Морозный день. Масло
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Морозный день. Масло»
по дисциплине: «Изобразительное искусство»
2017
251.00 BYN
Морозный день. Масло
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Изобразительное искусство
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
Этапы выполнения дипломного проекта «Морозный день»
Методические материалы
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ МАСЛОМ
1.1 Развитие жанра пейзажной живописи
1.2 История возникновения масляной живописи
1.3 Современная пейзажная живопись Беларуси
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПЕЙЗАЖЕ
2.1 Композиция. Роль цвета в пейзаже
2.2 Почему я взяла зиму, на каких художниках опиралась
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое художественное освоение действительности, выявление и запечатление свойства природы всегда отличали пейзажную живопись. Преломляя в творческом сознании увиденное, художники вкладывали в изображение волновавшие их идеи, эмоции и чувства, впечатления, мимолетные настроения. Однако природа сравнительно поздно стала самостоятельным объектом художественного творчества. Пейзаж постепенно завоевал место одного из ведущих жанров живописи.
Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление. Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты.
Природа, окружающая человека, бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок. Несмотря на кажущуюся простору в исполнении пейзажа, создание глубокого образа в пейзажной живописи – дело нелегкое, но дающее художнику чувство наслаждения картинами природы, мотивами сельского и городского окружения.
Посредством пейзажной живописи у зрителей разного возраста воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства, пробуждается любовь и патриотизм к родной земле. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. Мастерство художника позволяет запечатлеть ускользающие, почти мгновенные состояния природы, которые человечество не всегда замечает в череде повседневных дел и забот. Пейзаж способен остановить мгновение, приблизить к зрителю фрагмент природы, передать впечатление величины объема вписанного пространства, дать ощущение присутствия и эстетического наслаждения.
Актуальность данной работы объясняется тем, что среди многообразия жанров изобразительного искусства пейзаж занимает одно из ведущих мест. Многие художники используют пейзажную живопись для выражения собственного эмоционального состояния, для показа уникального взгляда на окружающее пространство, для осмысления места человека в этом мире и для запечатления красоты родной земли.
Цель дипломного проекта – рассмотреть специфику и исторические особенности развития пейзажной живописи, осуществить создание пейзажа «Морозный день».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ МАСЛОМ
1.1 Развитие жанра пейзажной живописи
Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр живописи, посвященный изображению природы во всем многообразии ее форм, обликов, состояний, окрашенному личным восприятием художника [10, с. 498].
В пейзаже могут воспроизводится реальные или воображаемые виды местностей (леса, поля, водоемы, горы), архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж – ведута) и деревень, морских видов (марина) и т. п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолетных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.
Обращаясь к изображению природных явлений и окружающего человека пространства, художник выражает собственное отношение к природе, а также взгляд своих современников. Благодаря этому пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Кроме этого, как отмечает К. Богемская, особенности освещения, свет, воздух, атмосфера являются важными составлющими пейзажа.
Наиболее ранние элементы пейзажа можно обнаружить в наскальной живописи. Зачастую кроме людей и животных, здесь были изображены реки, озера, деревья [13, с. 4]. В дальнейшем более развернутые пейзажные зарисовки украшали Кносский дворец на острове Крит (например, «Куропатки в скалах»), а также дома и дворцы в Помпеях и Геркулануме.
В средневековом европейском искусстве пейзаж стал более проработанным, однако все еще оставался фоном для показа исторических или библейских сюжетов, благодаря которому событие приобретало узнаваемый и достоверный характер [16, с. 25]. Подобным образцом является знаменитый «Часослов герцога Беррийского», выполненный братьями Лимбургами. Созданный в начале XV в., он представлял собой календарь, где художникам было необходимо подчеркнуть смену пор года за счет сюжетов с сельскими сезонными работами. С этого времени мотив времен года стал одним из знаковых для пейзажной живописи.
Как самостоятельный жанр пейзаж сформировался в VI веке в Китае. Китайские художники достигли в пейзаже исключительной одухотворенности и философской глубины.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПЕЙЗАЖЕ
2.1 Композиция. Роль цвета в пейзаже
Композиция в переводе с латинского «compositio» буквально означает составление, соединение. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому [18, с. 352].
Выделяют следующие признаки композиции:
1. целостность – это внутреннее единство композиции.
2. подчиненность второстепенного главному, т.е. наличие доминанты. Главный элемент композиции сразу бросается в глаза, второстепенные элементы оттеняют, выделяют или направляют взгляд при рассматривании произведения. Фактически, это смысловой центр композиции, который не обязательно должен быть связан с геометрическим центром картины.
3. Уравновешенность – основа гармонии в произведении [15, с. 4].
Как отмечает В. М. Полевой, композиция в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен света и т.д. [18, с. 352]. Принято выделять несколько типов композиций: статичные, динамические, открытые и закрытые.
Статический тип композиции отличаются тем, что основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения. Картины с подобной композицией зачастую симметричны, спокойны и передают глубину замысла.
Динамический тип, где основные оси пересекаются под острыми углами, господствуют диагонали, круги и овалы, стремится к асимметрии, неустойчивости. Он отражает скорость и динамику, отличается тщательным продумыванием и виртуозностью исполнения.
В свою очередь в открытой композиции преобладают центробежные разнонаправленных силовых линий, а в закрытой – центростремительные силы, стягивающие изображения к композиционному центру.
В пейзажной живописи композиционное решение играет важнейшую роль. Как отмечает В. И. Жук, композиция в пейзаже – это создание плоскостей, поиск равновесия частей и целого [9, с. 91].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пейзаж – это всегда художественный образ природы, ее интерпретация, неотделимая как от стилей, существующих в тот или иной период в искусстве, так и от места человека в ней. В центре понимания пейзажной живописи лежат вопросы отношений человека и окружающего пространства, через которые характеризуется эпоха, во время которой создается полотно.
Пейзажная живопись учит как художников, так и зрителей видеть природу по-настоящему, понимать красоту, не только раскрывать ее безусловно позитивную сторону, но и использовать ассоциативные связи и отношения, связанные с природой.
Несмотря на то, что интерес к изображению окружающей природы был с человеком практически с самого его появления, как самостоятельный жанр пейзаж оформляется в начале в Китае, а к XVII веку и в Европе. Передовой страной в этом плане была Голландия. Именно здесь за двести лет до этого появилась одна из наиболее предпочтительных живописных техник – масляная живопись. Возможности этой техники позволяют красочному слою быть долговечным, добиваться максимальной глубины тона, насыщенности цвета.
Современный белорусский пейзаж сохраняет национальную принадлежность, которая проявляется в приверженности художников к показу узнаваемой отечественной природы, к открытию ее необычных, провинциальных уголков родного края. Подобный подход отличает работы В. Масленикова. В. Пешкуна, К. Качана, Н. Исаенка, В. Шкарубо и многих других. В качестве образцов для дипломного проекта выступили такие белорусские пейзажисты как Виталий Цвирко и Александр Ходюков.
1. Алекссев-Алюрви, Ю. В. Живопись маслом. Технология / Ю. В. Алексеев-Алюрви [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://natblog.ru/natblog-glavnaya/zhivopis-maslom-texnologiya.html. – Дата доступа: 10.05.2017.
2. Беларускі пейзажны жывапіс : альбом / аўт.-склад. Р. Ф. Шаура. – Мінск : Беларусь, 1982. – 163 с.
3. Бергер, Э. История развития техники масляной живописи / Э. Бергер. – М. : Академия художеств СССР, 1961. – 511 с.
4. Богемская, К. Г. Пейзаж. Страницы истории / К. Г. Богемская. – М. : АСТ-Пресс, 2002. – 256 с.
5. Борозна, М. Г. Белорусская живопись 1920–1970-х гг. / М. Г. Борозна. – Минск : Белорусский дом печати, 2006. – 192 с.
6. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – М. : Искусство, 1977. – 263 с.
7. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. – М. : Искусство, 1965. – 213 с.
8. Жабцев, В. М. Пейзаж в русской живописи / В. М. Жабцев. – Минск : Харвест, 2008. – 128 с.
9. Жук, В. И. Живопись Беларуси на рубеже веков : потери и обретения / В. И. Жук. – Минск : Беларус. навука, 2013. – 159 с.
10. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / сост. Т. В. Балицкая. – М. : Росмэн-Пресс, 2007. – 608.
11. Как рисовать пейзаж на пленэре [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://painter-pro.ru/index.php/ru/u28/plener.html-start=1.htm. – Дата доступа: 11.05.2017.
12. Кукс, Ю. М., Лукьянова, Т. А. К вопросу о технологии масляной живописи. Глава 3. Средневековые сведения об обработке масел / Ю. М. Кукс, Т. А. Лукьянова // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 1 (13). – С. 161 – 169.
13. Мастера пейзажа / авт.-сост. Г. В. Дягилева. – М. : Вече, 2002. – 304 с.
14. Медвецкий, С. В. Белорусская тематическая живопись 1960–1990-х годов : пособие / С. В. Медвецкий. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2006. – 135 с.
15. Паранюшкин, Р. В. Композиция : учеб. пос. / Р. В. Паранюшкин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 80 с.
16. Пейзаж в мировой живописи / В. В. Калмыкова. – М. : Белый город, 2011. – 384 с.
17. Пейзаж [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2545-landscape. – Дата доступа: 03.05.2017.
18. Популярная художественная энциклопедия : в 2 т. Т. 1. / гл. ред. В. М. Полевой. – М. : Советская энциклопедия, 1986. – 476 с.
19. Фурик, Д. М. Лирический пейзаж в белорусской живописи 1990–2000-х годов / Д. М. Фурик // Искусство и культура. – 2016. – № 4 (24).- С.19-23.
20. Хроменков, В. И. Реалистические тенденции в современном белорусском изобразительном искусстве / В. И. Хроменков // Искусство и культура. – 2014. – № 2 (14). – С. 34 – 39.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
Этапы выполнения дипломного проекта «Морозный день»
Методические материалы
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты