Культурные права и свободы человека
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Культурные права и свободы человека»
по дисциплине: «Правоведение»
2017
251.00 BYN
Культурные права и свободы человека
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе имеется презентация.
Поделиться
Введение
1 Культурные права и свободы в контексте прав человека
1.1 Понятие прав человека
1.2 Культурные права и свободы как отдельная категория прав человека
2 Содержание отдельных культурных прав и свобод
2.1 Право на образование
2.2 Право на участие в культурной жизни
2.3 Иные права в сфере культуры
3 Реализация культурных прав и свобод человека
3.1 Гарантии реализации культурных прав и свобод человека
3.2 Проблемы реализации культурных права и свобод человека
Заключение
Список использованных источников
Введение
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.
В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы. Отправной точкой этому может служить Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным Собранием Франции 27 августа 1791 г., преамбула которой гласила следующее: «Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительств, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной властей при возможном сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения встречали большее уважение; чтобы притязания граждан, основанные отныне на простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и к всеобщему благополучию» [1].
Менее чем через месяц, 25 сентября 1791 г., Конгресс США принял Билль о правах в качестве десяти поправок к Конституции, которые были ратифицированы штатами к концу этого же года.
Оба документа – Декларация прав человека и гражданина и Билль о правах – юридически воплотили и закрепили существовавшую много веков идею о том, что люди не являются достоянием государственной власти. Они имеют права, которые государство обязано соблюдать.
Конституционные права и свободы – это наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающих естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
Социально-культурные права направлены на духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.
Развитое общество должно направлять средства на образование, культуру, науку, понимая окупаемость этих затрат в перспективе.
Особую роль основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.
1 Культурные права и свободы в контексте прав человека
1.1 Понятие прав человека
Права человека – это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства [3, c.171].
Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.
2 Содержание отдельных культурных прав и свобод
2.1 Право на образование
В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международным Пакта об экономических, социальных и культурных правах полное осуществление этого права предполагает обязательное и бесплатное для всех начальное образование, доступность среднего и профессионально-технического образования. Высшее образование должно быть одинаково доступно для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам и свободам. Образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями, расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать ООН в деле поддержания мира [14].
В ХХ в. многие страны достигли значительных успехов в этом направлении (в частности США, Япония, Германия, Советский Союз и др.) Тем не менее, на рубеже XX—XXI вв. на планете еще существуют многочисленные регионы неграмотности (более 1 млн. человек неграмотны). Десять лет тому назад возникла угроза достигнутым завоеваниям и в странах СНГ.
Для реализации права на образование большинству стран мира необходимо значительно увеличить расходы и полнее выполнять рекомендации, изложенные в документах ООН и ЮНЕСКО.
Ст. 49 Конституции Республики Беларусь гласит: «Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях» [6, ст.49].
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование.
Граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи (за исключением дополнительного образования детей и молодежи, получаемого в государственных детских школах искусств), дополнительного образования взрослых, получаемого при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и
3 Реализация культурных прав и свобод человека
3.1 Гарантии реализации культурных прав и свобод человека
С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным.
Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной ценности. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а так же путем создания эффективного механизма их реализации и защиты [17, с.73].
Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).
В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры.
Могут быть выделены следующие две большие группы таких гарантий:
1. международно-правовые (ратификация международно-правовых актов по правам человека, международно-правовая судебная защита прав человека, международно-правовые санкции и т.д.);
2. внутригосударственные (политические, социально-экономические, юридические).
За последнее время значительно возросла роль международных форм и средств в реализации прав и свобод человека и гражданина в целом и в области культуры в частности [18, с. 122].
Государство, присоединившись или подписав международно-правовой договор должно добросовестно обеспечить его исполнение. Международным организациям (ООН, Экономический и социальный совет) принадлежит право контроля за выполнением принятых обязательств.
В последние годы заметно повысилась роль международных судов в области защиты прав человека. Примером тому является деятельность
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Под культурными правами понимается закрепленная в законе возможность совершать определенные действия в сфере культуры. При этом разграничение прав человека по сферам общественной жизни является условным, и в ряде случаев одно и то же право можно причислить к разным категориям одновременно (например, право на образование различными авторами причисляется как к социальным, так и культурным).
2. Правовое регулирование сферы культуры и культурных прав граждан на данном этапе развития национального права осуществлено достаточно полно и на достаточно высоком уровне. С другой стороны, теоретические разработки данной сферы юридической наукой малочисленны, таким образом, по мнению авторов, имеет смысл более широкое изучение данной темы.
Направлениями государственной политики в сфере культуры являются:
- сохранение, развитие, распространение и (или) популяризация белорусского национальной культуры и языка;
- обеспечение прав и свобод, защита законных интересов граждан в сфере культуры;
- обеспечение охраны историко-культурного и археологического наследия;
- создание государственных организаций культуры и содействие развитию их материально-технической базы;
- создание условий для сотрудничества в сфере культуры государственных органов с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями;
- создание условий для развития юридических лиц всех форм собственности, осуществляющие культурную деятельность, оказание им поддержки в реализации культурных проектов на конкурсной основе;
- создание условий для привлечения средств спонсоров и меценатов культуры, других юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, для финансирования культуры;
- разработка и реализация государственных и других программ, направленных на сохранение, развитие, распространение и (или) популяризацию культуры;
- реализация государственных минимальных социальных стандартов в сфере культуры;
- создание условий для эстетического воспитания граждан;
- защита общественной нравственности, предотвращение пропаганды порнографии, насилия и жестокости;
- организация, проведение и поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в сфере культуры, оказание методической помощи по осуществлению культурной деятельности организациям культуры и другим субъектам культурной деятельности;
1 Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] / Организация Объединённых наций – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml – Дата доступа: 17.05.2017.
2 Лукашева Е.А. (ред.) Права человека Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. – 560 с.
3 Головко А.А., Человек, личность, гражданин./ А.А. Головко – Мн., «Беларусь», 1982. – 521с.
4 Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практическое пособие / Н.Н. Белякович. – Мн.: Молодежное научное общество, 2004. – 174 с.
5 Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник./ Г.А. Василевич – Минск: Книжный дом, 2003. – 832 с.
6 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и
дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
7 Василевич, Г.А. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич – Мн. Консультант Плюс. – 472с.
8 Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. – Могилев, 2002. – 521с.
9 Шабайлов, Д.В. Социально-экономические права в системе прав человека и гражданина / Д.В. Шабайлов – Мн., Веснік БДУ. 2014. – 287с.
10 Серыя 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2007. – № 3. – С. 95–101.
11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. – М: «Юристъ» 1999 г. – 532с.
12 Доклад о развитии человека 2004: Культурная свобода в современном многообразном мире Пер. с англ. публикации ООН Human Development Report 2004: Cultural Liberty in Today's Diverse World 2004 г. М.: Издательство «Весь Мир» ISBN 5-7777-0296-1, 978-5-7777-0296-8 60x90 1/8 Обложка 328 с.
13 Котляр И.И. Права человека. / И.И. Котляр. – Брест. Издательство С. Лаврова. 1997 г. – 632с.
14 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] / Организация Объединённых наций – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv /conventions/pactecon.shtml – Дата доступа: 17.05.2017.
15 Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года.: текст Кодекса по состоянию на 5 сентября 2016 года. [Электронный ресурс] / Навигатор в мире права Эталон Online – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk1100243 – Дата доступа: 17.05.2017.
16. Кодэкс Рэспублікі Беларусь Аб Культуры 20 ліпеня 2016 г. № 413-З Прыняты Палатай прадстаўнікоў 24 чэрвеня 2016 года Адобраны Саветам Рэспублікі 30 чэрвеня 2016 года [Электронный ресурс] / Навигатор в мире права Эталон Online – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk1600413#load_text_none_1_ – Дата доступа: 17.05.2017.
17 Проблемы непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах граждан / Г.А. Василевич // Юстиция Беларуси. – 1998. – № 3. – С. 46–48.
18 Кохановский А., Ходин С. Права человека в истории и традициях Беларуси / А. Кохановский // 50 лет Всеобщей декларации прав человека: белорусская перспектива. Мн., 1998. – 237с.
19 Права человека в современном мире: новые вызовы и трудные решения: материалы международной научной конференции / отв. ред. Т. А. Сошникова — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. — 382 с.
20 Права человека: международно-правовые документы и практика их применения: в 4 т. / [сост. Е.В. Кузнецова]. – Минск: Амалфея, 2009. – Т. 2. – 823 с.
21 Основы конституционного права: курс лекций. Часть И / А.В. Марыськин. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 265 с.
22 Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва: Юристъ, 2004. – 587 с.
23 Курак, А.И. Основы конституционного права: Курс лекций. Часть И / Курак А.И. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 – 265 с.
24 Марыськин, А.В. Основы конституционного права: курс лекций. Часть И / А.В. Марыськин. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 265 с.
25 Кивель, В Регламентация прав человека и гражданина в Конституции Республики Беларусь/ В. Кивель. - Белорусский журнал международного права и международных отношений 1998 - № 5 – 83с.
26 Рябова В.О. Взаимодействие Суда Европейского союза и Европейского суда по правам человека по делам о защите прав человека после Лиссабонского договора / В.О. Рябова. – Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2016 г. – 33 с.
27 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. / Н.В. Витриук. – М., 1979. – 372с.
28 Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность / Г.В. Мальцев // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. – 432с.
29 Авакьяна С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь / С.А. Авакьяна. – М., 2000. – 1023с.
30 Ханой Г. Социалистическое право и личность. / Г.Ханой. – М., 1971. – 723с.
31 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. / Н.В. Витрук. – М., 1979. – 723с.
32 Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность / Г.В. Мальцев // Конституция СССР и правовое положение личности. – М., 1979. – 542с.
33 Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
34 «Народная газета» №30 (2440), 17 февраля 2000 г.
35 Василевич Г.А. Конституционное право Учебное пособие. Минск: Регистр, 2012. - 192 с.
36 Д.А. Колбасин «Гражданское право Республики Беларусь» Минск 2000 г.
37 К.Н. Кунцевич «Конституционное право Республики Беларусь» Минск 2000 г.
38 Капицын В.М. История, теория и защита прав человека Учебник. – М.: Московский университет потребительской кооперации, 2003. – 260 с.
39 Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай. – Минск: Норма-Инфра, 1999. – 287 с.
40 Чудаков, М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. – Минск: Амалфея, 1998. – 572 с.
41 Якушев, А.В. Конституционное право зарубежных стран / А.В. Якушев. - Минск: Издательство Приор, 1999. – 321 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе имеется презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты