Совершенствование работы по пропаганде безопасности жизнедеятельности среди младших школькинов
КИИ МЧС РБ (Командно-инженерный институт)
Диплом
на тему: «Совершенствование работы по пропаганде безопасности жизнедеятельности среди младших школькинов»
по дисциплине: «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
2017
251.00 BYN
Совершенствование работы по пропаганде безопасности жизнедеятельности среди младших школькинов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 96.
В работе также имеются следующие приложения:
Список детей, принимавших участие в эксперименте
Анкета (часть 1)
Сценарий мероприятия «Я – за безопасность!»
Ситуационные задачи
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, структура и факторы пропаганды здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности младших школьников в образовательном пространстве современной школы
1.3 Нормативно-правовое обеспечение пропаганды здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности школьников
1.4 Формы и методы работы сотрудника МЧС по пропаганде здорового образа жизни среди младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 4. ОХРАНА ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. В течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники.
Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам и даже маленьким воспитанникам детских учреждений. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.
Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности — это истина, не требующая аргументации.
Цель исследования: определить наиболее эффективные методы пропаганды здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности у младших школьников.
Объект исследования: пропаганда здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности у младших школьников.
Предмет исследования: эффективные методы пропаганды здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности у младших школьников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, структура и факторы пропаганды здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности
Образ жизни понимается как биосоциальная категория, которая интегрирует представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его профессиональной (учебной), досуговой деятельностью, бытом, способом удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Формирование здоровья – образ жизни (уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды). Сейчас все больше признается важность пропаганды ЗОЖ как ведущего обобщенного фактора, определяющего основные тенденции в изменении здоровья человека, который рассматривается как вид активной его жизнедеятельности [1, c.45-46].
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.
Задачи БЖ как науки сводятся к следующему:
– теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
– разработка принципов и методов защиты от опасностей;
– разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Безопасность жизнедеятельности младших школьников в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы
Формирование ЗОЖ населения является одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь, ведь именно здоровье нации определяет экономическое, социальное и демографическое благополучие страны. Нормативной основой организации работы в данном направлении являются: Концепция реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь на период до 2020 года и отраслевого плана мероприятий по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья населения Республики Беларусь; Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.02.2011 № 115 «О совершенствовании работы по формированию здорового образа жизни» [10] и др. Концепция является также основой для создания условий, обеспечивающих формирование у детей и молодёжи потребности в здоровом образе жизни; обеспечения взаимодействия государственных и общественных организаций по вопросам обучения навыкам ЗОЖ; содействия процессу вовлечения детей и молодёжи в оздоровительную деятельность; разработки учебных программ для общеобразовательных учреждений; подготовки специалистов по ЗОЖ. Реализация Концепции будет способствовать укреплению в обществе традиций здорового образа и стиля жизни, передаваемых от поколения к поколению, улучшению качества жизни и здоровья школьников, повышению социально-экономического и интеллектуально¬го потенциалов Республики Беларусь.
Здоровый образ жизни населения – приоритет государственной политики Республики Беларусь. В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь придаётся особое значение проблеме здоровья детей и подростков. Каждый ребёнок имеет право на достижение наивысшего уровня здоровья. Об улучшении здоровья детей и подростков говорится в Декларации тысячелетия, принятой государствами-членами ООН в 2000 году (цели 2—6 в области развития).
Концепция формирования навыков здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений Республики Беларусь опирается на следующую нормативную базу.
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для изучения эффективности процесса пропаганды здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности у младших школьников было проведено исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование детей, целью которого было изучение начального уровня сформированности у них культуры ЗОЖ и БЖ. На втором этапе формирующего эксперимента нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на пропаганду формирования у младших школьников здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Третий этап – контрольный – определение эффективности пропаганды формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности сотрудником МЧС у младших школьников. Исследование проводилось в УО «Средняя школа № 1» г. Вилейка, Минской области. В исследовании принимали участие 22 учащихся 3 класса (приложение 1).
Цель исследования: выявление эффективности применения комплекса мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности у младших школьников.
Задачи:
1. Провести экспериментальное изучение влияния комплекса мероприятий, направленных на формирование у младших школьников здорового образа жизни и БЖ.
2. Определить эффективность пропаганды сотрудника МЧС по формированию ЗОЖ и БЖ у младших школьников.
В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интерактивные методы работы, констатирующий и формирующий эксперимент.
Этап I (констатирующий)
Этот этап включал в себя беседу с учениками, наблюдение за учениками, анкетирование. Анкетирование как метод сбора первичных данных позволило нам выявить представления о здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельности, а также мотивации к его осуществлению у учащихся. Была разработана анкета (приложение 2). Анкетирование проводилось в индивидуальной форме в течение 2-х дней. Суммарное время обследования каждого ребенка составило 20-30 минут.
Вопросы анкеты были направлены на выявление:
– сформированности знаний о безопасности жизнедеятельности;
– уровня знаний и понятий ЗОЖ.
ГЛАВА 4. ОХРАНА ТРУДА
1. Общие требования охраны труда при использовании мультимедийного проектора
1.1. Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые при исполнении своих должностных обязанностей используют мультимедийный проектор.
1.2. К самостоятельной работе с проектором допускаются лица:
– не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с ПЭВМ;
– прошедшие, как правило, курс обучения принципам работы с вычислительной техникой и специальное обучение работе с использованием конкретного программного обеспечения;
– прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением II группы допуска;
– ознакомленные с инструкцией по эксплуатации конкретной модели проектора.
1.3. Опасными факторами при работе с проектором являются:
– физические (низкочастотные электрические и магнитные поля; статическое электричество; ультрафиолетовое излучение; повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; осколки лампы и линзы);
– химические (пыль, вредные газы);
– психофизиологические (напряжение зрения и внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки; монотонность труда).
1.4. Обо всех неисправностях электропроводки, средств вычислительной и оргтехники, пользователь проектора обязан немедленно проинформировать инженера по охране труда и завхоза, а в случае их отсутствия - дежурного администратора и главного инженера, сделать запись в тетради заявок.
1.5. Пользователь проектора обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.6. Пользователь проектора обязан знать расположение аптечки для оказания доврачебной помощи пострадавшим.
1.7. Устанавливать проектор необходимо в прохладном месте горизонтально на устойчивую поверхность не ближе 30 см от препятствий (стен, мебели и т.п.).
1.8. Запрещается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
– идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
– защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
– ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
– создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Младший школьный возраст - период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. В школе, особенно в начальных классах, учитель играет очень большую роль для детей, является примером для подражания. Дети стараются выполнять всё то, что им говорит учитель, прислушиваются всех его советов. Дети очень восприимчивы в этом возрасте, поэтому именно в это время следует формировать у детей стремление к здоровому образу жизни. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.
1. Азбука этических ценностей: пособие для педагогов учреждений общ.сред. образования / В.Т. Кабуш; под ред. В.Т. Кабуша. – Минск: Нац. ин-т образования. 2013. – 192 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 192 с.
3. Бальсевич, В.К. Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями / В.К. Бальсевич // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. – 1997. – № 3. – С. 51-54.
4. Брехман, И. И. Валеология наука о здоровье / И.И. Брехман. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
5. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
6. Гарбузов, В. И. Человек-жизнь-здоровье: Древние и новые каноны медицины / В.И. Гарбузов. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 429 с.
7. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/direktiva-1-ot-11-marta-2004-g-1397/. – Дата доступа: 27.04.2017.
8. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/direktiva-3-ot-14-ijunja-2007-g-1399/. – Дата доступа: 27.04.2017.
9. Доскин, В.А. Растём здоровыми. / Доскин В.А., Голубева Л.Г – М.: «Просвещение», – 2002. – 110 с.
10. Журлицина, Н.Н. Здоровый образ жизни, его структура и проблемы формирования / Н.Н. Журлицина // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях : тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15-17 октября 1997 г. / НИИФК, АФВиС. – Минск, 1997. – С. 228-229.
11. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19302570&p2. – Дата доступа: 27.04.2017.
12. Закон Республики Беларусь от 07 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8. – 2/1794 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H10900065&p2={NRPA}. – Дата доступа – 27.04.2017.
13. Здоровый образ жизни : сб. статей / редкол.: В.М. Киселев [и др.]. – Минск : БГУ, 2009. – Вып. 7. – 155 с.
14. Кабуш, В.Т. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – 160 с.
15. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвтнова: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
16. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 – № 13, 2/1795 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 27.04.2017.
17. Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389.
18. Клинов, В. В. Основные подходы к изучению культуры здорового образа жизни / В. В. Клинов, В. А. Коледа // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма. – 2013. – № 12. – С. 2931
19. Колбанов, В. В. Валеология в школе / В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев. СПб., 1992. – 70 с.
20. Кривцун-Левшина, Л.Н. Методические аспекты здорового образа жизни / Л.Н Кривцун-Левшина // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях : тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15-17 октября 1997 г. / НИИФК, АФВиС. – Минск, 1997. – С. 24-25.
21. Кузнецова, Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки / Л.Ф. Кузнецова // Веснік адукацыі. – 2011. – № 3. – С. 43-47.
22. Лобынько, Л.В.Современные подходы к образовательному процессу / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – С. 280
23. Лунин, Н.Н. Формирование здорового образа жизни – приоритетная социальная задача / Н.Н. Лунин // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 6. – С. 76-78.
24. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
25. Мясищев, В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева; Вступ. ст. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
26. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 14–17.
27. Нестерова, И.А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И.А. Нестерова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 92-94.
28. Новикова, И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни / И.М. Новикова. – М: Академия, 2006 – 18 с.
29. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2016. http://edu.gov.by.
30. Основы противопожарной пропаганды / Т.А. Ворошилова [и др.]. М.: Стройиздат, 1984. 183 с.
31. Пожары и пожарная безопасность в 2013 г.: стат. сборник / И.Г. Андросова [и др.]. М.: ВНИИПО, 2014. 137 с.
32. Проблемы педагогического обеспечения профилактики детского травматизма от термических повреждений во взаимодействии образовательных учреждений и структур Государственной противопожарной службы / О.Е. Шерстнева [и др.] // Вест. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2010. № 2 (46). С. 189–194.
33. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика,2003.-448 с.
34. .Романовская, Л.А. Планирование воспитательной работы: советы специалиста / Т.И. Бразовская, Л.А. Романовская // Выхаванне і дадатковая адукацыя.-2013.-№8.-С. 31–34.
35. Слободчиков, В.И. Основы антропологической психологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
36. Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сборник материалов международной научно-практической конференции, Брест, 19—20 мая 2011 года / редколл.: Т. С. Будько [и др.]. – Брест : БрГУ, 2011. – 298 с.
37. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2003. – 270 с
38. Таллер, Л.А. Фундамент здоровья – с детства. / Л.А. Таллер. – Минск: Полымя. – 1989. – С. 21.
39. Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни в XXI веке : сборник науч. статей / УО «Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина»; редкол. : Н.И. Приступа [и др.]. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 86 с.
40. Франкл, В. Чело Устав (Конституция) ВОЗ // Всемирная Организация здравоохранения. Основные документы: 39-е изд.: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1995. – 208 с.
41. Фролова, Ю. Г. Психология и общественное здоровье: социально-психологические аспекты профилактики заболеваний / Ю. Г. Фролова. – Минск: Белорусский государственный университет, 2010. – 194 с.
42. Фурманов, А. Г. Формирование здорового образа жизни : пособие / А. Г. Фурманов, В. А. Горовой. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2012. – 201 с.
43. Шварц-Зиндер С.Н. Организация противопожарного обучения в регионе: учеб. пособие. Иркутск, 2008. 132 с.
44. Шерстнева О.Е. Влияние виртуальной реальности на формирование личности безопасного типа как педагогическая проблема дошкольного воспитания // Вест. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2009. № 3 (43). С. 183–188.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 96.
В работе также имеются следующие приложения:
Список детей, принимавших участие в эксперименте
Анкета (часть 1)
Сценарий мероприятия «Я – за безопасность!»
Ситуационные задачи
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты