Игровые формы организации досуга молодежи в современной культуре
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Диплом
на тему: «Игровые формы организации досуга молодежи в современной культуре»
по дисциплине: «Прикладная культурология»
2017
251.00 BYN
Игровые формы организации досуга молодежи в современной культуре
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Прикладная культурология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
1.1 Обзор научных источников по теме дипломного исследования
1.2 Досуг: понятие, виды, игровые формы и подходы к его исследованию
1.3 Социально-психологические особенности молодежного возраста
ГЛАВА 2. ИГРОВОЙ ДОСУГ МОЛОДЕЖИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Специфика организации игрового досуга в сфере культуры
2.2 Сравнительная характеристика проведения игрового досуга на рубеже 20 и 21 века
ГЛАВА 3. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МИНСКА)
3.1 Игровые формы молодежного досуга в г. Минске
3.2 Методические рекомендации по совершенствованию игровых форм организации игрового досуга молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга. Каждое
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
1.1 Обзор научных источников по теме дипломного исследования
Изучением досуга занимались и занимаются по сей день большое количество ученых, которые представляют различные течения и науки, среди них философия, психология, педагогика и т.д. Особым этапом исследований, касающихся досуговой деятельности, можно считать вторую половину XX в., в период которого зародились социологические теории и научные школы досуга. Определенный вклад в изучение досуга сделан западными социологами (Э. Гидденс, Ж. Дюмазедье). Проблемы досуга вызывали интерес и у представителей психологической науки (Э. Дюркгейм, Э. Фромм и др.).
Существенное значение для раскрытия темы исследования представляет изучение категорий «досуг» и «свободное время» в их современном значении. Данные социологические категории в своих трудах рассматривали Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, В.М. Свининников, Г.П. Орлов. Определения досуга представлены в работах В. Диркса, Ж. Дюмазедье, К. Маркса, Л.И. Михайловой, Г.П. Орлова.
В качестве «символа» стратификации общества и социальной идентификации индивида, а также стиля потребления эти понятия рассматривается в трудах М. Вебера, Т. Веблена.
Комплексный анализ проблем досуга представлен в работах И.В. Бестужева-Лады, С.И. Голода, Г.П. Орлова, Э.В. Соколова. На сегодняшний день осуществляется большое количество научных исследований, направленных на выяснение зависимости процесса развития личности от способов проведения свободного времени, классификации индивидов по типам его использования, изучения культуры свободного времени и стиля жизни в сфере досуга, анализ форм досуговой культуры в зависимости от
ГЛАВА 2. ИГРОВОЙ ДОСУГ МОЛОДЕЖИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Специфика организации игрового досуга в сфере культуры
Существуют сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на молодёжь. Важным является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения [3, c.78-79].
К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «для молодежи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени – это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности.
Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг – лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня – это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Ажойчик, Н.А. Платные услуги в структуре маркетинга учреждений культуры / Н. А. Ажойчик // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. - С. 27-32.
3. Антикафе «Дом Фишера». – Режим доступа: http://domfishera.by. – Дата доступа: 02.05.2017.
4. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -192 с.
5. Березовая, Л.Г. История русской культуры / Л.Г. Березовая. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 298 с.
6. Бухель, С. Л Нормативно-правовые документы в деятельности клубных учреждений: метод. издание / С.Л. Бухель. – Могилёв, 2011. - 96 с.
7. В Минске открылось первое пространство, специально для IT-мероприятий. – Режим доступа: http://citydog.by/post/space. – Дата доступа: 02.05.2017.
8. В Минске открылся новый лофт-проект «Балки». – Режим доступа: http://citydog.by/post/balki. – Дата доступа: 02.05.2017.
9. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. - М.: Флинта, 1998. – 240 с.
10. Государственная программа возрождения и развития села // Официальный интернет-портал Президента РБ. - Режим доступа: http://president.gov.by - Дата доступа: 28.04.2017.
11. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.
12. Грыгаровіч, Я. Д. Прыкладная культуралогія: вуч. дапаможнік / Я.Д. Грыгаровіч. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2005. - 228 с.
13. «Дом-культуры» – новый бар, клуб, свободное пространство. – Режим доступа: http://citydog.by/post/dom-kultury. – Дата доступа: 02.05.2017.
14. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
15. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — М.: МГУКИ, 2002. - 288 с.
16. Жаркова, Л.С Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л. С. Жаркова. - М.: Изд. дом МГУКИ, 2010. -144с.
17. Зиятдинова, Ю.Е. Ноосфера культурных потребностей: социокультурный феномен: автореф. дис. д-ра. социол. наук: 22.00.06 Ю. Е Зиятдинова; Адыгейск. гос. ун-т.-Майкоп, 2010.-52с.
18. Квеструм. – Режим доступа: http://questroom.by/quests. – Дата доступа: 02.05.2017.
19. Киноклубы в Минске. – Режим доступа: http://citydog.by/post/minsk-free-cinema. – Дата доступа: 05.05.2017.
20. Культурно-досуговая деятельность: учебник для вузов культуры и искусств / Т. Г. Васильева и [др.]; под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461с.
21. Макарава, А.А. Дзяржаўныя клубныя ўстановы на мяжы стагоддзяў: стан і кірункі развіцця / А.А. Макарава // Социально- культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. - С. 64-73.
22. Макарава, А.А. Клубныя ўстановы як суб'ект рэалізацыі прыярытэтаў дзяржаўнай культурнай палітыкі / А. А. Макарава // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры. - 2003. - № 2. - С. 89-95.
23. Макарова, Е. А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е. А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. - 2008. - № 10. - С. 86-87.
24. Морозова И.А. Досуг молодежи двух разных поколений // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 10(36). – С.45-48.
25. Отнюкова, М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова. - Саратов : СГТУ, 2003. - 125 с.
26. Сивурова, Л.П. Социально-культурные услуги: сущность и характеристика / Л. П. Сивурова // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. – С. 99-103.
27. Смаргович, И.Л. Культурные услуги в досуговой сфере: предпочтения на региональном уровне / И. Л. Смаргович // Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучаснай беларускай культуры: матэрыялы навуковай канферэнцыі (Мінск, 23-24 лістапада 2011 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. - Мінск, 2013. - С. 373-378.
28. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И. Л. Смаргович. – Минск: БГУКИ, 2013. - 174 с.
29. Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сб. ст. / редкол.: А. И. Степанцов, С. Б. Мойсейчук, К. И. Ремишевский; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2014. - 133 с.
30. Смаргович, И. Л. Реформирование и оптимизация деятельности клубных учреждений в Беларуси / И. Л. Смаргович // Культура. Наука. Творчество: сборник научных статей / Белорусская государственная академия музыки [и др.]. - Минск, 2011. - Вып. 5. - С. 463-469.
31. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Соколов Э.В. – Л.: Издательство, 1977. – 208 с.
32. Солнцев, С.И. Общественные классы / С.И. Солнцев. – М.: Астрель, 2008. – 635 с.
33. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. – М.: Academia, 2005. – 588 с.
34. Сорокин, П.А. Социальная мобильность / П.А. Сорокин. – М.: Academia, 2005. – 588 с.
35. Социальный облик молодежи в начале XXI века: коллективная монография / В.С. Сенашенко. – М.: Российский университет дружбы народов, 2009. – 235 с.
36. Социология молодежи / под ред. В.Н. Кузнецова – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
37. Стеббинс, Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга. – Режим доступа: http://www.odinvopros.ru/lib/stebbins_01.php?mode=1&id=0. – Дата доступа: 02.05.2017.
38. Стебихова, Ю.А. Досуговое неравенство как фактор социальной дифференциации / Ю.А. Стебихова. – Саратов, 2006 . – 217 с.
39. Страдзе, А.Э. Трансформация государственной молодежной политики / А.Э. Страдзе. – Саратов, 2008. – 298 с.
40. Султанова, М.А. Философия контркультуры (очерк филос. публицистики) / М.А. Султанова // Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2009. – 175 с.
41. Супрычева, Е. Наши дети будут презирать деньги и гламур: Газета / Е. Супрычова // Комсомольская правда. – М: 24 апр. – 2008 – С. 30-32.
42. Суровицкая, А.В. Социальная организация досуга молодежи: регионально-муниципальный аспект / А.В. Суровицкая. – Саранск, 2010. – 298 с.
43. Сухеева, И.А. Коэффициент криминальности» как способ регулирования криминально-правовых программ. – Режим доступа: www.relga.ru/ Environ/ WebObjects/ tguwww.woa/ wa/ Main?textid =2712 &level1 =main&level2=articles. – Дата доступа: 05.05.2017.
44. Сухомлинов, В. Почему наши дети умеют лишь пропущенные буквы вставлять. – Режим доступа: http://www.lgz.ru/article/17481. – Дата доступа: 02.05.2017.
45. Тарасов, А. Поколение Next на распутье: Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 2. – 424 с.
46. Творческое кафе и живые квесты. – Режим доступа: http://citydog.by/post/igraroom. – Дата доступа: 03.05.2017.
47. Трегубов, Б. А.Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б. А. Трегубов; Калининград. гос. ун-т. – СПб.: Санкт- Петербургский ун-т, 1991. – 151 с.
48. Франция глазами французских социологов // АН СССР; Ин-т социологии. – М.: Наука, 1990. – 497 с.
49. Фромм, Э. Иметь или быть: пер. с англ. / Э. Фромм. – М.: Издательство АСТ, 2000. – 448 с.
50. Чабан, В.С. Социокультурная дифференциация россиян в досуговой сфере: путешествия и туризм в модернизирующемся обществе: автореф. дис. канд. соц. наук / В.С. Чабан. – Ростов-на-Дону, 2006. – 369 с.
51. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути / Г.А. Чередниченко. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. – 504 с.
52. Чупров, В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия. // В.И. Чупров – СОЦИС,1994. - №6. – с. 50-57.
53. Чупров, В.И. Молодежь: социальное развитие / В.И. Чупрова. – М.: Наука, 1992. – 204 с.
54. Чупров, В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.
55. Шайхисламов, Р.Б. Коммуникативные проблемы социокультурной интеграции современного общества / Р.Б. Шайхисламов. – Уфа, 2007. – 321 с.
56. Шаламова, Л.Ф. Технология активизации социального потенциала молодежи / Л.Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания – М.: №5. – 2007. – С.202-204.
57. Шелепова, С.Н. Социологический анализ молодежных когорт в региональной социокультурной реальности / С.Н. Шелепова. – Хабаровск, 2012. – 321 с.
58. Шеховцова, Е.Ю. Досуг учащейся молодежи: состояние и перспективы развития / Е.Ю. Шеховцова. – Тамбов, 2006. – 369 с.
59. Шишова, Т.Л. Поколение цветов / Т.Л. Шишова // Наш современник – М.: №8. – 2007. – С. 174 – 178.
60. Шорохова, Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике // Интернет-журнал «Эйдос». – 2004. – 5 декабря. – С.45-48.
61. Шуляева, А.В. Особенности возрастной дифференциации молодежи в системе социально-структурных отношениях общества (на примере Хабаровского края) / А.В. Шуляева. – Хабаровск, 2008. – 214 с.
62. Юзефавичус, Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью / Т.А. Юзефавичус – М.: Академия, 2010. – 208 с.
63. Юрьев, А.В. Нравственное состояние современного общества. – Режим доступа: http://www.psyhologos.ru. – Дата доступа: 03.05.2017.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты