Песенные традиции Поднепровья. Становление и развитие Озерщинского народного хора
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Песенные традиции Поднепровья. Становление и развитие Озерщинского народного хора»
по дисциплине: «Народное творчество (хоровая музыка народная)»
2017
251.00 BYN
Песенные традиции Поднепровья. Становление и развитие Озерщинского народного хора
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Народное творчество (хоровая музыка народная)
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе имеются следующие приложения:
Изображения нот
В работе также имеется доклад.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПЕСНИ ПОДНЕПРОВЬЯ В ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЕ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1 Песни и обряды Поднепровья в сборниках белорусских народных песен и исследованиях фольклористов
1.2 Песни Поднепровья в белорусском календарно-обядовом творчестве
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РЕПЕРТУАР «ОЗЕРЩИНСКОГО НАРОДНОГО ХОРА»
2.1 История становления и развития «Озерщинского народного хора»
2.2 Воплощение песенных традиций Поднепровья в репертуаре «Озерщинского народного хора»
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Белорусская народная песенная культура зародилась благодаря первостепенной роли белорусского фольклора в фольклорном наследии не только нашей страны, но и европейской культуры в целом. В Беларуси эта традиция представлена не только в отдельных народных древних традициях, но и в системной целостности национального белорусского культуры.
С одной стороны – это историко-стилевые песенные слои: древний (календарный и семейно-обрядовый); более поздний (не обрядовая лирика); современные проявления аутентичного фольклора.
С другой стороны – этнокультурные регионы: Полесье (Гомельская и Брестская области); Поозерье (Витебская область); Поднепровье (Могилевская область); Понемонье (Гродненская область); Центральная зона (Минская область) [33].
В центре белорусского песенного фольклора находятся песни календарно и семейно-обрядовых циклов, появление которых разные ученые объясняли многими причинами исторического, географического и социального характера [16]. Также отмечается существование региональных различий в местных разновидностях традиционных народных песен [16].
Как позволяют думать научные работы белорусских этномузыкологов советского и постсоветского периодов – Т. Варфаломеевой [9], Л. Костюковец [19], З. Можейко [30-32], Л. Мухаринская [2], В.С. Новак [33-35], З.В. Эвальд [40] и др., традиционная музыкальная культура представлена в Беларуси не только древними формами, но и презентует некоторую целостность ее с современностью.
Некоторые вопросы регионального изучения фольклорных традиций белорусов нашли отражение в многочисленных теоретических исследованиях фольклористов и этнографов прошлого (М. Дмитриев, К. Машинский, С. Радченко, Е. Романов) и современных (В.А. Захарова, В. А. Можейко, Д.С. Лис, А.С. Федосик и др.)
Изучение белорусского песенного фольклора в региональном аспекте отражено в работах: Т.А. Агапкиной [1], Л.М. Виноградовой [10], А. Лис [23] и др.
Специалисты, изучавшие образно-эмоциональный строй и стилистику белорусских песен в их живом звучании и комплексе всего песенного фольклора (Е. Гиппиус, Г. Ширма, Г. Цитович, З. Эвальд), отмечают своеобразие различных жанров рабочих песен [40].
ГЛАВА 1 ПЕСНИ ПОДНЕПРОВЬЯ В ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЕ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1 Песни и обряды Поднепровья в сборниках белорусских народных песен и исследованиях фольклористов
Музыкальное искусство белорусов берет начало в культуре Древней Руси. Белорусский музыкальный фольклор – широкая область духовной жизни народа, сохранившая в ярких музыкальных образах его быт и историю, мир личных переживаний и социальные интересы.
Самобытное и национально почвенные, это искусство сохраняет значение высоких норм народности, реализма и художественности. Постоянно расширяя круг своих выразительных средств, оно служит основой для развития национальной композиторской школы [27].
Песня – одна из форм вокальной музыки, народной и профессиональной. Истоки народно-песенных жанров – в доисторической древности. Различают песни народные и авторские. Задолго до появления профессионального творчества в народных песнях сформировались музыкально - поэтические образы, правдиво отражают черты национального характера народа.
В плане формирования методологической концепции изучения песенной культуры Беларуси, показательный вывод Н. Янчука: «Народная песня есть неотъемлемая часть духовной жизни, и как, с одной стороны, нельзя основательно изучать песню, вс познакомившись с народом, который ее создал, и с его жизнью, так, с другой стороны, нельзя вырывать эту песню из той среды, в котором она родилась и с которым срослась, будь это обычай, обряд, игра, или какая-либо сторона народной жизни» [4].
Народная песня – искусство устной традиции, наиболее распространенный вид вокальной музыки, песенный фольклор. Передает национальный характер народа, привычки, исторические события. Отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Существует в устной форме, передается благодаря исполнительским традициям и мастерству талантливых народных певцов. Каждая народная песня живет во многих своих разновидностях – вариантах, так как создавая, переходить от одного певца к другому устного. Песенное творчество характеризуется жанровым разнообразием и богатством мелодических типов традиционных календарно-земледельческих и семейно-обрядовых песен.
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РЕПЕРТУАР «ОЗЕРЩИНСКОГО НАРОДНОГО ХОРА»
2.1 История становления и развития «Озерщинского народного хора»
Рассмотрение деятельности Озерищинского народного хора хотелось бы начать со слов Н. Соколова:
«Люблю бярозку белую,
Дняпро і сіні гай.
І блеск азёр пад вёскаю,
Цябе мой родны край.
Азершчына, Азершчына
Душы маёй вясна.
Вяселье за аколіцай
Дзяўчатам не да сна…» [2]
Озерщина деревня, центр Озерщинского сельсовета Речицкого района Гомельской области Беларуси. Расположена в 4 км на северо-запад от Речицы и железнодорожной станции Речица (на линии Гомель Калинковичи), в 54 км от Гомеля. На окраине деревни устье реки Ведрич (приток Днепра). Озёра Большое и Святое бывшие русла реки Днепр. Транспортная связь по просёлочной, а затем по автодороге Светлогорск Речица.
Одна из легенд гласит, что проезжая эти места, русская царица Екатерина II остановилась в районе озера Запрудное. Больно ей понравилось это место, и она распорядилась, чтобы на холме около этого озера была построена церковь. Ее приказ был выполнен.
Завораживает легенда и о Святом озере. Есть предание, что на его месте в давние времена стояла церковь. В один из церковных праздников во время богослужения она провалилась под землю. А на этом месте образовалось озеро, глубина которого больше 10 метров. Старожилы рассказывают, что еще до войны рыбаки нашли на дне озера крест.
Но Озерщина богата не только озерами. Реки Харба, Ведрич и, конечно, Днепр связаны с моей деревней. Среди жителей бытует две версии, объясняющие происхождение названия реки Ведрич.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания дипломной работы нами была:
1. Изучена сущность обядовых и песенных традиций Поднепровья в сборниках белорусских народных песен и исследованиях фольклористов.
Песни Поднепровья тесно связаны с повседневным, праздничным, обрядовым бытом; они содержат универсалии, которые определяют белорусскую культуру как самобытную.
2. Дана характеристика жанров песен Поднепровья в системе белорусского календарно-песенного творчества.
Обобщив некоторые сведения, мы определили, что песенный жанр календарно-обрядового цикла Поднепровья достаточно разнообразен. Все обряды в течение года хранят в себе старинную магическую основу, и сопровождаются разнообразными песнями, которые в основном исполнялись не отдельными людьми, а коллективом, т.е. являлись хоровыми.
3. Рассмотрена история становления и развития «Озерщинского народного хора».
Озерщинский народный хор Озерщинского центра культуры и досуга был основан в 1936 г. На сегодняшний день хор существует, но уже не в прежнем составе, вместе с тем, это не мешает ему ежегодно обновлять свой репертуар и успешно выступать для зрителей.
4. Проведен анализ воплощения песенных традиций Поднепровья в репертуаре «Озерщинского народного хора».
При изучении репертуара песен Озерщинского народного хора, нами были выделены основные его особенности: исполняется много белрусских народных песен, в том числе записанных и аранжированных самим руководителем хора.
В заключении отметим, что музыка для хора – это специфическая отрасль музыкального искусства. Влияние образного содержания поэтического текста и его структуры на строение хоровых произведений – это явление сложное, наделенное своими закономерностями и свойствами.
1. Агапкина, Т.А. Этнографические связи календарной песни. – М. «Индрик»., 1999. – 70 с.
2. Аляхновіч, А.М. Беларуская традыцыйная музычная спадчына: дапаможнік для настаўнікаў/ А. М. Аляхновіч. – Мінск: Беларусь, 2000. – 381 с.
3. Анталогія беларускай народнай песні (другое дапоўненае выданне) Укладанне, прадмова i каментарыi Цiтовiча Г. – Мiнск.: «Беларусь», 1975. –616 с.
4. Анталогія беларускай народнай песні і прыпеўкі/ пад рэд. А. Цітаўца. – Мiнск.: «Ураджай», 2001. – 352 с.
5. Беларускі фальклор: Энцыклапедыя: У 2 т. Т. 1: Акапэла-Куцця/ Рэдкал.: Г.П.Пашкоў і інш. – Мінск: БелЭн, 2005. – 768 с.
6. Беларускі фальклор: Энцыклапедыя: У 2 т. Т. 2: Лабараторыя традыцыйнага мастацтва – «Яшчур»/ Рэдкал.: Г.П. Пашкоў і інш. – Мiнск.: БелЭН, 2005. – 832 с.
7. Беларускія народныя песні: Са зборнікаў П.В. Шэйна/ Склад К. Кабашнікаў. Камент. Г. Барташэвічі К. Кабашнікава. – Мiнск.: Дзяржаўнае вьщавецтва БССР, 1962. – 430 с.
8. Беларускiя народныя песні (для хора). Т.2 / Склад. Р. Шырма. – Мiнск.: Беларусь, 1973. – 456 с.
9. Беларусы. Т. 11. Музыка / Т. Б. Варфаламеева і інш.; НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклора імя К. Крапівы – Мінск: Беларуская навука, 2008. – 697 с.
10. Геаграфія традыцыйнага абрадавага фальклору беларусаў : [у 4 электр. дысках / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў; складальнікі і рэдактары: А. Б. Валодзіна, І. Б. Стралкова. – Мінск: БДУ культуры і мастацтваў, 2010.
11. Гурскі, А. Эстэтыка каляндарна-абрадавай паэзіі: Юр'е, Тройца, Куст, провады русалкі / Антон Гурскі // Роднае слова. – 2009. – № 5. – С. 83-87.
12. Гурскі, А. Эстэтыка каляндарна-абрадавай паэзіі беларусаў: жніво / Антон Гурскі // Роднае слова. – 2009. – №8. – С. 76-79.
13. Гурскі, А. Эстэтыка каляндарна-абрадавай паэзіі Купалля / Антон Гурскі // Роднае слова. – 2009. – №6. – С. 91-94.
14. Дианова, Т.Б. Обрядовая и необрядовая лирика в контексте ритуала: типология и функция / Т.Б. Дианова // Поэтика фольклора: сб. статей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.-С.81.
15. Данiлович, А.А. Апрацоўкi беларускiх народных песень. А.А. Данiлович. – Мінск, 1984. – 170 с.
16. Елатов, В.И. Ладовые основы белорусской народной музыки. / В.И. Елатов; Наука и техника. – Мінск, 1964. – 216 с.
17. Жирмунский, В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов и др. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 49.
18. Казловіч, М.I. Музыкант – Iнструмент – музыка у каляндарна-абходнай абраднасцi беларусаў: Аўтарэферат дысертацыi / М. I. Казловiч. – Мінск: БДАМ, 2002. – 20 с.
19. Каляндарна-абрадавая паэзiя. Кн. 1 / Аўт.: А.С. Лiс, А.I. Гурскi, В.М. Шарая. – Мінск: Беларуская навука, 2001. – 515 с.
20. Камаев, А.Ф., Камаева, Т.Ю. Народное музыкальное творчество. А.Ф. Камаев. – М., 2005. – 250 с.
21. Крук, И.И. Символика чисел в культуре белорусов / И.И. Крук // НЕМАН. – 1999. – №12. – С.184-212.
22. Лецка, К. У святле фальклорных вытокаў: Каляндарна-абрадавая паэзія / К. Лецка // ПОЛЫМЯ. – 2004. – №7. – С. 189-211.
23. Лiс, А. Беларускія народныя песні / А. Ліс; Беларусь. – Мiнск, 1970. – 175 с.
24. Макарэвіч, Н.М. Найменні асобы ў кантэксце беларускай каляндарна-абрадавай паэзіі: семантыка, дэрывацыя / Н.М. Макарэвіч // Веснік Вітебскага Дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2007. – №3 (45). – С. 63-70.
25. Моллер, Л. Купальские песни. Стилистический анализ. /в переводе с белорусского Л. Дербенева. – М.: Изд. «Музыка», 1974 – С. 32-34
26. Сахаров, И.П. Сказания русского народа, собранные: Сборник / Вступ. статья, подгот. текста В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1990. – 398 с.
27. Беларускія народныя абрады / Склад., навук. рэд. і прадм. Л.П. Касцюкавец. – Мiнск, 1994.
28. Мухарынская, Л.С. Беларуская народная музычная творчасць: вучэбны дапаможнік для студэнтаў вышэйшых музычных навучальных устаноў / Л.С. Мухарынская, Т.С. Якіменка. – Мінск: Вышэйшая школа, 1993.-341 с.
29. Крынічка: бел. нар. песні для дзяцей (для спеваў з ф-на) / Уклад. Л. В. Кузьмічова. – Мiнск: Беларусь, 1989. – 48 с.
30. Мажэйка, З. Я. Песні Беларускага Паазер’я. – Мiнск., 1981.
31. Мажэйка, З.Я., Варфаламеева Т.Б. Песні Беларускага Падняпроўя. – Мiнск., 1999.
32. Можейко, З. Я. Песни Белорусского Полесья ( для пения на 1,2,3 голоса без сопр.) – Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1983. – 183 с.
33. Новак, В.С. Да праблемы рэгіянальна-лакальнага вывучэння фальклору Гомельшчыны / В.С. Новак // Рэгіянальныя асаблівасці фальклору і літаратуры славянскіх народаў: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі (Гомель, 23-24 красавіка). – 2004. – С. 278-284.
34. Новак, В.С. Каляндарна-абрадавая паэзiя Гомельшчыны: Да праблемы лакальнага, рэгiянальнага, агульнанацыянальнага у фальклоры / В.С. Новак. – Гомель: ГДУ, 2001. – 233 с.
35. Новак, В.С. Каляндарна-абрадавы фальклор Гомельшчыны : манаграфія / В.С. Новак. – Гомель: УА “ГДУ імя Ф. Скарыны”,2009.-249 с.
36. Новак, В.С. Лакальнае, рэгiянальнае, агульнанацыянальнае у каляндарна-абрадавым фальклоры Гомельшчыны : Аутарэферат дысертацыi / В.С .Новак.–Мінск :Нац.Академия наук Беларуси, 2002.-40 с.
37. Раговіч, У.І. Песенны фальклор Палесся: У 3-х т. Т.2. Вяселле. / Мастац. Афармленне У.М. Вішнеўскага. – Мiнск: Выд-ва «Чатырычвэрці», 2002. – 592 с.
38. Равенскі, М. Збор твораў: беларускія народныя песні / рэд. Скарабагатаў. – Мiнск: Тэхналогія, 2008. – 191 с.
39. Родны край: бел. нар. песні для хораў і вак. ансамблей: рэп. зб. / Уклад. В. Грабчук. – Мiнск.: Беларусь, 1987. – 95 с.
40. Эвальд, З.В. Песни белорусского Полесья / З.В. Эвальд. – М: Советский композитор, 1979. – 141 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе имеются следующие приложения:
Изображения нот
В работе также имеется доклад.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты