Взаимодействие сельской и школьной библиотеки в содействии общеобразовательному процессу школы
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Взаимодействие сельской и школьной библиотеки в содействии общеобразовательному процессу школы»
по дисциплине: «Библиотековедение и библиография»
2017
251.00 BYN
Взаимодействие сельской и школьной библиотеки в содействии общеобразовательному процессу школы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Библиотековедение и библиография
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
Анкета
Сведения о материально-технической базе библиотек
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сельских и школьных библиотек
1.1 Анализ литературы по теме
1.2 Функции и задачи сельских и школьных библиотек
Глава 2. Библиотечная система на примере Несвижского района
2.1 Система общего образования Несвижского района
2.2 Исследование по изучению удовлетворения информационных потребностей школьников сельской и школьной библиотеками
2.3 Рекомендации по улучшению качества работы сельской и школьной библиотеки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социально–культурной инфраструктуры села. Выполняя функции социальной коммуникации, библиотека является зачастую единственным источником информации и знаний для разнообразных групп сельского населения: представителей администрации, местной интеллигенции, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных, людей с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных слоев населения. Эксперимент по объединению сельских публичных и школьных библиотек проводится с учетом демографической ситуации, сокращения количества учреждений образования, учреждений социально-культурного и образовательного назначения в сельских населенных пунктах. Новый опыт может рассматриваться как один из возможных вариантов оптимизации инфраструктуры села при условии качественных изменений, в том числе в информационном обеспечении всех групп населения.
Объектом исследования являются сельские и школьные библиотеки.
Предмет исследования – содействие сельской и школьной библиотеки образовательному процессу.
Цель дипломной работы – проанализировать процесс взаимодействия сельской и школьной библиотеки и образовательного процесса.
В ходе написания данной дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать литературу по теме исследования;
- провести сравнительный анализ функций сельских и школьных библиотек;
- изучить удовлетворенности информационных потребностей школьников в сельской и школьной библиотеках;
Глава 1. Теоретические аспекты сельских и школьных библиотек
1.1 Анализ литературы по теме
Типо-видовая классификация библиотек определяет состав фондов, контингент потребителей информации, совокупность форм и методов работы, а также место в системе библиотечных учреждений страны. В настоящее время нет единой позиции в определении основных типов и видов библиотек. В контексте Закона о библиотечном деле.
Как отмечал Р.С. Мотульский, в соответствии с целями создания и функционирования библиотек, а также характером информационного субстрата, их породившего, функции библиотек могут быть самые разные: научные, производственные, пропагандистские, образовательные, социализирующие, досуговые и др. [46]. По назначению выделены публичные, специальные и специализированные библиотеки. К подтипу специальных библиотек отнесены учебные, разновидностью которых являются и школьные библиотеки.
Согласно основным типообразуюшим признакам специальных и учебных библиотек, школьная библиотека удовлетворяет информационные потребности, связанные с профессиональной деятельностью (учебной), обслуживает преимущественно «своих пользователей» (учителей, учащихся и воспитателей) и выполняет учебно-вспомогательную функцию, то есть обеспечивает процесс преподавания, обучения и воспитания. Школьную библиотеку можно отнести и к специализированным библиотекам, так как она предназначена для обслуживания отдельной категории читателей – детей и юношества.
Различные аспекты деятельности школьных библиотек отражены во многих публикациях. Роль школьных библиотек в условиях обновления содержания образования рассматривается И.Н. Дроздовой, Т.А. Квасовой, С.В. Олефир, Я.Л. Шрайбергом.
Глава 2. Библиотечная система на примере Несвижского района
2.1 Система общего образования Несвижского района
По состоянию на 01.09.2016 систему образования Несвижского района представляет 39 учреждений образования: 14 учреждений дошкольного образования; 19 учреждений общего среднего образования (из них 1 гимназия, 10 учебно-педагогических комплексов детский сад – средняя школа); 1 вспомогательная школа-интернат; 1 учреждение дополнительного образования детей и молодёжи; 1 социально-педагогический центр; 1 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; 1 детский дом семейного типа; оздоровительный лагерь. Что касается Несвижского района, то согласно статистике в районе функционирует 22 школы, в которой расположено 21 библиотека. Необходимо отметить, что все школы района обеспечены электронными ресурсами, имеют доступ к Интернет-сети. Из данных 21 библиотеки,
В системе образования Несвижского района заняты 928 педагогических работников. Процент педагогов с высшим образованием в учреждениях общего среднего образования составляет 92,4 %; в учреждениях дошкольного образования 53,47 %. Количество педагогов с высшей и первой квалификационными категориями составляет 84,2 %.
В 2016 году в учреждения образования района прибыло 64 молодых специалиста, показатель закрепления молодых специалистов в районе 84,1 %.
В системе образования трудятся 10 специалистов, награжденных нагрудным знаком «Отличник образования Республики Беларусь», в 2015 году директор Сновской средней школы Радоман Г.В. награждена медалью «За трудовые заслуги», учитель истории и обществоведения средней школы № 1 г.Несвижа - Хилько В.С медалью Франциска Скорины. Учреждения дошкольного образования посещают 1636 детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. В настоящее время в библиотеках на селе происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных громад, расширением их функций. Библиотека, максимально приближенная к населению, становится центром общественной и культурной жизни, способствует социальному и культурному возрождению села, продвижению книги и распространению чтения.
2. На новом этапе развития информационного общества, называемом обществом знаний, значение школьной библиотеки очень велико и постоянно возрастает. Это связано с повышением роли школьных библиотекарей как специалистов по работе с информацией, с одной стороны, и консультантов и педагогов, обучающих работе с информацией, – с другой.
3. Белорусские сельские и школьные библиотеки являются одними из главных хранителей традиций своего народа, но вместе с тем перспективы успешного развития на современном этапе обусловлены выбором пути преобразований, новаций, адаптации к изменениям внешнего мира. Сельские и школьные библиотеки объединяет то, что они работают с детьми. Разница в том, что сельские библиотеки, наряду со школьниками, активно работают с взрослыми читателями, а основной контингент школьных библиотек – учащиеся.
4. Интеграция публичных и школьных библиотек является сомнительной гарантий качественного библиотечного обслуживания как детского, так и взрослого населения в сельской местности. К интеграции школьных и публичных сельских библиотек необходимо подходить дифференцированно, с учетом ситуации в каждом конкретном населенном пункте.
5. Современная библиотека вынуждена искать новые пути актуализации: активизация социально-культурной деятельности.
1. Антоненко, С. А. Модернизация сельских библиотек: науч.–практ. пособие / С. А. Антоненко. – М. : Литера, 2014. – 157 с.
2. Автоматизированная библиотека: достижения, новации, перспективы : [сборник / сост., авт. вступ. ст., предисл. к разд., коммент. к текстам Т.В. Майстрович ; под общ. ред. С. Самсонова]. – М. : Изд–во "Журнал "Библиотека", 2013. – 479 с.
3. Авдонина, Н.А. Методическое обеспечение справочно–библиографического обслуживания / Н.А. Авдонина, Н.С. Масловская // Библиография. – 2012. – № 1. – С. 65–67.
4. Алешин, Л.И. Библиотековедение. История библиотек и их современное состояние: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. – 238 с.
5. Багрова, И.Ю. Стратегический менеджмент: опыт национальных библиотек Европы Текст.: междунар. семинар в РГБ / И.Ю. Багрова // Библиотековедение. – 2003 . – № 5. – С. 84-89.
6. Баранчук, Ю. Н. Основания и перспективы создания системы государственного учета книжных памятников / Ю. Н. Баранчук // Библиотековедение. – 2008. – N 5. – С. 54-61. – Библиогр. в конце ст.
7. Басамыгина, И.Н. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: Научно-практическое пособие / И.Н. Басамыгина, А.А. Апанасенко. – М.: Литера, 2009. – 128 с.
8. Бочкова, В.Н. Сельская библиотека – центр культурной и общественной жизни агрогородка / В.Н. Бочкова, Г.В. Бондикова // Весн. б–к. – 2007. – № 1. – С. 19–22.
9. Вершинин, А. Н. 3 D-технологии в сохранении культурного наследия / А. Н. Вершинин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – N 4. – С. 23
10. Голубев, А. М. Взаимодействие библиотек Республики Беларусь в области корпоративной каталогизации / А. М. Голубев // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – № 1. – С. 107–111.
11. Гендина, Н.И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний / Н.И. Гендина // Школьная б-ка. – 2007.-№6/7.-С. 22-36.
12. Гнездилова, Ю. Будущее библиотек. Британский опыт // Читаем вместе. – 2013. – №12. – С. 7.
13. Головко, Светлана Ивановна. Библиотека и культурно-историческое наследие / С. И. Головко. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2009. - 135 с. - (Серия "Библиотекарь и время. XXI век"; № 112). - Библиогр. в примеч. в конце гл.
14. Горшков, Ю.А. Библиотека в стратегии современного экономического роста книгоиздания / Ю.А. Горшков. – М.: Пашков дом, 2007. – 327 с.
15. Демешко, Л.А. Публичные библиотеки Республики Беларусь на современном этапе / Л.А. Демешко, Л.Г. Кирюхина // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2008.-№ 10.-С. 110–117.
16. Демешко, Л. А. Публичные библиотеки Республики Беларусь на современном этапе / Л. А. Демешко // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. - 2008. - № 10. - С. 110-117.
17. Демиденко, А.А. Роль библиотек агрогородков в процессе удовлетворения информационных потребностей населения: по трезультатам социологического исследования / А.А. Демиденко // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций : материалы Междунар. науч.–практ. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. / НАН Беларуси, Центр. науч. б–ка ; [редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2007. – С. 87–91.
18. Драчан, О.В. Сельская библиотека – информационный центр агрогородка / О.В. Драчан // Бібл. весн. – 2007. – Вып. 2. – С. 40–46.
19. Зайцева, Л.Н. Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход. Интервью с доктором К. Кунтц. Семинар-тренинг в Российской государственной библиотеке / Л.Н. Зайцева, А.В. Калинкина // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 78-82.
20. Зарубежный опыт, события, факты / Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libfl.ru/about/dept/librarianship/news.php. Дата доступа: 10.02.2016
21. Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек / Т. В. Захарчук Санкт–Петербург : Профессия , 2011 – 126 с.
22. Збаровская, Н.В. Проектная деятельность библиотек / Н.В. Збаровская // Библиотека. - 2005. - № 4. - С. 79-82.
23. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде/ Е.М. Зуева// Библиотечное дело. XXI век. - 2003. - №2 (6). - С. 79-115.
24. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А. Ильяева, В.Н. Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – 184 с.
25. Инициативная деятельность и платные услуги в библиотеке : метод.рекомендации / сост. К. Б. Фатхеева. – Казань: Милли китап, 2004. – 78 c.
26. Кабачек О.Л. Изучение читательского развития младших подростков [Текст] / О.Л. Кабачек //Сов. Библиотековедение.- 1990.- №3.- С.29-36.
27. Кабачек, О.Л. Подросток как читатель: взгляд психолога [Текст] / О.Л. Кабачек // Мы – ровесники: метод. Рекомендации / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР; Сост. О. Андреева.- М.,1991.- 30 с.
28. Кадынцена, З.И. Сельский библиотекарь и подросток: проблемы общения / З.И. Кадынцева, Н.Ф. Воропаева // Сов. Библиотековедение.- 1987.- № 2. - С.29-32.
29. Капустина, С. Функции сельской библиотеки в выполнении Государственной программы возрождения и развития села / С. Капустина // Бібл. свет. – 2006. – № 2. – С. 15–16.
30. Карпова, И. А. Борисовская центральная районная библиотека им. И. Х. Колодеева – мемориальный центр / И. А. Карпова // Бібліятэчнае краязнаўства : прастора вялікіх магчымасцей і перспектыў : зб. навук. арт. / Нац. б–ка Беларусі ; склад. Т. В. Кузьмініч ; рэдкал.: Т. В. Кузьмініч (навук. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2013. – С. 58–67.
31. Карташев, Н.С. Планировать развитие поможет мониторинг / Н.С. Карташев // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 39–41.
32. Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек / Е.Ю. Качанова. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с.
33. Кирюхина, Л.Г. Национальная библиотека Беларуси - национальный центр книговедения. Перспективы и направления развития / Л.Г.Кирюхина // Книжная культура в трудах ученых стран СНГ: сборник статей: по материалам международных научных конференций / под редакцией В.И.Васильева. - Москва: Наука, 2006. - С. 88-91.
34. Кирьянова, А.П. Возможности применения технологий Интернет-маркетинга в научной библиотеке / А.П. Кирьянова, Н.С. Редькина // Библиосфера. – 2013. – № 2. – С. 22–29.
35. Киселева, Л.Б. Библиотечное проек¬тирование : примеры программ / Л.Б. Киселева // Библиотечная орбита. Вып. 10. - Хабаровск : ДВГНБ, 2004. - С. 4-24.
36. Кремезная, С. А. Формирование сводного электронного каталога в рамках системы корпоративной каталогизации / С. А. Кремезная // Информационное обеспечение стратегии инновационного развития науки и производства. – Минск, 2010. – С. 137–142.
37. Квартюк, В. Работа библиотекарей в агрогородке: какой ей быть? / В. Квартюк // Род. ніва. – 2006. – 22 лістап. – С. 4.
38. Копыток, Е. С. Блог "Сельская библиотека" как эффективный проект продвижения сельских библиотек в интернет–пространстве / Е. С. Копыток // Библиотека как феномен культуры : материалы Междунар. конгр., Минск, 23–24 окт. 2013 г. / Нац. б–ка Беларуси ; сост. А. А. Суша ; науч. ред. Р. С. Мотульский. – Минск, 2013. – С. 41–46.
39. Коровина, И. «Число счастливых воз¬росло» : национальная программа поддержки и развития чтения : [о проекте «Время читать»] / И. Коровина // Библиополе. - 2008. - № 3. - С. 66-67.
40. Кузоро, К.А. Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности: опыт исследования в отечественном библиотековедении / К.А. Кузоро // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2011. – № 2. – С. 70-79.
41. Кузьмина, А.С. "Кто ты, наш читатель?" : исслед. читат. интересов пользователей публич. б–к Брест. обл. / А.С. Кузьмина // Бібліяпанарама. – 2007. – Вып. 12. – С. 25–32.
42. Липень, С.В. Библиотека в информационной инфраструктуре агрогородка: по результатам социологического исследования / С.В. Липень // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций : материалы Междунар. науч.–практ. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. / НАН Беларуси, Центр. науч. б–ка ; [редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2007. – С. 92–95.
43. Масловская, А.Ю. Роль библиотек в решении проблемы возрождения и развития села: по результатам социологического исследования / А.Ю. Масловская // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций: материалы Междунар. науч.–практ. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. / НАН Беларуси, Центр. науч. б–ка ; [редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2007. – С. 95–102.
44. Матлина, С.Г. Модельная значит об¬разцовая : проект «Модельные сельские библио¬теки» / С.Г. Матлина // Библиотечное дело. -2008. - № 18. - С. 19-20.
45. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села. – М.: Литера, 2009. – 142 с.
46. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт / Р. С. Мотульский; Белорус. гос. ун-т культуры. — Минск, 2002. — 374 с.
47. Никонорова, Е.В. Читатель и библиотека в современном обществе / Е.В. Никонорова // Библиотековедение. – 2009. – № 5. – С. 15–22.
48. Осипова И. Библиотека и образование (к постановке проблемы) // Библиотековедение. - 1999. - №1. - С. 24.
49. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности : учеб.пособие / Г.Б. Паршукова. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2005. – 151 с.
50. Петушко, Н.Е. Библиотечный маркетинг: учеб.-метод. пособие / Н.Е. Петушко. – Минск.: Бел.гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 116 с.
51. Пашковская, Т.Г. Библиотека как центр общения и социализации детей и юношества / Т.Г. Пашковская // Весн. б–к. – 2012. – № 1. – С. 1–5
52. Пшибытко, В.В. Библиотека в интернет-среде: что и как считать? / Виктор Пшибытко // Бібліятэчны свет. – 2014. – № 2. – С. 8–11.
53. Пшибытко, М.Г. Библиотеки Беларуси и России: на пути к единому информационному пространству / М.Г. Пшибытко // Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы: материалы постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства : (заседание тридцать шестое, г. Белгород, 18–19 марта 2014 г.) / [под редакцией С.Г. Стрельченко]. – Москва, 2014. – С. 160–163
54. Пшибытко, М. Эксперимент по объединению публичных и школьных библиотек Беларуси: первые результаты / М.Г. Пшибытко // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. – 2013. – № 1.– С. 62–64.
55. Пшыбытка, М.Г. Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры / Пшыбытка Марына Георгіеўна // Бібліятэчны свет : навукова-папулярны, даведачны, нарматыўны вытворча-практычны часопіс / заснавальнікі: Дзяржаўная ўстанова "Нацыянальная бібліятэка Беларусі", Грамадскае аб'яднанне "Беларуская бібліятэчная асацыяцыя". -2014.-№ 5.-С.11–14.
56. Рынкевіч, В.А. Арганізацыя бібліятэчнага абслугоўвання насельніцтва / В.А. Рынкевіч // Публічныя бібліятэкі на пачатку XXI ст. [Электронны рэсурс]: [зборнік артыкулаў] / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; складальнік В. А. Рынкевіч ; рэдактары: М. Г. Алейнік, А. Я. Іванова. – Мінск : НББ, 2008. 1 электронны аптычны дыск (CD-ROM).
57. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для высших учебных заведений культуры и искусств / И.М. Суслова, В.К. Клюев. – СПб.: Профессия, 2010. – 600 с.
58. Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой: учебное пособие. / И.М. Суслова, Т.Е. Дубенок. – СПб.: Профессия, 2008. – 192 с.
59. Тренина, Г.Н. ЦБС как муниципальное автономное учреждение / Г.Н. Тренина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – №12. – С. 19–25
60. Указы. О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь [Текст]: Указ Президента Республики Беларусь [принят 6 апреля 1999 г. № 195] // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. -Мн., 1999.-№ 10.-С. 249.
61. Управление библиотекой : теория и практические решения / сост. Н. И. Шпади. – Челябинск: Челяб. обл. унив. науч. б-ка, 2005. – 54 с.
62. Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / А.С. Аверьянов, А.Н. Ванеев, В.Г. Горев [и др.] – СПб.: Профессия, 2002. – 559 с.
63. Чтение и библиотека в формировании личности человека [Текст] / Л. А. Демешко // Адукацыя і выхаванне : штомесячны навукова-тэарэтычны i iнфармацыйна-метадычны часопiс . - 2009. - №9. - С. 49-53.
64. Чуприкова, Н. Система менеджмента качества. Практика работы / Н. Чуприкова // Библиотечное дело. – 2013. – № 6. – С. 21-23.
65. Ширко, К. Интернет-проект «Томское краеведение» / К. Ширко // Библиотечное дело. - 2008. - № 2. - С. 29
66. Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 303 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
Анкета
Сведения о материально-технической базе библиотек
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты