Причины неуспеваемости, учащиеся, работа учителя, преодоление, пути и средства
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Причины неуспеваемости, учащиеся, работа учителя, преодоление, пути и средства»
по дисциплине: «Педагогика»
2017
251.00 BYN
Причины неуспеваемости, учащиеся, работа учителя, преодоление, пути и средства
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест школьной тревожности Филипса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Поделиться
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие о неуспеваемости школьников
1.2 Психологические и социальные причины неуспеваемости учащихся различных возрастных групп
ГЛАВА 2 РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Направления работы учителя по предупреждению неуспеваемости подростков
2.2 Формы и методы предупреждения неуспеваемости подростков по иностранному языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Доказано, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей), так и психологического (недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности ребенка, несформированность анализа и синтеза). Многообразие причин неуспеваемости осложняет деятельность педагога по их выявлению, и в большинстве случаев педагог склоняется к традиционному способу работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, которые состоят, как правило, в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, которая требует большой затраты времени и сил, оказывается неэффективной и не приносит желаемого результата.
Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, которые мешают полному усвоению знаний каждым учеником.
Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости отмечались: неподготовленность к школьному обучению, которая в крайней своей степени переходит в социальную и педагогическую запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний, перенесенных в дошкольном возрасте; дефекты речи, неисправленные в дошкольный период, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
ГЛАВА 1 НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие о неуспеваемости школьников
Под неуспеваемостью подразумевается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость ученика выражается в слабых навыках чтения, счета, в слабом владении интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной реальности, которое требует разносторонних подходов при ее изучении. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической и социальной запущенности, под которыми понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям и целям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное как с моральной и социальной, так и с экономической позиции. Педагогически запущенные дети нередко бросают школу, пополняют группы риска. [4, с. 234].
Основными показателями социальной запущенности детей являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Показателями педагогической запущенности считаются труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъектности ребенка в учебно-познавательной деятельности.
У детей дошкольного возраста это проявляется в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформированности игровой рефлексии. У детей младшего школьного возраста несостоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
ГЛАВА 2 РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Направления работы учителя по предупреждению неуспеваемости подростков
Предупредить неуспеваемость – значит не допустить пересечения отдельных отставаний учащихся в ходе образовательного процесса или своевременно их устранить. Опытный педагог если заметил отставание, обязан оказать помощь ученику в ликвидации пробелов в обучении. Помощь эта должна быть оперативной и опосредованной. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и дифференцированный подход.
Опосредованная помощь направлена на устранение причин, которые породили отставание и на общее улучшение условий обучения. Такая помощь охватывает многие аспекты образовательной деятельности и является длительным процессом. Предупреждению неуспеваемости служит такая организация деятельности учащихся, в которой учитываются их трудности в обучении и оказывается своевременная помощь в организации полноценной учебной деятельности каждого школьника [39, с. 45].
Педагогика и психология за несколько столетий накопили значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализируя разнообразные практические меры, возможности выявить основные пути ее преодоления.
Охарактеризуем эти пути.
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Ю.К. Бабанский для такой профилактики предложил концепцию оптимизации образовательного процесса, он сформулировал важнейшие теоретические представления об обучении как о целостной системе; о критериях оптимизации и оптимальности; о мерах, которые обеспечивают достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников. Неотъемлемой составляющей общей концепции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под неуспеваемостью подразумевается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, которое фиксируется какого-либо значительного периода процесса обучения (например, цепочки уроков, которые посвящены изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Чтобы учитель мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, ему необходимо знать психологические особенности неуспевающих школьников.
Изучение соответствующих научных данных позволило выделить три основных фактора неуспеваемости: особенности педагогического воздействия на ребенка, которое оказывается в школе; психофизиологические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения вне школы.
Первая группа причин неуспеваемости связана с проблемами эндогенного (внутреннего) порядка – это психофизиологические особенности детей. К этой группе можно отнести причины когнитивного, психомоторного, регуляторного, личностного и соматического характера.
Наряду с причинами неуспеваемости эндогенного (внутреннего) порядка, в модели также выделяются и причины экзогенного (внешнего) порядка. К экзогенным факторам мы относим социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок, внешнесредовые и педагогические факторы. Неблагоприятные социальные и экономические условия также являются факторами, которые отрицательно влияют на успешное обучение ребенка.
Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды. На неуспеваемость ребенка немаловажное влияние оказывает семейное окружение. Причиной неуспеваемости очень часто бывает неблагополучная семья. Помимо семейного окружения на успеваемость ребенка влияют и условия его жизни (низкое экономическое положение семьи,
1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. - 160 с.
2. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев. – ЛГУ, 1976. – С. 13-35.
3. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512с.
4. Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей / под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 523 с.
5. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться / К.В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – С. 24-25
6. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
7. Безруких, М.М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. Лекции 5-8. / М.М. Безруких. – М.: Первое сентября, 2006. - 42 с.
8. Беспалько, В.П. Персонифицированное образование / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1998. - №2. – С. 12-17
9. Блонский, П.П. Школьная неуспеваемость. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 696 с.
10. Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 2001. – 423 с.
11. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова Т. В. Корнилова. – М.: Роспедагентство, 1994. – 73 с.
12. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.
13. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 534 с.
14. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. – 326 с.
15. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - М., 1997. – 528 с.
16. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М., 1986. – 16 с.
17. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 338 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
19. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 317 с.
20. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников /Г.Ф. Кумарина // Сов.педагогика. 1987. – №2. – С. 117.
21. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Просвещение, 1968. - 335 с.
22. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопро-филактика: учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
23. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания и обучения / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
24. Маркова, А.К. Виды отношений школьников к учению / А.К. Маркова. // Сов. Педагогика, 1984. – № 11. – С. 12-23.
25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
26. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова – М.: Академия, 2003. – 448 с.
27. Окунь, В. Введение в общую дидактику / перевод с польского Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М., 1990. – 382 с.
28. Ольшанский, В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям / В.Б. Ольшанский. – М.: Тривиола, 1996. – 210 с.
29. Паршутин, И. А. Методы стимулирования учебной деятельности / И. А. Паршутин // Справочник классного руководителя. – 2009. – №4. – С. 25-32.
30. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 361 с.
31. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 336 с.
32. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2001. – 928 с..
33. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина. – М.: Просвещение, 1986. - 217 с.
34. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов: Феникс, 2003. – 544 с.
35. Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей /М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 2000. – 352 с.
36. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
37. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Книга для учителя. / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
38. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243 с.
39. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1998. – 120 с.
40. Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е.Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест школьной тревожности Филипса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты