Склонность к рискованному поведению у подростков в зависимости от особенностей взаимодействия в диаде родитель-ребенок
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Склонность к рискованному поведению у подростков в зависимости от особенностей взаимодействия в диаде родитель-ребенок»
по дисциплине: «Психология»
2017
251.00 BYN
Склонность к рискованному поведению у подростков в зависимости от особенностей взаимодействия в диаде родитель-ребенок
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Сводная таблица результатов по методике диагностики степени готовности к риску Шуберта
Таблица А.2 – Сводная таблица результатов по опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковская
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 – Результаты корреляционного анализа
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ–РЕБЕНОК»
1.1 Основные подходы к исследованию рискованного поведения
1.2 Проблема взаимодействия в диаде «родитель – ребенок» в психологии
1.3 Рискованное поведение в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рискованное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социологов, медиков, работников правоохранительных органов и т.д. Объяснить условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей.
Роль семьи является определяющей в социализации и личностном росте ребенка, формировании у него навыков самосохранительного поведения. Среди факторов, способствующих формированию рискованного поведения наряду с такими, как нравственная незрелость личности, индивидуальные биологические и психологические особенности и нервно-психические аномалии, называют искаженную социальную микросреду, т.е. нарушения жизнедеятельности семьи.
Специфика подросткового возраста заключается в том, что в этот период ребенок стремиться к самоутверждению своей самостоятельности и индивидуальности через трудности во взаимоотношениях со взрослыми. Для подростка свойственны внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции. Также сказывается неопределенность социального положения подростничества. Подростков в связи с психологическими и возрастными особенностями относят к группе риска. Даже в нормальном, протекающем без аномалий и девиаций развитии, подростковая стадия – это период повышенной эмоциональности, проявляющейся через возбудимость, страстность, частую смену настроений, псиохоэмоциональную неустойчивость. Поведение в этом возрасте носит непредсказуемый характер, их отличает высокая склонность к рискованному поведению.
Степень разработанности проблемы.
Изучением проблемы склонности к рискованному поведению занимались и занимаются такие исследователи как Т.П. Авдулова [2], А.А. Бунас [5], П.В. Дик [10], Е.П. Ильин [13], Д.В. Колесов и В.А. Пономаренко [16], Т.Ф. Орехова [21], И.В. Ульянова, Т.А. Попова [25], Л.Н. Фахрадова, И.Н. Разварина, Е.О. Смолева [26], А.В. Шаболтас [34], В.В. Шарок [35] и др.
Семью как фактор возникновения и развития склонности к рискованному поведению личности рассматривали А.Я. Варга, А.И. Спиваковская, Т.В. Архиреева, Н.Н.А вдеева, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и многими другими. При этом исследователями затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, особенности личности родителей, характер супружеских отношений характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и прочее другое.
В настоящее время недостаточно исследована возрастная специфика рискованного поведения. Причины рискованных поступков различаются в зависимости от этапа онтогенеза. Так, в подростковом возрасте для
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК»
1.1 Основные подходы к исследованию рискованного поведения
В отечественной науке проблемой рискованного поведения занимались А.П. Альгин, Ю. Козелецкий, Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, Г.Н. Солнцева, В.В. Черкасова,
Риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Исследователь А.В. Колпаков [5] понимает риск как опасность, действие наудачу, что требует смелости и надежды на счастливый исход, а также математического обоснования, расчета степени риска. Автор понимает понятие «риск» как опасное условие, при котором выполняется действие, или как действие, совершаемое в условиях неопределенности с вероятностным характером.
Как полагает Д.В. Колесов [16 с. 66] считает, что риск всегда связан с угрозой и опасностью. Опасность представляет собой некую враждебную силу или силу противодействия намерениям человека. Угроза является определенной реальностью ущерба и конкретного содержания. Именно наличие опасности и определенность угрозы превращает любую жизненную ситуацию в ситуацию риска. Риск – это всегда противодействие опасности и противостояния угрозе.
В субъективной концепции В.В. Черкасовой [5] риск всегда связан с волей и разумом человека, являясь выбором варианта поведения с учетом угрозы возможных последствий.
Анализ литературы показывает, что в отечественной психологии определения риска можно условно разделить на следующие типы:
– определение риска как условия (А.В. Колпаков);
– как действия (деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели (А. Альгин);
– риск как объективно заданная возможность и опасность потерь–приобретений или как характеристика импульсивности решений и действий (праксиологический аспект);
– риск как следствие неполноты ориентировки в ситуации или как возможность ошибки из-за недостаточности приложенных при обдумывании усилий, как ситуационно заданный фактор или как личностное принятие вызова со стороны условий неопределенности [34].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь рискованного поведения подростков и особенностями их взаимодействия с родителями.
Эмпирическое исследование проводились в три этапа:
1) на первом этапе были подобраны методы и методики исследования, сформирована выборка исследования, сформулированы эмпирические задачи;
2) на втором этапе проведено эмпирическое исследование посредством тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась статистическая обработка данных, качественный анализ и интерпретация, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1) выявить уровень склонности к рискованного поведению у подростков;
2) определить особенности взаимодействия подростков с родителями;
3) выявить связь между уровнем склонности к рискованному поведению у подростков и особенностями их взаимодействия с родителями.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем склонности к рискованному поведению у подростков и особенностями их взаимодействия с родителями.
Переменные исследования и их индикаторы:
а) зависимые: склонность к риску, особенности взаимодействия в диаде «родитель-ребенок»;
б) независимые:
– высокая склонность к риску;
– средняя склонность к риску;
– низкая склонность к риску (осторожность);
– нетребовательность – требовательность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что отечественными психологами рискованное поведение понимается как поведение с неизвестным результатом, а также поведение, с высокой вероятностью приводящее к риску ухудшения, обусловленное личностными и социальными факторами. В зарубежной литературе рискованное поведение принято рассматривать как следствие таких факторов, как неадекватность оценки риска, недооценки серьезности последствий рискованного поведения, а также личностных особенностей (невротизм, импульсивность, стремление к успеху, склонность к доминированию, эгоцентризм, стремление к поиску новых ощущений).Особое внимание в современной психологии уделяется анализу психологических коррелятов рискованного поведения. В качестве личностной особенности, обусловливающей рискованное поведение, выделяют склонность или готовность к риску.
2. Проблема взаимодействия «родитель-ребенок» вызывает интерес как зарубежных, так и отечественных исследователей. В зарубежной литературе исследователи ставят акцент на эмоциональном факторе взаимодействия в диаде «родитель-ребенок» (эмоциональном принятии или непринятии, любви к ребенку, привязанности ребенка к родителям). Специфика позиции российских ученых в понимании взаимодействия родителя и ребенка заключается в том, что ими подчеркиваются такие критерии родительского отношения, как контроль, дистанция, теснота эмоциональных контактов, характер руководства. Белорусские исследователи анализируют негативные влияния семейного воспитания на психологические характеристики личности ребенка, его поведение. Однако, общепринятым является положение о том, что взаимодействие в диаде «родитель-ребенок» оказывает определяющее значение на развитие личностных и поведенческих качеств ребенка, способствует успешному взаимодействию с окружающим миром.
3. Рискованное поведение в подростковом возрасте характеризуются следующими чертами: неопределенность итога активности личности, привлекательность цели, субъективность в оценке ситуации риска, воздействие на систему ценностей жизненного мира. В основе рискованного поведения подростков лежит совокупность следующих факторов: личностные (низкий уровень нравственного развития, стремление к поиску новых впечатлений, нарушение регуляции эмоций); семейные (стиль
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 216 с.
2. Авдулова, Т.П. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? / Т.П. Авдулова // Клиническая и специальная психология. – 2013. – № 3. – С. 3-4.
3. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. – М.: Академия, 1989. – 358 с.
4. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
5. Бунас, А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности / А.А. Бунас // Психология: проблемы практического применения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). – Чита, 2013. – С. 10-16.
6. Бутина-гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-гречанова // Ученые записки ЗГУ. – 2010. – № 5. – С. 244-247.
7. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
8. Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству / Е.Н. Васильева, А.В. Орлов // Вестник по педагогике и психологии Юной Сибири. – 2013. – № 4. – С. 1-15.
9. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. – М.: Смысл, 2001. – 524 с.
10. Дик, П.В. Психологические концепции риска и рискованного поведения / П.В. Дик // Актуальные проблемы психологии. – 2008. – С. 63-68.
11. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 64-67.
12. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2007. – 562 с.
13. Ильин, Е.П. Психология риска / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 267 с.
14. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
15. Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
16. Колесов, Д.В. Отношение к жизни и психология риска / Д.В. Колесов, В.А. Пономаренко. – Воронеж: МОДЭК, 2008. – 350 с.
17. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
18. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. – М.: Академия, 1997. – 310 с.
19. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
20. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
21. Орехова, Т.Ф. Педагогические аспекты проблемы рискованного поведения детей и подростков / Т.Ф. Орехова // Universum: психология и образование. – 2016. – № 8 (26). – С. 1-10.
22. Панфилова, Э.А. Понятие риска: многообразие подходов и определений / Э.А. Панфилова // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 4. – С. 30-34.
23. Роджерс, К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 288 с.
24. Солнцева, Г. О психологическом содержании понятия риск / Г. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 2. – С. 2-4.
25. Ульянова, И.В. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен / И.В. Ульянова, Т.А. Попова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9. – С. 343-349
26. Фахрадова, Л.Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л.Н. Фахрадова, И.Н. Разварина, Е.О. Смолева // Проблемы развития территории. – 2017. – № 1 (87). – С. 114-127.
27. Фрейд, А. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб.: Питер, 2003. – 477 с.
28. Фролова, Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья: учеб. пособие / Ю. Г. Фролова. – Минск: Нар. асвета, 2003. – 344 с.
29. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Академия, 1998. – 430 с.
30. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
31. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 422 с.
32. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенк / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Академия, 1999. – 175 с.
33. Цветкова, Л.А. Формирование различных видов поведения риска в онтогенезе / Л.А. Цветкова, К.Ю. Ерицян, Н.А. Антонова // Вестник СПбГУ. – 2015. – № 2. – С. 56-60.
34. Шаболтас, А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / А.В. Шаболтас // Вестник СПбГУ. – 2014. – № 3. – C. 5-14.
35. Шарок, В.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению: автореф. дис.… канд. психол. наук: 19.00.01 / В.В. Шарок. – СПб.: СПбГУ, 2010. – 27с.
36. Шаховская, Н.В. Особенности родительского отношения в семьях, имеющих детей с психическими и соматическими заболеваниями // Тезисы докладов межвузовской научной конференции молодых ученых (г. Минск, 23 апр. 2009 г.) / редкол.: Э. И. Зборовский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – С. 21-22.
37. Шведовская, А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.А. Шведовская // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 1. – С. 69–84.
38. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
39. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
40. Bandura A. Social cognitive theory and exercise of control over HIV infection // Preventing AIDS: Theories, methods and Behavioral interventions / Ed. by R. DiClemente, J. Peterson. N.Y., 1994.
41. Brown R. Social psychology: The Second Edition (reprinted). London: Collier Macmillan, 2003.
42. Covello V.T., Mumpower J. Risk Analysis and Risk Management: An Historical Perspective // Risk Analysis. –1985. – Vol. 5 – № 2. –P. 103-120
43. Gardner M., Steinberg L. Peer Influence on Risk Taking, Risk Preference, and Risky Decision Making // Developmental Psychology. – 2005. –№ 41 (4). – pp. 625-635.
44. Loewenstein G.F., Weber E.U., Hsee Ch. K., Welch N. Risk as feelings // Psychological bulletin. 2001. –Vol. 127. – № 2. – P. 267-286.
45. Millstein S.G Adolescent health: Challenges for behavioural scientists // American Psychologist. –1989. – №44. – Р. 837-842.
46. Omori M. and Ingersoll G M. Health-endangering behaviours among Japanese college students: a test of psychosocial model of risk-taking behaviours // Journal of Adolescence. 2005. – № 28. – P. 17-33.
47. Reyna V F & Rivers S. E. Current theories of risk and rational decision making // Developmental Review. 2008: 28. P. 1-11.
48. Romer D. Adolescent Risk Taking, Impulsivity, and Brain Development: Implications for Prevention // Developmental Psychobiology. – 2010.– Vol. 52. – P. 263-276.
49. Slovic P. Perception of risk // Science. 1987. – Vol. 236. – № 4799. –P. 280-285.
50. Weber E. U., Blais A. R., Betz N. E. A domain-specific risk-attitude scale: Measuring risk perceptions and risk behaviors // J. of behavioral decision making. 2002. – Vol. 15, – № 4. – P. 263-290.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Сводная таблица результатов по методике диагностики степени готовности к риску Шуберта
Таблица А.2 – Сводная таблица результатов по опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковская
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 – Результаты корреляционного анализа
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты