Особенности реализации социальных программ в Республике Беларусь (конкретный пример)
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Особенности реализации социальных программ в Республике Беларусь (конкретный пример)»
по дисциплине: «Государственное управление по социальной сфере»
2017
251.00 BYN
Особенности реализации социальных программ в Республике Беларусь (конкретный пример)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление по социальной сфере
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 72%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Социальная политика: содержание, направление, принципы, уровни
1.2. Содержание и механизмы реализации социальных программ в Республики Беларусь
1.3 Анализ Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ, САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ, УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДОСУГА ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОНУКЛИДНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
2.1. Влияние факторов внешней среды на здоровье детей, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения
2.2. Медицинское обеспечение пострадавших граждан в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта. Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.
Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.
Социальную защиту можно определить как комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения, а также осуществляемых за счет бюджетов и фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения. Данное определение адресное и в нем делается акцент на том, что социальная защита может быть эффективной только в том случае, когда она обеспечивает не просто материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, душевный комфорт.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; гарантиях права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Социальная политика: содержание, направление, принципы, уровни
Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе [1, с.275].
Управление как таковое – элемент, функция систем различной природы (биологических, технических и социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, реализации программы и целей деятельности. Управлению в системах различной природы присущи общие черты:
- Наличие:
1. Управляющей и управляемой подсистем.
2. Обратной связи: то есть своего рода «ответной реакции» управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Благодаря наличию обратной связи системы различной природы обретают свою устойчивость.
3. Общего результата управления: сохранение системы (ее упорядоченности и целостности, оптимального функционирования).;
- Информационное взаимодействие между элементами системы и прежде всего между управляющей и управляемой подсистемами;
- Социальное управление в широком смысле является синонимом термина «управление в обществе» и органически присуще обществу как целостной системе. В таком широком понимание социального управления оно выступает как:
- управление обществом, любыми процессами и явлениями в нем, включая в производственные, экономические и иные процессы;
- объективная закономерность общества и необходимое условие его прогресса;
- воздействие на общество с целью сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития;
- средство обеспечения организации и разделения труда в материальном производстве, а также определения места и функций в коллективе;
- регулятор поведения человека и общественных отношений в целом
В ходе исторического развития границы, содержание, способы и средства социального управления претерпели глубокие изменения.
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ, САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ, УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДОСУГА ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОНУКЛИДНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
2.1. Влияние факторов внешней среды на здоровье детей, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения
В демографической структуре Беларуси дети составляют около 22 % всего населения. Они – будущее государства, о котором нужно заботиться на всех этапах развития.
Особой проблемой социально-экономического развития республики является ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На загрязненных территориях проживает более 400 тысяч детей. Среди них отмечено значительное увеличение случаев хронической патологии и функциональных отклонений.
Государством приняты меры, разработаны целевые программы, главной задачей которых стало улучшение положения детей в обществе. В числе основных направлений в работе с детьми – формирование высокоморальной, физически развитой личности, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физкультуры и спорта по месту жительства и учебы. Все это активно входит в повседневную практику и приобретает приоритетное значение. Создание благоприятных условий для развития подрастающего поколения является одной из ключевых целей национального развития.
Современная жизнь создала объективную необходимость осознания органической взаимосвязи между состоянием здоровья населения и качеством окружающей среды. Такая взаимосвязь способствует формированию конструктивного экологического поведения людей и осуществлению первичной профилактики заболеваний с детского возраста. Проблема экологического образования и формирования физического здоровья детей в современном обществе, в котором особенности и динамика изменений состояния здоровья и спектра болезней расцениваются в качестве функционального элемента экосистемы, является актуальной и своевременной.
В Республике Беларусь существуют объективные трудности для реализации экологического образования, поскольку вопросами экологии, как правило, занимаются биологи. Разноречива официальная информация о состоянии здоровья населения и его связи с качеством и изменениями окружающей среды, противоречивы статистические показатели оценки достоверности обобщений и сопоставлений заболеваемости населения в связи с изменениями состояния окружающей среды.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Итак, с уверенностью можно утверждать, что реализация комплекса защитных мер обеспечила существенное снижение доз облучения населения, проживающего на территориях загрязненных в результате аварии на ЧАЭС, и коллективную дозу облучения всего населения.
Итоги проделанных работ могут быть кратко сформулированы следующим образом:
- Выполнен большой объем работ по уточнению радиационной обстановки, экологическим, медико-демографическим, экономическим и социальным характеристикам затронутых аварией территорий и контингентов. В настоящее время возможно надежное прогнозирование ситуации на загрязненных территориях.
- Выполнены работы по защите населения, включая меры в области сельского и лесного хозяйств, санитарной защиты, дезактивации и благоустройства населенных пунктов. Одновременно реализовывались программы по улучшению медицинского обслуживания населения, оказания специализированной медицинской помощи, социальной защиты затронутых аварией граждан.
- Благодаря естественным процессам и выполненным работам произошло объективное улучшение радиационной обстановки на всех территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
- На государственном уровне разработана и приняты Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Она направлена на повышение уровня радиационной безопасности населения Республики Беларусь; повышение эффективности оказания адресной специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, комплексную оценку текущих и прогнозируемых радиационных рисков заболеваемости (смертности) для различных категорий граждан Республики Беларусь, подвергшихся радиационному воздействию, улучшение медико-демографической ситуации на территориях зон радиоактивного загрязнения.
- Выявлены группы повышенного риска и детское население наиболее загрязненных районов. Для этих категорий населения необходимо длительное медицинское наблюдение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., стала крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Украина и Россия.
Для нашей республики, имеющей намного меньшую территорию, демографический и экономический потенциал, тяжесть последствий была значительно выше. Радиоактивному загрязнению подверглась территория Беларуси площадью 48,8 тыс. кв. км (23,5%).
С целью координации действий в 1991 году был создан специальный орган государственного управления – Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Госкомчернобыль). В настоящее время это Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
К настоящему времени в республике сформировано законодательство, охватывающее все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. В 1991 году были приняты два основополагающих закона: «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». 16 июля 2009 г. вместо Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступил в силу Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Два этих акта сегодня составляют основу правового поля по проблеме последствий катастрофы на ЧАЭС.
На решение проблем ликвидаций последствий катастрофы на ЧАЭС.направлена реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 гг. и на период до 2020 года.
Целями государственной программы определены: дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности.
Программой определены и конкретные задачи в областях социальной и медицинской защиты населения, радиационной защиты, научного и информационного обеспечения, социально-экономического развития пострадавших регионов
1. Макроэкономика / А.В. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
2. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления / И.М. Слепенков. Ю.П. Аверин. – М.: Высшая школа, 1990. – 302 с.
3. Зинченко Т.П. Социология управления / Т.П. Зинченко. – Ростов-на-Дону Феникс, 2004. – 384 с.
4. Основы современного социального управления: Теория и методология / Научн. ред. В.Н. Иванов. – М.: Экономика, 2000. – 269 С.
5. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург: изд-во Гуманитарного института,2003.-230 с.
6. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
7. Морова А. Модель социальной политики в Республике Беларусь: Генезис и законодательное обеспечение // Социология: научно-теоретический журнал. 2012. № 1. – С. 66 – 73
8. Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600200 Дата доступа: 09.06.2017
9. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid =3871&p0=C21600073 Дата доступа: 09.06.2017
10. Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.chernobyl.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=39 Дата доступа: 06.06.2017
11. Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 725 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num28/d28323. html Дата доступа: 09.06.2017
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2012 № 210 "Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012 - 2016 годы", утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2012 г. № 5/35382 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num05/d05639.html Дата доступа: 09.06.2017
13. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2016 г. № 250 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.government.by/ru/solutions/2450 Дата доступа: 09.06.2017
14. Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 250 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/ norm2013/num05/d05639.html Дата доступа: 09.06.2017
15. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitu tsiya-respubliki-belarus/ Дата доступа: 09.06.2017
16. Резолюция V Всебелорусского народного собрания // Советская Белоруссия. – 2016. – 24 июня. – С. 1 – 2
17. Бюджет-2017: основные подходы // Финансы. Учет. Аудит. – 2016. – № 10. – С. 7 – 8
18. Козлович, А.В. От преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС к динамичному развитию пострадавших районов / А.В. Козлович // Информационный биллютень. – Мн., 2011. – 25 с.
19. Четверть века после чернобыльской катастрофы: итоги и перспективы преодоления // Национальный доклад Республики Беларусь – Минск: Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь? 2011. – 90 c.
20. Формирование физического здоровья детей и молодежи, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения: пособие для учителей физической культуры / под общ. ред. М. Е. Кобринского, А. Г. Фурманова. – Мн. : Тонпик, 2005. – 256 с
21. Здоровье детей Белоруссии в современных экологических условиях: к последствиям Чернобыльской катастрофы: Сб. материалов ΙV съезда педиатров Республики Беларусь. – Мн., 1993. – 214 с
22. Экологическая антропология / Под ред. Т. В. Белоокой. Международное издание. – Мн. – Люблин – Лодзь, 1997. – 526 с.
23. Василевский И. В. здоровье детей Беларуси в современных экологических условиях // Состояние здоровья в условиях экологического кризиса и вопросы валеологии / Под общ. ред. Т. В. Белоокой. – Мн. : Белорусский комитет «Дзецi Чарнобыля», 1999. – С. 26–30.
24. Белоокая Т. В. Комплексная реабилитация детей и семей Чернобыля и устойчивое развитие социума // Состояние здоровья в условиях экологического кризиса и вопросы валеологии / Под общ. ред. Т. В. Белоокой.-Мн.:Белорусский комитет «Дзецi Чарнобыля»,1999.-С. 96-115.
25. Синдром экологической дезадаптации у детей Беларуси и пути его коррекции: Методические рекомендации / под ред. Н. А. Гресь, А. Н. Аринчина. – Мн., 2000. – 54 с.
26. Эндоэкология детей Беларуси. 15 лет после катастрофы на ЧАЭС: Информационные материалы / под ред. Н. А. Гресь, А. Н. Аринчина. – Мн., 2001. – 108 с.
27. Концепция Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015годы и на период до 2020 года.
28. Ролевич, И. В. Состояние здоровья детей и подростков Беларуси, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и организация их оздоровления / Ролевич В. И., Коваль И. Г., Мощинская С. В. // Вопросы организации оздоровления детей, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы: материалы межгосударственной конференции. – Киев, 3-5 ноября 1998г. – С. 12-18.
29. Методы оптимизации оценки уровня функциональных резервов у детей из загрязненных радионуклидами территорий и медицинской эффекивности их медико-психологической реабилитации в условиях детских реабилитационно-оздоровительных центров Комчернобыля // Инструкция на метод / – Пинск, 2004. – 7с.
30. 20 лет после чернобыльской катастрофы: последствия в Республике Беларусь и их преодоление. Национальный доклад / Под ред. В.Е. Шевчука, В.Л. Гурачевского. – Мн.: Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, 2006. – 112 с.
31. Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6 января 2009 г. № 9-З [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=25929 Дата доступа: 06.06.2017
32. Наследие Чернобыля: Медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины. Чернобыльский Форум: 2003 – 2005. – 2-е, испр. изд. – МАГАТЭ, Австрия, 2006. – 58 с.
33. Сборник информационно-аналитических материалов о создании элементов системы мер адресной специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, с учетом данных Единого чернобыльского регистра / Под ред. А.В. Рожко. – Минск: БОРБИЦ РНИУП «Институт радиологии», 2010. – 45 с.
34. БЕЛАРУСЬ: Обзор последствий аварии на ЧАЭС и программ по их преодолению. Отчет Всемирного банка № 23883-BY. – 2002. – 142 с.
35. Международная оценка последствий чернобыльской аварии: Чернобыльский Форум ООН и НКДАР ООН [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docplayer.ru/28921971-Mezhdunarodnaya-ocenka-posledstviy-chernobylskoy-avarii-chernobylskiy-forum-oon-i-nkdar-oon.html Дата доступа: 15.06.2017
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 72%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты