Копинг - стратегии педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания
Академия последипломного образования
Диплом
на тему: «Копинг - стратегии педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания»
по дисциплине: «Психология»
2017
251.00 BYN
Копинг - стратегии педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
1.2 Понятие и виды копинг-стратегий
1.3 Психологические особенности представителей помогающих профессий
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и методики проведения исследования
2.2 Описание и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время к деятельности педагогов учреждений общего среднего образования, и в частности сотрудников Департамента охраны, предъявляются повышенные требования со стороны общества и государства. Успешное достижение поставленных целей в профессиональной деятельности сотрудникам предполагает выполнение сложных действий, требующих от них максимального психического напряжения, достижения соответствующего уровня профессиональных умений и навыков, наличие профессионально-значимых психологических качеств.
Однако не каждый педагог может адаптироваться к постоянно растущим требованиям, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в педагогических ситуациях, а потому возрастает вероятность возникновения и развития неблагоприятных психических, в том числе эмоциональных, состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но зачастую незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание [48].
Эмоциональное выгорание – это профессиональный феномен, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы [39].
Копинг стратегии – это поведенческие и когнитивные усилия, которые предпринимает человек для ослабления влияния стрессовых обстоятельств [55].
В последние годы достаточно много диссертационных работ посвящается проблеме эмоционального выгорания, среди которых можно назвать «Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников» И.Н. Асеевой [2], «Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников» Е.Р. Исаевой [19], «Специфика «эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений» К.Г. Шабановой [50] и др. Однако, исследований
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания широко представлены в зарубежной психологии. Изучение феномена отечественными исследователями строится на основе зарубежных исследований и только начинает свой путь. На сегодняшний день не существует единого и ясного представления о закономерностях возникновения и развития эмоционального выгорания.
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз (В.В. Бойков, Б. Парлман, Е. Хартман);
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности (К. Маслач);
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды (К. Чернисс);
– интегративный подход, который соединяет предыдущие подходы (Т. Кокс и А. Гриффитс);
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания (Э. Аронсон, Э. Пайс).
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и методики проведения исследования
Эмпирическое исследование базировалось на теоретическом анализе взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у педагогических работников.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у педагогических работников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности эмоционального выгорания педагогических работников;
- определить доминирующие копинг стратегии у педагогических работников;
- выявить статистическую связь между эмоциональным выгоранием и копинг стратегиями у педагогических работников.
Гипотеза исследования: существует связь между эмоциональным выгоранием и копинг стратегиями у педагогических работников.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для проведения исследования применялись следующие методики:
а) методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
б) опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).
База исследования: ГУО «….». В исследовании приняли участие 20 сотрудников (женщин) в возрасте от 25 до 35 лет со стажем педагогической деятельности от 2 до 5 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы и других источников по теме работы, позволил нам сделать следующие выводы:
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
- процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз;
- интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности;
- организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей сред; интегративный подход, который соединяет предыдущие подходы; индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание принято рассматривать в контексте профессиональной деятельности.
В настоящее время понятие «копинг» охватывает широкий круг человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Понимание сущности совладающего поведения выражено в следующих подходах: неопсихоаналитический подход, диспозиционный подход, ситуативный подход, интегративный подход.
Копинг-поведение – это сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, которые сосуществуют бессознательными механизмами психологической защиты. Основными критериями для систематизации стратегий совладания являются направленность действий человека,
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 45–49.
2. Асеева, И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Асеева. – Самара: СГПУ, 2007. – 157 с.
3. Беляева, Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности / Л.И. Беляева // Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001. – 600 с.
4. Березовская, Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
5. Богданова, О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Богданова. – М.: РУДН, 2013. – 208 с.
6. Бойко, В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2009. – С. 161–169.
7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
8. Бойкова, О.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения / О.А. Бойкова, Т.И. Кувшинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 5–9.
9. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
10. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
11. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
12. Гольцева, Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний / Т.П. Гольцева // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 6. – С. 226–231.
13. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
14. Дегтяренко, Т.А. Основные направления профессиональной психологической подготовки личного состава ОВД МВД России / Т.А. Дегтяренко. – М.: ДКО МВД РФ, 2005. – 69 с.
15. Доценко, О.Н Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О.Н. Доценко. – М.: МГУ, 2008. – 28 с.
16. Дроздова, М.С. Эмоциональное выгорание у педагогов как фактор риска психосоматических заболеваний / М.С. Дроздова, Т.Н. Кичигина // Психотерапия и клиническая психология. – 2009. – № 3. – С. 41–42.
17. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
18. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
19. Исаева, Е.Р. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников / Е.Р. Исаева, И.Л. Гуреева // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 6 (64). – С. 26–29.
20. Кецко, Т.В. Гендерные особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии / Т.В. Кецко // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). – 2007. – С. 74–78.
21. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
22. Кораблина, Е.П. Субъект помогающей деятельности как предмет психологического исследования / Е.П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности. – 2000. – Вып. 4. – С. 147–154.
23. Кораблина, Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е.П. Кораблина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – № 6. – Т. 3. – С. 104–122.
24. Королева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Журнал ГрГМУ. – 2007. – № 3 (19). – С. 108–111.
25. Котова, С.А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий / С.А. Котова // Медицинская психология в России. – 2013. – №1 (18). – С. 1–8.
26. Крылов, А.А., Климов Е.А. Психология труда и инженерная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=25&0a1=641&0o1=1&0s1=1. – Дата доступа: 21.01.2017
27. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Свет, 2007. – 60 с.
28. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.
29. Купрене, Е.В. Современное состояние и методы копинг-стратегий в психологии / Е.В. Купрене //Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 5. – С. 69–71.
30. Кухтова, Н.В. Экспресс-диагностика специалистов помогающих профессий: методические рекомендации / Н.В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 55 с.
31. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – Т. 2. – С. 232–236.
32. Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / В.О. Левченко. – Ставрополь: СтаврГУ, 2010. – 238 с.
33. Макаревич, Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися / Р.А. Макаревич // Психология учителя. – М., 1989. – 436 с.
34. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № 12. – С. 15–25.
35. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
36. Меркулова, Н.Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих профессий» / Н.Н. Меркулова // Вестник ТГУ. – 2011. – № 12. – Т. 104. – С. 199–205.
37. Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Милакова. – Астрахань: АГУ, 2007. – 234 с.
38. Милевич, К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К.С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
39. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
40. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
41. Пряхина, М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.06 / М.В. Пряхина. – СПб.: СПбУ МВД России, 2000. – 250 с.
42. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной. – М.: Прогресс, 1994. – 465 с.
43. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – Т. 23. – С. 85–95.
44. Смирнова, И.Е. Оценка и критерии профессионального выгорания / И. Е. Смирнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – 43–46.
45. Смолова, Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Л.В. Смолова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 180 с.
46. Сорокоумова, С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–189.
47. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – Томск: ТГУ, 2001. – 162 с.
48. Уразаева, Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы / Г.И. Уразаева // Вестник Казанского юридического ин-та МВД России. – 2014. – № 2 (16). – С. 14–20.
49. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследователей / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
50. Шабанова, К.Г. Специфика «эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений / К.Г. Шабанова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 2. – С. 41–44.
51. Эннс, Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е.А. Эннс // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92-93.
52. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory stady / С. Chemiss // J. of Organizational Behavior. – 1992. – V. 13 (1). – P. 1–11.
53. Cox, Т. The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis / Т. Cox, А. Griffits, L., 1998. – 463 с.
54. Freudenberger, H.J. Staff burn-out. Journal of Social Issues / H.J. Freudenberger. – 1974. – V. 30.
55. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotion and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. – 1987. – Vol. 1. – P.141–169.
56. Maslach, C. Maslach burnout inventory: manual / C. Maslach, S.E. Jackson; with a special supplement «Burnout in education» by R. L. Schwab. – 2nd ed. – Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1986. – 34 p.
57. Perlman, B., Burnout: Summary and Future and Research / B. Perlman, E.A. Hartman // Human relations. – 1982. – V. 35 (4). – С. 115–119.
58. Pines, A. Helpers’ motivation and the burnout syndrome // Wills T.A. (ed.). Basic processes in helping relationships. – N.Y.: Acad. Press, 1982. – Р. 453–457.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты