ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Цель, задачи, методика и организация изучения временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
2.2 Характеристика временных представлений у детей 6–7 лет с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Коррекционная работа с использованием игры-презентации как средство формирования временных представлений у дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
3.2 Аспекты коррекционно-развивающей работы по формированию временных представлений у дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с использованием игр-презентаций
3.3 Эффективность коррекционной работы по формированию временных представлений у дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Цель, задачи, методика и организация изучения временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) нами было проведено экспериментальное исследование на базе ГУО «Специальный ясли-сад №5 г. Гродно». В эксперименте участвовало 8 детей в возрасте 6–7 лет с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Цель констатирующего эксперимента – выявление уровня сформированности временных представлений у детей 6–7 летнего возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Задачи констатирующего эксперимента:
1) подобрать диагностические задания для изучения уровня сформированности временных представлений у детей 6–7 летнего возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
2) определить критерии изучения уровня сформированности представлений о времени у детей 6–7 летнего возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
3) выявить уровень сформированности представлений о времени у детей 6–7 летнего возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Изучение понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах осуществлялось по методике, в основе которой лежат материалы Т. Д. Рихтерман [18, c. 6] и Т. И. Тарабариной [20, с.152] Задания для детей сгруппированы в пять блоков по 12 вопросов (Приложение 1).
Методика была направлена на изучение следующих показателей:
- представления о частях суток;
- способность понимать и использовать в собственной речи понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;
- представления о временах года;
- представления о месяцах;
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Коррекционная работа с использованием игры-презентации как средство формирования временных представлений у дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Проведенное экспериментальное исследование по изучению особенностей формирования временных представлений у дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), анализ психолого-педагогической литературы определили основные особенности, которые присущи дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью при формировании временных понятий и обосновало необходимость коррекционно-развивающей работы.
Обучающий эксперимент по формированию временных представлений дошкольниками с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) был организован на базе ГУО «Специальный ясли-сад №5 г. Гродно».
Цель проведения формирующего эксперимента: формировать у учащихся представления о временных понятиях («вчера», «сегодня», «завтра», представления о месяцах, порах года и т.д.).
Цель можно конкретизировать следующими задачами:
– формировать представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»;
– формировать представления о частях суток;
– формировать представления о днях недели;
– формировать представления о месяцах;
– формировать представления о временах года.
Для проведения формирующего эксперимента дети были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную. В состав экспериментальной группы вошло 7 человек в возрасте 6–7 лет, в состав контрольной группы – 5 человек в возрасте 6–7 лет. С детьми экспериментальной группы была проведена коррекционно-развивающая работа.
В ходе эксперимента в работе с детьми использовались игры-презентации с использованием триггеров.