Влияние отношений с матерью и отцом на отношения в собственной семье
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Влияние отношений с матерью и отцом на отношения в собственной семье»
по дисциплине: «Психология семейных отношений»
2017
128.00 BYN
Влияние отношений с матерью и отцом на отношения в собственной семье
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология семейных отношений
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ И ОТЦОМ НА ОТНОШЕНИЯ В СОБСТВЕННОЙ СЕМЬЕ
1.1 Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка
1.2 Особенности формирования семейных ценностей
1.3 Родительская семья как ориентирующий образ семейных отношений
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена трансформацией роли социального института семьи в преобразовании основ общественной жизни. Современное общество переживает изменения социальных отношений, в процессе которых меняются образцы гендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли мужчины и женщины в обществе и в семье, системы ценностей [22].
Проблемы семьи относятся к числу наиболее важнейших и актуальных проблем современности. Ее значимость определяется тем, что семья является одним из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов на семейные отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, что указывает на смену представлений внутри системы ценностей личности.
Сегодня многими исследователями отмечается тенденция к негативным трансформациям в системе ценностных ориентаций. Широкое распространение получают внесемейные ценностные ориентации и стремление к личностной самореализации. Как предполагает И.Г. Неудачина [29], распространение негативных семейных ценностей обусловлено, в первую очередь, повышением уровня притязаний, изменением стандартов благополучной жизни молодежи.
Семейные отношения представляет собой систему взаимных требований и ожиданий всех членов семьи. Гармоничное сочетание психологических особенностей всех поколений в семье дает возможность формирования личности детей, семейных ценностей и норм, сохранения активной позиции в своей жизнедеятельности [50, с. 124].
Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать [12].
Кроме того, детско-родительские отношения играют центральную роль в формировании образа семейных отношений, который оказывает влияние на построение отношение в собственной семье у детей.
Отношения в семье между родителями и ребенком продолжают оказывать свое влияние не только на протяжении детства, но и в дальнейшей взрослой жизни человека. Содержательные и функциональные аспекты этих отношений с возрастом меняются, однако их значимость остается постоянно высокой, даже для зрелой личности [10].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ И ОТЦОМ НА ОТНОШЕНИЯ В СОБСТВЕННОЙ СЕМЬЕ
1.1 Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка
Ребенок с первых месяцев своей жизни осознает себя через отношения с другими людьми, которые включают зависимость от непосредственно окружающих его людей. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, они несут в себе силу мотив. Характер отношений между ребенком и окружающей действительностью обусловливает развитие ребенка. Семейные отношения представляют собой среду, детерминирующую развитие личности ребенка [7].
Проблемой изучения детско-родительских отношений занимались многие зарубежные (Дж. Боулби, Дж. Доллард, М. Кляйн, М. Милер, А. Фрейд, М. Эйнсворт, Э. Эриксон) и отечественные (А.Я. Варга, Е.И. Захарова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас и др.) исследователи.
Первый опыт общения и человеческих отношений ребенок получает в семье, которая представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям конкретного общества социальную группу, объединенную совокупностью отношений супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, а также детей между собой, проявляющихся в любви, привязанности, заботе друг о друге [1, с. 134].
Семья как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, состоит из двух основных подсистем: подсистема супружеских отношений и подсистема детско-родительских отношений. Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и определяются в качестве непрерывных, длительных и опосредованных возрастными особенностями ребенка и родителя отношений [33, с. 105].
Семейные отношения характеризуются эмоциональной насыщенностью и эмоционально-позитивным характером межличностных отношений, устойчивостью, длительностью и стабильностью взаимодействия с близкими, совместной деятельностью и сотрудничеством со взрослым как образцом компетентности, социальной поддержкой и инициированием к самостоятельной деятельности, что делает семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [3, с. 12].
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 216 с.
2. Алексеева, Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е.Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 173-176.
3. Бакланова, О.Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / О.Э. Бакланова. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 22 с.
4. Болдырева, О.И. Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.И. Бодырева. – Курск: ВЭПИ, 2006. – 19 с.
5. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
6. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой / пер. с англ.; под ред. И. Старых. – М.: ООО Изд. дом «София», 2004. – 176 с.
7. Бутина-гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-гречанова // Ученые записки ЗГУ. – 2010. – № 5. – С. 244-247.
8. Бэйдер Э. В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар / Э. Бэйдер, П. Пирсон. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2008. – 332 с.
9. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
10. Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству / Е.Н. Васильева, А.В. Орлов // Вестник по педагогике и психологии Юной Сибири. – 2013. – № 4. – С. 1-15.
11. Докучаева, С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении / С.О. Докучаева // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 41-55.
12. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 64-67.
13. Дымнова, Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Т.И. Дымнова // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. –
С. 46-56.
14. Дымнова, Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.И. Дымнова. – М.: МГПУ, 1996. – 19с.
15. Здравомыслова, О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации / О.М. Здравомыслова. – М.: Едито-риал УРСС, 2003. – 152 с.
16. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – М.: Медицина, 2008. – 468 с.
17. Истошин, И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / И.Ю. Истошин. – М., 1979. – 263 с.
18. Карабанова, О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московк. ун-а. – 2012. – № 4. – С. 73-82.
19. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
20. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери. – М.: Академический проект, 2001. – 466 с.
21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
22. Кучмаева, О.В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О.В. Кучмаева, М.Г. Кучмаев, О.Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2009. – № 3, Т. 8. – С. 20-29.
23. Левикова, С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
24. Ляушева, С.А. Влияние модернизации общества на институт семьи / С.А. Ляушева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 1–7.
25. Мерзлякова, С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи / С.В. Мерзлякова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 114-119.
26. Нагоев, Б.Б. Акмеологические факторы развития продуктивного ролевого поведения в семье: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Б.Б. Нагоев. – Нальчик: КБГУ, 2006. – 21 с.
27. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
28. Нарицын, Н.Н. Свадьба-развод и наоборот / Н.Н. Нарицын. – М.: Махаон, 2001. – 101 с.
29. Неудачина, И.Г. Трансформация ценностей современной семьи / И.Г. Неудачина // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 37–41.
30. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения и будущее родительство детей / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 3-1, Т. 13. – С. 72-75.
31. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. –
№ 2, Т. 2. – С. 187-192.
32. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
33. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
34. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
35. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
36. Петрова, Л.Н. Незарегистрированные браки и их социальные последствия / Л.Н. Петрова // Ученые записки РГСУ. – 2009. – № 10. – С. 202-207.
37. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
38. Рогова, А.М. Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / А.М. Рогова. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 19 с.
39. Роджерс, К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 288 с.
40. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.: Свободная пресса, 1973 – 153 с.
41. Романова, Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е.В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – С. 121-127.
42. Савина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие виды, структура / Е.А. Савина // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. – № 3. – С. 85–95.
43. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клииз. – М.: Класс, 1995. – 272 с.
44. Соколюк, Н.В. Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность / Н.В. Соколюк // Известия ДФУ. – 2009. – № 1. – С. 88-103.
45. Терехина, С.А. Образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / С.А. Терехина. – М.: МПГУ, 2006. – 19 с.
46. Тлемешок, В.Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В.Р. Тлемешок, Н.Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. –
С. 206-208.
47. Фрейд, А. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб.: Питер, 2003.
– 477 с.
48. Фромм, Э. Искусство любить: исследование природы любви / Пер. Л.А. Чернышевой. – М.: Педагогика, 1990. – 514 с.
49. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенк / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Академия, 1999. – 175 с.
50. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2006. – 324 с.
51. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 272 с.
52. Шведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А.А. Шведовская. – М.: МГУ, 2006. – 18 с.
53. Шведовская, А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.А. Шведовская // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 1. – С. 69–84.
54. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
55. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
56. Mahler, M.S. The psychological birth of the human infant. Symbiosis and individuation / M.S. Mahler, F. Pine, A. Bergman. – New York: Basic Books, 1975. – 254 р.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты