Роль игры в становлении лидерских качеств дошкольников
Академия последипломного образования
Диплом
на тему: «Роль игры в становлении лидерских качеств дошкольников»
по дисциплине: «Практическая психология»
2017
301.00 BYN
Роль игры в становлении лидерских качеств дошкольников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные баллы по методикам
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Игры, направленные на развитие лидерских качеств дошкольников
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы феномена игры и лидерских качеств дошкольника
1.1. Понятие и сущность игровой деятельности
1.2. Динамика игровой деятельности на разных возрастных этапах развития дошкольника
1.3. Игра как средство формирования лидерских качеств дошкольников
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи лидерских качеств дошкольника с игровой деятельностью
2.1. Методика и организации исследования
2.2. Интерпретация данных эмпирического исследования:
2.2.1. Изучение взаимосвязи лидерских качеств дошкольника с его статусом в группе
2.2.2. Анализ взаимосвязи лидерских качеств с игровой деятельностью
Заключение
Список информационных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст представляет собой период активного развития ребенка. Он является наиболее сензитивным периодом для формирования и развития позитивно-ориентированных лидерских качеств ребенка. Время, которое ребенок проводит в детском саду, является наиболее важным для формирования и изменения положительно влияющих лидерских качеств ребенка. Актуальной сферой для формирования лидерских качеств дошкольников являются игры.
Важность изучения лидерства во многом обусловливается силой его влияния на развитие личности. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в группу и исполнение лидерских функций. Лидерство, по мнению педагогов Б.З. Вульфова, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгина, создает также социально-психологические условия, способствующие успешной социализации личности ребенка.
Особую роль игры в развитии личности ребенка подчеркивали многие отечественные психологи (Л.С. Выготский [9], А.Н. Леонтьев [25], А.В. Запорожец [25], А.Н. Эльконин [35]).
Лидерские качества ребенка старшего дошкольного возраста формируются в процессе игровой деятельности. Игры заставляют дошкольника размышлять, а также позволяют воплощать свои идеи в жизнь. В игровой деятельности у ребенка развивается самоутверждение, настойчивость, стремление к успеху. Игра влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Анализ литературы показал, что исследований, направленных на выявление роли игры в становлении лидерских качеств дошкольников недостаточно: исследованиями в этой области занимались лишь некоторые учёные, такие как И.П. Волков [7], О.В. Гударева и Е.О. Смирнова [31], И.Л. Кириллов [20], М.В. Савченко [29].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ИГРЫ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Понятие и сущность игровой деятельности
В отечественной психологии игровую деятельность изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др. В зарубежной психологии теории игр представлены в работах К. Бюлера, К. Гросс, Д.Г. Мида, Дж. Селли, Г. Спенсер, В. Штерн.
Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы определяют данное понятие.
Л.С. Выготский [9, с. 153] охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений.
А.Н. Леонтьев [25, с. 90] считает, что игра – свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов. Игра – это вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Согласно Д.Г. Миду [26, с. 142], игра – это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.
Таким образом, понятие «игра» имеет множество определений, но везде подчеркивается, что игра является одной из ведущих форм развития психических функций ребенка и способом познания мира.
Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, выяснить её природу. Необходимо отметить, что по данному вопросу в отечественной и зарубежной психологии имеются различные точки зрения.
Игра – инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребёнка, вытесняемые жестким давлением общества, антагонистически
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА С ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1. Методика и организации исследования
С целью изучения роли игры в становлении лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, выявление исходного уровня развития лидерских качеств у дошкольников;
2) подбор игр и проведение занятий с дошкольниками по формированию лидерских качеств;
3) проведение повторного исследования уровня развития лидерских качеств у дошкольников с целью оценки эффективности формирующего эксперимента.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 42 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 50 дошкольников, среди них 25 мальчиков и 25 девочек. Возраст детей – 4-6 лет.
Методы исследования: анализ психологической литературы, наблюдение, тестирование, количественно-качественный анализ, математико-статистическая обработка данных.
В ходе исследования использовались следующие методики: опросник «Лидерские характеристики» (Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн), диагностическая игра «Карабас», социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской.
Приведем краткое описание методик исследования.
1. Наблюдение за свободной игровой деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе был проведен теоретический анализ литературы по проблеме роли игры в развитии лидерских качеств у детей дошкольного возраста.
Рассмотрено понятие и сущность игровой деятельности. Игра – это важнейшее средство психического развития ребенка: его мотивационно-потребностной сферы, интеллектуальных возможностей, творческих способностей. Игра является средством социализации ребенка, с помощью нее ребенок включается в систему общественных отношений. В образовательном процессе игра имеет диагностическую, терапевтическую и коррекционную функции. Игра вносит позитивные изменения, дополнения в структуру личных показателей личности, в которых она идет от развлечения к развитию.
Раскрыта динамика игровой деятельности на разных возрастных этапах развития дошкольника. Игра возникает как предметно-игровая деятельность, далее у ребенка возникает потребность в совместной деятельности со взрослым, ребенок выполняет игровые роли, далее игра наполняется замещающимися действиями, и в итоге игра служит передачей ролевых отношений и взаимодействие с партнерами по игре.
Проанализирована игра как средством формирования лидерских качеств дошкольников. В подвижных играх происходит проявление собственной индивидуальности, что является как психологической предпосылкой лидерства. Комплексные игры служат для формирования основ самопрезентации, развития самостоятельности, выявления лидера в группе, развития навыков самостоятельного принятия решения, развития ответственности, умения организовывать самостоятельную деятельность. В коллективных играх у ребенка возникает желание проявить решительность, упорство для достижения цели.
С целью изучения роли игры в становлении лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование
1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. – 1959. – № 265. – Вып. 16. – С. 41–60.
2. Анищенко О. А. Развиваемся в игре: пособие / О.А. Анищенко, Л. А. Вяткина. – Минск: Асар, 2000. – 112 с.
3. Безматерных, Т. В. Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т. В. Безматерных // Педагогическое мастерство : материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 135–137.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М. : Эксмо, 2003. – 576 с.
5. Божович, Л. И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР. – 1955. – Вып. 71. – С. 14–19.
6. Викулина, М. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка : старший дошкольный возраст : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Викулина. – Нижний Новгород, 1997. – 18 с.
7. Волков, И. П. Исследование лидерства как функции групповой задачи / И.П. Волков // Экспериментальная и прикладная психология. – СПб. : Питер, 2000. – С. 205–206.
8. Вульфов, Б. Ребячий лидер – кто он? Подумаем вместе / Б. Вульфов // Воспитание школьников. – 1991. – № 1. – С. 2–34.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 512 с.
10. Гарифуллина, А. В. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника / А. В. Гарифуллина, Ю. В. Давыденко, Н. Е. Щербакова // Педагогика : традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск, 2013. – С. 45–48.
11. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 289 с.
12. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 359 с.
13. Дубнякова, А. И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников / А.И. Дубнякова // Вестник Псковского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 143-147.
14. Евдокимова, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста / О. В. Евдокимова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 205-207.
15. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. – М. : Просвещение, 2006. – № 5. – С. 23–25.
16. Емельянова, М. Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / М. Н. Емельянова. – Екатеринбург, 2001. – 19 с.
17. Залевская, А. Г. Педагогические условия развития лидерской устремленности как самоценной формы активности ребенка-дошкольника: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Г. Залевская. – 1999. – 18 с.
18. Инякина, И. В. Воспитание лидера : постановка проблемы / И. В. Инякина // Вестник КГУ. – 2009. – № 2. – С. 147-153.
19. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М. : Академия, 1997. – 386 с.
20. Кириллов, И. Л. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста : автореф. дис. .. канд. психол. наук : 13.00.07 / И. Л. Кириллов ; РАО. – М., 1999. – 20 с.
21. Коломинский, Я. Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 35-42.
22. Конышева, Л. Н. Лидерские качества личности и условия их формирования : историко-педагогический аспект / Л. Н. Конышева. – 2007. – № 15. – С. 2–10.
23. Короткова, Н. А. Современные исследования детской игры / Н. А. Короткова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 163-168.
24. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 422 с.
25. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М. : МОиПК, 1995. – 144 с.
26. Мид, М. Культура и мир детства : избранные произведения / Перевод с англ. Ю.А. Асеева. – М. : Академия, 1988. – 230 с.
27. Михайленко, Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.07 / Н. Я. Михайленко. – М. : МГУ, 1987. – 19 с.
28. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002. – 510 с.
29. Савченко, М. В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста / М. В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 1–7.
30. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
31. Смирнова, Е. О. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева // Социология дошкольного образования. – 2003. – № 1. – С. 1–16.
32. Солнцева, О. В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О. В. Солнцева. – СПб. : СПбГУ, 1998 – 19 c.
33. Чепайкина, И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Чепайкина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 4. – С. 42–45.
34. Шмаков, С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Шмаков. – Москва, 1997. – 19 с.
35. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные баллы по методикам
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Игры, направленные на развитие лидерских качеств дошкольников
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты