Фрустрированность и агрессия у молодых специалистов
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Фрустрированность и агрессия у молодых специалистов»
по дисциплине: «Социальная работа»
2017
251.00 BYN
Фрустрированность и агрессия у молодых специалистов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе имеются следующие приложения:
Первичный эмпирический материал
Результаты обработки данных с помощью критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена
В работе также имеются доклад и презентация.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИИ
1.1 Теоретический анализ проблемы социальной фрустрированности
1.2 Теоретический анализ проблемы агрессии
1.3 Психологические особенности банковских служащих
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИИ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что происходящие в нашей стране негативные изменения в системе ценностей, напряженная и неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, способствуют росту разного рода отклонений в личностном развитии и поведении специалистов различных областей. В современном обществе человеку необходимо быть стрессоустойчивым, уметь преодолевать жизненные трудности за счет уверенного функционирования в определенных сферах жизнедеятельности. Современный специалист должен обладать целеустремленностью, активностью, стремлением к саморазвитию, высокой степени, ресурсами адаптации к социальным условиям.
Социальная среда сегодня носит нестабильный характер, молодому специалисту необходимо ставить определенные цели и достигать успехов в различных аспектах своей жизнедеятельности, однако на пути достижения определенных жизненных целей личность сталкивается с барьерами. Среди специалистов, для которых необходимы перечисленные качества, можно выделить банковских работников. Высокие требования, которые предъявляются им специалистам в банковской сфере, обусловливают специфику их психологических особенностей, которые являются недостаточно изученными. Частыми спутниками профессиональной деятельности банковских работников являются социальная фрустрация и агрессии.
В современной психологической литературе закрепилось представление о теснейшей связи фрустрации и агрессии, о предрасположенности к агрессивному поведению, возникающему благодаря наблюдению за поведением социального окружения, собственному опыту проявлений агрессии. Однако, социальная фрустрированность в связи с агрессией современными авторами целенаправленно практические не исследуется.
Социальная фрустрированность как социально-психологический феномен является недостаточно разработанной категорией. Отдельные стороны этого феномена анализируются в работах Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева, М.А. Беребина, Л.И. Ермолаевой. Проблема социальной фрустрированности рассматривается в рамках исследований, направленных на выявление факторов удовлетворенности жизнью, качества жизни, жизнестойкости, субъективного благополучия личности, психологического здоровья, социальной адаптации и дезадаптации и др.
Проблеме агрессии и агрессивного поведения посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
1.1 Теоретический анализ проблемы социальной фрустрированности
Проблемой изучения социальной фрустрированности в психологической науке занимались такие авторы как А.Л. Бубнов [8], Л.И. Вассерман [31], Е.Л. Ермолаева [16], С.Т. Джанерьян и И.Н. Астафьева [14], Е.И. Кузьмина [26], А.А. Шадрин [45], Ю.А. Шухлова
В качестве основных понятий, раскрывающих сущность социальной фрустрированности, выступают понятия «фрустрация», «фрустратор», «фрустрационная реакция», «социальные потребности».
В отечественной психологии фрустрация в качестве социально-психологического феномена целенаправленно не изучалась. Традиционно фрустрация изучалась исследователями с феноменами стресса (Г. Селье, Р. Лазарус) и агрессии (Д. Бандура, Д. Доллард).
Под фрустраторами понимаются такие факторы, которые вызывают развитие фрустрации, то есть блокируют удовлетворение значимой для субъекта потребности. Фрустратор представляет собой внешнюю причину и ее воздействие на личность.
Фрустрационные реакции отражают отношение к этому воздействию, выраженное во внутренних и внешних проявлениях индивида, который подвергнулся фрустрационному воздействию.
Социальные потребности – это потребности индивида в различных социальных сферах жизни.
В психологическом словаре фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) определяется как психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, которое проявляется в переживаниях тревоги,разочарования, раздражительности, чувства вины [13, с. 23].
Согласно концепции С. Розенцвейга фрустрация появляется в случаях, когда организм встречает непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности [51].
В работах Н.Д. Левитова фрустрация определяется как состояние человека, которое выражается в особенностях переживаний и поведения и вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИИ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1. Организация и методика исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ОАО ….
Всего в исследовании приняли участие 60 человек. Выборка исследования была поделена на две группы: в группу «А» вошли 30 программистов, в группу «Б» вошли 30 экономистов.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь социальной фрустрированности и агрессии у банковских работников.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем социальной фрустрированностью и агрессией у молодых специалистов.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился теоретический анализ по проблеме исследования, отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) на втором этапе проводилось изучение социальной фрустрированности и агрессии у банковских работников посредством психодиагностического тестирования;
3) на третьем этапе проводилась математико-статистическая обработка данных с целью оценки достоверных различий между группами испытуемых, а также установления статистической связи между уровнем социальной фрустрированности и агрессией испытуемых, формулирование выводов по проведенному исследованию.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
Назначение методики: выявление уровня социальной фрустрированности. С помощью методики можно выявить степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности, т.е. социальное благополучие. Методика разработана в 2004 г. в НИПНИ им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым и М.А. Беребиным.
Опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Испытуемым предлагается оценить 20 утверждений по 5-балльной шкале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что социальная фрустрированность – это специфический комплекс переживаний и отношений личности, который возникает в ответ на действие фрустрирующих факторов. Социальная фрустрированность является следствием невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Степень социальной фрустрированности определяется степень удовлетворенности (неудовлетворенности) в наиболее значимых сферах отношений личности. Показателями социальной фрустрированности являются: снижение социальной адаптации, снижение качества жизни. Социальной фрустрированности противопоставляется понятие фрустрационной толерантности.
Существуют различные точки зрения на понимание природы и сущности агрессии: эволюционный подход, фрустрационный подход, социобихевиоральный подход, теория социального влияния, современный подход. Агрессия – это любые действия, направленные на причинение ущерба другому. Агрессивность представляет собой личностное свойство, которое проявляется в готовности к акту агрессии, как черту характера. Агрессивность проявляется в форме агрессии, то есть соответствующим агрессивным поведением. Агрессивность представляет собой и форму враждебности, и динамическую характеристику адаптивности и активности.
Банковские работники имеют следующие психологические особенности: ярко выраженная мотивация преобразования и мотив достижения, демонстративность, эмоциональная лабильность, замкнутость, излишняя подозрительность. Постоянное общение с клиентами и высокие требования к сотрудникам банка обусловливают тенденцию к появлению эмоционального дискомфорта, профессионального выгорания. Банковские служащие характеризуются аналитическим умом, высоким интеллектом, высокоразвитой культурой, клиентоориентированностью, порядочностью, преданность своему делу и организации в целом; высоким уровнем самоконтроля, трудолюбием, высоким уровнем коммуникативной компетенции.
Проведенное эмпирическое исследования взаимосвязи социальной фрустрированностью и агрессией у банковских работников позволило установить следующее:
Существуют достоверные различия между группой программистов и группой экономистов по уровню и параметрам социальной фрустрированности. У экономистов уровень социальной фрустрированности достоверно выше, чем у программистов. Экономисты с большей степени не удовлетворены своими социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
1. Абульханова-Славская, К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К.А. Альбуханова-Славская // Мир психологии. –2011. – № 1. – С. 22-31.
2. Андреев, И.В. Экономическая психология / И.В. Андреев. – СПб.: Питер, 2000. – 429 с.
3. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
4. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3-18.
5. Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 196-201.
6. Барабанщикова, В.В. Анализ профессионального стресса банковских служащих / В.В. Барабанщикова // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2. – С. 135-139.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
8. Бубнов, А.Л. Социальная фрустрированность у пожарных с разным уровнем нервно-психической устойчивости / А.Л. Бубнов // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – 2012. – № 2. – С. 90-95.
9. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001.-352 с.
10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
11. Воронов, А.А. Социальный портрет банковского служащего / А.А. Воронов // Известия Саратовского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 132-136.
12. Глебов, В.В. Акмеологическая составляющая профессионализации личности / В.В. Глебова, Н.И. Качановецкая // Акмеология, РАИНХиГС. – 2013. – № 3 (47). – С. 135-138.
13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. –491 с.
14. Джанерьян, С.Т. Социальная фрустрированность студентов (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 160-166.
15. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте / А.Г. Долгова. – М.: Генезис, 2009. – 211 с.
16. Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.И. Ермолаева. – М., 1993. – 23 с.
17. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
18. Каневская, Ж.О. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Ж.О. Каневская, Л. С. Кириллова // Психология и педагогика: – 2015. – № 42. – С. 7-11.
19. Качановецкая, Н.И. Стресс-факторы производственной среды в деятельности банковских служащих / Н.И. Качановская // Вестник РУДН. –2015. – № 1. – С. 94-98.
20. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
21. Кодякина, Н.М. Психологические особенности смысловой саморегуляции банковских служащих среднего звена в период экономического кризиса / Н.М. Кодякина // Российский психол. журнал. – 2009. – № 4. – С. 54-59.
22. Константинов, В.В. Социально-психологическая адаптация личности в контексте связи социальной фрустрированности и персональной идентификации / В.В. Константинов, В.В. Дьяков // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 1. – С. 48-52.
23. Котляров, И.В. Белорусская социология в начале 21 века: концептуальные аспекты / И.В. Котляров // Социологический альманах. – 2011. – № 1. – С. 5-13.
24. Кренева, С.Г. Управление персоналом в банковской сфере / С.Г. Кренева, А.В. Александрова // Инновационная наука. – 2015. –№ 2. –
С. 85-90.
25. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2006. – № 1. –
С. 63-73.
26. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы личности от фрустрации / Е.И. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 86-94.
27. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 74-79.
28. Любякин, А.А. Особенности проявления агрессивного поведения у юношей и девушек / А.А. Любякин, Н. А. Позднякова // Психология. – 2011. – № 4. – С. 7–14.
29. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с.
30. Менделевич, Д.М. Преклинические психические расстройства у банковских служащих / Д.М. Менделевич, Г.В. Орлов, К.К. Яхин // Практическая медицина. – 2007. – № 1. – С. 32-38.
31. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. – 28 с.
32. Мясищева, Ю.Н. Профессиональное выгорание как фактор, стимулирующий конфликтное поведения банковских специалистов / Ю.Н. Мясищева // Омский научный вестник. – 2008. – № 2. – С. 57-62.
33. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – Ереван: Изд. АН Армянской ССР, 1988. – 263 с.
34. Ольшанская, Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Ольшанская. – М.: МОДН ГЛУ, 2000. – 125 с.
35. Попова, А.А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии / А.А. Попова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 121-126.
36. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26-30.
37. Ревенко, Е.М. Агрессивное поведение в зависимости от уровня фрустрированности / Е.М. Ревенко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. – № 2. – С. 16-23.
38. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 439 с.
39. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонова // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105-115.
40. Фрейд, З. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М.: Наука, 1989. – 467 с.
41. Фрустрация: понятие и диагностика / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
42. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
43. Шабанов, Ю.М. Факторы групповой интегрированности банковских служащих / Ю.М. Шабанов, В.В. Бондаренко // Известия высших учебных заведений. – 2013. – № 2. – С. 163-168.
44. Шагако, Д.С. Проблема происхождения человеческой агрессии: общественный подход / Д.С. Шагако // Вестник Воронежского гос. техн. Ун-та. – 2010. – № 2. – С. 113-118.
45. Шадрин, А.А. Взаимосвязь социальной фрустрированности и субъективного благополучия личности курсантов / А.А. Шадрин // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 145-149.
46. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. – Саратов: Научная книга, 2008. – 432 с.
47. Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О. В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. –
№ 2-4 (14). – С. 198-200.
48. Шухлова, Ю.А. Социальная фрустрированность как условие затруднений адаптации у современной молодежи / Ю.А. Шухлова // Личность в экстремальных условия и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 280-282.
49. Dollard, J. Frustration and aggression / J. Dollard, N. Miller, R. – Sears New Haven, 1964.
50. Kosewski, M. Biologiczne podloze zachowamia agreywnedo / M. Kosewski // Agressywhi przestepcy. – Warszawa: Wiadza Powazttchna, 1977. – S. 1-156.
51. Rosenzweig, S. The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration / S. Rosenzweig // J. Pers. – 1945. – V. 14.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе имеются следующие приложения:
Первичный эмпирический материал
Результаты обработки данных с помощью критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена
В работе также имеются доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты