Франциск Скорина: просветитель и гуманист
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Франциск Скорина: просветитель и гуманист»
по дисциплине: «История (отечественная и всеобщая)»
2017
251.00 BYN
Франциск Скорина: просветитель и гуманист
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История (отечественная и всеобщая)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 70 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеется следующие приложение:
Изображения
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
2 Жизненный путь и книгоиздательская деятельность Франциска Скорины
3 Социально-филосовские воззрения Ф.Скорины
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Пытаясь дать оценку своей деятельности, Скорина характеризовал ее как служение "людям посполитым русского языка". В его время в данное понятие входили три народа - русский, украинский и белорусский, поэтому Скорина является деятелем не только белорусской, но и всей восточнославянской духовной культуры. Сфера его деятельности очень обширна. Основоположник восточнославянского книгопечатания и печатного дела в Беларуси, Литве. Франциск Скорина осуществил перевод Библии на язык, приближенный к белорусскому и понятный простому нороду. Также он является автором комментариев (прадмоу и пасляслоуяу) к Библии. Основоположник популярных в 16-17 в жанров беларусcкой литературы: предисловие", послесловие", акафиста. Скорина хорошо знал предисловническую традицию в западноевропейской литературе, ввел этот жанр в широкое обращение, предал ему философско-просветительное, морально-эстетическое, научно-дедуктивное содержание.
В творчестве Ф. Скорины наряду с теологической представлена реалистическая, просветительная тенденция. Франциск Скорина был выдающимся восточнославянским мыслителем-гуманистом эпохи Возрождения. Взгляды Скорины свидетельствуют о нем как о просветителе, патриоте, гуманисте. Скорина - основоположник понимания патриотизма: как любви и уважения к своему отечеству. Те общечеловеческие ценности и идеалы, которые проповедовал великий гуманист, сохраняют свою актуальность для человечества и по сей день. Постижения скориновского наследия равнозначно выявленного духовного потенциала народа. Разносторонняя прогрессивная деятельность Франциска Скорины, вобрала в себя лучшие общечеловеческие и культурные словенские достижения, сложила целую эпоху в становлении белорусской и всех восточнославянских культур Она сыграла значительную роль в укреплении связей между Востоком и Западом, братскими славянскими и другими народами Европы, оказала значительное влияние формирование национального сознания славянских народов.
1 Историография и источники
Изучение культурно-просветительской деятельности и творческого наследия Франциск Скорины ведется на протяжении двух столетий. О Франциске Скорине существует обширная литература, созданная несколькими поколениями дореволюционных, советских, отечественных и зарубежных ученых. Особенно большой вклад в скориноведение внесли советские исследователи.
Известна работа П.В. Владимирова «Доктор Франциск Скорина. Его переводы, печатные издания и язык» которая вышла в 1888 году. Ее можно назвать вершиной дореволюционного скориноведения. Автор впервые рассмотрел деятельность Скорины на фоне духовной жизни . Он освятил жизненный путь Франциска Скорины подчеркнул его происхождение ,любовь к родине. По мнению Владимирова Скорина был не только печатником , он также занимался переводами ,писал предисловия к изданиям. Также изучил личную жизнь Франциска Скорины. Подробно описал печатные особенности изданий Франциска Скорины представил их в качестве лучших образцов книгопечатания того времени. Также в этой работе исследователь характеризовал язык скориновских переводов. Монография стала основной для всех последующих научных и литературных работ посвященных Скорине
Первые серьезные попытки комплексно исследовать эпоху Скорины принадлежат ученым 20-х годов. К 400-летию со времени выхода в свет в Вильно первой печатной книги был подготовлен и в 1926 году издан в Минске юбилейный скориновский сборник "Чатырохсотлецце беларускага друку 1525-1925". Ряд его статей посвящен исследованию наследия Скорины, а так же характеристике тех стран и городов времен Возрождения, где довелось жить и работать белорусскому просветителю. Высокий научный уровень, богатство использованного фактического материала, новизна подходов и ценность выводов, удачное сочетание конкретного факта и теоретического обобщения сделали его этапным в скориноведении . Под сборником работали такие белорусские историки как В. Перцев, М. Любавский, В. Пичета
Также большой интерес предоставляет такой исследователь как В.И.
2 Жизненный путь и книгоиздательская деятельность Франциска Скорины
Франциск Скорина (1490 -1551,) белорусский и восточно-славянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель, общественный деятель, ученый-медик. Точная даты рождения и смерти Ф. Скорины точно не выяснены. Ряд историков считают, что Франциск появился на свет в середине 80-х гг. ХV в., признанный год рождения – 1490 год (Полоцк), смерти – 1551-й (Прага). О его матери ничего не известно. Отец (Лука Скорина) упоминается в русских посольских обвинениях как соучастник нападения на обоз лучанина Доротия Иванова в 1492 году. Некоторые причисляют Луку Скорину к богатому купечеству, что маловероятно [33, с. 17].
Г.П. Лебедева замечает, что бакалавром выпускник Ягеллоннской академии (университета), кстати, как и выпускник Пражской, мог стать не менее, чем в 22 – 24 года. В этой связи им приведена более ранняя дата рождения Скорины – около 1482 – 1484 года – из которой вытекает, что в Краковскую академию он поступил не восемнадцатилетним юношей и тем более не четырнадцатилетним подростком, а вполне молодым человеком 20-22ух лет. Однако это мнение почему-то не нашло понимания [17, с. 4]. Любопытна точка зрения и Г.Я. Голенченко, который твёрдо придерживается даты рождения Франциска около 1490 года или чуть ранее на основании того, что в акте Падуанского университета 1512 года Скорина назван “молодым человеком”, а в документах 20-30-х годов XVI века его называли зрелым мужчиной [5].
Однако упомянутые взаимоисключающие версии даты рождения учёного содержат и рациональные аргументы: авторский знак во всех вариантах отражает сюжет частичного солнечного затмения, возведение в степень бакалавра в ряде европейских академий осуществлялось для соискателей не моложе 22 – 24-х лет, а также, пусть и косвенное, но достоверное приведение возраста Просветителя в ряде при жизненных документов как следствие, напрашивается вывод о практической нереальности определить наиболее вероятный год рождения Скорины
3 Социально-филосовские воззрения Ф.Скорины
Франциск Скорина – выдающийся восточнославянский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Он явился основоположником гуманистического направления в отечественной философской и общественно-политической мысли.
Франциск Скорина был сторонником и представителем реалистической и просветительской тенденции в духовной жизни, науке и искусстве Возрождения, которая пыталась соединить чувства и разум в одно целое - мудрость. Живя долгое время на чужбине, Скорина впитал в себя передовые достижения западноевропейской мысли, сохраняя при этом свои патриотические чувства; и укрепил связь с духовными ценностями народа. Как ученый-гуманист он высоко ставил творческие силы самой природы, а патриотические чувства относил к естественным и универсальным врожденным свойствам всего живого.
Также Франциск Скорина стоял у истоков отечественной ренессансно-гуманистической социально-политической мысли. Он попытался определить некоторые идеальные политико-правовые формы, заимствованные преимущественно из истории Древнего мира. Библии. Политический идеал Скорины - просвещенная, гуманная и сильная монархическая власть. Социальные отношения Скорина оценивал также христианскими гуманистическими принципами человеколюбия и справедливости. Человеческое общество базируется на мире и согласии. Скорина убеждал людей относится "спомогающе друг друга со всякою любовию" . Он осознавал отличие между реальной социальной действительностью своей эпохи и идеалом. Мыслитель ориентировался на "людей простых, посполитых" [2, с. 48].
В основе политических и социальных взглядов Скорины лежит этическое начало. В его понимании, всякая социально-политическая деятельность должна базироваться на нравственно прекрасных принципах: человеколюбии, справедливости, мудрости, мужестве и т. д. Руководящий принцип социально-политической концепции мыслителя - служение общественному благу, подчинение индивидуальных интересов интересам общества.
Заключение
Франциск Скорина – выдающийся восточнославянский мыслитель-гуманист. Он освоил древнерусскую философско-этическую традицию, для которой характерен взгляд на природу и общество через идеал нравственно прекрасного, и предпринял попытку синтеза с западноевропейской философской культурой и общественной мыслью. Он явился основоположником ренессансно-гуманистического направления в отечественной философской и общественно-политической мысли, национальной традиции в истории белорусской культуры.
Скорина как мыслитель-гуманист эпохи Возрождения обращается к проблемам человека и общества и пытается дать их решение, отличающееся от христианского. В мировоззрении белорусского гуманиста доминирует этический момент. Главным для Ф. Скорины становится вопрос: как жить человеку, какие нравственно-этические ценности и идеалы ему следует исповедовать, чтобы его частная и общественная жизнь не вступала в противоречие с его совестью? Своим творчеством Скорина отразил довольно зрелый уровень развития отечественной культуры начала XVI века.
Скорина - ученый и просветитель - был не только сыном своего времени, но, прежде всего, сыном родного края. Ренессансные новшества он принимал осторожно, держа курс на просвещение. Он был рассудительным и сдержанным, памятуя, что его дело и замыслы осуществляются в русле патриархально-христианской традиции, которая прочно господствовала на родине. Мировоззрение Скорины несло в себе свойственную гуманистам идею морального совершенствования общества и человека. Он первый в истории общественной белорусской мысли принял на себя тяжесть соединить сознание своих земляков с общечеловеческой сокровищницей нравственных ценностей, в которую входили библейско-христианские легенды и античные мифы, философские учения, кодексы законов и обычаи. Ф. Скорина был сторонником и представителем реалистической и просветительской тенденции в духовной жизни, науке и искусстве Возрождения, которая пыталась соединить чувства и разум в одно целое - мудрость.
1 Алексютович Н.О. Скорина его деятельность и мировоззрение / Н.О. Алексютович. – Мн.,1958. – 167 с.
2 Аниченко В.В. Франциск (Георгий )Скорина / В.В. Аниченко // Русская речь. – 1970. – № 3. – С. 41 – 49
3 Владимиров П.В. Доктор Франциск Скорина. Его переводы, печатные издания и язык / П.В. Владимиров. – СПб: Типография Императорской Академии наук, 1988. – 414 с.
4 Галенчанка Г.Я. Праблемныя дакументы скарыніяны ў кантэксце рэальнай крытыкі / Г.Я. Галенчанка // 480 год беларускага кнігадрукавання: Матэрыялы трэціх Скарынаўскіх чытанняў. – Мн.: Беларускаяна вука, 1998. – 357 с.
5 Галенчанка Г.Я. Фрацыск Скарына – беларускi i усходнеславянскi першадрукар / Г.Я. Галенчанка. – Мн.: Навука i тэхнiка,1993. – 280 с.
6 Галко В.И. Летописный стиль в «Предисловиях » Ф.Скорины. Скарына i наш час / В.И. Галко // Матэрыялы з Мiжнароднай навуковай канференцii, прысвечанай 80-годдзю з дня нараджэння прафесара У.В. Анiченкi ( 7 кастрычника 2004г.). – Гомель, 2004. – С. 18 – 22
7 Карский Е.Ф. Славянская кирилловская полиография / Е.Ф. Карский. – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1928. – 526 с.
8 Кадол Ф.У. Ф. Скарына аб выхаваннi гонару i годнасцi асобы i яго сучасны кантэкст. Скарына i наш час / Ф.У. Кадол // Матэрыялы 3 Мiжнароднай навуковай канференцii, прысвечанай 80-годдзю з дня нараджэння прафес/ара У.В.Анiченкi (7 кастрычника 2004г.). – Гомель, 2004. – С. 26 – 34
9 Каўка А.К. Што чытаў Скарына? / А.К. Каўка // Сб. ст.: история книги, книжного дела и библиографии в Белоруссии. – Мн.: Изд.-во им. Я.Коласа АН СССР, 1986. – 189 с.
10 Калмыков В.Н. Развитие идей Ф. Скорины в современной философии. Скарына i наш час / В.Н. Калмыков // Матэрыялы 3 Мiжнароднай навуковай канференцii, прысвечанай 80-годдзю з дня нараджэння прафесара У.В. Анiченкi ( 7 кастрычника 2004г.). – Гомель,2004.- С. 30-34
11 Калмыков В.Н. Тураўскiя Чытаннi: Матэрыялы Рэспублiканскай навукова-практычнай канферэнцii / Рэд. В.У. Коваль. – Гомель: УА «Гомельскi дзяржауны унiверсiтэт имя Ф.Скарыны», 2005. – 178 с.
12 Колесник В.А. Идеал Скорины. Літаратурныя крыніцы скарынаўскіх прадмоў / В.А. Колесник // Спадчына Скарыны: Зборнік матэрыялаў першы хскарынаўскіх чытанняў (1986). – Мн.: Навука і тэхніка, 1989. – 362 с.
13 Конан У. Матывы рэнесанснага эстэтызму у творчастi Францiска Скорiны. Скарына i наш час / У. Конан // Матэрыялы з Мiжнароднай навуковай канференцii, прысвечанай 80-годдзю з дня нараджэння прафесара У.В. Анiченкi (7 кастрычніка 2004 г.). – Гомель: УА «ГДУ iмя Ф. Скарыны. –Гомель, 2004. – С. 36 – 43
14 Кочетков В.И. Ценностные установки Франциска Скорины. Скарына i наш час / В.И. Кочетков // Матэрыялы з Мiжнароднай навуковай канференцii, прысвечанай 80-годдзю з дня нараджэння прафесара У.В. Анiченкi ( 7 кастрычника 2004г.). – Гомель, 2004. – С. 45 – 52
15 Лабынцев Ю.В. Скорининский календарь / Ю.В. Лабынцев. – Мн.,1990. – 185 с.
16 Лабынцаў Ю.В. Пачатае Скарынам: Беларуская друкаваная літаратура эпохі Рэнесансу / Ю.В. Лабынцаў. – Мн., 1990. – 210 с.
17 Лебедзеў Г.Я. Пуцявiны вялiкага палачанiна. Новыя адшуканнi з бiяграфii Францыска Скарыны / Г.Я. Лебедзеў // Вiцебскi рабочы. – 1990. – №175. – 3 – 6
18 Лойко О.А. Индивидуальность Скорины. Літаратурныя крыніцы скарынаўскіх прадмоў / О.А. Лойко // Спадчына Скарыны: Зборнік матэрыялаў першы хскарынаўскіх чытанняў (1986). – Мн.: Навука і тэхніка, 1989. – 345 с.
19 Лукьяненко В.И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI – XVII вв. / В.И. Лукьяненко. – Л., 1973. – 316 с.
20 Мыльников А.С. Чешская книга. Очерки истории / А.С. Мыльников. – М., 1971. – 332 с.
21 Науменко И.Я. Скориновские чтения. Літаратурныя крыніцы скарынаўскіх прадмоў / И.Я. Науменко // Спадчына Скарыны: Зборнік матэрыялаў першы хскарынаўскіх чытанняў (1986). – Мн.: Навука і тэхніка, 1989. – С. 104 – 111
22 Немировский Е.Л. По следам Франциска Скорины / Е.Л. Немировский. – Мн.,1990. – 376 с.
23 Немировский Е.Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусского просветителя / Е.Л. Немировский. – Мн.: Наука и техника, 1990. – 236 с.
24 Перцаў У.М. Грамадская дзейнасць i светапогляд Георгія Скарыны / У.М. Перцаў // Весці АНБССР. – 1948. – №6. – С. 12 – 18
25 Пичета В.И. Скориниана / В.И. Пичета // Белоруссия и Литва XV-XVI вв. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. – С. 731 – 788
26 Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы / С.А. Подокшин. – Мн., 1970. – 175 с.
27 Подокшин С.А. Франциск Скорина и философская мысль восточнославянских народов. Идейные связи прогрессивных мыслителей братских народов (XVII-XVIII вв.) / С.А. Подокшин. – Мн., 1977. – 213 с.
28 Подокшин С.А. Франциск Скорина / С.А. Подокшин. – М.: Мысль, 1981. – 212 с.
29 Прашковiч М.I. Францiшак Скарына – беларускi першадрукар / М.І. Прашковіч; пад рэд. З.Ю. Капысскага. – Мн.: Народная асвета, 1970.-96 с.
30 Трофимов А.И. Фрациск Скорина, бернардины, латынь / А.И. Трофимов // Вестник культуры. – 2006. – №3(34). – С. 4 – 7
31 Уляхин М. Полная биография Георгия (Доктора медицинских и свободных наук Франциска) Скорины / М. Уляхин. – Полоцк: Наследие Ф. Скорины, 1994. – 314 с.
32 Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн., 1990. – С. 584 – 603
33 Франциск Скорина: сборник документов и материалов / Под. ред. А.К. Ковкель. – Мн.: Наука и техника,1988. – 349 с.
34 Чатырохсотлецце беларускага друку. 1525–1925 / Рэд. В.У. Коваль. – Мiнск: Iнстытут беларускай культуры, 1926. – 360 с.
35 Шматов В.Ф. Искусство книги Франциска Скорины / В.Ф. Шматов. – М., 1990. – 167 с.
36 Шчакацiхiн М.А. Гравюры i кнiжныя аздобы ў выданнях Францiшка Скарыны / М.А. Шчакаціхін // 400-лецце беларускага друку. – Мн., 1926. – С. 180 – 227
37 Юстиция Беларуси. Франциск Скорина / Под ред Л.А. Голубева. – 2003. – №6. – С. 11 – 12
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 70 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеется следующие приложение:
Изображения
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты