Оценочный компонент новостного медиатекста (на материале англоязычной и русскоязычной прессы)
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Оценочный компонент новостного медиатекста (на материале англоязычной и русскоязычной прессы)»
по дисциплине: «Английский язык»
2017
251.00 BYN
Оценочный компонент новостного медиатекста (на материале англоязычной и русскоязычной прессы)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Английский язык
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 86.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Единицы оценочной лексики в русскоязычном новостном дискурсе
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Единицы оценочной лексики в англоязычном новостном дискурсе
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы исследования(большими буквами
1.1 Подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст
1.2 Медиатекст и его жанры
1.3 Новостной медиатекст
1.4 Типы и виды оценочных значений, выделяемых в лингвистике
Выводы по 1 главе
Глава 2 Практическое изучение функционирования оценочной лексики в англоязычном новостном медиадискурсе(большими буквами
2.1 Грамматические классы оценочной лексики в новостном медиатексте на английском и русском языках и их употребительность
2.2 Семантические классы оценочной лексики в новостном тексте на английском и русском языках и их употребительность
2.3 Сопоставительный анализ употребительности грамматических и семантических классов оценочной лексики в новостном тексте на английском и русском языках
2.4 Трудности перевода оценочной лексики на русский язык
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Под оценкой принято понимать выражение положительного или отрицательного смыслового отношения, то есть оценочное суждение. Приблизительная оценка тоже оценивает. Функционируя в пределах оценочной шкалы, она носит сопутствующий характер, являясь модификатором уже имеющейся оценки, дополняя последнюю оттенком приблизительности. Приблизительная оценка возникает тогда, когда говорящий не вполне уверен в соответствии содержания высказывания действительности, сомневается в том, что качественная характеристика объекта оценки и социально обусловленная норма данного признака совпадают. Говорящий выражает таким образом свое субъективное отношение, которое зачастую бывает и эмоционально окрашенным, к тому, о чем идет речь.
На современном этапе развития лингвистики важное значение имеет сектор публицистики — как печатных изданий, так и радио, и телевидения. Это явление объясняется социальной значимостью этой коммуникативной сферы, которую представляет исследуемый дискурс: во-первых, передача социально и политически значимой информации для широкой аудитории, во-вторых, формирование социальной оценки этих проблем и событий, в-третьих, управление, манипуляция общественным мнением.
Сферу публицистики на радио и телевидении можно охарактеризовать большим количеством клишированных форм, оборотов и разнообразных языковых стереотипов. Также телерадиопублицистика изобилует формами, которые нельзя назвать закрепленными нормами языка и выстраиваются в условиях определенной речевой ситуации, имея при этом определенную коммуникативную цель. На сегодняшний день телевидение и радио обладают большим разнообразием средств, однако среди них можно выделить феномен, который представляет собой выбор альтернативного способа выражения мысли. Целью его существования является эмоциональное и
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст
Термин «стиль» многозначен. В соответствии с В.В. Виноградовым, «ориентировочно языковой стиль может быть определен как более или менее стройная система, подсистема (или микросистема) в пределах языка, состоящая из определенного набора лексико-фразеологических, грамматических и фонетических ресурсов этого языка, которые используются избирательно и целенаправленно с целью выражения своих мыслей в конкретной ситуации» [12, с.54]. И.Р. Гальперин описывает функциональные стили языка (ФС) как «типы текстов, которые отличаются прагматическим аспектом коммуникации» [13, с.9].
Изучением языковых стилей занимается лингвостилистика. Иными словами, лингвостилистика является отраслью стилистики, которая изучает выразительные и стилистические средства языка, их отношение к идее или идеям, высказанным кем-либо, а также классификацию и особенности существующих стилей языка. И.Р. Гальперин считает, что «лингвостилистика и литературная стилистика дополняют друг друга и вместе они составляют то, что можно назвать общей стилистикой» [13, с.13].
Язык, который мы используем в любой конкретной ситуации, изменяется в зависимости от цели и содержания ситуации. Различные функциональные стили характеризуют определенную ситуацию. И.Р. Гальперин выделяет следующие функциональные стили [13, c.36]:
1) стиль художественной литературы;
2) стиль публицистический;
3) стиль газетный;
4) стиль научной прозы;
5) стиль официальных документов.
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ В НОВОСТНОМ МЕДИАТЕКСТЕ НА АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ
2.1 Грамматические классы оценочной лексики в новостном медиатексте на английском и русском языках и их употребительность
Под грамматическим классом понимается некоторое количество слов, обладающих общими грамматическими характеристиками, общей парадигмой. Грамматический класс также может быть выделен в процессе генерализации и специализации значений слов.
Первый грамматический класс, который необходимо выделить — это класс существительных (noun). Слова, составляющие этот грамматический класс, могут идентифицировать человека (woman, boy, doctor), вещь (building, tree, country), либо же идею, качество и состояние (truth, danger, happiness) [5, c.201]. Существительные, входящие в каждую из этих категорий, могут служить в качестве оценочных компонентов новостного медиатекста. Приведем несколько примером.
В газете “The Guardian” (№32, 14 июля 2016 года) была опубликована статья, в которой содержалось следующее высказывание:
Europe has reacted furiously to Boris Johnson’s appointment as the UK’s foreign secretary, with the French and German foreign ministers respectively calling him “a liar with his back to the wall” and someone whose behavior has been “outrageous” [47].
Как мы можем видеть, в данной статье в качестве оценочного компонента-существительного выступает слово liar, причем оно фигурирует в статье не единожды. Обращаясь к толковому словарю английского языка, мы можем привести следующую дефинициию слова liar: ‘a person who tells lies’. Очевидным является тот факт, что эта лексическая единица имеет явно негативную коннотацию и служит описанию отношения автора (и, судя по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ понятий дискурса и текста показал, что, несмотря на явную дифференциацию, они не имеют противопоставления между собой. Их отношения могут быть охарактеризованы причинно-следственной связью: текст являет собой результат дискурса. Текст возникает в ходе реализации конкретного процесса, но он должен изучаться в своем завершенном виде. Если говорить о дискурсе, то он должен изучаться в определенном времени и режиме. Дискурсивный анализ предполагает восстановление этого процесса даже в том случае, когда происходит изучение исключительно его результат.
Также нами были определены основные жанры медиатекстов. Они весьма многообразны, и выбор конкретного зависит от тематической направленности и концепции передачи или издания. Это позволяет выдвинуть предположение о достаточной сложности в структуре и сущности медиатекста.
После этого нами была изучена специфика новостного медиатекста. По своей сути, он должен иметь определенные структурные элементы. К каждому из этих элементов предъявляются определенные требования, направленные на решение конкретных коммуникативных задач.
В 4-м параграфе описаны типы и виды оценочных значений, выделяемых в лингвистике. Были выявлены такие, как одобрительные / неодобрительные; аксиологические / деонтические; объективные / субъективные; рациональные / эмоциональные; эксплицитные / имплицитные. Такое разнообразие обусловлено различием подходов к классификациям, представленным в многочисленных исследованиях.
В первом параграфе практической части исследования были изучены грамматические классы оценочной лексики в новостном аспекте на английском и русском языках и их употребительность. Нами были выделены классы существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений и других грамматических категорий. Была произведена выборка и анализ
1. Алексеева, И.С. Введение в переводоведение / И.С. Алексеева. – СПб. : Академия, 2004. – 352 с.
2. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. — М. : Просвещение, 1988. — 420 c.
3. Архарова, Д.И. Выражение категории субъективной оценки в качественных прилагательных и наречиях : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.И. Архарова. — М. : МГУ, 1983. — 32 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М., 1966. — 480 с.
5. Бабенко, Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л.Г. Бабенко. — Свердловск, 1989. — 288 с.
6. Баженова, Е.А. Категория оценки / Е.А. Баженова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М., 2003. — С.17—29.
7. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. — М. : Наука, 1955. — 480 с.
8. Бантышева, Л. Л. Общественно-политическая лексика начала XX века: традиции изучения [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. — Вып.1(21). — Екатеринбург, 2007. — С.13—18. — Режим доступа: http://www.pMlology.ru/linguisticsl/bantysheva-07.htm. — Дата доступа : 16.12.2016.
9. Баранов, А.Н. Политическая метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга [Электронный ресурс] // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. — М. : Изд-во МГУ, 2003. — Дата доступа : http:// evarstist.narod.ru/text12/01.htm. — Режим доступа : 08.12.2016.
10. Бочкарев, А.Е. Семантический словарь / А.Е. Бочкарев. — Н. Новгород : НГСУ, 2003. — 240 с.
11. Брандес, М.П. Стилистический анализ (на материале немецкого языка) / М.П. Брандес. — М., 1971. — 331 с.
12. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. — М., 1975. — С.53—88.
13. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. — М. : Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.
14. Доржиева, Э.Д. Этическая оценка в пословицах современного английского языка : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э.Д. Доржиева. — М., 2003. — 41 с.
15. Дубовицкая, Е.Ю. Категория аппроксимации в современном английском языке: дисс. ... к. филол. наук / Е.Ю. Дубовицкая. — Тамбов, 2006. — 181 с.
16. Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ : монография / М.Р. Желтухина. — Волгоград : Свет науки, 2003. — 180 с.
17. Заграевская, Т. Б. Категория «оценка», ее статус и вербализация в современном английской языке: дисс. ... к. филол. наук / Т.Б. Заграевская. — Пятигорск, 2006. — 286 с.
18. Зирка, В.В. Роль аттрактивов в рекламном тексте / В. В. Зирка // Весник Днепропетр. ун-ту. Серiя «Мовознавство». — 2005. — Вип. 11. — № 2/2. — С.30—37.
19. Иванов, Л.Ю. Текст научной дискуссии: дейксис и оценка / Л.Ю. Иванов. — М. : МГУ, 2003. — 116 с.
20. Ивин, А.А. Логические основания оценок / А.А. Ивин. — М. : Просвещение, 1970. — 140 с.
21. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учеб. пособие / О.М. Казарцева. — М. : Наука, 1998. — 185 с.
22. Каранадзе, И. Лингвосемиотика телетекста : дисс. ... академ. степени доктора философии / И. Каранадзе. — Батуми, 2009. — 127 с.
23. Клушина, Н.И. Язык публицистики: константы и переменные // Междунар. конф. «Журналистика и культура речи. Слово в семасиологическом, прагматическом, социокультурном аспектах». — М., 2003. — 120 с.
24. Комиссаров, В.Н. Современное переводоведение / В.Н. Комиссаров. — М. : Куб, 2011. — 234 с.
25. Коноваленко, Л.И. Семантико-синтаксические средства выражения оценочной модальности в русском и английском языках : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.И. Коноваленко. — Краснодар, 1997. — 240 с.
26. Лассвелл, Г. Стиль в языке политики [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. — Вып. 2 (22). — Екатеринбург, 2007. — С.165—177. — Режим доступа : http://www.philology.ru/linguisticsl/lasswell-07.htm. — Дата доступа: 06.01.2017.
27. Лебедева, Л.В. Особенности функционирования языка в печатной рекламе : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. В. Лебедева. — М. : РУДН, 1981. — 20 с.
28. Леонтьев, А.А. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьева. — М. : Наука, 1981. — 214 с.
29. Матвеева, Т.В. Учебный словарь : русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. — М. : Айрис-пресс, 2003. — 143 с.
30. Никитевич, В.М. К вопросу о категории оценки в русском языке // НДВШ. Филол. науки. — М., 1960. — №3. — С.17—21.
31. Ноздрина, Л.А. Поэтика грамматических категорий: Курс лекций по интерпретации текста / Л.А. Ноздрина. — М.: Тезаурус, 2004. — 212 с.
32. Папина, А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов / А.Ф. Ноздрина. — М. : Едиториал УРСС, 2002. — 368 с.
33. Самсонов, П.В. Оценочные композиционно-речевые единицы в технических текстах на английском языке (на материале текстов по теме «Механизация сельского хозяйства»): автореф. дисс. ... канд. филол. наук / П.В. Самсонов. — Львов, 1986. — 16 с.
34. Сергеева, Л.А. Качественные прилагательные со значением оценки в русском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.А. Сергеева. — Уфа, 1980. — 28 с.
35. Сковородников, А.И. Оценочность / А.И. Сковородников, Г.А. Копнина // Речевое общение : сб. науч. тр. — Вып.8-9 (16-17), 2006. — С.12—32.
36. СБ Беларусь сегодня. — Минск, Вып. 2012—2017.
37. Соколовская, Ж.П. Синонимичные прилагательные со значением «хороший» в русском языке / Ж.П. Соколовская // Учен. зап. Кишиневского университета. — Кишинев, 1969. — С.34—47.
38. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия. — М. : Просвещение, 1986. — 144 с.
39. Телия, В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В.Н. Телия. — М. : Наука, 1988. — С.47—92.
40. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка): Учебное пособие / З.Я. Тураева. — М. : Высшая школа, 1979. — 219 с.
41. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика): учеб. пособие / З.Я. Тураева. — М. : Просвещение, 1986. — 127 с.
42. Френкель, Е.И. Парадигматика оценочных семем в современном английском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.И. Френкель. — Одесса, 1982. — 24 с.
43. Шведова, Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н.Ю. Шведова. — М. : Наука, 1960. — 117 с.
44. Шрамм, А.Н Аспекты семасиологического исследования качественных прилагательных (на материале современного русского языка) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А.Н. Шрамм. — Л., 1980. — 26 с.
45. Щипицина, А. А. Соотношение дескриптивных и оценочных прилагательных в британском политическом медиа-дискурсе [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. — Вып.2(22). — Екатеринбург, 2007. — Режим доступа: http://www.philology.ru/linguisticsl/shipitsina-07.htm. — Дата доступа: 24.02.2017.
46. Smith, J.R. Evaluative lexicon in English / J.R. Smith. — London, 2014. — 120 p.
47. The Guardian. — London, Вып. 2009—2017.
48. Veller, R.C. Vocabulary of English Language and its specifics / R.C. Queller. — Oxford : Oxford University Press, 2013. — 156 p.
49. Whinstone, L. The matter of language / L. Whinstone. — Cambridge : Cambridge University Press, 2015. — 280 p.
50. White, F.H. English stylistics / F.H. White. — Manchester : StarBook, 2012. — 324 p.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 86.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Единицы оценочной лексики в русскоязычном новостном дискурсе
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Единицы оценочной лексики в англоязычном новостном дискурсе
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты