Современная художественная телерадиопублицистика
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Современная художественная телерадиопублицистика»
по дисциплине: «Журналистика»
2017
251.00 BYN
Современная художественная телерадиопублицистика
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Журналистика
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе имеется доклад и презентация.
Поделиться
Введение
Глава 1 Современная телерадиопублицистика: специфика и проблематика
1.1 Специфика телерадиопублицистики на современном этапе
1.2 Актуальные проблемы телерадиопублицистики
Глава 2 Особенности художественной радиопублицистики (на примере передачи «Золотое сечение»)
2.1 Средства создания художественного образа в передаче «Золотое сечение»
2.2 Жанровое разнообразие передачи «Золотое сечение»
Глава 3 Тематика и функции художественной телепублицистики (на примере передачи «Обратный отсчет»)
3.1 Тематика и коммуникативные задачи телепередачи «Обратный отсчет»
3.2 Функционал и проблематика передачи «Обратный отсчет»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития когнитивных и лингвистических наук важную роль играет сектор публицистики — как печатных изданий, так и радио и телевидения. Это обусловлено высокой социальной значимостью сферы, в которой функционирует исследуемый дискурс: во-первых, передача социально и политически значимой информации для широкой аудитории, во-вторых, формирование социальной оценки этих проблем и событий, в-третьих, управление, манипуляция общественным мнением.
Сферу публицистики на радио и телевидении можно охарактеризовать большим количеством клишированных форм, оборотов и разнообразных языковых стереотипов. Также телерадиопублицистика изобилует формами, которые нельзя назвать закрепленными нормами языка, и которые определяются условиями конкретной речевой ситуации и ее коммуникативной целью. На сегодняшний день телевидение и радио обладают большим разнообразием средств, однако среди них можно выделить феномен, который представляет собой выбор альтернативного способа выражения мысли. Целью его существования является эмоциональное и информационное воздействие на адресата, что, в результате, производит значительный коммуникативный эффект, который является одним из основных задач телерадиопублицистики. Рассматриваемое явление имеет место в случаях, когда прямой способ передачи той или иной информации не в полной мере выполняет функции коммуникативного воздействия. Помимо этого, речь на телевидении переживает постоянное упрощение для облегчения ее восприятия аудиторией, а также вследствие постоянного взаимного воздействия с разговорной речью.
Художественная публицистика занимает отдельную нишу в теле- и радиовещании. Впервые это сочетание возникло в середине прошлого столетия, и по сей день оно используется исследователями самых разных направлений: литературоведами, лингвистами, теоретиками журналистики,
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННАЯ ТЕЛЕРАДИОПУБЛИЦИСТИКА: СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМАТИКА
1.1 Специфика телерадиопублицистики на современном этапе
Изучение механизмов восприятия телерадиовещания на протяжении многих лет привлекает внимание многочисленных исследователей и критиков [32, c.27]. На сегодняшний день сделано большое количество интересных обобщений и наблюдений. При этом необходимо отметить, что значительная часть выдвинутых концепций отличается категоричностью: они не настолько способны снимать вопросы, поставленные практикой телевидения и радиовещания, сколько выдвигают новые. Все это в совокупности приводит к появлению желания продолжать дискуссии [39, c.54]. Например, неоднократно осуществлялись попытки противопоставления телевидения всем другим средствам массовой информации — некоторые исследователи считали, что именно оно способно со временем заменить их. На сегодняшний день подобные споры ведутся вокруг разнообразных Интернет-ресурсов. Так, первое предположение спровоцировало возникновение исследований, которые продемонстрировали, что «в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию». Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство [53, с.112].
Телевидение и радио как особые, специфические средства информации, пропаганды и развлечения требуют осмысления. Также требует исследования и такая область телевидения и радио, как журналистика. Творческая практика телевидения и радио в совокупности с журналистикой, предлагая пищу для мыслительной деятельности, не способны еще «предложить необходимый
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАДИОПУБЛИЦИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»)
2.1 Средства создания художественного образа в передаче «Золотое сечение»
Радиовещание является одним из наиболее значимых средств массовой информации на сегодняшний день. Казалось бы, телевидение и интернет заполонили абсолютно все сферы человеческой жизни, но радио обладает рядом преимуществ перед ними, что и позволяет ему удерживать свои позиции в сфере передачи информации [71, с.43]. Среди них можно выделить прослушивание радио вне дома и без отрыва от основной деятельности, а также направленность на исключительно аудиальное восприятие, что особенно важно для слабовидящих людей.
На территории Республики Беларусь радиовещание также популярно, и посему белорусское вещание предлагает несколько радиоканалов для своей аудитории. Некоторые каналы являются универсальными, другие — специализированными, рассчитанными на определенного слушателя и имеющими определенное содержание.
На сегодняшний день ситуация такова, что абсолютно все медиатехнологии, в том числе и радио, находят применение в сфере творчества. Если в начале ХХ века интерес к представителям различных видов искусств был исключением в силу необходимости специальных знаний и высокой стоимости оборудования и ряда других определяющих факторов, то в конце ХХ века различные устройства стали важнейшими инструментами творчества, и повлияли на специфику некоторых видов искусства [10, с.65].
На сегодняшний день известно о широких возможностях звука, в том числе и пространственного. При этом отличительная черта, характерная для всех медиатехнологий (радио не является исключением), а именно
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ «ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ»)
3.1 Тематика и коммуникативные задачи телепередачи «Обратный отсчет»
В Республике Беларусь существует несколько общереспубликанских телевизионных компаний. В первую очередь необходимо отметить Национальную государственную телерадиокомпанию Республики Беларусь. Она представляет собой крупнейшее телевизионное производство Республики Беларусь, своеобразный медиахолдинг.
Для нашего исследования представляет интерес ЗАО «Второй национальный телеканал». ОНТ (Общенациональное телевидение, белор. «Агульнанацыянальнае тэлебачанне») — белорусский телеканал. Начал вещание 25 июня 2002 года на частоте российского «Первого канала». Телеканал транслирует программы собственного производства и рейтинговые программы «Первого канала» [48]. Канал, по своей сути, заменил Общественное Российское телевидение (ОРТ).
В эфире общенационального телевидения выходит множество программ. Они имеют широкий тематический охват и рассчитаны на любого зрителя.
Также телеканал ОНТ транслирует некоторое количество документальных проектов, которые были по достоинству оценены зрителями как из Беларуси, так и из других стран. «Обратный отсчет», «Революции XXI века», «Освобожденная Европа», «Первая мировая», «Города-Герои», «Кинометры войны», «История победы», «Новейшая история» — все эти передачи переносят зрителя в ретроспективное путешествие, в котором тот может узнать много нового, ранее неведанного не только о жизни своей страны, но и соседей и даже далеких стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломная работа состоит из трех глав, каждая из которых посвящена освещению либо анализу конкретного вопроса.
В теоретической главе исследования было изучено современное состояние телерадиопублицистики.
В середине XX века потребности общества обусловили зарождение телерадиопублицистики. На современном этапе развития общества эта сфера имеет большую значимость в аспекте предоставления информации населению. Телевидение и радио представляют собой динамичные и постоянно изменяющиеся организмы. Современный этап развития телерадиопублицистики также характеризуется большим количеством изменений, которые, в конечном счете, выведут телевидение и радио на новый уровень развития.
Также в первой главе исследования был рассмотрен вопрос проблематики в сфере современной телерадиопублицистики. Проблемы требуют если не полного, то хотя бы частичного решения. Эти проблемы имеют связь с большим количеством разных аспектов: правдивостью материала, нежеланием признавать ошибки, распределением эфирного времени по различным вопросам, скоростью предоставления информации, коммерческой направленностью.
Вторая глава исследования посвящена анализу особенностей художественной радиопублицистики на материале передачи «Золотое сечение», транслируемой на канале «Культура».
В передаче «Золотое сечение» используются различные средства создания образности и повышения эффективности коммуникативного процесса. Несмотря на стремление к созданию диалогического характера коммуникации, на сегодняшний день отмечается частичная «однонаправленность» передачи как средства коммуникации с реципиентом.
Во второй главе также был произведен анализ материала
1. Абрамов, В.Н. О понятиях «средство» и «прием» в современной стилистике. Статус стилистики в современном языкознании. Тезисы докладов / В.Н. Абрамов. — Пермь, 1990. — С.197—198.
2. Аграновский, В.А. Ради единого слова / В.А. Аграновский. — М., 2007. — 213 с.
3. Антонов, В.И. Информационные жанры журналистики / В.И. Антонов. — Саратов, 1994. — 308 с.
4. Арнольд, И.В. Стилистика языка (стилистика декодирования) / И.В. Арнольд. — М. : Просвещение, 1981. — 295 с.
5. Архив выпусков программы «Обратный отсчет» [Электронный ресурс] / Документальный фильмы онлайн. — Режим доступа : http://dok-film.net/obratnyy-otschet. — Дата доступа : 02—03.2017.
6. Асманцев, В.И. Смысловой анализ текста / В.И. Асманцев, П.Р. Нирунов. — М. : Куб, 2015. — 412 с.
7. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М. : Сов. энциклопедия, 1966. — 607 с.
8. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста / Л.Г. Бабенко. М. : Академический проект, 2004. – 400 с.
9. Барабаш, Д.С. Радиожурналистика / Д.С. Барабаш ; под общ. ред. А.А. Шереля. — М. : изд-во московского ун-та. – М., 2000. – 298 с.
10. Березовская, А.А. Особенности радиопрограмм с участием белорусских писателей в период демократического обновления государства / А.А. Березовская // Вестник БГУ. — 2010. — №2. — С.64—68.
11. Бровченко, Г.В. Точность информации современных СМИ / Г.В. Бровченко, Г.С. Муронина. — Киев : Светоч, 2013. — 140 с.
12. Бурцева, Е.А. Филологический анализ текста / Е.А. Бурцева. — М. : Наука, 2016. — 305 с.
13. Вахитова, Г.В. Способы передачи внутренней экспрессивности текста: автореф. ... канд. филол. наук. — Уфа, 2007. — 30 с.
14. Виноградов, В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. — 1955. — №1 (январь-февраль). — С.60—88.
15. Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т.Г. Винокур. — М. : куб, 1980. — 237 с.
16. Гальперин, И.Р. Опыты стилистического анализа / И.Р. Гальперин — М. : Высшая школа, 1968. — 64 с.
17. Гальперин, И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка. Вопросы языкознания / И.Р. Гальперин. — М., 1954. — 420 с.
18. Голанова, Е.И. О современном публичном диалоге / Е.И. Голанова // Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. — М., 1996. — С.142—150.
19. Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности / А.И. Горшков. — М., 1996. — 336 с.
20. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М. : Просвещение, 2000. – 308 с.
21. Засурский, Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре общества // Средства массовой информации России. — М., 2005. — С.7–58.
22. Иванченко, В.Г. Состояние современного телерадиовещания / В.Г. Иванченко. — СПб. : Аспект-пресс, 2014. — 320 с.
23. Ипполитова, И.А. Язык и культура речи / И.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова. — М. : Проспект, 2006. — 207 с.
24. Иссерс, О.С. Речевое воздействие / О.С. Иссерс. – М. : Флинта, 2011. – 224 с.
25. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения / О.М. Казарцева. — М. : Флинта, 1999. — 496 с.
26. Канал «Культура» [Электронный ресурс] / Сайт Белтелерадиокомпании. — Режим доступа : http://www.tvr.by/radio/kanal-kultura/. — Дата доступа : 11.03.2017.
27. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М. : Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
28. Кириченко, Н.В. Функционально-стилистический аспект различных типов текста / Н.В. Кириченко. — Пермь, 1991. – 123 с.
29. Коава, Т.Г. За пределами электронного индивидуализма / Т.Г. Коава // Вестник МГУ. — 2012. — №3. — С.13—18.
30. Колтунова, М.В. Деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. — М. : Логос, 2005. — 288 с.
31. Кондратов, Н.А. Основные вопросы языка / Н.А. Кондратов. — М. : Просвещение, 1985. — 224 с.
32. Корнеевец, О.С. Журналистика прошлых веков / О.С. Корнеевец, М.Я. Панфилова. — М. : Аспект-пресс, 2014. — 300 с.
33. Корнеевец, О.С. Журналистика на современном этапе развития / О.С. Корнеевец, Е.М. Новик. — Минск : Вышэйшая школа, 2015. — 189 с.
34. Корнилов, Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А. Корнилов. — Ростов н/Д., 1999. — 512 с.
35. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: очерки современной стилистики / В.Г. Костомаров. — М. : Гардарики, 2005. — 287 с.
36. Кубрякова, Е.С. О тексте и критериях его определения / Е.С. Кубрякова. – Воронеж : Аспект, 2001. – 118 с.
37. Курейчик, А.В. Функциональные особенности FM-радиостанций / А.В. Курейчик // Вестник БГУ. — 2010. — №3. — С.56—60.
38. Лейтес, Л.В. К 80-летию отечественного телевизионного вещания / Л.В. Лейтес // MediaVision. — 2011. — № 7. — С.68—71.
39. Литвиненко, А.А. Гуттенберги XXI века. Опыт сетевой журналистики в Германии / А.А. Литвиненко // Журналист. — 2006. — № 4. — С.53–55.
40. Лукина, М.М. Новая жизнь старых газет: как пресса приспосабливается к новому читателю / М.М. Лукина // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 10. — Журналистика. — 2006. — № 3. — С.52–59.
41. Лукина, М.М. СМИ в Интернете / М.М. Лукина // Средства массовой информации России. — М., 2005. — С.350–351.
42. Максимов, В.И. Язык и культура речи / В.И. Максимов. — М. : Гардарики, 2000. — 304 с.
43. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие / В.А. Маслова. — Минск : ТетраСистемс, 2004. — 256 с.
44. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — М. : Русские словари, 1996. — 416 с.
45. Мурзин, Л.Н. Норма, речевой прием и ошибка с динамической точки зрения. Речевые приемы и ошибки. Типология, деривация и функционирование: Сб. науч. трудов / Л.Н. Мурзин. — М., 1989. — С. 5—13.
46. Никитина, С.Е. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избранные словарные статьи / С.Е. Никитина, Н.В. Васильева. — М., 1996. — 172 с.
47. Никифорова, Ю.О. Проблематика современной журналистики / Ю.О. Никифорова // Вестник МГУ. — 2013. — №7. — С.47—51.
48. Общенациональное телевидение [Электронный ресурс] / Сайт ОНТ. — Режим доступа : http://ont.by/. — Дата доступа: 02—03.2017.
49. Осидченко, А.С. Слово в публицистике / А.С. Осидченко, О.Н. Кот. — СПб. : Прогресс, 2013. — 280 с.
50. Пекарская, И.В. Конструкции синтаксической контаминации как экспрессивное средство современного русского языка (На материале художественных и публицистических текстов) / И.В. Пекарская. — Красноярск, 1995. — 210 с.
51. Передача «Золотое сечение» / Сайт Белтелерадиокомпании. — Режим доступа : http://www.tvr.by/radio/kanal-kultura/peredacha-zolotoe-sechenie/. — Дата доступа : 12.03.2017.
52. Поляков, В.Т. К столетию первой радиовещательной передачи — о первых шагах радиовещания [Электронный ресурс] / Технический портал радиолюбителей России. — Режим доступа : http://news.cqham.ru/articles/detail.phtml?id=773. — Дата доступа : 15.02.2016.
53. Почкай, Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио : учебное пособие / Е.П. Почкай. – СПб. : Просвещение, 2000. — 225 с.
54. Путятин, З.М. Художественная журналистика / З.М. Путятин, А.Г. Кравцова. — М. : Куб, 2015. — 142 с.
55. Рахманов, В.С. Публицистический стиль в системе языка / В.С. Рахманов, И.Д. Паранина. — Киев : Сияние, 2012. — 231 с.
56. Рубичева, М.С. К вопросу о наиболее актуальных проблемах современных СМИ / М.С. Рубичева // Современная журналистика. — 2016. — №25. — С.18—24.
57. Самухайлова, В.Н. Проблематика современных СМИ / В.Н. Самухайлова. — М. : Куб, 2016. — 390 с.
58. Серебренников, Б.А. Общее языкознание. Внутренняя структура языка / Б.А. Серебренников. — М. : Наука, 1972. — 568 с.
59. Соколов, А.Н. Теория стиля / А.Н. Соколов. — М. : Искусство, 1968. — 218 с.
60. Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. — М. : Академия, 2005. — 209 с.
61. Стаканова, Л.И. На расстоянии: предшественники искусства и активизма в сети Интернет / Л.И. Стаканова, Р.С. Лытько // Журналистика и медиарынок. — 2005. — №7. — С.42—44.
62. Строкач, А.А. Основы радиотелевизионной журналистики : учебное пособие, 2 часть / А.А. Строкач ; под ред. В.А. Артемова. – М. : Изд-во МГИМО(У), 2001. – 187 с.
63. Телия, В.Н. Вторичная номинация и ее виды / В.Н. Телия // Языковая номинация. Виды наименований. – М.: Наука, 1977. – С.129–221.
64. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. — М. : Аспект-пресс, 2000. — 147 с.
65. Хазагеров, Г.Г. Общая риторика: Курс лекций и словарь риторических фигур / Г.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина. — Ростов н/Д., 1994. — 191 с. С.76—84.
66. Хазагеров, Г.Г. Функции стилистических фигур в газетах (На материале «Комсомольской Правды»): дис. …канд. филол. наук / Г.Г. Хазагеров. — Ростов н/Д., 1984. — 159 с.
67. Храпченко, М.В. Проблемы стиля / М.В. Храпченко // Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М., 1970. — 411 с.
68. Шаховский, В.И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология / В.И. Шаховский. — М. : Либроком, 2010. — 128 с.
69. Швачков, О.Б. Оценка качества материала современной телерадиопублицистики / О.Б. Швачков // Вестник МГУ. — 2015. — С.32—41.
70. Шкарубо, А.С. Сила слова / А.С. Шкарубо, В.Г. Иванов. — СПб. : Нибиру, 2012. — 186 с.
71. Эдриан, Р. Мемезис / Р. Эдриан. — М. : Куб, 2006. — 120 с.
72. Юровский, А.Я. От первых опытов — к регулярному телевещанию [Электронный ресурс] / Музей телевидения и радио в Интернете. — Режим доступа : http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4622. — Дата доступа : 12.02.2016.
73. Ярцев, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В.Н. Ярцев. — М. : Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе имеется доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты