Формирование умений фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Формирование умений фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2017
301.00 BYN
Формирование умений фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются презентация, доклад и следующие приложения:
Приложение А Результаты исследования
Приложение Б Комплекс коррекционно-развивающих упражнений
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы формирования умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.1 Формирование умений фонематического анализа и синтеза как основы овладения грамотой в младшем школьном возрасте
1.2 Трудности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.3 Направления и методы формирования умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
2 Содержание работы по формированию умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1 Исследование состояния фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.2 Анализ результатов исследования состояния фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи
2.3 Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по формированию умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Результаты исследования
Приложение Б Комплекс коррекционно-развивающих упражнений
Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Осознание звуковой структуры слова связано с операциями анализа и синтеза. Фонематический анализ представляет собой сложный процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.
Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Она включает как простые (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звуков из слова), так и сложные (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формы анализа звуковой структуры слова.
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Непонятная речь детей с ОНР не дает возможности сформировать четкое слуховое восприятие, что усугубляется нарушением фонематического анализа и синтеза структуры слова, так как непонимание собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом. Работа по развитию основ формирования умений фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с (ОНР) имеет большое значение для
1 Теоретические основы формирования умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.1 Формирование умений фонематического анализа и синтеза как основы овладения грамотой в младшем школьном возрасте
Проблемы формирования фонематического анализа, синтеза слова и фонематических представлений о звуковом составе слова у учащихся с нормальной речью и нарушенным речевым развитием, как предмет исследования и коррекции представлен в работах специалистов разных областей, таких как П.Я. Гальперин, О.Л. Жильцова, Л.Е. Журова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.К. Лобачева, Л.В. Лопатина, В.К. Орфинская, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин и др.
В работах Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной подчеркивается, что необходимо применять системный подход к преодолению данных трудностей с учетом характера речевого нарушения, возраста, состояния высших психических функций, раннего выявления подобных затруднений [1, c. 55–56].
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический анализ – умение мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Фонематический синтез направлен на умение воссоздание слова из разрозненных фонем. Он предполагает, прежде всего, способность к слогообразованию, по сути, переводу фонем в аллофоны [2, c. 11-12].
Фонематический синтез – процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Фонематические представления о звуковом составе языка формируются на основе фонематического восприятия, фонематического анализа и фонематического синтеза. Все эти процессы происходят при совместном участии речеслухового и речедвигательного анализаторов [3, c. 89-90].
К умениям фонематического анализа и синтеза можно отнести следующие:
– умение узнавать звук;
– умение выделения первого звука из слова;
– умение выделения последнего звука из слова;
2 Содержание коррекционной работы по формированию умений фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1 Исследование состояния фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи
Целью эмпирического исследования: выявить состояние фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) выявить уровни сформированности состояние восприятия и дифференциации звуков;
2) выявить уровни сформированности умений фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;
3) выявить уровни сформированности умений звуко-слогового анализа и синтеза.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подобрать методы и методики для определения уровня фонематического анализа и синтеза в исследуемых выборках;
2) определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи и у нормально развивающихся детей;
3) определить содержание коррекционной работы по формированию умений фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи;
4) провести повторное исследование состояния фонематических процессов, анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи с целью оценки эффективности формирующего этапа исследования.
Эмпирическое исследование состояния уровня фонематического анализа и синтеза младших школьников с общим недоразвитием речи проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 62 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 20 учащихся 1-х классов интегрированного обучения и воспитания : 10 учащихся с общим недоразвитием речи (5 мальчиков и 5 девочек с диагнозом ОНР III уровня, дизартрия легкой степени) и 10 нормально развивающихся учащихся. Возраст учащихся: 7-8 лет.
Методы исследования: изучение продуктов деятельности учащихся, изучение медико - психолого - педагогической документации учащихся, сравнительный метод, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Заключение
В ходе теоретического анализа установлено, что фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Фонематический анализ – операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический синтез направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем. Он предполагает, прежде всего, способность к слогообразованию, по сути, переводу фонем в аллофоны.
Фонематическое недоразвитие у младших школьников с ОНР проявляется в основном в недоразвитии умений процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда учащиеся не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при элементарных действиях звукового анализа (например, узнавание звука), проявляется в том, что младшие школьники смешивают звуки с близкими им звуками по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), у этих учащихся оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными. Недостаточное формирование фонематического анализа и синтеза приводит к тому, что у младших школьников с ОНР самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Для формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР применяют специальные игры и упражнения на узнавание и различение неречевых звуков, различение одинаковых слов, звуков и звукокомплексов, слов близких по звуковому составу, различение слогов, фонем и формирование умений элементарного фонематического анализа. Формирование умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с ОНР предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у них речевых нарушений. Под умениями понимается освоенный учащихся способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
В результате эмпирического исследования было установлено: все младшие школьники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности: при определении наличия или отсутствия заданного звука в слове; при повторении слогов с оппозиционными звуками; при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, а также при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении; при выделении звука на фоне слова; при выделении
1 Гриншпун, Б.М. Дислалия // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2004. – С. 142-145.
2 Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – СПб., 1998. – 378 с.
3 Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1976. – 367 с.
4 Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. – М., 1998. – 645 с.
5 Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003. – 598 с.
6 Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. 1957. – 458 c.
7 Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
8 Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М., 1982. – 287 с.
9 Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова. – М.: Просвещение, 1963. – С. 213-227.
10 Жинкин. Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972 – 258 c.
11 Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева. – М., 1993. – 389 с.
12 Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. – 191 с.
13 Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 1975. – 219 c.
14 Ушинский, К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 410 с.
15 Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
16 Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. – 91 с.
17 Коше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Коше. – М., 1978. – 378 с.
18. Коше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Коше. - М., 1985. – 367 с.
19 Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. - Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76
20 Нейман, Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Нейман Л.В. – М., 2003. – 314 с.
21 Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 278 с.
22 Хватцев, М.Е. Общее учение о косноязычии / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. – С. 13-17.
23 Коменский, Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – 298 с.
24 Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. – СПб.: САТИС, 1995. – 367 с.
25 Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 254 с.
26. Словарь «Термины и понятия логопедии» // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой) – М., 2001. – 647 с.
27 Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 2005. – 298 с.
28 Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. – М.: 1990. – 541 с.
29 Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М., 1989. – 278
30 Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2004. – С. 156-160.
31 Божович, Л. И. Психология развития личности / Л. И. Божович. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 514 с.
32 Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1984. – Т. I. – С. 376–385.
33 Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практ. психологии, 1997. – 416 с.
32 Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
34 Эриксон, Э. Детство и общество / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, 1996. – 592 с.
35 Белонович, Е.И. Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости / Е.И. Белонович, И.Д. Климина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2016. – № 1 (7). – С. 116-119.
36 Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – С. 112-129.
37 Титова, Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией / Т.А. Титова. – М.: Академия, 1995. – 412 с.
38 Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 395 с.
39 Есечко, Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи / Л.Б. Есечко. – М.: Просвещение, 1971. – 369 с.
40 Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
41 Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И. Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400с.
42 Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Питер, 2008. – 390 с.
43 Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
44 Хватцев, М. Е. Логопедия: в 2 кн. / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 2009. – Кн. 1. – 272 с.
45 Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
46 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 1987. – 150 с.
47 Быкова, Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 160 с.
48 Титова, Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией / Т.А. Титова. – М.: Академия, 1995. – 412 с.
49 Игры для детей младшего школьного возраста / Т.В. Колбаскина, И.П. Лобурева, Г.А. Огурцова. – М.: Образ компании, 2006. – 192 с.
50 Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селивестов. – М.: Владос, 1994. – 344 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются презентация, доклад и следующие приложения:
Приложение А Результаты исследования
Приложение Б Комплекс коррекционно-развивающих упражнений
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты