Жанр трудовой песни в белорусском музыкальном фольклоре
Диплом
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рисунок "Жнивные напевы: типологические группы и разновидности
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Нотный пример 1. Прополочная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Нотный пример 2. Покосная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Нотный пример 3. Грибная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Грибная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Уборочная льна
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Жнивная песня
В работе есть речь на защиту
1. Трудовые песни в жанровой системе белорусского музыкального фольклора
1.1. Трудовые песни в белорусском календарно-песенном творчестве
1.2. Характеристика жанров трудовых песен
2.Поэтические и музыкально-стилистические особенности трудовых песен
2.1 Обрядовое сопровождение трудовых песен
2.2 Анализ поэтических и музыкальных особенностей трудовых песен
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Белорусская народная песенная культура зародилась благодаря первостепенной роли белорусского фольклора в фольклорном наследии не только нашей страны, но и европейской культуры в целом.
В Беларуси эта традиция представлена не только в отдельных народных древних традициях, но и в системной целостности национальной белорусской культуры. С одной стороны – это историко-стилевые песенные пласты: древний (календарный и семейно-обрядовый); более поздний (не обрядовая лирика); современные проявления аутентичного фольклора. С другой стороны – этнокультурные регионы: Полесье (Гомельская и Брестская области); Поозерье (Витебская область); Поднепровье (Могилевская область); Понемонье (Гродненская область); Центральная зона (Минская область) [2].
В центре белорусского песенного фольклора находятся песни календарно- и семейно-обрядовых циклов, появление которых разные ученые объясняли многими причинами исторического, географического и социального характера [2]. Также отмечается существование региональных отличий в местных разновидностях традиционных народных песен [4].
Как позволяют думать научные труды белорусских этномузыкологов советского и постсоветского периодов – Т. Варфаломеевой [2], Л. Костюковец [18], З. Можейко [29; 30; 31], Л. Мухаринской [27], Н. Низиной [39], Т. Якименко [38] и др., традиционная музыкальная культура представлена в Беларуси не только древними формами, но и презентует некоторую целостность ее с современностью.
Некоторые вопросы регионального изучения фольклорных традиций белорусов нашли отражение в многочисленных теоретических исследованиях фольклористов и этнографов прошлого (М. Дмитриев, К. Машинский, З. Радченко, Е. Романов) и современных (В.А. Захарова, В.А. Можейко, К.С. Лис, А.С. Федосик и др.) Изучение белорусского песенного фольклора в региональном аспекте отражено в работах: Т.А. Агапкиной [1], Л.М. Виноградовой [9], М.И. Толстого [27] и др.
Большая группа песен белорусского народа посвящена теме труда. Так, например, в довоенное время – это крестьянские жнивные песни, а в послевоенный период – песни, посвященные мирному строительству, творческой трудовой деятельности [28].
1. ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ В ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЕ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1. Трудовые песни в белорусском календарно-песенном творчестве
Музыкальное искусство белорусов берет начало в культуре Древней Руси. Белорусский музыкальный фольклор – обширная область духовной жизни народа, запечатлевшая в ярких музыкальных образах его быт и историю, мир личных переживаний и социальные интересы. Самобытное и национально почвенное, это искусство сохраняет значение высоких норм народности, реализма и художественности. Постоянно расширяя круг своих выразительных средств, оно служит основой для развития национальной композиторской школы [2].
Песня – одна из форм вокальной музыки, народной и профессиональной. Истоки народно – песенных жанров – в доисторической древности. Различают песни народные и авторские. Задолго до появления профессионального творчества в народных песнях сформировались музыкально – поэтические образы, правдиво отражающие черты национального характера народа. В плане формирования методологической концепции изучения песенной культуры Беларуси, показателен вывод Н. Янчука: «Народная песня есть неотъемлемая часть духовной жизни, и как, с одной стороны, нельзя основательно изучать песню, не познакомившись с народом, который ее создал, и с его жизнью, так, с другой стороны, нельзя вырывать эту песню из того окружения, в котором она родилась и с которым срослась, будь это обычай, обряд, игра, или какая-нибудь сторона народной жизни» [2, с. 76].
Народная песня – искусство устной традиции, наиболее распространенный вид вокальной музыки, песенный фольклор. Передаёт национальный характер народа, привычки, исторические события. Отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Существует в устной форме, передается благодаря исполнительским традициям и мастерству талантливых народных певцов. Каждая народная песня живет во многих своих разновидностях – вариантах, т.к. создаваясь, переходит от одного певца к другому изустно.
Песенное творчество характеризуется жанровым разнообразием и богатством мелодических типов традиционных календарно-земледельческих и семейно-обрядовых песен. Два фактора в определении календарных песен являются главенствующими:
- приуроченность этих песен к соответствующему времени (т.е. сезонная их циклизация);
- их особая общественно – социальная значимость, их функциональная нагрузка.
В соответствии с этим календарные песни можно рассматривать в двух аспектах – временном и функциональном. В первом случае они подразделяются на зимние, весенние, летние, осенние; во втором – на призывы («загуканнi»), заклинания («прыгаворы»), поздравительно – величальные («абходныя»), лирико-эпические высказывания [4, с. 52].
В основе жанровой определенности календарных песен лежит функциональный признак: колядки, щедровки, масленичные, загукания – заклинания весны («як вясну гукаюць»), волочебные, юрьевские, троицкие, русальные, хороводы, купальские, жнивные, дожиночные, ярынные. Но бывает и временной: весенние, летние, осенние.
Для нашего исследования особый интерес представляют жанры трудовой песни в структуре белорусского календарно-песенного творчества.
Отметим, что традиции трудовых песен – одной из древнейших форм народной поэзии – получили значительное развитие. Вошло в обычай сопровождать многие трудовые процессы песнями, по происхождению не трудовыми и исполняющимися в самых различных случаях жизни (например, пели разные лирические и эпические песни во время сенокоса или на «толоках» - коллективной помощи при выполнении какой-либо работы – рубки капусты и др.).
В целом, по мнению некоторых этномузыкологов (Т.Б. Дианова, А.Ф. Камаев, А. Лис и др.), современное исполнение трудовых песен характеризуется как «процесс научного исследования и накопления фольклорного материала». По сегодняшнее время идет изучение слуховых записей, мелодий, рассматривается опыт комментирования их и текстологических редакций [13; 19; 22].
В Беларуси трудовая песня – наиболее типичный жанр народного песенного творчества, включающий в себя круг сложных исторических ассоциаций. Например, в Полесской песенной традиции особое развитие
2. ПОЭТИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ПЕСЕН
2.1. Обрядовое сопровождение трудовых песен
Описание обрядового сопровождение трудовых песен начнем с обоснования самого возникновения обряда «жниво». Остальные трудовые песни белорусского народа, как правило, являются необрядовыми.
В белорусской культурной традиции жнивные песни, классический пример календарно-обрядовой поэзии, известный под названием «лето». В основании жанра положена его темпоральная характеристика, временная доминанта бытования. Традиционные названия «жнивная», «жнейская», «жниво», «житнее жниво» выявляют, во-первых, функциональную природу жанра. Жнивные песни непосредственно сопровождают труд на поле, в некотором смысле являются ее стимулятором. Они выражают переживания жнеи во время большого, ответственного и тяжелого труда – уборки хлеба.
Специфика функционирования жнивных песен отражала семантику, поэтическую форму и ладово-мелодическую основу обряда «жниво». Такое важное в жизни общества событие, как жниво, происходила в несколько этапов. Главным среди них зажинкам и дожинкам предшествовал осмотр нивы для определения спелости жнива и обряд «покрывание поля».
Данные сопутствующие обряды часто трактуются как части древних ритуалов, во время которых хозяин с главной жнеей приходили не только осмотреть житние поля, но и прежде всего поклониться и помолиться Духам за выспевшее зерно, попросить у них разрешение на начало жнива, чтобы Духи поля щедро отдали хозяину выращенную пшеницу [19].
Обряд дожинок, который хорошо известен в наше время, ранее начинался в субботу или воскресение. Позавтракав, хозяин шел в хлев и подготавливал место «пад новае жыта». Интересно, что у белорусов в хлеву, как и в доме, висела в углу какая-либо икона святого, тогда «іконку ету ужо ат пылу абцяруць і нябожнічак чысценькі павесюць...». Женщины начинали уборку в доме: мыли пол, окна, готовили ритуальный обед. К обеду обязательно пекли каравай или круглую буханку хлеба.
Ритуальный обед в день зажинок начинался празднично: застилали на стол белую скатерть, ставили в центр стола каравай или хлеб, сыр, борщ, кислое молоко, кашу и иные угощения, в зависимости от достатка семьи. Например, в Городокском районе Витебской области хозяин выкладывал на стол буханку хлеба, на который ставил соль в солонке, а затем накрывал хлеб и соль чистым полотенцем и освещал святой водой. Хлеб и соль стояли на столе на протяжении всего дня. По данным белорусского этнографа и фольклориста А.Р. Пшчелки, в начале XX в.в. перед тем как начать обедать, молілісь Богу: «спачатку найсвечнай матцы, пасля Міколу з Юр'ем і нарэшце Спасу з Пакровам».
После обеда главная жнея одевалась в праздничную одежду, брала с собой кусок каравая со стола, соль, сыр, освященную свечу и шла зажинать жито. Зажыная первую жменю, она приговаривала: «Божа, благаславі пачаць жаць і памажы у добрым здароуі кончыць!...» Подобные прошения-заклинания выделяются многочисленными региональными вариантами. Жменю с зерном жнея складывала на край поля, а наверх хлеб, сыр и другие угощения, принесенные из дому.
Знаток стародорожских обрядов и песен Э.И. Александрова вспоминает, как начинались зажинки в ее деревне Александровка: «Сабіраліся жанчыны, бралі сярпы, абвязвалі іх чыстай хусцінкай. Выбіралі самую старэйшую жанчыну. На левую руку завязвалі суконную красную нітачку або розавую і ішлі зажынаць жыта. Першую жменю жала гэтая старая жанчына. Яна зажынала: завязвала сабе на спіну такі пояс з гэтай першай жмені і прыгаворвала: «Дай, Бог, каб жыта добра жалася, а сярэдзіна не балела!» Тады яна нажыла першы сноп. Садзілася на гэты сноп і усе рабілі вянок – сноп гэты украшалі».
Сведения Э.И. Александровой дополняет ее подруга О.И. Александрова: «...Снапок абвяжам нітачкамі краснымі або розавымі. Прыносім гэты снапок дамой, ставім на кут і там снапок стаіць да Іспаса. Тады абціраем яго і носім зерняткі у цэквау свяціць на Іспаса...» [5].
В Славгородском районе Могилевской области зажинать на коллективное поле отправляли «здароваю дзеуку ці удаву», которая начинала жать столько снопов, которые можно было поставить на поле и накрыть его края.
Тут можно привести несколько песенных сюжетов-зарисовок с прошлого века о доле молодой жнеи:
«А жнеячка з поля ішла, ый!
Пад поісам сярпок нес..., у-у!»
«Пад поісам сярпок несла, ый!
На плечыках калыса..., у-у!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основании изученных работ установлено, что трудовые песни в белорусском календарно-песенном творчестве тесно связаны с повседневным, праздничным, обрядовым бытом, содержат национальные формы текстов и мелодий, отражая то или иное время года. По нашему мнению, многие трудовые песнями всегда являлись частью повседневной жизни людей, и по происхождению скорее являлись не трудовыми, а ежедневными, и исполнялись в самых различных случаях жизни.
2. В результате детального аналитического рассмотрения были выделены следующие жанры трудовой песни:
- зажинковыя песни (пение зажинковых песен локализовалось в основном в период возвращения жней с поля и длительностью застольной беседы);
- трудовые жнивные песни (поэтическая природа трудовой жнивной песни в значительной мере обусловлена тем, что субъект ее жнея является главным действующим лицом на ниве во время жнива. Ее песенные высказывания во время работы с серпом в отличие от песен обрядовой функциональности имели индивидуальную форму);
- дожинковые песни (песни восхваления дожинок проникнуты ясностью летнего жнивного дня, счастьем урожайности нивы, радостью человеческого труда);
- собирательские песни (при художественном обновлении семейных взаимоотношений в уборочных песнях активно используется образная символика ягод, грибов, орехов);
- льняные песни (очень продуктивно, закончено работает общефольклорный приём ретордации);
- покосные песни (исполнялись в период сенокосных работ, в основном связаны с обрядом, в котором участие принимает главный косарь и жнея);
- прополочные песни (песни, которые исполнялись молодыми девушками, ведущими собственное хозяйство, или работающие на хозяйском поле).
Во всех жанрах ступенчатое сужение образов позволяет качественно реализовать идею, делать акцент на главное. Также можно отметить, что в песенной поэзии трудовые песни занимают сравнительно скромное место;
1. Агапкина, Т.А. Этнографические связи календарной песни. – М. «Индрик»., 1999. – 70 с.
2. Аляхновіч, А.М. Беларуская традыцыйная музычная спадчына: дапаможнік для настаўнікаў/ А. М. Аляхновіч. – Мінск: Беларусь, 2000. – 381 с.
3. Анталогія беларускай народнай песні (другое дапоўненае выданне) Укладанне, прадмова i каментарыi Цiтовiча Г. –Мiнск.: «Беларусь», 1975. –616 с.
4. Анталогія беларускай народнай песні і прыпеўкі/ пад рэд. А. Цітаўца. – Мiнск.: «Ураджай», 2001. – 352 с.
5. Беларускі фальклор: Энцыклапедыя: У 2 т. Т. 1: Акапэла-Куцця/ Рэдкал.: Г.П.Пашкоў і інш. – Мінск: БелЭн, 2005. – 768 с.
6. Беларускі фальклор: Энцыклапедыя: У 2 т. Т. 2: Лабараторыя традыцыйнага мастацтва – «Яшчур»/ Рэдкал.: Г.П. Пашкоў і інш. – Мiнск.: БелЭН, 2005. – 832 с.
7. Беларускія народныя песні: Са зборнікаў П.В. Шэйна/ Склад К. Кабашнікаў. Камент. Г. Барташэвічі К. Кабашнікава. – Мiнск.: Дзяржаўнае вьщавецтва БССР, 1962. – 430 с.
8. Беларускiя народныя песні (для хору). Т.2 / Склад. Р. Шырма. – Мiнск.: Беларусь, 1973. – 456 с.
9. Беларусы. Т. 11. Музыка/ Т. Б. Варфаламеева і інш.; НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклора імя К. Крапівы – Мінск: Беларуская навука, 2008. – 697 с.
10. Геаграфія традыцыйнага абрадавага фальклору беларусаў : [у 4 электр. дысках / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў ; складальнікі і рэдактары: А. Б. Валодзіна, І. Б. Стралкова. – Мінск: БДУ культуры і мастацтваў, 2010.
11. Гурскі, А. Эстэтыка каляндарна-абрадавай паэзіі: Юр'е, Тройца, Куст, провады русалкі / Антон Гурскі // Роднае слова. – 2009. – № 5. – С. 83-87.
12. Гурскі, А. Эстэтыка каляндарна-абрадавай паэзіі беларусаў: жніво / Антон Гурскі // Роднае слова. – 2009. – №8. – С. 76-79.
13. Гурскі, А. Эстэтыка каляндарна-абрадавай паэзіі Купалля / Антон Гурскі // Роднае слова. – 2009. – №6. – С. 91-94.
14. Дианова, Т.Б. Обрядовая и необрядовая лирика в контексте ритуала: типология и функция/ Т.Б. Дианова// Поэтика фольклора: сб. статей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – С. 81.
15. Данiлович, А.А. Апрацоўкi беларускiх народных песень./ А.А. Данiлович. – Мінск, 1984. – 170 с.
16. Елатов, В.И. Ладовые основы белорусской народной музыки./ В.И. Елатов; Наука и техника. – Мінск, 1964. – 216 с.
17. Жирмунский, В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора// Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов и др. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 49.
18. Казловіч, М.I. Музыкант – Iнструмент – музыка у каляндарна-абходнай абраднасцi беларусаў: Аўтарэферат дысертацыi / М. I. Казловiч. – Мінск: БДАМ, 2002. – 20 с.
19. Каляндарна-абрадавая паэзiя. Кн. 1 / Аўт.: А.С. Лiс, А.I. Гурскi, В.М. Шарая. – Мінск: Беларуская навука, 2001. – 515 с.
20. Камаев, А.Ф., Камаева, Т.Ю. Народное музыкальное творчество./ А.Ф. Камаев. – М., 2005. – 250 с.
21. Крук, И.И. Символика чисел в культуре белорусов / И.И. Крук // НЕМАН. – 1999. – №12. – С.184-212.
22. Лецка, К. У святле фальклорных вытокаў: Каляндарна-абрадавая паэзія / К. Лецка // ПОЛЫМЯ. – 2004. – №7. – С. 189-211.
23. Лiс, А. Беларускія народныя песні / А. Ліс; Беларусь. – Мiнск, 1970. – 175 с.
24. Макарэвіч, Н.М. Найменні асобы ў кантэксце беларускай каляндарна-абрадавай паэзіі: семантыка, дэрывацыя / Н.М. Макарэвіч // Веснік Вітебскага Дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2007. – №3 (45). – С. 63-70.
25. Моллер, Л. Купальские песни. Стилистический анализ. /в переводе с белорусского Л. Дербенева. – М.: Изд. «Музыка», 1974 – С.32-34
26. Сахаров, И.П. Сказания русского народа, собранные: Сборник./ Вступ. статья, подгот. текста В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1990. – 398 с.
27. Беларускія народныя абрады / Склад., навук. рэд. і прадм. Л.П. Касцюкавец. – Мiнск, 1994.
28. Мухарынская, Л.С. Беларуская народная музычная творчасць: вучэбны дапаможнік для студэнтаў вышэйшых музычных навучальных устаноў / Л.С. Мухарынская, Т.С. Якіменка. – Мінск: Вышэйшая школа, 1993. – 341 с.
29. Крынічка: бел. нар. песні для дзяцей (для спеваў з ф-на) / Уклад. Л. В. Кузьмічова. – Мiнск: Беларусь, 1989. – 48 с.
30. Мажэйка, З. Я. Песні Беларускага Паазер’я. – Мiнск., 1981.
31. Мажэйка, З.Я., Варфаламеева Т.Б. Песні Беларускага Падняпроўя. – Мiнск., 1999.
32. Можейко, З. Я. Песни Белорусского Полесья ( для пения на 1,2,3 голоса без сопр.) – Вып. 1.– М.: Советский композитор, 1983.– 183 с.
33. Новак, В.С. Да праблемы рэгіянальна-лакальнага вывучэння фальклору Гомельшчыны / В.С. Новак // Рэгіянальныя асаблівасці фальклору і літаратуры славянскіх народаў: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі (Гомель, 23-24 красавіка). – 2004. – С. 278-284.
34. Новак, В.С. Каляндарна-абрадавая паэзiя Гомельшчыны: Да праблемы лакальнага, рэгiянальнага, агульнанацыянальнага у фальклоры / В.С. Новак. – Гомель: ГДУ, 2001. – 233 с.
35. Новак, В.С. Каляндарна-абрадавы фальклор Гомельшчыны : манаграфія / В.С. Новак. – Гомель: УА “ГДУ імя Ф. Скарыны”, 2009. – 249 с.
36. Новак, В.С. Лакальнае, рэгiянальнае, агульнанацыянальнае у каляндарна-абрадавым фальклоры Гомельшчыны : Аутарэферат дысертацыi / В. С. Новак. – Мінск : Нац. Академия наук Беларуси, 2002. – 40 с.
37. Раговіч, У.І. Песенны фальклор Палесся: У 3-х т. Т.2. Вяселле. / Мастац. Афармленне У.М. Вішнеўскага. – Мiнск: Выд-ва «Чатырычвэрці», 2002. – 592 с.
38. Равенскі, М. Збор твораў: беларускія народныя песні / рэд. Скарабагатаў. – Мiнск: Тэхналогія, 2008. – 191 с.
39. Родны край: бел. нар. песні для хораў і вак. ансамблей: рэп. зб. / Уклад. В. Грабчук. – Мiнск.: Беларусь, 1987. – 95 с.
40. Эвальд, З.В. Песни белорусского Полесья / З.В. Эвальд. – М : Советский композитор, 1979. – 141 с.
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рисунок "Жнивные напевы: типологические группы и разновидности
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Нотный пример 1. Прополочная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Нотный пример 2. Покосная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Нотный пример 3. Грибная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Грибная песня
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Уборочная льна
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Жнивная песня
В работе есть речь на защиту
готовую работу?