Дидактическая игра в системе обучения умению ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Дидактическая игра в системе обучения умению ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения»
по дисциплине: «Интегрированное обучение»
2017
251.00 BYN
Дидактическая игра в системе обучения умению ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Интегрированное обучение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ Физкультминутки, способствующие формированию схемы собственного тела и соматогнозиса; Физкультминутки, способствующие овладению понятиями, обозначающими направление пространства; Физкультминутки, способствующие формированию пространственных представлений посредством предлогов над, под, за и т.п.; Физкультминутки для занятий по развитию временных представлений; Физкультминутки, способствующие развитию пространственных представлений и зрительных функций (для слабовидящих детей).
Поделиться
Введение
1 Особенности ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
1.1. Понятие об ориентировке в пространстве
1.2 Этапы развития ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
1.3 Дидактическая игра в системе обучения ориентировке и мобильности
2 Условия развития ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения посредством дидактической игры
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.2 Анализ результатов исследования ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.3 Практические рекомендации по развитию пространственной ориентировки младших школьников нарушениями зрения на коррекционных занятиях посредством дидактической игры
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки. Для детей с нарушениями зрения характерны недостатки развития движения и малая двигательная активность: у них, по сравнению с хорошо видящими сверстниками, намного хуже развиты пространственные представления, возможности микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов и их частей. Актуальность данной проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной самостоятельности для детей с нарушениями зрения. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь незрячего ребенка. Именно через потерю самостоятельности при передвижении незрячие дети начинают чувствовать свой дефект.
На современном этапе слепота теряет свои позиции перед широким перечнем знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и анализ материалов специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений также доступны познавательным возможностям детей с нарушениями зрения. Для реализации этих возможностей требуется специальное обучение детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния и т.д.). Только в таком случае возможно создание у детей с нарушениями зрения целостного, обобщенного образа освоения пространства. Данное обучение и в целом адаптация к окружающему миру должна проходить на раннем этапе развития. Чем раньше ребенок сможет овладеть методами пространственной ориентации, тем легче ему будет обучаться дальнейшим навыкам.
Цель дипломной работы – предложить практические рекомендации по развитию умений ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования – умения ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования – дидактическая игра в системе обучения умению ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1 Особенности ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
1.1. Понятие об ориентировке в пространстве
Ориентировка относится к сфере восприятий, представляя собой один из аспектов отражения действительности в сознании человека. Физиологические механизмы ориентировки, как показали исследования последних десятилетий, обеспечиваются сложными специализированными нейронными системами. Зрительная ориентировка связана с двумя нейронными системами обработки информации: «Что» и «Где». Система «Что» опознает объект. Сигналы этой системы начинаются в ганглиозных клетках сетчатки типа Х и затем через ряд подкорковых образований достигают нейронов нижневисочной коры. В последней, при участии гностических единиц (вершина пирамиды, построенной из нейронов-детекторов), происходит интеграция признаков объекта, отдельно обрабатываемых в разных зонах зрительной коры. Система «Где» определяет локализацию объекта во внешнем зрительном поле. Сигналы в этой системе возникают в ганглиозных клетках сетчатки типа Y, затем через другие подкорковые образования достигают нейронов париетальной коры. В ней сходятся два пути: сигналы от ретинотопической проекции и от детекторов положения глаз — это создает экран внешнего зрительного поля. Интеграция этих сигналов в париетальной коре формируется в онтогенезе. В клинике отмечено, что больные с поражением париетальной коры теряют пространственное зрение [1, c. 85-86].
Пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, которое основывается на взаимодействии различных анализаторов и включается в систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства. Микроориентировка – это ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своём теле и т.д. характерным критерием её является то, что ребёнок находится в некотором постоянном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве. Такими действиями могут быть: умывание, одевание, уборка на столе, рисование и т.д. [1, с. 87].
Пространственная ориентировка характеризует местоположение человека, отражая трехмерность пространства на основе выбранной системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Ориентировка тесно связана с мобильностью, движениями частей тела и решает задачу выбора сохранения, направления, а также
2 Условия развития ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения посредством дидактической игры
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
В рамках научно-исследовательской деятельности и с целью изучения особенностей развития ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения было проведено эмпирическое исследование. Цель эмпирического исследования – выявить уровень развития пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- организовать изучение особенностей пространственной ориентировки младших школьников с нарушениями зрения;
- отразить результаты исследования;
- теоретически обосновать средства работы, которые необходимо использовать для развития ориентирования в пространстве младших школьников с нарушениями зрения.
Для реализации задач исследования использовались следующие методы:
- анализ научно–педагогической, психологической и специальной методической литературы;
- наблюдения;
- дидактические игры и упражнения;
- анализ продуктивной деятельности детей.
Исследование проводилось на базе Государственных учреждений образования: Средняя школа №29 и Средняя школа №49 г. Гомеля.
В исследовании приняли участие 6 детей с нарушениями зрения с диагнозом амблиопия и косоглазие. Оценка уровней сформированности процессов пространственной ориентировки у детей осуществлялась по методике кандидата педагогических наук Н.Г. Минаевой [29].
Выполнение заданий не требовало больших временных затрат, они относительно просты и стандартны. Унифицированы способы оценки и обработки полученных с их помощью данных, что позволяет применять количественные критерии анализа. Предлагаемая методика дает возможность выявить индивидуальные и возрастные характеристики важных компонентов ориентировки детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка и в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений.
Недостатки в ориентирования в пространстве у детей с нарушениями зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Неумение ориентироваться в пространстве ведет к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с нарушением зрения обучаться, общаться с друзьями и с внешним миром. Процессы ориентировки в пространстве и мобильности развиваются и формируются у детей с нарушениями зрения, начиная с раннего возраста, и опираются на каждом возрастном этапе на сформировавшуюся к этому времени психологическую систему, образующуюся в результате установления межфункциональных, межанализаторных, а также внутрианализаторных связей.
2. В основу теоретической модели формирования пространственного образа положен диалектический принцип познания от общего к частному и от частного к общему. Эта модель имеет три этапа. Каждый этап направлен на формирование психологических качеств, определяющих эффективность решения поставленной цели, конкретных задач с использованием системы средств наглядности, методов и форм их использования. Каждый из этапов включает различные уровни психического отражения при формировании пространственного образа. Это сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный.
3. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить соотносить предмет со звуком. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам,
1 Акшонина, А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А.Я. Акшонина. - М.: Логос, 2008. – 289 с.
2 Бастилова, Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития / Т.А. Басилова // Основы специальной психологии: учеб. пособие для сред. учеб. завед.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. –374 с.
3 Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. – М., 1994. – 64 с.
4 Венедиктова, М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: метод. пособие / М.В. Венедиктова; под ред. В.З. Денискиной. – М., 2006. – 133 с.
5 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. – 5–е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2010. – 288 с.
6 Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2005. – 418 с.
7 Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский. Москва: Изд-во МГУ, 2009. – 258 с.
8 Гордейко, В.В. Формирование умения оперировать пространственными образами у младших школьников с нарушениями зрения / В.В. Гордейко // Дэфекталогія. – 2007. – № 5. – С. 40 – 48.
9 Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
10 Денискина, В.З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IY вида / В.З. Денискина. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2007. – 159 с.
11 Дружинина, Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения / Л.А. Дружинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/499652/. – Дата доступа: 12.04.2017.
12 Евмененко, Е.В. Психология лиц с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие / Е.В. Евмененко. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 220 с.
13 Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
14 Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 452 с.
15 Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: справочно-методическое пособие для учителей / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Просвещение, 1990. – 222 с.
16 Ерастова, Е.А. Воспитание слепых детей в семье / Е.А. Ерастова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
17 Запорожец, А.В. Восприятие и действие./ А.В. Запорожец. - Москва: Просвещение, 2011.- 561 с
18 Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения./ М.И. Земцова. – Москва: Просвещение, 2008. – 345 с.
19 Зислина, Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков / Н.Н. Зислина. – М.: Педагогика, 1987. – 168 с.
20 Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы / В.И. Ковалько. - М.: «Вако», 2004.
21 Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144 с.
22 Кручинин, В.А. Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей младшего школьного возраста / В.А. Кручинин // Дефектология. – 1989. – № 2. – С. 59 – 63.
23 Кручинин, В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения / В.А. Кручинин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1991. – 186 с.
24 Крылова, Н.А. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: сб. науч. тр. / Н.А. Крылова; под ред. М.И. Земцовой. – М., 1980. – 109 с.
25 Литвак, А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика / А.Г. Литвак // Дефектология. – 2011. - № 6. - С. 12–21.
26 Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. – СПб.: КАРО, 2006. – 336 с.
27 Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин; под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 256 с.
28 Новоторцева, Н.В. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития: Академия Кo, 1999. – 143 с.
29 Минаева, Н.Г. Развитие навыков ориентировки у дошкольников с косоглазием и амблиопией / Н.Г. Минаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №6. – С. 17 – 21.
30 Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Д.М. Маллаев. – М.: Советский спорт, 2002. – 298 с.
31 Мазепина, Т.Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. Серия «Мир вашего ребенка» / Т.Б. Мазепина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 32 с.
32 Нагаева, Т.И. Развитие пространственной ориентировки у старших дошкольников с нарушением зрения. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 298 с.
33 Наумов, М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке / М.Н. Наумов. – М.: ВОС, 1982. – 114 с.
34 Организация психолого-педагогической деятельности в начальной школе / сост. Л.И.Кононенко, Н.В.Геверц. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 374 с.
35 Павлова, Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 40 с.
36 Подколзина, Е.Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 74 – 77.
37 Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина. – Санкт -Петербург , 2013. – 368 с.
38 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. – 256 с.
39 Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева [и др.]. – М.: Школа-пресс, 2001. – 116 с.
40 Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2000. - №1. – С.45-48.
41 Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / Н.Я. Семаго. – М.: Айрес-пресс, 2007. – 112 с.
42 Солнцева, Л.И. Снижение результативности умственной деятельности и школьного обучения среди детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева // Дефектология. – 2000. - №1. – С.12-15.
43 Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. / Л.И. Солнцева. – Москва: Полиграф сервис, 2010. - 250 с.
44 Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики / Б.К. Тупоногов. – М.: АПК и ПРО, 2001.- 245 с.
45 Феоксистова, В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве / В.А. Феоктистова // Дефектология. – 1987. – № 4. – С. 60 – 65.
46 Феоксистова, В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье: метод. пособие / В.А. Феоктистова. – М.: Логос, 1993. – 78 с.
47 Физкультминутки. Вып. 2 / авт.-сост. С.А.Левина, С.И.Тукачева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 297 с.
48 Формирование ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения на основе комплексного подхода: метод. пособие / сост.: И.В. Самойлова [и др.]. – Уфа: БИРО, 2009. – 130 с.
49 Хазанова, Е. Радость совместной работы. Из опыта обучения рисованию слабовидящих дошкольников / Е. Хазанова // Искусство в школе. – 2006. – №2. – С.24-26.
50 Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников / Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ Физкультминутки, способствующие формированию схемы собственного тела и соматогнозиса; Физкультминутки, способствующие овладению понятиями, обозначающими направление пространства; Физкультминутки, способствующие формированию пространственных представлений посредством предлогов над, под, за и т.п.; Физкультминутки для занятий по развитию временных представлений; Физкультминутки, способствующие развитию пространственных представлений и зрительных функций (для слабовидящих детей).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты