Предупреждение социально опасного положения подростков средствами культурно-досуговой деятельности
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Предупреждение социально опасного положения подростков средствами культурно-досуговой деятельности»
по дисциплине: «Социальная психология»
2017
251.00 BYN
Предупреждение социально опасного положения подростков средствами культурно-досуговой деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 86.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Анкета «Занятость в культурно-досуговой деятельности подростков»
Анкета «Изучение мотивов участия подростков в культурно досуговой деятельности» (модифицированная методика Л. В. Байбородовой)
Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Мужской вариант
Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Женский вариант
Приложение Б Первичные данные диагностики
Приложение В Фрагменты содержания программы предупреждения социально опасного положения подростков
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы социально опасного положения несовершеннолетних
1.1 Социально опасное положение несовершеннолетних: предпосылки разработки
1.2 Социально-педагогическая характеристика социально опасного положения несовершеннолетних в Республике Беларусь
1.3 Способы предупреждения социально опасного положения несовершеннолетних подросткового возраста
2 Методика предупреждения социально опасного положения подростков посредством культурно-досуговой деятельности
2.1 Выявление занятости и мотивации подростков с отклоняющимся поведением в культурно-досуговой деятельности
2.2 Организация культурно-досуговой деятельности подростков
2.3 Программа предупреждения социально опасного положения средствами культурно-досуговой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к росту числа семей, находящихся в социально опасном положении. Изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев способствуют разрушению психологического микросоциума семьи, негативным изменениям отношения родителей к детям, ослаблению воспитательной функции. Эти факторы приводят к тому, что растет число подростков с отклоняющимся поведением, неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь, совершающих уголовные преступления.
В последнее время в Республике Беларусь произошли системные изменения, способные оказать долговременное позитивное воздействие на положение детей в стране и качество работы по защите их прав и законных интересов. Сегодня заложен прочный фундамент для законодательного и практического утверждения приоритета семейного воспитания. Как отмечено в Программе воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении [1], в настоящее время создан реальный механизм выявления ситуаций нарушения прав и законных интересов детей с целью их защиты, а также ситуаций социально опасного положения ребенка.
Актуальным в социально-педагогической работе с детьми, находящимися в социально опасном положении (СОП) является поддержка благополучия в семьях, раннее выявление признаков ненадлежащего воспитания и содержания детей, своевременная и эффективная помощь детям с отклоняющимся поведением и их семьям с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия остаются весьма актуальными задачами для системы охраны детства. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [2].
Предупредить возникновение социально опасного положения может система профилактики всех видов отклоняющего поведения, безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних, взаимодействие семьи, школы и других воспитательных организаций. С подростками девиантного поведения проводится работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами [3].
Многие исследователи (Б.Н. Алмазов [4], С.А. Беличева [5], У.Г. Егорова [6], Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук [7]) признают особую роль подросткового возраста и в развитии личности ребенка, и в формировании отклонений в нем. В их исследованиях прослеживаются различные подходы
1. Теоретические основы социально опасного положения несовершеннолетних
1.1 Социально опасное положение несовершеннолетних: предпосылки разработки
Рассмотрение сущности социально опасного положения целесообразно начать с предпосылок разработки данной проблемы.
Традиционно семья рассматривалась как важнейший институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и образцов поведения, базовые ценностные ориентации человека, складывается его психологическое благополучие.
Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Под социализацией понимается освоение индивидуального и общественного опыта, всей человеческой культуры. Если в семье первичная социализация ребенка проходит не гладко, есть определенные проблемы, которые отражаются на ребенке, то в дальнейшем у него могут возникать другие трудности с освоением социального опыта и норм.
В начале ХХ века становление и развитие личности несовершеннолетнего стало прерогативой совместной деятельности государства, общества и семьи. Особое внимание стало уделяться формированию её правовой основы. В сентябре 1917 года в России была опубликована Декларация прав ребенка, создавшая предпосылки для разработки Международным союзом защиты детей Декларации прав ребенка, принятой в 1924 году Ассамблеей Лиги Наций в Женеве и получившей известность как Женевская декларация прав ребенка [23, c. 121]. Кроме указанного документа были разработаны многочисленные программы и нормативные акты. Основной их задачей было создание всевозможных условий социализации личности несовершеннолетнего в обществе послевоенного периода. Позже государство провозгласило положение приоритет семьи в воспитании и формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Предпосылки возникновения понятия социально опасного положения несовершеннолетних лежат преимущественно с социологии в рамках изучения проблемы «отклоняющейся» личности и негативных социальных процессов. Еще Р. Мертон и Э. Дюркгейм [24] применительно к отклоняющемуся (девиантному) поведению личности сформулировали понимание аномии как результата рассогласования между ценностями, нормами общества и институциональными, легальными способами их достижения.
2. Методика предупреждения социально опасного положения подростков посредством культурно-досуговой деятельности
2.1 Выявление занятости и мотивации подростков
с отклоняющимся поведением в культурно-досуговой деятельности
Важным аспектом разработки программы предупреждения социально опасного положения подростков является диагностика склонности к девиантному поведению, результаты которой следует учитывать при составлении мероприятий профилактики.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 10-ых классов в возрасте 15-16 лет.
Цель исследования: выявление занятости и мотивации подростков с отклоняющимся поведением в культурно-досуговой деятельности.
Исследование состояло из трех этапов:
1) на первом этапе были проведена диагностика среди учащихся 10-х классов учреждения образования с целью выявления подростов с отклоняющимся поведением;
2) на втором этапе с выделенной группой подростков с отклоняющимся поведением проведена диагностика на выявление учебно-трудовой занятости;
3) на третьем этапе проведена диагностика мотивации подростков с отклоняющимся поведением в культурно-досуговой деятельности.
В ходе диагностики были использованы следующие методики:
1. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
2. Анкета «Занятость в культурно-досуговой деятельности подростков».
3. Анкета «Мотивы участия подростков в культурно-досуговой деятельности» (модифицированная методика Л. В. Байбородовой).
1. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Назначение методики: предназначена для измерения готовности (склонности) подростков к осуществлению различных форм отклоняющегося поведения. Методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска. Методика включает 98 вопросов, позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить установку на социальную желательность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к
Заключение
В результате проведенного теоретико-методологического и эмпирического исследования по изучаемой проблеме можно сделать следующие выводы:
1. Предпосылки возникновения понятия социально опасного положения несовершеннолетних лежат преимущественно в социологии в рамках изучения проблемы «отклоняющейся» личности и негативных социальных процессов. Изучение проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних началось в отечественной педагогике второй половины XIX и является актуальным до настоящего времени. Дети и подростки, находящиеся в социально опасном положении, лишены минимальных жизненных благ, заботы об их физическом и психологическом здоровье, не получают должного обучения, подготовки в самостоятельной жизни в обществе. Такие дети могут подвергаться физическому, сексуальному или психическому насилию, приобщению к антисоциальному поведению.
2. Главным способом предупреждения социально опасного положения, а также девиантного поведения несовершеннолетних, ведущего к социально опасному положению, является разработка и организация комплексных программ. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются следующие методы: информирование; групповые дискуссии; тренинговые упражнения; ролевые игры; моделирование эффективного социального поведения; психотерапевтические методики. Формами профилактической работы являются тренинги; психологическое консультирование; кризисная помощь; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
3. Важным аспектом разработки программы предупреждения социально опасного положения подростков является диагностика склонности к девиантному поведению, результаты которой следует учитывать при составлении мероприятий профилактики. В результате исследования, в котором приняли участие 60 учащихся 10-х классов, установлено следующее:
– среди учащихся 10-х классов склонность к отклоняющемуся поведению достаточно широко распространена (70% подростков);
– подростки склонны к следующим формам девиантного поведения: склонность к преодолению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению; склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к делинквентному поведению;
– подростки, склонные к девиантному поведению, преимущественно предпочитают проводить время дома за компьютером, не посещают культурные центры города, не занимаются в каком-либо коллективе художественной и творческой самодеятельности в школе, не желают принимать участие в культурно-досуговой деятельности. Эти подростки имеют сложившуюся систему проведения свободного времени,
1 Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: приказ Министерства образования Республики Беларусь №336 от 24 мая 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
2 Беседина, О.В. Профилактика аддиктивного поведения / О.В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
3 Казакевич, О.В. Профилактика отклоняющегося поведения у детей СОП средствами досуговой деятельности / О.В. Казакевич // Вестник сибирского фед. ун-а. – 2013. – № 1. – С. 2-9.
4 Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.
5 Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
6 Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
7 Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест: БрГУ, 2009. – 96 с.
8 Печенюк, A.M. Теоретические основы гуманистически ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.М. Печенюк. – Хабаровск: ХГПУ, 2012. – 19 с.
9 Аванесова, Г.А. Культурно – досуговая деятельность / Г.А. Аванесова. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006. – 236 с.
10 Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. – М.: Владос, 2004. – 221 с.
11 Герасимова, И.А. Воспитательный потенциал социально-культурной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения сирот: исторический аспект / И.А. Герасимова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-9.
12 Рылеева, А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России / А.С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 229 с.
13 Венгер, А.Л., Девиантное поведение школьников / А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 24–36.
14 Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
15 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 562 с.
16 Миннегалиев, М.М. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков / М.М. Миннегалиева // Вестник ТГУ. – 2012. – № 7, Т. 11. – С. 213-217.
17 Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
18 Скачкова, Е.Б. Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска / Е.Б. Скачкова // Человек и образование. – 2011. – № 1. – С. 80-84.
19 Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416 с.
20 Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
21 Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 422 с.
22 Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 739-742.
23 Буданова, Г.П. Права детей как концептуальная основа содержания деятельности уполномоченных по правам ребенка / Г.П. Буданова // Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база. – М., 2001. – С. 121.
24 Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / Пер. с фр. Е.А. Самарской. – М., 1966. – C. 299-313.
25 Рожков, М.И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. – Москва: Владос, 2006. – 239 c.
26 Велиева, С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы / С.В. Велиева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – № 4, Т. 11. – С. 107-122.
27 Конева, О.Б. Неблагоприятная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты / О.Б. Конева // Вестник ЮУГУ. – 2010. – № 17 (193). – С. 57-61.
28 Дети и подростки в социально опасном положении: помощь и поддержка / авт.-сост. Л.М. Волкова, Г.Н. Купреева, Л.А. Банько. – Минск, 2011. – 96 с.
29 Думов, А.С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних в педагогике России: автореф. дис. .. канд. пед .наук: 13.00.01 / А.С. Думов. – Волгоград: ВГУ, 2013. – 19 с.
30 Об основах системы профилактики безнадзорности и правовых нарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь № 200-З от 31 мая 2003 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017. Проверить оформление
31 Фурманов И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
32 Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь № 30 от 05 мая 2007 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
33 Гилинский, Я.И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.И. Гилинский. – СПб.: Медицинская пресса. – 2001. – 256 с.
34 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
35 Положение о порядке признания детей, нуждающихся в государственной защите: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728 с изменениями от 27 июня 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
36 Свиридова, А.Н. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении / А.Н. Свиридова // Вестник КГУ. – 2015. – № 3-3 (63). – С. 232-236.
37 Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
38 Ахметханов, Ж.Ю. О некоторых подходах к профилактике отклоняющегося поведения девиантных учащихся в аспектах обучающей среды / Ж.Ю. Ахметханов // Казанский пед. журнал. – 2015. – № 6-1. – С. 137-139.
39 Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
40 Мартынова В.В. Социально-педагогическая работа с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216с.
41 Психопрофилактика и психотерапия в средней школе / С. А. Кулаков. – СПб.: Фирма «Стройлеспечать», 1996. – 63 с.
42 Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб.: С.-Петерб. Гос. акад. Культуры, 1996. – 275с.
43 Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2002. – 288 с.
44 Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Грирорьевой. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
45 Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Ю.А. Клейберг Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С.141-154.
46 Кочеткова, В.Г. Организация содержательного досуга детей, молодежи, взрослых / В.Г. Кочеткова. – Самара: СИПКРО, 2008. – 146 с.
47 Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении / И.О. Гапонов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2007. – № 2, Т. 13. – С. 27-30.
48 Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Изд-во МГУК, 1995. – 168 с.
49 Тинькова, З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З.С. Тинькова. – Орел: ГУУНПК, 2012. – 150 с.
50 Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста / И.Б. Шубина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 86.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Анкета «Занятость в культурно-досуговой деятельности подростков»
Анкета «Изучение мотивов участия подростков в культурно досуговой деятельности» (модифицированная методика Л. В. Байбородовой)
Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Мужской вариант
Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Женский вариант
Приложение Б Первичные данные диагностики
Приложение В Фрагменты содержания программы предупреждения социально опасного положения подростков
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты