось на теоретическом анализе проблемы отношения к материнству у женщин разного возраста.
Цель эмпирического исследования: выявление отношения к материнству у женщин разного возраста.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить отношение к материнству у женщин разного возраста;
2) определить взаимоотношения беременной женщины и ребенка до его рождения;
3) определить эмоциональное отношение к будущему ребенку;
4) выявить переживание беременности и ситуации материнства, стиль материнского отношения.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях отношения к материнству у женщин разных возрастных групп.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения здравоохранения «31-я Городская поликлиника г. Минска». В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 19 до 30 лет, которые готовятся к рождению ребенку и находятся на 1–3 триместре беременности.
Характеристика выборки:
Общая выборка исследования составила 60 человек, из них 30 девушек в возрасте 19-24 лет (группа 1), 30 девушек 25-30 лет (группа 2).
Семейное положение исследуемых женщин 1 группы – 67% находятся в официальном браке, 23% – в гражданском браке; 2 группы – 87% в официальном браке, 13% состоят в гражданском браке.
80% женщин 1 группы выросли единственными детьми в семьи, 20% - росли с сиблингом. Во 2 группе – 24% женщин росли единственным ребенком, 63% – с сиблингом, 13% – росли с двумя сиблингами.
Женщины первой и второй групп других детей не имеют.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, рисуночная проективная методика.
Для выявления отношения к материнству у женщин разного возраста были подобраны следующим методики:
1. Анкета «Мое отношение к материнству».
2. Тест отношений беременной (И.В. Добряков).
3. Рисуночная методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема отношения к материнству является весьма сложной, так как на сегодняшний день отсутствует адекватный подход и теоретическая концепция для изучения материнства как целостной концепции. Выявленное противоречие: усиление психологических проблем материнства в современных условиях, с одной стороны, и не разработанностью психологических аспектов отношения к материнству у женщин разного возраста, с другой стороны, обусловило выбор темы данного исследования.
Целью дипломной работы явилось теоретическое обоснование проблемы материнства и эмпирическое выявление отношения к материнству у женщин разного возраста.
В ходе работы были решены следующие задачи:
а) проведен теоретический анализ современного состояния проблемы отношения к материнству в отечественных и зарубежных исследованиях;
б) раскрыто понятие «материнство» и охарактеризованы его составляющие;
в) определены особенности отношения к материнству;
г) выявлено отношение к материнству у женщин разного возраста.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что современное состояние проблемы материнства характеризуется достаточно большим количеством направлений, где в качестве основных выступают: 1) материнство как обеспечение развития ребенка; 2) материнство как часть личностной сферы женщины. В рамках этих направлений исследуются следующие аспекты: культурно-исторические аспекты материнства; психофизиологические аспекты; психологические аспекты материнства; онтогенетические аспекты формирования материнства; девиантное материнство; материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. Проблема материнства также является предметом изучения в перинатальной психологии и психологии родительства.
Понимание материнства современными исследователями сводиться к эмоциональной сфере личности матери, а также к принятию ею новой социальной роли. Следует отметить, что проблема материнства отечественными исследователями созданы теории на основе концепции зарубежных авторов, что сказывается на понимании и объяснении феномена «материнство» как психологического феномена.
Отношение к материнству зависит в первую очередь от мотивов сохранения беременности, учитывается фактор желанности (нежеланности ребенка), личностные особенности женщины. Основу материнства составляет эмоциональная привязанность к ребенку. Важно место занимает также ценностные установки в системе ценностей матери, где при адекватном отношении ребенок должен занимать одно из первых мест. Качество эмоциональной привязанности определяет отношение материнское
1. Авдеева, Н.Н. Среда развития и психическое здоровье ребенка. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты / Н.Н. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. – 264 с.
2. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – СПб.: Питер, 2001. – 309 с.
3. Бежина, Х.В. Особенности психологической готовности к материнству у женщин, имеющих опыт незавершенной беременности / Х.В. Бежина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 6. – С. 135–140.
4. Бергум, В. Моральный опыт беременности и материнства / В. Бергум // Человек. – 2000. – № 2. – С. 16–27.
5. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
6. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2006. – 240 с.
7. Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 79–87.
8. Брутман, В.И. Методики изучения психологического состояния женщин / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 110–118.
9. Брутман, В.И. Привязанность матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005.– С. 38–47.
10. Валитова, И.Е. Психологическая готовность к материнству у девушек разного возраста / И.Е. Валитова // Вестник Брестского университета. – 2014. – № 1. – С. 121–126.
11. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева.– М.: Класс, 2007. – 516 с.
12. Волкова, В.В. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Волкова. – Петропавловск-Камчатский: КГУ, 2005. – 243 с.
13. Дашковская, И.Н. Особенности Я-концепции и специфика самосознания незамужних бездетных женщин: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.Н. Дашковская. – М.: МГППУ, 2012. – 28 с.
14. Демина, А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней зрелости / А.С. Демина // Вестник КГУ. – 2013. - № 4 (56). – Т. 2. – С. 88–91.
15. Добряков, И.В. Клинико-психологчиеские методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 93–102.
16. Захарова, Е.И. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства / Е.И. Захарова, А.А. Петрова / Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 3. – С. 54–71.
17. Захарова, Е.И. Социальные отношения женщины в период ожидания ребенка / Е.И. Захарова, И. Гроссман // Перинатальная психология и психология родительства. – 2005. – № 1. – 93–116.
18. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери. – М.: Академический проект, 2001. – 466 с.
19. Куценко, О.С. Отношение матери беременной женщины как фактор, влияющий на решение о рождении ребенка / О.С. Куценко // Известия РГСУ. – 2010. - № 136. – С. 163–173.
20. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18–27.
21. Минюрова, С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 63–76.
22. Мосакова, Е.А. Занятость и репродуктивное поведение женщин в современной России: автореф. дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.А. Мосакова. – М.: МГУ, 2009. – 138 с.
23. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 311 с.
24. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
25. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
26. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Советская Энциклопедия. – 4-е изд., испр. и доп, 1997. – 763 с.
27. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Пер. с англ. Е.И. Замфир. – СПб.: Питер, 2000. – 195 с.
28. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Пер, с англ. М. С. Жамкочьян, под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
29. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2000. – 184 с.
30. Рабовалюк, Л.Н. Возраст как один из факторов, определяющих психологический компонент гестационной доминанты / Л.Н. Рабовалюк, Н.А. Кравцова // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4 (15). – С. 1–5.
31. Савенышева, С.С. Отношение к материнству у современных женщин / С.С. Савенышева // Вестник Санкт-Петербурского ун-та. – 2008. – Вып. 4. – С. 45–54.
32. Савина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие виды, структура / Е.А. Савина // Семейная психология и семейная терапия, 2001 –№ 3. – С. 85–95.
33. Скоромная, Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.Е. Скромная. – М.: Моск. открытый соц. ун-т, 2006. – 217 с.
34. Скрицкая, Т.В. Ценностные ориентации в период беременности / Т.В. Скрицкая: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Скрицкая. – Новосибирск: НГПУ, 2002. – 162 с.
35. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 3–14.
36. Смолева, Т.О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери / Т.О. Смолева. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
37. Сурмач, М.Ю. Репродуктивное поведение молодежи Беларуси и его детерминация / М.Ю. Сурмач // Журнал Гродненского гос. мед. ун-та – 2011. - № 4 (36). – С. 32–35.
38. Сурмач, М.Ю. Характеристика здоровьеформирующей и репродуктивной функций в семье в Республике Беларусь / М.Ю. Сурмач // Вестник Ивновской мед. Академии. – 2011. - № 3. – Т. 16. – С. 5–9.
39. Тронина, Л.Н. Кризис современного материнства как выражение кризиса нравственных ценностей / Л.Н. Тронина // Научные ведомости. – 2010. – №14 (85). – Вып. 13. – С. 307–310.
40. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–37.
41. Филиппова, Г.Г. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 3 – С. 110–118.
42. Филиппова, Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства – новая область исследования психологии / Г.Г. Филлипова // Журнал практического психолога. – 2003. – № 4. – С. 41–47.
43. Филиппова, Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.01 / Г.Г. Филиппова. – М.: МГУ, 2000. – 449 с.
44. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее / Ф. Хорват. – М.: Прогресс, 1982. – 521 с.
45. Черданцева, А.С. Специфика личностной ценности материнства в представлении матерей и женщин, не имеющих детей / А.С. Черданцева, Ю.В. Борисенко // Перинатальная психология и психология родительства. – 2010. – № 1. – С. 11–16.
46. Чибисова, М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Ю. Чибисова. – М.: МПГУ, 2003. – 272 с.
47. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю. В. Пелех // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 175–186.
48. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
49. Ainsworth, M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development / M.D.S. Ainsworth // American Psychologist. – 1991. – Vol. 46. – p. 333–341.
50. Sheldon, B.C. Relating paternity to parental care / В.С. Sheldon // Phil. Trans. R. Soc. Lond., 2002. – № 357. – P.341-350.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета «Мое отношение к материнству»;
Тест отношений беременной (И.В. Добряков).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 2.1 – Сводная таблица данных анкеты «Мое отношение к материнству» у женщин двух возрастных групп;
Таблица 2.2 – Полученные показатели по тесту И.В. Добрякова (группа 1);
Таблица 2.3 – Полученные показатели по тесту И.В. Добрякова (группа 2);
Результаты применения U-Манна-Уитни;
Таблица 2.4 – Результаты эмоционального отношения к ребенку по методике «Я и мой ребенок» (группа 1);
Таблица 2.5 – Результаты эмоционального отношения к ребенку по методике «Я и мой ребенок» (группа 2).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты