Методика работы с хоровым коллективом подростков в условиях ДШИ (детская школа искусств)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Методика работы с хоровым коллективом подростков в условиях ДШИ (детская школа искусств)»
по дисциплине: «Педагогика»
2017
251.00 BYN
Методика работы с хоровым коллективом подростков в условиях ДШИ (детская школа искусств)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 45 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДШИ (ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)
1.1 Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста
ГЛАВА 2. ДШИ КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика музыкальных способностей подростков
2.2 Методика работы с хоровым коллективом подростков в условиях детской школы искусств.
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Стратегической целью всей воспитательной работы является формирование всесторонне развитой личности, наполняющееся на современном этапе развития нашего общества новым содержанием, которое фокусирует свое внимание на развитии человека в поликультурной образовательной среде.
Современные средства массовой информации посредствам различных направлений приобщают детей и подростков к примитивной, непотребной музыке. Учреждения образования (общеобразовательные учреждения, детские школы музыки и искусств) знакомят учащихся с нравственными ценностями, которые заложены в музыкальных произведениях, изучаемых на занятиях.
В Республике Беларусь насчитывается около 194 детских музыкальных школ искусств, и в каждой из них работает по одному и более объединений хорового направления.
Занятия хоровым пением приносят ребенку не только наслаждение красотой звуков, которое благотворно влияет на детскую психику, но и способствует приобретению знаний о законах звукоизвлечения и усвоению элементарных певческих навыков, развитию культуры поведения в жизни и на сцене.
Хоровое пение является одним из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образования нации. Хоровое пение также одно из доступных и ведущих способов развития творческого начала в детях. Данный вид деятельности плодотворно влияет на формирование и становление личности ребенка, концентрируясь на развитии различных аспектов эмоционально-эстетического воспитания учащихся.
Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе детей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Тем не менее, процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить и запоминать.
Актуальность и значимость изучения методики преподавания хорового пения в условиях детской музыкальной школы искусств обусловлены тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия формирующейся личности ребенка. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДШИ (ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)
1.1 Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Музыка сопровождает, влияет и формирует личность всю жизнь.
Т.С. Богданова в своей работе «Основы хороведения» подчеркивает, что определяющим направлением, в общей и музыкальной культуре народа, является хоровое пение. Это «коллективное исполнение вокальной музыки» относится к древнейшим видам искусства [Богданова, с.8]. Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало.
Хоровое пение привлекает к активному художественному творчеству и общению самые широкие слои населения, и в этом заложены его поистине неисчерпаемые воспитательные и организаторские возможности [В.И. Краснощеков, с.3].
Мы видим, что данный вид деятельности тесно переплетается с самой жизнью, входит в нее как неотъемлемая часть, объединяя чувства, мысли и волю поющих людей. Таким образом возникает понятие хор это прежде всего коллектив. Каждое занятие это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства. Для проявления организаторских способностей участников хора идет стремление руководителя с первых же занятий окружить себя активом, создать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, подведение учащихся хора к тому, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом. Это происходит через организованность в коллективе самоуправления именно та форма проявления активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника.
ГЛАВА 2 ДШИ КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика музыкальных способностей подростков
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Государственное учреждение образования «Молодовская детская школа искусств» (ДШИ), адрес 225805, Брестская область, Ивановский район, д. Молодово, ул. Новая, 1.
Это учебно-воспитательная организация, которая действует в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» в системе Министерства образования Республики Беларусь. Здесь созданы все условия для эффективной и плодотворной работы.
Деятельность с хоровым коллективом подростков в условиях ДШИ регламентируется нормативными правовыми актами (учебными планами, учебными программами), которые определяют деятельность в детской школе искусств.
Учебные планы отражают цель, продолжительность, форму обучения; режим занятий; перечень разделов подготовки; количество часов по дисциплинам; виды учебных занятий; план и сроки проведения мероприятий, связанных с концертной деятельностью коллективов.
У каждого отделения имеется свой рабочий кабинет. Для занятий с хором «Пересвет» также отведена отдельная аудитория. В ней имеется все необходимое материально-техническое обеспечение: акустическая система, проектор, ноутбук, микрофоны, музыкальные инструменты, нотный материал, методическая литература. Занятия проходят в различных видах деятельности: беседа, практические занятия, репетиции, отчетные концерты, игры, тренинги, либо сочетаются несколько видов сразу. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей детей. Произведения с хореографическими движениями, или сюжетным действием подбираются значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание подростков, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная деятельность подростков является приоритетным направлением в деятельности хора. Преподаватели дают возможность каждому учащемуся реализовать свои способности и возможность проявить себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Особенности методологии работы с подростками имели свою специфику. При работе с хоровым коллективом подростков учитывался возраст, интересы и увлечения, а также их настроения. Каждое действие руководителя хора обладало большим влиянием на результат занятий. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с художественным произведением или его художественная отделка, имели собственное место в последовательности действий дирижера.
2. Хоровая музыка способствует развитию музыкальных способностей и формированию потребностей человека. Задачами работы с хоровым коллективом в детской школе искусств выступают: развитие художественного вкуса; воспитание интереса и пристрастия к хоровому пению и музыкальному искусству; формирование певческого голоса (расширять диапазон, вырабатывать естественное звучание и т.д.); развитие музыкальных способностей и активизация их деятельности; формирование вокально-хоровых навыков, как основу художественного, выразительного, компетентного исполнения; развитие творческого отношения к исполнению музыкальных произведений.
3. На основе психолого-педагогических исследований, можно выделить основные характеристики подросткового возраста: интенсивное половое созревание и развитие; неустойчивая эмоциональная сфера; самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности; ведущая деятельность – общение со сверстниками; формирование самооценки, характера, возникновение социального сознания и самосознания; центральное личностное новообразование – возникает «чувство взрослости»; второе психологическое рождение ребенка – «страх потери Я»; подростковый кризис, когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка.
4. Диагностика музыкальных способностей подростков проводилась на базе Государственного учреждения образования «Молодовская детская школа искусств» (ДШИ). По данным первичной диагностики мы выяснили, что уровень сформированности музыкальных способностей и предпочтений подростков в основном средний. Учащиеся отметили, что достаточно часто слушают хоровую музыку. Но больше предпочитают классическую и другие жанры.
1. Абдуллин, Э. Николаева, Е. Методика музыкального образования: уч-к для вузов / Под ред. М.И. Ройтерштейна. – М.: Большая Рос. Энц., 2001. – 336 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки / Ю.Б. Алиев – М.: Владос, 2000. – 336 с.
3. Алиев, Ю.Б. Подросток – музыка-школа / Ю.Б. Алиев // Вопросы методики музыкального воспитания детей: сб. ст. – М.: Музыка, 1975. – С. 71 – 114.
4. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
5. Барабошкина, А., Ляховицкая, С. Методика приемных испытаний в ДМШ. – В кн.: Конференция по проблемам способностей (тезисы докладов) / А. Барабошкина, С. Ляховицкая – Л., 1960. – С. 87-89.
6. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2003. – 120 с.
7. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2 / ред. – сост. В.И. Руденко – М.: 1980. – 580 с.
8. Выготский, Л.С. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
9. Горюнова, Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников / Л.В. Горюнова // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1971 – №7.
10. Горюнова, Л.В. Развитие музыкального восприятия подростков / Л.В. Горюнова. – М., 1969. – 220 с.
11. Гурчанка, А.І. Інтэрпрэтацыя музычнага фальклору: этнатрыо «Троіца» // Музычнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – № 1. – С. 26-29.
12. Дмитриев, Л.Б. Предисловие к книге Д. Огороднова «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле» / Л. Дмитриев – М.: 2005. – С. 6-28.
13. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики: учеб. Пособие для муз. вузов / Л.Б. Дмитриев – М.: Музыка, 1963. – 643 с.
14. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии, 1972. – № 2. – С. 25-38. 27
15. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская – М., «Просвещение», 2006. – 331 с.
16. Зданович, А.П. Некоторые вопросы вокальной методики / А.П. Зданович. – М.: Музыка, 1965. – 147 с.
17. Кухарев, Н.В. Решетько, B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько – М.: Адукацыя и выхаванне, 1996. – 104 с.
18. Матонис, В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В.П. Матонис. – Л.: Музыка, 1988. – 88 с.
19. Менабени, А.Г. Методика обучению сольному пению / А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 93 с.
20. Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия – 263 с.
21. Морозов, В. Вокальный слух и голос / В. Морозов. – М.: Музыка, 1965. – 82 с.
22. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Академия, 2001. – 175 с.
23. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева., JI.A Безбородова – М.: Академия, 2001. – 368 с.
24. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
25. Оякяэр, В. Хоровод вокруг лёгкой музыки // Советская эстрада и цирк. – 1987. – №6. – С. 4-6.
26. Падбярэзскі, Дз. Забарона на творчасць, альбо Як зазямліць электрагітару. Главы з нявыдадзенай кнігі па гісторыі музычнага шоу-бізнесу // Мастацтва.-1993.-№ 10.-С. 38-45.
27. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, 2000. – 490 с.
28. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика /Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
29. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А.Е.Тарас. – М.: ACT; Минск.: Харвест, 2005. – 720 с.
30. Рыбакова, M.M. Конфликты и взаимодействие и педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение. 1991. – 230 с.
31. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П.Радынова, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. – М.: Академия, 1998. – 240 с.
32. Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности – автореф. Дис.... канд. Пед. Наук. // Семячкина Г. А. – Якутск., 2009. – 23 с.
33. Сорокина, А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. – Уфа: Рассвет, 1996. – 130 с.
34. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 1982. – 270 с.
35. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: АМИ РСФСР, 1985. – с.186 – 187.
36. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) / Б.М. Теплов – М.: 2002. – 349 с.
37. Теория, и методика музыкального образования детей: научно-методич. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Л. Критская и др. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 336 с.
38. Халабузарь, П.Н. Методика музыкального воспитания / П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.
39. Цыпин, Г. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. – СПб., 2001. – 320 с.
40. Фельдштейн, Д.И. Проблемы психологии современного подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Речь, 1982. – 180 с.
41. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
42. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.
43. Шульпяков, О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. / О.Ф. Шульпяков. – С-Пб., 2005. – 35 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 45 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты